355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Игорь Назаров » Таежные отшельники » Текст книги (страница 24)
Таежные отшельники
  • Текст добавлен: 18 марта 2017, 09:30

Текст книги "Таежные отшельники"


Автор книги: Игорь Назаров



сообщить о нарушении

Текущая страница: 24 (всего у книги 24 страниц)

Ответное письмо Агафьи

Читателям, которые затрудняются в прочтении текста на старославянском языке, привожу его в моем переводе с некоторыми изменениями орфографии и знаков препинания.

Господи Йисусе Христе сыне Божий помилуй нас. Аминь. С ниским поклоном Агафья Карповна Игорю Павловичу Назарову и всем вашим супруге твоей Тамаре, Светлане, Валерие и внучкам. Желаю от Господа Бога добраго здравия на ипаче всего душевнаго спасения, благополучия.

Собща о себе. Пока слава Богу вживых, здорове и силы ослабела. На Горячеи ключь нету возможности уже десятой год, спина сильно болеть стала. Нонче болева я кашлем сильным и загриппова и спина заболева и ребра, все болезни врась открылись. Одна и козы надо кормить, поить и воды нидоступно было. Себе я снег таива. Козы-то нонче молока нету от них. Писать времени нету.

Нонче зима была морозна и безснежна, реки наледями вышли из берегов, острова затопива, льдом Еринат вымерзав, воду с дальнай речьке приходивась брать. Вопрос о родственниках Онисим и Анисья Парамоновна отошли от сего света, Анна боле ни приежижавь, сын у ней умер, более у ней детей нету. Сюда Федора онисимова дочь приежжава и Петро Ефимович Рагалев приежать с Таштагола, с Килинска ни приежают. С Урала Георгия привезли, Андрей расскажет про него. Я сей час с Андреем копам землю, картошку садим, на рыбалку ходим, от медведя охранять, дай скоро приплывут за ним.

Игорь Павлович я всегда вспоминаю о вас и хотевась бы еще повидатса с вами. Годы идут. Здоровья с годами тоже уходит, также и силы уходят. Кончаю писать, всего вам добраго, досвидания. 13 мая от Адама лета семь тысящь пять сот двадсатой, от рождества Христова две тыщи двадсатой.

На фото: заимки Лыковых

Думаю, что из письма Агафьи ясно как ей приходится тяжело в жизни и борьбе с тяготами существования и нездоровьем. Как всегда, её послание открывается самыми добрыми пожеланиями всей моей семье. В её памяти, как компьютере, четко сохраняются все имена и даты. Ведь она за многие годы житья в изоляции, и пройдя тяжкие испытания, ни разу не ошиблась в летоисчислении. Это был бы тяжкий грех – не соблюсти четкий регламент чтения предписанных ежедневных молитв и церковных праздников.

Как всегда, Агафье особенно тяжко приходится зимой, когда обостряются её болезни суставов и позвоночника, а тут ещё «козы надо кормить, поить и воды нидоступно было, Нонче зима была морозна и безснежна, реки наледями вышли из берегов, острова затопива, льдом Еринат вымерзав, воду с дальнай речьке приходивась брать». Это только представить надо, как человеку, скованному жестокими болями в спине и суставах, по глубокому снегу и льду приходилось таскать воду для коз, к тому же «нонче молока нету от них». А проблема кормления коз? Легко сделать «доброе» дело – привезти коз и оповестить об этом весь мир. А каким тяжким бременем это ложится на многострадальную Агашу!

Ещё одна проблема насторожила меня. Агафья пишет: «Себе я снег таива». Дело в том, что в талой воде практически нет калия, так необходимого для нормальной работы сердца. Неслучайно однажды, навестив Агафью в конце зимы, мы обнаружили у неё серьезные нарушения ритма сердца. Тем более что длительный безкалиевый питьевой режим проходит на фоне перенесенного Агафьей клещевого боррелиоза (доказано лабораторно), поражающего сердце, суставы и позвоночник.

