355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Любовь Овсянникова » Лукавый взгляд с любовью » Текст книги (страница 12)
Лукавый взгляд с любовью
  • Текст добавлен: 28 марта 2017, 06:00

Текст книги "Лукавый взгляд с любовью"


Автор книги: Любовь Овсянникова


Соавторы: Юрий Гах
сообщить о нарушении

Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)

Сергей Андреев. Мир, открытый людям

Статья опубликована 19 мая 1998 года в газете «Наше місто». Характерно в ней то, что Сергей Юрьевич коснулся истории поселка Славгород, вспомнил о его знаменитых ярмарках. Это дает возможность рассказать, кем и на каких нравственных и трудовых традициях воспитана Любовь Борисовна.

По ее домашним преданиям, основали поселение, сначала названное Жабуневым, потом Славгородком и, наконец, Славгородом, мирные люди – возчики, чумаки. Как известно, занимались они торгово-перевозным промыслом, а значит, – разводили волов, мастерили телеги, держали склады и постоялые дворы, налаживали контакты и торговали. Хотя эти территории и лежали за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле), и считались исконной вотчиной казаков, но казаки сюда пришли позже и просто влились в уже налаженную жизнь, разнообразив ее.

Как и почему вблизи большой полноводной реки, по которой много люду ходило из варяг в греки, на пустом месте образовался устойчивый пункт сухопутных перевозок? Кому он нужен был в дикой степи? А как раз тем и потребовался, кому мешали днепровские пороги.

Дело в том, что Славгород лежит почти на середине того 90-километрового отрезка Днепра, который был практически несудоходным, – из-за порогов. Эти пороги надо было обходить, а суда чем-то заменить. Нашли выход в гужевом транспорте, локализующемся в Славгороде, откуда одинаково ходу было до южного и северного концов несудоходного днепровского отрезка.

Если идти с севера на юг, то начинался этот отрезок, где залегают гранитные скалы Украинской кристаллической линии, чуть ниже Днепропетровска, у Лоцманской Каменки, и шел до самого города Запорожья.

Впервые о порогах на Днепре упоминает в V веке до н.э. греческий историк Геродот. В Х веке о них пишет греческий император Константин Багрянородный. А полный список днепровских порогов находится в так называемой «Книге Большого Чертежа всему Московскому государству», составленной по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 года.

Там написано:

«А ниже реки Самары на Днепре порог Кодак. Ниже Кодака миля порог Звонець. Ниже Звонца порог Сурский. А ниже Сурскаго три версты порог Лоханной. А ниже Лоханного три версты порог Стрельчей. А ниже Стрельчаго две версты порог Княгинин. А ниже Княгинина с версту порог Ненасытец (Неясытец). А ниже Ненасытца (Неясытца) на пяти верстах наискось Воронова (Воронаго) забора. А ниже Воронова (Воронаго) забора порог Волнег. А ниже Волнега три версты порог Будило. А ниже Будила три версты порог Лычной (Лычна). А ниже Лычного три версты порог Товолжаной. А ниже Товолжаного три версты порог Волной».

Позже пороги стали именоваться проще: Кодакский, Сурской, Лоханский, Звонецкий, Ненасытец, Вовниговский, Будильский, Лишний и Вольный.

Среди них самым страшным был порог Ненасытец, расположенный вблизи сел Никольское-на-Днепре (по правому берегу) и Васильевка-на-Днепре (по левому берегу). Он имел двенадцать уступов. Сотни судов и великое множество людей нашли свой конец в его бурлящих водах. За это он и был прозван "ненасытным". Это был единственный из всех днепровских порогов, который из-за быстрого течения не замерзал зимой.

В 1787 году императрица Екатерина II по дороге из Екатеринослава (Днепропетровска) в Херсон лично посетила Ненасытец и наблюдала за тем, как лоцманы из поселка Лоцманская Каменка (сейчас это один из районов Днепропетровска и называется Лоцкаменка) проводили все 80 судов ее флотилии. Для этого на близлежащей скале был сооружен специальный деревянный дворец.

Историки считают, что именно вблизи Ненасытца в 972 году нашел свою смерть князь Святослав Игоревич, возвращаясь домой после неудачного болгарского похода.

Недалеко от порога Ненасытец находится красивейший залив – Тягинка.

После строительства в 1932 году плотины ДнепроГЭС в Запорожье пороги скрылись под водой Днепровского водохранилища.

Так вот, занятие коренных жителей Славгорода торговлей и перевозками и привело к возникновению ярмарок – сюда приезжали со всех концов те, кто хотел заполучить заморский товар из первых рук, подешевле.

