Текст книги "Роботсвиль Роберта Шекли (СИ)"
Автор книги: Артемий Джоча
сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
Когда Майкл появился на свет, я с трепетом следила за ним, как он взрослеет, как учится ходить, как впервые начинает говорить. В какой-то момент я поняла, что ему необходим друг. Спутник на всю жизнь, чтобы Майкл чувствовал поддержку, а я всегда могла быть в курсе того, что с ним происходит и прийти к нему на помощь, если того потребуют обстоятельства. Так родился Грей – одна из моих ипостасей, снабженная автономным шасси. Постепенно Грей благодаря общению с Майклом приобрел свои индивидуальные черты и стал самостоятельной личностью. Он формировался вместе с Майклом – по существу взрослел вместе с ним, обретая все большую и большую самостоятельность. Иногда я даже думала, что механическая цивилизация возможна сама по себе без участия человека, раз искусственный разум способен к развитию и усложнению, подобно разуму человека.
Все шло просто отлично. Пока не случилась авария. Может быть, я была слишком занята наблюдением за моим творением и оказалась совершенно не готова к поломке генератора. Как показали дальнейшие события, мои надежды на Майкла, как на полноценного человека, обладающего душой, инициативой и самосознанием, полностью оправдались. Мой смелый эксперимент увенчался полным успехом. Кто как не настоящий человек решится предпринять столь отчаянный поступок, который совершил Майкл, чтобы спасти свой дом. Пускай это лишь пародия на настоящий дом, населенный механическими жителями...
Центральная замолчала, будто выдохлась, выплеснув груз накопленных эмоций в прозвучавшем рассказе, и в отсеке наступила тишина. Люди размышляли, поглощенные обрушившейся на них информацией. Первой нарушила молчание Эл.
– Что стало бы с Майклом, если бы не произошло аварии? Он так и умер бы здесь, не узнав, что вся его жизнь – это всего лишь механическая подделка? А ты, чтобы оправдать свое существование, вновь создала бы себе нового человека?
Из динамиков послышался вздох, или люди так восприняли шорох помех, затем вновь раздался голос Центральной:
– Ваш вопрос справедлив. Да, я думала над этим. То, что воссоздано здесь, конечно же лишь бледное подобие той настоящей жизни, которой когда-то жили люди. Не появись вы здесь, я, возможно, попыталась бы восстановить в этих стенах более многочисленную популяцию людей, подобных Майклу. Как знать, может быть, когда мир снаружи стал бы не так опасен, они бы вышли на поверхность и начали новую жизнь, послужив основой для возрождения цивилизации. Согласитесь, что это неплохая альтернатива вымиранию человечества? Но теперь решать вам, людям, как распорядится этим городом и его технологиями.
Когда Форсайт отправлялся в эту экспедицию, то планировал, как и всякий военный человек, следовать приказу и действовать по обстановке. На данный момент приказ диктовал капитану собрать всю обнаруженную информацию, провести демонтаж ценного оборудования, а затем вызвать эвакуационную команду с Острова. Все просто. Только вот это означало, что Центральная и ее механический город перестанут существовать. Чего греха таить, признавался себе Форсайт, но и слова Отшельника о целях экспедиции верны до последней запятой. Капитан не задумывался до этого, как и для чего будет употреблена найденная ими технология, сейчас же узнав о судьбе дроплеров, он внутренне содрогнулся, представив себе, что нечто подобное будет твориться на Острове. А Майкл? Что будет с ним? Ведь он – живое доказательство реализуемости программы Идеального Человека. Не станет ли он объектом бесконечных экспериментов, анализов и исследований, превратившись в очередного подопытного кролика в руках ученых?
Размышления капитана прервало шумное появление Экстона, Деверо и Майкла в сопровождении приземистого робота. Форсайт догадался, кто этот робот. Юноша принялся знакомить Рейва и Эл со своим другом – Греем, а главный техник подошел к капитану.
– Знаете, что послужило причиной аварии, капитан? – спросил Экстон.
– И что же? – ухватился за разговор Форсайт, чтобы отогнать тяжелые мысли.
– Местный карнавал!
– Что еще за карнавал!? – удивился Форсайт, ожидавший всего, чего угодно от этого странного города, но уж никак не праздничных шествий разряженных роботов по центральным коридорам.
– По крайней мере, так это событие описал Майкл, – улыбнулся Экстон, потешаясь над капитаном. – Но Лор, один из наставников парнишки, которого мы встретили по дороге, все мне разъяснил. Это всего лишь регулярный процесс перезагрузки топливом ядерного реактора на инженерных горизонтах, который сопровождается впечатляющей феерией огней сервисных механизмов и жуткой суетой всей этой механической братии. В последний раз что-то не заладилось, произошла перегрузка энерголиний, и в результате вышел из строя распределительный узел основного генератора.
– Карнавал... – хмыкнул Форсайт. – Похоже на зарождающийся местный фольклор.
– Маленький мир со своими причудами и сказками, – кивнул Экстон, невольно возвращая Форсайта к мыслям о дальнейших действиях.
К ним подошел Отшельник.
– Что вы решили, капитан?
– У меня нет иного выхода, кроме как собрать всю имеющуюся здесь информацию об исследованиях по программе Идеального Человека и вернуться на Остров. Это была главная задача нашей экспедиции, – сдержанно ответил Форсайт.
– А как же город и его обитатели?
Капитан не знал, что ответить. Он обвел взглядом сияющие панели Центральной, посмотрел на Грея, так похожего своими движениями на неуклюжего человека, вспомнил застывший во времени ресторан, напомнивший виденную когда-то на кадрах кинохроники мирную жизнь до катастрофы. Заставить все это умереть после того, как они сами же оживили этот город, у капитана не поднимется рука. Решив про себя, Форсайт, наконец, сказал:
– Все останется так, как сейчас. Комплекс будет функционировать, как и прежде.
– Я рад, что вы так решили, капитан, – заулыбался Экстон. – Не зря же мы с Деверо ремонтировали этот чертов генератор!
– Что будет с Майклом? – спросил Отшельник. – После того, как он познакомился с обществом людей, вряд ли ему следует оставаться здесь, среди роботов.
– Он и Грей отправятся с нами на Остров, – ответил капитан. – Вы, доктор Пэк, надеюсь, тоже присоединитесь к нам?
– Нет, капитан, – ответил Отшельник. – Раз уж вы решили сохранить этот странный город, то я, если вы не возражаете, останусь здесь. Буду наблюдать за дроплерами и по мере возможности помогать им. Как знать, может быть, я достаточно проживу, чтобы увидеть, как их развитие выйдет на новый уровень.
– Жаль. Я надеялся, что вы вернетесь с нами на Остров и продолжите начатую здесь работу, – сказал Форсайт. – Но я не буду настаивать, если таково ваше желание.
Спустя несколько часов выяснилось, что Пико наладил связь с Островом. Оттуда передали, что корабль с вертолетом вышел в океан и взял курс на материк, и команде Форсайта предписывалось выйти в условленную точку на побережье для встречи эвакуационной команды.
Через два дня люди покинули исследовательский комплекс через тот самый центральный тамбур, куда безуспешно пытались проникнуть в самом начале. С собой они тащили на небольшой тележке продолговатый контейнер, внутри которого Грею предстояло провести все время путешествия до Острова. Материал, из которого были изготовлен контейнер, позволял защитить от жесткого излучения тонкую электронику робота. Лейтенант Бейли благодаря стараниям доктора Ройла и двухдневному отдыху внутри комплекса теперь пошел на поправку и шагал без чьей-либо помощи. Раненый техник все еще был тяжел, и его по-прежнему приходилось нести на носилках.
Провожавшие людей охранные роботы уже не казались такими угрожающими. В их лице Центральная последний раз попрощалась с людьми, и массивная дверь переходной камеры захлопнулась за уходящими, оставив на той стороне одинокого Отшельника.
Выбравшись наружу, люди впервые увидели среди тяжелых туч проблеск лучей восходящего солнца. Наверное, к полудню смог вновь скроет светило, но сейчас этот добрый знак поднимал у людей настроение. К тому же у них был еще один повод радоваться – ведь они возвращались после долгого отсутствия домой. К своим родным и близким. И не беда, что жизнь в их сегодняшнем доме походила на жизнь до войны еще меньше, чем та, что была кропотливо воссоздана Центральной. Вряд ли хоть кто-то из них променял бы общество настоящих живых людей на пускай даже самую совершенную имитацию.