Текст книги "Горностай"
Автор книги: Харри Йыгисалу
Жанры:
Детская проза
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 48 (всего у книги 56 страниц)
ОБЛАВА НА КАБАНОВ
– А я тебе скажу, что горностаи и ласки бывают пестрые! – запальчиво утверждал старый охотник Карла, хозяин хутора Ваарику. Своими глазами видел!
– У горностаев различается летняя и зимняя шкурка, – не уступал ему Тоомас Кивистик. – Зимой они белые, летом же красновато-бурые на спине и боках, а на груди и брюхе желтовато-белые. Так во всех книгах о них говорится.
– Подумаешь, в книгах! Кто это может описать все, что в природе происходит! – хорохорился Карла. – Что ты в книжках копаешься, ты смотри, что в лесу да на берегу моря делается, больше на свои глаза надейся! Я и без тебя знаю, что летом у них шерстка другая. – Карла немного отхлебнул из термоса кофе (была добавлена капелька ликера) и держался несколько заносчиво – впрочем, на это не стоило обращать внимание.
Мужчины участвовали в охоте на кабанов. Вернее, охота закончилась, они сделали привал, давая отдых ногам и подкрепляясь.
Охота на кабанов шла второй день. В ней участвовали все мужчины из деревни Ванна со своими двустволками. Тоомас Кивистик ради такого случая приехал из города и тоже стоял на номере, взяв ружье на изготовку.
Кабаны не оставляли в покое деревенских жителей. Охотникам они тоже наставляли нос. Кабаны появлялись каждый день то там, то тут, и никак не предугадаешь, где их подкараулить. В один день совершали набеги на колхозные бурты – разроют гребень, напустят холода в картофель, налопаются до отвала и скроются. В другой – шарили в тростниках у моря.
Хозяйничали в тех хуторах, где нет собак. То в огороде набедокурят, то во дворе. В Таммисту, например, подняли зябь вокруг колодца. Теперь, когда охотники на них ополчились, следы опустошения там и сям попадались, а сами дикие свиньи нет.
Двухдневная облава так ни к чему и не привела – стадо кабанов вырвалось из окружения и скрылось в тростниках, лишь проходы за собой оставив в густых зарослях. Охотники раза два выстрелили им вдогонку, да, как видно, промазали.
– Вот так дунули! – сказал Карла про свиней. – Быстрее ветра. И картечь их не настигла.
О горностаях разговор зашел потому, что один зверек, уже мертвый, с кровью у рта, лежал возле ног Михкеля, жителя деревни Ранна.
Михкель, но мере того как охотники один за другим выходили из леса, несколько раз принимался рассказывать, как сюда попал горностай. Тоомасу Кивистику, проявившему особый интерес, он повторил всю историю самым подробным образом.
Он, Михкель, стоял на берегу канала, за можжевеловым кустом, па своем номере, в ожидании кабанов, затаившись, как жук в складках коры, ружье на руке и длинная березовая палка, как костыль, под мышкой для опоры, чтобы стоять было легче. Курить нельзя, делать нечего, потому что кабанов не видно. Поджидал и по сторонам смотрел. Вдруг видит: вдоль канала трусит маленький белый зверек – то под снег пырнет, то снова выскочит и припустится галопом. Подходит все ближе, ничего не замечая. Вот уже в двух шагах, того гляди, между ног проскочит, хоть наступай на него. Он, Михкель. изготовился и врезал костылем. Попал – и зверек окочурился. Оказывается, горностай. И шкурка в полном порядке!
Охотники рассматривали горностая, который так глупо под вернулся под костыль. Многие видели его впервые.
Шкурка в самом деле была хороша…
– Этот-то горностай белый, но пестрые тоже бывают, – снова вернулся к своему разговору Карла, хозяин хутора Ваарику. – Кто помнит, у нас в деревне была лошадь красно-серая с проседью, такой же точно, масти, как пестрый горностай. И ничего я не выдумываю.
Кивистику тоже разговор о пестром горностае не давал покоя. Он еще весной просмотрел несколько книг о горностаях и вообще о семействе куньих, но ни слова не нашел о том, что они бывают пестрые. Однако спорить с Карлой не мог, поскольку и белого-то горностая увидел впервые в жизни только сейчас. Да и стоит ли спорить по такому случайному поводу? Но тут неожиданно в голове Тоомаса мелькнула новая мысль.
– Когда ты видел пестрого горностая? – спросил он. Может быть, весной или осенью?
– Разве их каждый день видишь? – задумался Карла.
С тех нор уж порядочно прошло, не помню. – Он немного помолчал и добавил: – Ну да, весной прошлой видел, когда хворост на лесном пастбище заготавливал, и не один раз, а два.
– Я думаю, что и осенью можно встретить пестрого горностая, – высказал свое мнение Тоомас Кивистик, – Он ведь линяет не сразу, а постепенно и на несколько дней становится пестрым, потому-то об этом нигде и не упоминается. Просто он еще не успел старую шубку сменит!..
Карла не осмелился возражать. Кто знает? Если в книгах не указывают, может, так оно и есть. Что касается природы, то нельзя делать поспешных выводов, надо глубоко знать предмет.