Со временем к оптовым прибавились ярмарки рабочей силы, как теперь сказали бы – рекрутинговые. Сюда приезжали в поисках работы мужчины из густонаселенных селений Полтавщины и землевладельцы с Таврии – за наймом сезонных рабочих. И те и другие какое-то время, пока шло заключение договоров, жили в Славгороде, нуждаясь в жилье и обслуживании. Поэтому здесь начала развиваться сфера оказания услуг, в том числе по ремонту телег, а затем и сельскохозяйственного инвентаря. Постепенно начатки производств усложнялись, ремонт дополнялся изготовлением новых частей, а потом и целых изделий, затем переросли в механический завод со своим производством: кузней, литейным цехом. Рядом вырос кирпичный завод. И село превратилось в поселок.

Так что ярмарки в Славгороде пропали по политическим причинам – после смены формаций, когда не стало частного землевладения и всем свободным рукам нашлась работа на местах.

Самым стойким наследием тех времен, помимо существующих поныне производств и построек, остался язык – русский, разбаленный полтавским наречием украинского.

Действительно, Славгород дал миру двух докторов наук – технических и физико-математических, одного генерала, много-много медиков. Причем доктор технических наук – это ее брат. Доктор физико-математических наук – сосед, сын маминой подруги и одноклассник ее старшей сестры – он был на семь лет старше ее и по описанным обстоятельствам в детстве много уделял ей внимания. Да и генерал тоже соседский сын, правда, более молодого поколения – крестник ее отца. Так что окружение Любови Борисовны было своеобразным – сосредоточенным на науках, на достижениях, на стремлении к совершенству.

И о любви. Для Любови Борисовны «любовь» – это не инстинктивно-примитивное сусло, не жажда продолжения рода, не сексуальное чувство – даже не чувство вообще. И это далеко не выявление какой-то естественно-безотчетной данности в себе, не признание в пассивном состоянии души. Для нее это борьба со злом. Это активное отношение к миру и ближнему, выраженное в поступках и опирающееся на заповеди Христа. Следовательно, в словах: «…как трудно я люблю» – речь идет о сражениях за добро и трудных победах в них.

И уж, конечно, никакой такой «вести о раскрывшейся яркой поэтический индивидуальности Любови Борисовны» в Славгороде не было. Этого не требовалось – там всегда знали, что Любовь Борисовна была заметной личностью, талантливой и яркой, всесторонне развитой. Да взять хотя бы то, как дети воровали ее тетради со школьными сочинениями, когда она уже была студенткой! Тут писалось об этом. Достаточно еще раз подчеркнуть, что происшествие с ее тетрадями все же не рядовой случай. Это по-детски выраженное восхищение ею и признание ее талантов.

О, журналистика…

***

Есть на Днепропетровщине поселок Славгород, история которого уходит корнями во времена казацкой вольницы. Когда-то славились замечательные Славгородские ярмарки, потом почему-то многие добрые традиции забылись. Но название это не дает забыть имена тех, кем можно гордиться: ученые, медики, генералы.

Любовь Борисовна Овсянникова тоже родилась в Славгороде, и позже войдет в когорту почитаемых славгородцев. Не в этом ли заключена удивительная связь времен, незримо накапливавшаяся преданность родному краю, любовь к землякам, бережное отношение к самому слову «любовь», однажды выплеснувшемуся из души в виде поэтического откровения. Весть о раскрывшейся яркой поэтической индивидуальности докатилась из областного центра, где она живет и работает ныне, до Славгорода.

В мягкий апрельский вечер в поселковом клубе состоялась презентация новой книги Любови Овсянниковой «Мої світи», вышедшей недавно в издательстве «Січ». Книга, в отличие от первых двух, написана на украинском языке и явилась по сути творческим отчетом поэтессы перед односельчанами. Не знаю, чего ожидали совсем юные и преклонного возраста люди от этой встречи, но оптимизм, обаяние, художественное мастерство Любови Овсянниковой взяли свое. Чуткая от природы сельская публика вслушивалась в трепетную музыку стихов.

Славгородцы с удовольствием участвовали в празднике поэзии, который удачно предварял день Пасхи Христовой. Ученики местной средней школы читали стихи поэтессы не менее вдохновенно, чем она сама. Школьные подруги Любови Борисовны, ныне учителя школы, подарили ей и ее гостям прекрасные песни. Нас, членов Союза писателей Украины, приглашенных Любовью Борисовной и хозяевами, было не много – Владимир Сиренко, Константин Чернышев и автор этих строк, но каждому нашлось, что сказать собравшимся. Мы поделились своим профессиональным взглядом на стремительно ворвавшуюся в творческий мир Приднепровья поэзию Любови Овсянниковой. А когда стихи читала автор, обладающая и исполнительским талантом, яркие запоминающиеся образы, свежие метафоры соперничали друг с другом в извечном споре о том, что первичнее: чувства или разум. В чью пользу решился спор, каждый из участников встречи определял для себя сам.