На фото: Агафья за чтением молитв

Упомянутый Агафьей Георгий с Урала, по словам Андрея, являлся служителем старообрядческой церкви, считал её святой и взялся ей помогать. Однако обнаружились какие-то разногласия в трактовке церковных канонов и помощник он оказался неподходящий. Агафья попросила его увезти.

На некоторые мои вопросы Агафья не ответила. Да это и понято: «Писать времени нету», нужно копать землю картошку садить, рыбу ловить. Однажды, видя, как трудно дается Агафье писание, я спросил: «Агаша, скажи, что легче делать: письма писать или землю копать?». Агафья с легкой улыбкой ответила: «Писать-то одни руки работают, а болит всё (тело)».

В начале января 2013 года получил известие из Абазы от Николая Пролецкого, нашего давнего друга по совместным походам к Лыковым. Он сообщил, что сотрудники заповедника «Хакасский» посетили таежную отшельницу Агафью Лыкову, чтобы передать посылку с подарками от митрополита Московского и всея Руси Корнилия, предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, книги и календарь на 2013 год с посланием боголюбивой рабе Божьей Агафье на добрую молитвенную память. Отмечается также, что митрополит Корнилий пожелал отшельнице здравия и душевного спасения.

На фото: Агафья зимой 2013 года

Экологи также доставили Агафье теплые вещи и продукты, новогодние подарки, корреспонденцию, которую в большом количестве направляют ей граждане России и зарубежья, привезли книги от митрополита православной старообрядческой церкви. Чувствует Агафья Карповна себя неплохо, хотя, конечно, возраст уже преклонный, покидать заимку отказывается. В следующий раз таежная отшельница попросила привезти ей посуду и некоторый бытовой инвентарь – серп или косу. По словам директора заповедника «Хакасский» Виктора Непомнящего, несмотря на труднодоступность территории, Агафью Лыкову они посещают систематически.

Эта благая весть обрадовала меня. По крайней мере, стало известно, что Агафья благополучно перенесла первую половину тяжелой зимы. Представляю, как важно было Агафье получить благословление и церковные книги от митрополита Московского и всея Руси Корнилия, предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Отрадно, что отшельницу не забывают добрые люди, сотрудники заповедника, интересуются её богоподвижничеством, судьбой и оказывают посильную помощь. Надеюсь, что это поможет благополучно пережить Агафье зиму и дальнейшие испытания. Всех благ и здоровья тебе Божий Человек!

Дорогая Агаша! Игорь Назаров – о тридцатилетней дружбе с отшельницей Агафьей Лыковой

На днях знаменитая таежная отшельница Агафья Лыкова отметила 71-й день рождения. Но отнюдь не поэтому ее имя снова замелькало в СМИ: недавно заповедник «Хакасский», на территории которого находится заимка отшельницы, объявил о запуске летних туристических маршрутов, включающих помимо прочего визит в жилище Агафьи Лыковой. «Повидаться со староверкой смогут только те, кому она сама разрешит, а туры в тайгу будут единичными», – заверяют в заповеднике. Однако врач и многолетний друг Лыковой Игорь Назаров уверен, что «это лишь уловка, очередная попытка заработать деньги на имени Агафьи». Для него загадочная староверка – просто Агаша. Давний пациент, добрый друг, советчик, пример несгибаемой воли и веры. Мы попросили Игоря Павловича прокомментировать последние новости, а также ответить на другие вопросы об Агафье Лыковой.

Когда мир узнал о Лыковых

«Допетровские времена вперемежку с каменным веком» – так охарактеризовали заимку Лыковых впечатленные советские геологи, когда почти 40 лет назад впервые «рассекретили» жилище старообрядцев. Весть об отшельниках, десятки лет проживших в тайге в полной изоляции от людей, стала тогда сенсацией. Что это за «робинзоны»? Как они живут? Почему ушли из «мира»? И 40 лет назад, и сейчас жизнь семьи Лыковых и последней ее представительницы Агафьи вызывает похожие вопросы. Только сегодня, в эпоху высоких технологий и вездесущих гаджетов, осмыслить бытие отшельников куда сложнее.

Отшельниками старообрядцы Лыковы стали в конце 1930-х годов, а в 1978-м их случайно обнаружили геологи, приехавшие в малодоступный район Западных Саян с экспедицией. Тогда Лыковых было пятеро: отец, Карп Осипович и четверо его детей (Савин, Дмитрий, Наталья и младшая дочь Агафья). Ей в ту пору было почти 40 лет, а старшему сыну Савину – около 56.

После выхода повести Пескова «Таежный тупик» семья отшельников Лыковых «прогремела» на весь Союз, да и за его пределами о старообрядцах узнали. Узнали, что десятки лет они выживают огородом и рыбалкой, иногда охотятся, сами ткут одежду, летом ходят босыми, а зимой – в обуви из бересты, беспрестанно молятся и ничего не ведают о благах прогресса. Да что там, даже хлеба кроме Карпа Осиповича никто в семье не пробовал!

Принимать новое старообрядцы не стремились: вежливо отказывались от предложенных «чужаками» продуктов, от спичек. «Это не можно», – говорили они про отвергнутые дары. Отвергали, впрочем, не все: охотно брали ткань, хозяйственную утварь и сами, чем могли, благодарили гостей. «Помню, как Агафья и Карп Осипович угощали нас кедровыми орехами: насыпали их в ладошки осторожно, так, чтоб наши руки не соприкасались. Еще поили кедровым молоком (это толченые орехи с водой)», – рассказывает Игорь Павлович. «Соприкасаться» с мирским Лыковым не позволяла вера. Из религиозных же соображений старообрядцы прежде чем принять какой-то подарок, иногда держали его в ручье – очищали от мирского «налета»

Зачем в Хакасии организуют туры на заимку Агафьи Лыковой?

(Комментарий Назарова И. П., апрель 2015 г.)

Недавно администрация заповедника «Хакасский», на территории которого находится заимка Агафьи Лыковой, объявила, что летом запустит туристические маршруты с посещением поселения староверки. Трехдневный «таежный» тур с заездом на источник Горячий ключ и визитом к отшельнице для группы из 3–5 человек обойдется в 175 тысяч рублей. Как уверяют организаторы, поток туристов не будет массовым, а туры сделают единичными и только по запросу самой Агафьи. Но будет ли так на деле? Или из староверки сделают «приманку» для любопытных туристов?

И.П.: Мое мнение, это полное безобразие! В Интернете и так уже рекламируется какой-то монастырский чай с портретом Агафьи якобы по рецепту самой Агафьи. Такого рецепта от Агафьи не существует, люди просто хотят на ее имени заработать денег. И сейчас снова используют ее имя в коммерческих целях. А уверения инициаторов, что эти поездки будут редкими и по запросу самой Агафьи, просто уловка. Если устав заповедника разрешает, доставлять людей на лечебный источник «Горячий ключ» – это благое дело, а направлять туристов к Агафье чревато тяжелыми или даже катастрофическими последствиями.

Больно видеть репортаж по ТВ с заимки Агафьи, когда к ней вваливается целая толпа людей, и оператор, несмотря на протестующие жесты Агафьи, продолжает беззастенчиво снимать. Конечно, очень хорошо, что губернатор Тулеев и работники заповедника навещают и помогают отшельнице. Но необходимо оградить Агафью от массовых посещений любопытных туристов и жаждущих сенсаций журналистов. Нельзя ходить в «чужой монастырь со своим уставом». Необходимо пощадить психологию, каноны веры и духа, здоровье Агафьи. Ведь опасность от инфекции, особенно в период эпидемии гриппа, от людей из «мира» не миф, а реальность, доказанная жизнью и исследованиями (см. книгу «Таежные отшельники»). Нельзя заимку Агафьи превращать в место для массового туризма. Последствия могут быть самыми печальными. Отшельница имеет приобретенный иммунитет только к клещевому энцефалиту и боррелиозу, но не защищена даже от привычных для нас инфекций. После контакта с людьми она уже не раз очень тяжело и длительно болела.

Вы поддерживаете сейчас связь с Агафьей, или письмо, опубликованное на нашем портале, было последней весточкой от нее? Есть ли новые сведения о ее здоровье?

И.П.: Связь поддерживаю по мере возможности. Было еще одно письмо. А летом 2014 г. мне посчастливилось поговорить с Агафьей по спутниковому телефону. Говорили обо всем, о жизни, о хлопотах по хозяйству, проблемах со здоровьем. В последнее время достоверных сведений о жизни и здоровье Агафьи мне не поступало.

Из воспоминаний об Агафье Лыковой

Игорь Павлович, в неопубликованном интервью Вы отмечали, что в начале 80-х к Агафье потянулись гости – журналисты, старообрядцы, школьники. Как она реагировала на их приезд? Плюс есть еще бесконечные письма из самых разных уголков Земли… По-вашему, нужно ли рассказывать людям об Агафье?

И.П.: Действительно, у Лыковых за последние годы побывали многие: группа туристов из Алтайского края, несколько раз приезжали родственники, какой-то богомольный, три человека из Казанского университета (записали их говор), группа школьников пришла пешком через хребет, и еще было несколько человек. В июле 1983 года впервые Лыковых навестил журналист В. М. Песков.

Агафья всегда приветлива к гостям, ее воспитание и врожденная деликатность и доброжелательность к людям предопределяет в первую очередь уделить внимание и заботу к прибывшим путникам. Но в то же время хозяйка прекрасно чувствует людей, так сказать, с первого взгляда определяет энергетику и сущность человека. Для кого-то она сразу открыта к общению, а кого-то сторонится. Приходящие письма она всегда читает с большим интересом, в силу своего высокого врожденного интеллекта и любознательности, открытости к познанию мира и людей.

Рассказывать о Лыковых и Агафье, несомненно, нужно, но вдумчиво, со знанием и правдиво, без художественного вымысла, не делая из ее жизни шоу. В моих путевых заметках я документировал то, что реально видел, слышал и узнавал о вероподвижнической жизни Лыковых в тяжелейших условиях потаенной тайги, об их трудолюбии, мужестве, необычайно сильных духе и вере.

Известно, что Агафья выезжала за пределы тайги, когда гостила у родственников. Какое впечатление на нее произвел выход в «мир» и сама другая среда?

И.П.: Агафья всегда с удовольствием и интересом общалась с многочисленными родственниками и старообрядцами в «миру», но при этом порой испытывала определенные несогласия с ведением церковной службы. При посещении она всегда заболевала и «рвалась» обратно к себе домой. Из её письма: «Когда я жила там у своих в Киленском заболела легкими. Тогда семь дней пила лекарствы мумие, настойку женьшеня корня и таблетки. Мазь от тебя тоже сколь натирава спину, грудь, а сколько мазь оставась я больным отдала. Когда домой приехала молилась правило». Все попытки переселить Агафью в старообрядческий поселок Киленское категорически были ею отвергнуты.

Сейчас Агафья живет одна, но насколько я знаю, после того, как погибла ее семья, одно время в ее поселении жил какой-то старообрядец. Однако потом все равно уехал. Почему? Не выдержал тяжелых условий? Или не ужился с Агафьей? Как думаете, то, что она позволила постороннему жить рядом, говорит о том, что отшельница все-таки стремилась к общению и жизни с другими людьми? Отвыкла от полной изоляции, которая была раньше?

И.П.: За эти годы у Агафьи проживал не один старообрядец, был период, когда с ней жила семья Ленковых. Она, конечно же, стремилась к общению с людьми и рассчитывала от них на помощь. Но так как она предъявляла к поселенцам жесткие требования к работе по хозяйству, не терпела лень, и особенно малейшее отступление от канонов веры, пришлые долго не задерживались.

Игорь Павлович, Вы описываете интересные случаи: Агафья приняла от Вас таблетки, лечилась ими, зато потом несколько недель подряд замаливала этот «грех», пару раз пользовалась устройством для связи, когда ей было плохо. Получается, жажда жизни все-таки перевешивает упование на Бога, на то, сколько он отмерил для жизни? Или это сила, идущая от веры, не опускать руки, не падать духом?

И.П.: Меня как врача, знающего о состоянии её физического здоровья не понаслышке, поражает сила духа и веры, неистощимый жизненный оптимизм, которые позволяют этой уже пожилой и нездоровой женщине справляться с невероятными нагрузками. Оказывается, мощное духовное начало выше слабого физического! Несомненно, вера и стремление к жизни, заложенное в ней природой, – основополагающая сила, а что касается принятия таблеток, то она принимает их только от тех, кому действительно доверяет. При этом она усилено молится, прося помощи у Бога!

Наверное, помимо лекарств есть и другие предметы извне, которые «прижились» у Агафьи?

И.П.: Агафья всегда рада и с благодарностью принимает подарки, но пользуется только тем, что разрешено ее верой и канонами. Да, конечно, прижились предметы обихода – сапоги, ткани, кухонная утварь, фонарики, часы, ручки для письма, лекарственные травы.

Что дало вам многолетнее общение с Агафьей? Чему стоит поучиться у нее современному человеку? На ваш взгляд, возможно ли сегодня вернуть человека к тому облику, что демонстрирует Агафья?

И.П.: Так случилось, что семью староверов Лыковых судьба забросила в таежные дебри Саян и обрекла на долгие годы изоляции от людей. Однако Лыковы не оказались в «тупике», невзгоды, лишения и голод не сломили их. Выжить им помогали вера в Бога, сила духа и чистота души. Для Агаши нет никаких сомнений, что настоящая жизнь начинается на небесах, к ней надо готовиться и вести праведный образ жизни здесь, на земле. Кстати, она не демонстрирует облик, а живет счастливо и благочестиво, «без атеросклероза и депрессий». Хорошо бы нам перенять у нее великолепное чувство юмора, самоиронию даже в самых тяжелых жизненных ситуациях.

Нам есть чему поучиться у Лыковых, хотя бы нравственной чистоте, силе духа и веры, умению преодолевать трудности и навыкам автономного существования в изоляции от людей (чем не космонавты?), отношению к природе и единению с ней, приемам земледелия и многому другому. В моем понимании у Лыковых и Агафьи не было и нет никакого намека на «таежный тупик». Я считаю, что они соблюдали строго свое мировоззрение, веру, совесть и душевную стойкость, несмотря ни на какие тяжелейшие условия жизни и преследования. Думаю, что мы, «мирские» люди, чаще попадаем в «тупик» со своей совестью и неумением противостоять агрессивному окружению. Нам есть над чем подумать.

Игорь Павлович, расскажите о вашей последней встрече с Агафьей. Когда это было? Какой Вам запомнилась Агаша, как Вы ее называете? Как думаете, суждено ли еще увидеться?

И.П.: С нашей последней встречи прошло несколько лет. Во время многочисленных экспедиций у нас с Агафьей было много радостных встреч, грустных расставаний, задушевных разговоров – тепло этих воспоминаний греет мою душу до сих пор, эти встречи многое изменили в моих взглядах на мир и суть человеческой природы. Увидеться, наверное, вряд ли суждено, а мысленно я всегда спрашиваю: «Как ты живешь, добрый человек?» Желаю ей крепкого здоровья и долголетия, только доброго отношения людей! Кстати, у Агафьи 11 апреля был день рождения, 16 апреля – день крещения! Давайте всем миром пожелаем ей силы духа и веры, благоденствия, не терять жизнелюбие, и посетителей, идущих к ней только с ДОБРОМ и искренним желанием помочь!


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю