Текст книги "Горностай"
Автор книги: Харри Йыгисалу
Жанры:
Детская проза
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 27 (всего у книги 56 страниц)
ГЛАЗА ПРОРЕЗАЛИСЬ
В жизни горностаев свершилось большое событие. Каждый может представить себе, что значит превратиться из слепого в зрячего. Кроме всего прочего, это начало новой поры – поры шалостей, проказ, а вместе с тем и неприятностей.
Детство животных длится недолго, они стремительно взрослеют. Поэтому им необходимо быстро усвоить, все жизненные премудрости.
Глазки у малышей лишь чуть-чуть приоткрылись, но были уже такие чувствительные, что даже в сумерках смотреть было больно. И вот их уже заинтересовал и потянул к себе свет, пробивавшийся под пол между балками. Им уже не сиделось в гнезде, они стали выбираться и ковылять вокруг, рассматривая светлые точечки на песке.
Свет бил в глаза, на него можно было смотреть только издали и ползать по темным углам вокруг светлого пятна. Но так продолжалось недолго: детеныши разобрались, в чем дело, поняли, что свет не опасен и через пятно на полу можно проскочить, не причинив себе никакого вреда.
Идя на свет, детеныши вскоре нашли дорогу к выходу и друг за дружкой полезли туда, по очереди просовывая мордочки в отверстие. Яркий свет и бескрайние просторы испугали любопытных малышей и заставили вернуться в гнездо. Однако любопытство пересилило. Ничего не поделаешь: мир обширен и привлекателен, особенно для молодых, кто ничего о нем не знает, кто не составил представления о границах близкого и далекого, о необходимости кого-то опасаться, а кому-то доверять.
День ото дня детеныши все больше интересовались светом и различными звуками, доносившимися извне. Под стрехой, за деревянной обшивкой дома, устроила себе гнездо трясогузка, на перекладине щебетали ласточки или, разрезая воздух крыльями, влетали на чердак и вылетали из него через треугольное отверстие на щипце под коньком крыши. Незнакомые голоса будоражили, звали и остерегали одновременно.
Маленькие горностаи оказались талантливыми изобретателями всевозможных игр, занимавших свободное время и дававших возможность помериться силами. Прежде всего они испытывали собственную смелость: кто решится высунуть нос из-под пола в ночной темноте, кто в утренних или вечерних сумерках, а кто при дневном свете.
Матери такие выходки не нравились. Она хватала храбрецов за загривок и отправляла обратно в гнездо. Но разве матерям дано так быстро вразумить и приструнить своих отпрысков? Прошла еще неделя, и горностайчики выбирались на чердак среди бела дня. Правда, старались держаться поближе к гнезду – осторожностью они наделены от рождения. И хотя жизненного опыта у таких малышей самая малость, все-таки в сообразительности им не откажешь.
Собственным умом дошли до того, что самый лакомый кусок получает тот. кто дальше всех пробежит навстречу родителям, принесшим мышь либо птицу. Первый кусок принадлежит тому, кто смел и сноровист, не боится выйти из гнезда, высунуть нос на чердак. Конечно, надо быть осторожным, но и страху поддаваться нельзя.
Вскоре молодые горностаи освоили чердак пустого дома. Их игры с каждым днем становились все более сложными.
В ночной тиши, насколько она возможна в весеннюю ночь, эти проказники вдруг все разом проснулись и принялись носиться. Начали играть в прятки, пробираться между балками и выжидать, притаившись. Потом стали бегать парами, один впереди, другой следом. Потом вместе удирали от кого-нибудь одного, преследовавшего их со злобным рычанием. В какой-то момент все разом поворачивались и гнались за тем, кто прежде был сзади, громко подбадривай друг друга. Если кого-то догоняли, начиналась потасовка. Испытывали прыткость ног и остроту зубов, визжали от боли, хрипели и фыркали. Тот, кому доставалось, старался не остаться в долгу и тяпнуть обидчика за мягкое место. Каждый стоял за себя. Проходили тактические занятия в подлинно боевой обстановке, причем пускали в ход самое грозное оружие клыки. Отрабатывали выносливость, ловкость, проворство, хитрость, терпение и смелость.
Орудовать клыками приучали с первых же недель – родители приносили полуживых мышей, лягушек, жуков. Детеныши быстро уразумели, что мясо – основная пища горностаев. Сыт будет лишь тот, кто самый сильный, расторопный, умелый и настойчивый, кто отстоит свою долю, а то и отберет у другого.
Так что нет ничего удивительного в том, что даже в играх у горностаев не обходится без жестокости.
Однако до настоящей грызни дело не доходило: игра кончалась в тот момент, когда приходила мать.
Все бросались навстречу, сбивали ее с йог и дружно требовали молока.
Мать с большой нежностью относилась к споим бесенятам, которые только что точили когти и пробовали друг на друге клыки, переворошили все логово, а теперь с радостными возгласами кинулись на нее. Она вылизывала их мордашки, не забывая лизнуть и под хвостом, ласковым урчанием отвечала каждому попрошайке.
Жизнь всегда дает самые лучшие уроки, в чем горностаи убеждались на собственной шкуре.
Однажды, когда весь выводок бросился навстречу матери, на чердаке появилось чудовище, великан, рядом с которым горностаи выглядели карликами. Детеныши своими глазами увидели, какое страшилище человек. Постоянное беспокойство матери при его появлении в мансарде или па чердаке было не напрасно.
Словно громовой раскат, настиг детенышей предостерегающий оклик матери, как бы ударом кнута разметав их в разные стороны, и они, попискивая, будто перепуганные птенчики, попрятались за разным хламом и охапками сена.
Мать осталась один на один с чудовищем, стоявшим на широко расставленных ногах, могучий великан и маленький зверек, который встал на защиту своих детенышей.
Однако на этот раз все обошлось благополучно человек ушел быстрее, чем появился.
Мать созвала своих малюток, для успокоения и утешения лизнула каждого в нос, и все семейство скрылось под полом.