Надеюсь, смогут решить это и читатели новой умной, доброжелательной книги стихов Любови Овсянниковой «Мої світи», которую она преподнесла людям и мужу Юрию Семеновичу в канун 30-летия их бракосочетания: «Він тридцять літ не відпуска весну, що нас колись скріпила воєдино» – признания, признания… Впрочем, книга «Мої світи» посвящена Любовью Борисовной своим родителям: Прасковье Яковлевне и Борису Павловичу Николенко.

В книге много по-настоящему поэтических строк: «І буде ранок, тільки вже без мене. Зовсім одна вночі я відійду, нечутно зіркою зірвуся з неба і на духмяні трави упаду…», «Чи є ті зорі, бездоганні зорі, де справжні обертаються світи? Відносне все… Невже сама відносність в природі абсолютна назавжди?», «І мариться, що інші є світи… Покинуть все і на незримих крилах, зректися плоті і летіть туди», «Єдиний зойк і нерв і пульс єдиний! Незримий час над нами проліта, і щастям резонують все клітини…». «Над проваллям безглуздя і сірості ви до мене на трави впадіть…»

Дай Бог вам счастья и творческого вдохновения, Любовь Овсянникова!

Александр Зобенко. «Дикий терен» Любови Овсянниковой

Статья опубликована 7 сентября 2000 года в газете «Зоря» на украинском языке.

***

В литературных кругах вспоминают притчу о том, как сборник поэзий «Соняшник» (соняшник – подсолнух, – Примеч. составителя) молодого тогда еще поэта Ивана Драча кто-то из книгораспространителей механически (по названию) занес в каталог «Сельскохозяйственная литература», и он был заказан для изучения во всех агрокружках колхозов. Ошибка чиновников пошла на пользу и автору книги, и читателям. Потому что все, узнавшие красоту Драчевского «Соняшника», уже заинтересовано искали в книжных магазинах другие его сборники.

Веду к тому, что тот, кто возьмет в руки книгу «Дикий терен», надеясь прочитать тут о наливках, настойках-терновках и о лечебных свойствах этой ягоды, – не разочаруется. Зацепившись за строки:

 
«Просив мене Бог не чіпати те дерево,
Мовляв, у тих яблуках сховано гріх.
Та змій скуштувати плоди допоміг
Терпкіші від дикого терену», —
 

прочтет всю книгу, в которой представлена и поэзия и проза Любови Овсянниковой.

В поэтических творческих наработках, составивших два раздела – «Чара гіркот і надій» и венок сонетов «Осінь», есть мотивы искренней исповеди («О, Господи, прийми останню сповідь і все прости») и проповеди («Влаштується все в милій Україні, Бо вир життя по-новому тече), и отповеди злым козням темных сил («Ваш гріх світ не відмолить за слово, що вами гнане, Приречене… Та живе! І поза земними днями Зустріти бійтесь мене»).

Поэтесса часто прибегает к таким формам изложения мыслей, как диптих («Каяття», «Безсоння»), триптих («Я – про кохання») и даже к подборке из четырех стихотворений («Пори року»). А затем смело принимается за венок сонетов под названием «Осінь», подав в качестве основы (зачатка) такие строки:

 
Несу любов, служу їй, наче жриця,
Будуючи чи храм, чи мінарет.
Навік засну, але нехай присниться
Любов’ю заримований сонет.
 

И венок получился на славу, хороший, душевный!

Доцент Днепропетровского госуниверситета, известный поэт Виктор Корж так охарактеризовал поэтессу: «Вполне сформированный талант. Перед нами – профессионал, умеющий объединять законы и формы поэтики с индивидуальным мировоззрением… Это относится и к прозаическому творчеству писательницы».

В третий раздел книги, состоящий из прозы, вошли шесть «славгородськіх бувальщин» и новелла «Гостинець від зайця». Читатель наблюдает картинки из жизни родного села, бытовые конфликты между соседями, кумовьями, рассказы и проказы сельских юмористов, вызывающие его добродушный смех. Дядька Игнат всем односельчанам давал остроумные смешные прозвища. Именно такой «материал» когда-то собирал Д. И. Яворницкий.

Между прочим, в последнее время мне посчастливилось прочитать три такие книги: «Пиріжки з пасльоном» М. Негоды (Черкассы), «Станційні пасторалі» Г. Гусейнова (Кривой Рог) и вот – «Славгородські бувальщини» Любови Овсянниковой. В этих книгах – воспоминания детства. Но как же интересно, каждый по-своему ведет этот рассказ!

Раздел 5. Публикации произведений Л. Овсянниковой без комментариев

«Двое» – № 8, 2000 год, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 26 ноября 1996 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 8 апреля 1997 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 4 декабря 1999 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 7 августа 2000 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 7 августа 2001 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Зоря» – 15 апреля 2006 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Днепровская панорама» – 23 ноября 1996 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Приднепровская магистраль» – 11 января 1997 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Приднепровская магистраль» – 19 апреля 1997 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Вісті Придніпров’я» – 25 марта 2004, статья Н. Терентьевой «Літератори Дніпропетровщини – юним читачам» о работе секции литературы для детей и юношества Днепропетровской организации Национального Союза писателей Украины, которую вела Л. Овсянникова.

«Борисфен» – март 2004 год, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Борисфен – июнь 1996 года, подборка стихов Л. Овсянниковой.

«Борисфен» – декабрь 1996 года, под псевдонимом Лидия Крутояр опубликован рассказ «Нарочно не придумаешь» из цикла «Рассказанное отцом».

Раздел 6. Опубликованное в журнале «Борисфен» под рубрикой «Желтая сурепка»

Ноябрь 1996 года – Подборка материалов, первый выпуск «Желтой сурепки».

Декабрь 1996 года – Подборка материалов. Интервью с Т. И. Хобтой, ответственным работником Облгосадминистрации по вопросам женщин.

Январь 1997 года – Гостья «Желтой сурепки» В.В. Тальян.

Февраль 1997 года – Подборка материалов. Стихи других авторов в моем переводе с русского.

Март 1997 года – Интервью с председателем Днепропетровского отделения международной организации «Жіноча громада» ирецкой Клавдией Петровной.

Апрель 1997 года – Подборка материалов.

Май 1997 года – Инициаторы объединительного движения, о конференции женских общественных организаций.

Июнь 1997 года – подборка материалов, статья «Удачи тебе, Настя», репортаж с городского праздника защиты детей.

Июля 1997 года – Подборка материалов.

Август 1997 года – Тамара Завгородная, «Люди и дела».

Сентябрь 1997 года – Ручей из родника сердца, об учителе Солдатовой Наталье Александровне из Славгорода.

Октябрь 1997 года – Читающая небо, рассказ о Тамаре Павловне Выхрестюк, астрономе, ведущем специалисте Днепропетровского планетария.

Ноябрь 1997 года – Тернистый путь, о творчестве Г. Калиниченко.

Декабрь 1997 года – Как мы себя чувствуем, доктор? Беседа с областным психотерапевтом А. А. Хохолевой.

Оглавление

Юрий ГАХ 1

Лукавый взгляд с любовью 1

( Литературный портрет Любови Овсянниковой ) 1

Предисловие 2

Раздел 1. Мне было восемнадцать… 3

Раздел 2. Подарок себе и вечности 6

Художественное освоение истории в творчестве Александры Кравченко 7

Патриотизм по-украински 10

У нас есть свой рыцарский роман 13

Тайны медового леса Марины Тумановой 15

О литературе для детей и юношества 17

Волшебные владыки звучаний 19

Свет гончаровской зари 22

Смерть ценой в бессмертие 23

Дилеммы о добре и счастье 28

Раздел 3. Ноты отзвуков 30

АЛЕКСАНДРА КРАВЧЕНКО 31

ЮРИЙ КЛЮЧ 36

ЛЮДМИЛА БАБИЧ 39

ТАТЬЯНА АБРАМОВА 60

ГРИГОРИЙ ГАРЧЕНКО 64

ВАЛЕНТИНА БОНДАРЕНКО 65

АНАТОЛИЙ ШКЛЯР 69

МАРИЯ ЯКОВЕНКО 71

ВИКТОР КОРЖ 73

Раздел 4. Короткой строкой 75

Виталий Прудченко. Новый книжный проект 75

Анна Демина. Пишите и печатайтесь 76

В. Сухая. Встречи в рифму 77

Фидель Сухонос. Я пью из родников духовного озона. 77

Александр Тараненко. «Стожары» на литературном небосклоне 79

Вадим Демин. Голос, воспевающий жизнь 81

Сергей Андреев. Предисловие к подборке стихов «Родителям» 81

Сергей Андреев. Той памятью мой день навек пропах… 81

Сергей Андреев. Мир, открытый людям 82

Александр Зобенко. «Дикий терен» Любови Овсянниковой 85

Раздел 5. Публикации произведений Л. Овсянниковой без комментариев 86

Раздел 6. Опубликованное в журнале «Борисфен» под рубрикой «Желтая сурепка» 86




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю