355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Иванов » Рекрутинг. Как это делается в России » Текст книги (страница 11)
Рекрутинг. Как это делается в России
  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 00:12

Текст книги "Рекрутинг. Как это делается в России"


Автор книги: Александр Иванов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)

А когда же это случится? Во-первых, когда базы данных немыслимо разрастутся или же появится одна или несколько общих баз огромной емкости. Во-вторых, когда среднестатистическая квалификация рекрутеров повысится до среднеприемлемой. В-третьих, когда заказчики, не уделяющие должного внимания кадровым вопросам, столкнутся с тем фактом, что незнание должно быть оплачено.

Скажете, последнее невероятно. Ничуть! Вспомните, почему до августа 1998 так росли цены на подбор? Агентств было мало, а работодатели не хотели становиться в очередь, вот почему. Цена регулировала баланс спроса и предложения. Наступит мо-мент, когда количество необходимой работы будет регулировать цену. А дальше в ход пойдут марки – фактор престижа, это дорого стоит. Срочность – и не сегодняшняя сроч-ность, а настоящая, когда через два часа с момента получения заказа рекрутером кан-дидат уже приступит к работе. Дополнительные услуги – а какие, сами придумайте. О, нам бы только не прозевать этот момент.

Да, как подумаешь минуту, так и поймешь: дело все-таки не в количестве рекру-теров, дело в качестве соискателей. Предложение специалистов на рынке труда крайне мало, вот что. Все одни и те же, и выбирать не из кого. Блин, ребята, как еще много времени нужно!

Но вернемся к договору. После того, как вы зафиксировали максимальное коли-чество (предположим, пять) резюме и дату, до которой вы будете их направлять, вам следует согласовать и вписать в договор еще одну дату и один срок. Дату принятия за-казчиком решения о найме и срок, в течение которого отобранный кандидат приступит к работе. В противном случае вся ваша работа может пойти прахом. Сколько бывало случаев, когда специалисты устраивались в другие компании, не дождавшись "да" ра-ботодателя! (При этом они могли бы ждать, надо было только сразу сказать им, сколь-ко.) Что касается срока самого найма, он нужен вам, рекрутеру. К этому сроку лучше всего привязывать оплату услуг. На этот срок ваше руководство будет ориентировать-ся, формируя план приходов. А то – кандидат к работе не приступил, так и платить, по-лучается, не за что. По этому вопросу должна быть полная определенность.

И о цене. Стоимость услуги и порядок оплаты также должны быть зафиксированы и не допускать другого истолкования. Я знаю, какие проблемы возникают с процента-ми от годового оклада. Заказчик хочет определиться с зарплатой специалиста в процес-се собеседований. Если договорится на меньшее – вам одна сумма, если на большее – другая. Не жадничайте, верьте слову, лучше впишите в договор меньшую сумму, чем не вписывать никакой. Иначе на своей шкуре узнаете, почему "уговор дороже денег". Вам это надо?

Обязательно следует оговаривать санкции. Не беда, что редко кто их требует и совсем никто не платит. Санкции стимулируют. А вдруг что?

Договор содержит, разумеется, и ваши гарантийные обязательства. Может быть, это стандартная замена в течение 3-х месяцев, а может быть, что и посерьезней. Из-лишне, кажется, говорить, что, не подписав договора, заказчик теряет возможность воспользоваться гарантиями, однако сплошь да рядом гарантийные обязательства "под честное слово" выполняются. Рекрутер выполняет их, используя время и мощности агентства, которое он уже один раз подставил, нарушив техпроцесс и не подписав до-говор.

Да, я знаю, что бывают разные обстоятельства. Ключевые клиенты, например. Но – в любом случае – выгода от соблюдения правил, установленных в вашем агентстве, всегда перевесит выгоду от их нарушения. Я называю это "палец Паганини". Смысл образа заключается в том, что, если бы у меня на руке вырос палец великого маэстро, это скорее было бы потерей, нежели приобретением. Результаты, достигнутые мной, были бы скорее ниже, нежели выше, чем те, которых я достигнул бы без помощи гени-ального пальца. Эрго: считаете себя "пальцем Паганини" – ищите другую руку, иначе нанесете вред.

Тут я еще хотел бы кое-что заметить. "Пальцы Паганини" в фирме – это люди, ко-торые работают на себя. Находясь на ключевых постах, такие сотрудники каким-то странным образом лишают себя работы. Как? Разрушая бизнес. Это не зеркально. Рабо-тая на бизнес, ты можешь принести себе пользу (хотя бы тем, что укрепляешь компа-нию, которая дает тебе работу), но не наоборот. Как различить? В нашем бизнесе – проще простого. Консультанты работают за процент. Казалось бы, чем больше принес, тем больше заработал, т.е. прямой смысл работать на себя. Однако, если в конце месяца выяснится, что принес только ты один, зарплату тебе, скорее всего, задержат – агентст-ву надо покрыть ежемесячные затраты. Работа на бизнес предполагает видение всего поля, а не только своего участка. То, насколько справляется с нормативами твой сосед, то определенного момента оказывается важнее твоих собственных успехов. Может быть, я утрирую слегка, но вы понимаете, о чем идет речь. О том, в частности, что ра-ботая на бизнес, вы получаете более чем одну возможность влиять на свой заработок. Верняк.


ОТЧЕТНОСТЬ

Здесь я вообще бы поговорил о регламентах. Но, поскольку эта тема, как и все прочие, по своему объему и важности выходит далеко за рамки настоящей книжки, я ограничусь, как обычно, кое-какими мыслями, зарисовками и набросками.

Велико было мое желание понять, как же работает мое агентство. Это желание возникло давно, когда вся-то фирма состояла из одной комнаты, и я имел возможность всеми органами чувств постигать, что вокруг меня происходит. Я смотрел, слушал, ося-зал, принюхивался – и все равно ничего не понимал.

Беспокоило меня, конечно, то, что мы не могли зарабатывать столько, сколько бы нам хотелось. Я ставил перед агентством финансовые задачи, а действительность еже-месячно "подвигала" меня, своевольно корректируя планы. А поскольку за спиной у меня была пропасть, двигаться было особенно некуда. Хотелось не просто воевать с пошлой действительностью, хотелось бить в ладоши и хохотать, осыпая себя доллара-ми. Это не получалось.

И вот я начал методически "ловить принцип", сочиняя разного рода бланки от-четности. Сколько их было – может быть, сотня, потому что принцип никак не ловился. Мне хотелось (чего греха таить, и теперь хочется), найти ту "главную" кнопку, нажав на которую я бы сразу получал результат.

Параллельно вводился регламент работы с отчетностью. Что, как и куда писать, когда, кому и какой лист представлять et cetera. Это превратилось в часть работы, за-нимало время и требовало дополнительных инвестиций. От скольких функций при-шлось освободить персонал и сколько покупок сделать, вы бы знали, чтобы я только мог получать отчетность! Когда-нибудь я об этом подробно напишу, и вы узнаете обо всех моих страданиях и улыбнетесь, если не расхохочетесь.

Проклятый принцип не ловился. Зато у меня скапливалось огромное количество информации.

Знаете, вот оргконсультантов можно весьма условно разделить на "психологов" и "инструменталистов". Одни занимаются взаимоотношениями, другие все оцифровыва-ют. Я не оргконсультант, но мне ближе второй метод. Мне кажется (опять же, если гру-бо), что у большинства внутрифирменных проблем экономические корни и ствол, юри-дические ветви и психологическая листва. Одиннадцать месяцев назад в Dero был страшный конфликт между консультантами Отдела по работе с компаниями и специа-листами Отдела по работе с соискателями. Очень "межличностный", со слезами и вза-имными обвинениями, жуть. Так вот, он полностью сошел на нет с появлением деталь-но прописанного регламента взаимоотношений отделов. Я не спорю, у каждого следст-вия есть более одной причины, однако факт есть факт.

Оставим это. Методический сбор информации (безусловно, не без сопротивле-ния), дал мне следующее. Я понял, что в нашей работе существует масса закономерно-стей. Эти закономерности проявляются, когда оперируешь данными хотя бы за полго-да. Но, в то же самое время, 90% работы консультантов проходит под знаком Случая. Агентство получает свои деньги, путаясь в предрассудках. И я понял тогда: главный смысл отчетности – наступление на иррациональность работы, на фактор случайности.

"Какое количество твоей работы даст результат?" – вот вопрос для сотрудников, вкручивающих вам мозги тем, что, мол, "все неизвестно". Один заказ? Два? Пять? Из десяти один закроется? Значит, работай с десятью. Контролируя при помощи отчетно-сти каждый шаг и все непрестанно считая, реально вывести формулу успешности для каждого. Пусть сотрудник получит уверенность в том, что работа обязательно будет им сделана. Это первый шаг. Следующий – уменьшить количество усилий, затрачиваемых на эту работу.

Вы должны иметь точные сведения о каждом осле, которого загоняет сотрудник (см. "Технологии"). Иначе, если что-то сбойнет (а сбойнет обязательно) вы ничем не сможете ему помочь.

Не знаю, прибавит ли это вам энтузиазма, но скажу на всякий случай, что работа должна контролироваться. В том числе и работа по ведению отчетности. Боюсь, для этого может понадобиться специальный сотрудник.

Когда же работать с клиентами, когда же деньги зарабатывать, спросите вы? А черт его знает… Ищите резервы.

время работы

Казалось бы, время работы агентства определяется временем доступности клиен-тов. Работодателя – с 10.00 до 18.00. Соискателя – с 10.00 до 18.00 (малоудобное для контактов, в особенности по конкретным вакансиям, рабочее время) и с 20.00 до 23.00. Собственно, специалисты, в чьи обязанности входит поддерживать связь с соискателя-ми, и работают в вечернее время. Однако в агентстве есть куча работы, не связанной с внешними контактами.

Приведение в порядок рабочих мест.

Мытье чайных кружек.

Вынос корзин с мусором.

Разбор и упорядочение картотек.

Внесение анкет в базу данных.

Внесение в базу данных дополнений к анкетам.

Сбор и обработка внутренней информации.

Подготовка PR-акций.

Собрания за чашкой чая.

Мозговые штурмы.

Внутренние обучающие мероприятия.

Внешние мероприятия разнообразных форматов.

Очистка жестких дисков от разного хлама.

Сохранение баз.

Работа в интернет.

Написание статей и книг.

И много чего еще.


НОРМЫ И СТАНДАРТЫ

этические нормы и профессиональные стандарты

Надо признаться, эту тему я не люблю. В особенности про этику. "Не обмани сам и не дай обмануть себя", – вот этика любого бизнеса, а все прочее покрывается форму-лой "на войне как на войне". Это как сущее и иное. Остальное от лукавого и попахива-ет дискриминацией, потому что избыточная этика – роскошь, которую могут себе по-зволить богатые, но богатыми они стали потому, что руководствовались только той этикой, о которой я сказал выше. Хотя некоторые, может быть, и какой-то другой.

Еще я думаю, что этика бизнеса направлена в три стороны: на клиентов, на кон-курентов и на не-клиентов. Насчет первых и третьих я рекомендовал бы вести себя так, чтобы им не пришлось сожалеть о вашем существовании на этом свете. А к конкурен-там не поворачивайтесь спиной. Размазывая дружеские сопли в клубах и ассоциациях, не забывайте, что конкуренты – это люди, которые получают деньги, которые вполне могли бы получить вы, если бы конкурентов не было. Будьте начеку и всегда держите за пазухой парочку нестандартных ходов на тот случай, если конкуренты прорвутся. Но не будьте букой. Сотрудничество с конкурентами обязательно – потому что надо же знать, что они замышляют. И еще – хвалите конкурентов. Хвалите их, даже если все их ругают. Хвалите их не вообще, а за конкретные вещи. Это покажет вашим клиентам, что вам не кого бояться, что вы на рынке – в компании лучших.

Это что касается этики. Совсем другое дело – профессиональные стандарты дея-тельности. Ваши профессиональные стандарты – это показатели вашей рекрутерской зрелости, а стандарты, принятые в вашей ассоциации, городе, стране – показатели про-фессиональной зрелости цеха.

Зачем вводятся стандарты? Ведь, как ни крути, а все же это некоторые ограниче-ния либо дополнительные обязательства, которые порой заставляют отказываться от приличной работы просто потому, что она немножко нарушает регламент. И терять деньги. Ясно, что компании не шли бы на это, не накладывали бы на себя доброволь-ных пут, если бы не надеялись на какие-то существенные выгоды. Так какие же?

Давайте для начала рассмотрим два стандарта: принадлежность и не принадлеж-ность к профессиональному сообществу. Сначала принадлежность.

Это некий флаг. "Я принадлежу к сообществу!" Это значит, что я подчиняюсь, как минимум, неким правилам. В частности, уставу сообщества. Устав, конечно, помещает меня в некие – пусть совершенно номинальные! – рамки, но и позволяет пользоваться некими преимуществами, – к примеру, такими источниками информации, которые мне одному были бы не по карману. Сообщество заботится о своем добром имени и блюдет чистоту своих рядов. Оно не допустит безобразий. Оно собирает взносы. Оно проводит семинары и конференции. Обучает, консультирует, разрешает споры, да мало ли. Но главным образом охраняет себя.

Поэтому больше всего на свете сообщества обожают обсуждать этические нормы. Создают комиссии по этике и так далее. Эти комиссии старательно толкут воду в ступе, а сон их разума тем временем рождает чудовищ. Ну да бог с ними.

Обращаясь к члену сообщества, заказчик, предположительно, может быть уверен в своей безопасности (сообщество отвечает) и рассчитывать на определенный уровень сервиса. Таким образом, заказчик страхует себя от обмана и совсем уж некачественной работы. Проблема в том, что сообщество как бы берет под защиту не только заказчика, но и своего члена, неявным образом подставляя ему плечо. И выходит, что член сооб-щества, вольно или невольно на это плечо опираясь, может убедиться со временем, что сообщество – это коридор, со всеми коридорными атрибутами, а именно стенами, по-лом и потолком.

Таким образом, мы подошли к стандарту не принадлежности к сообществу. Этого стандарта придерживаются сильные рынка сего. И еще скромные – те, кого в сообщест-во не приглашают. Увы, у сообществ есть одна беда – им надо расти. Ради своего роста они могут поступиться даже (!) этическими нормами. Поэтому компании, чей авторитет перевешивает авторитет сообщества, в сообщество не входят. В крайнем случае они создают свое сообщество и никого туда не пускают.

Обращаясь к не члену сообщества, заказчик может рассчитывать на эксклюзив. Главное, выяснить предварительно, что "не член сообщества" – это позиция, особое мнение, профессиональный стандарт, а не слабость или случайность.

Примеры стандартов (или этических норм), которые могут быть приняты в каче-стве обязательных рекрутерами в сообществе:

1. Не брать денег с соискателей ни в какой форме.

2. Рекрутеры, принадлежащие к некоему сообществу, договариваются об ис-пользовании неких стандартных форм (описания вакансии, договора, др.).

3. Рекрутеры, принадлежащие к некоему сообществу, договариваются о том, что будут обучать персонал по некой согласованной программе.

Те, может быть, глубоко индивидуальные стандарты, по которым работают от-дельные рекрутеры, носят не этический, а экономический характер, и направлены по большей части на то, чтобы защищать рекрутера от бесплатной работы. Есть громад-ный соблазн ринуться в бой, не подготовившись. Это чревато большими потерями. Так, заказ "без договора" имеет на 30% меньше вероятности быть закрытым, чем юридиче-ски оформленный. "Срочные" вакансии типа: "Горим! Привозите резюме, сразу все и оформим" закрываются, как правило, одна на десять, и совсем не "сразу", а через 1-2 месяца тяжелой мороки. И, несмотря на то, что сотрудники это знают, время от време-ни все равно возникает прокол. Ниже я привожу примеры стандартов, которыми поль-зуемся в своей работе мы:

"Не введи заказчика во искушение" (не начинай никакой работы без письменной дого-воренности о вознаграждении).

"Свой язык владыка" (собери всю информацию, необходимую для того, чтобы срабо-тать на 100%).

"Хозяин – барин" (лучше отказаться от заказа, чем ставить его во "вторую очередь").

Вот еще примеры стандартов:

1. На собеседование к заказчику рекрутер направляет не более N кандидатов на одну вакансию.

2. Рекрутер предоставляет всем заказчикам гарантию замены подобранных рек-рутером специалистов не менее N месяцев.

3. Рекрутер гарантирует, на неких условиях, возврат заказчику, полностью или частично, оплаты за услуги.

4. Рекрутер обязуется в течение определенного (в договоре) срока не предлагать вакансий специалистам, трудоустроенным к заказчику.

5. Рекрутер обязуется в течение определенного времени не использовать фирму заказчика в качестве "донора" (источника специалистов).

Не исключено, что в ближайшие три-пять лет рекрутерские и не-рекрутерские со-общества так расплодятся, что перед нами предстанет весь спектр норм и стандартов: от абсолютно формальных до предельно конкретных, от простых и понятных до самых диковинных. Этот процесс уже начинается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо всем, кто меня терпит! Спасибо моим друзьям, спасибо женщинам, кото-рые были со мной близки. Огромное спасибо моим сотрудникам. Отдельное спасибо моим кредиторам. Низкий поклон моим кумирам и учителям. Спасибо, спасибо, спаси-бо.

Когда я начинал эту книжку, я думал, что многое смогу расставить по полочкам, и это поможет мне в дальнейшей работе. У меня есть свойство: не могу принять решение, пока не поделюсь своими мыслями на этот счет хотя бы с двумя-тремя доверенными лицами. Сильная внешняя референция, так сказать. Должен получить одобрение. Хочу высказаться, и все тут. А пока не выскажусь – словно парализован.

И вот, я высказался. Весь. Чувствую себя пустым, как барабан.

А тема осталась. И хуже того – словно бы гладкая бумажная карта стала вдруг превращаться в живой ландшафт. Линейка и циркуль как инструменты познания утра-тили смысл. Появились какие-то травинки, корешки, роса, жучки и мошки, деревца, птички, контрастные области земли и неба… Откуда это? Мне казалось, я поднял все-го-навсего один вопрос. Но почему он раздробился на миллион вопросиков? Или я его не донес, выронил по неосторожности?

Не поверите, но я пишу это в свой день рождения. И еще не поверите: мы с Агентством Персонала Dero родились в один день. Только агентство на тридцать один год позже.

Так вот откуда взялась эта бессмысленно-высокая грусть, это безумное просвет-ление! Просто вчера некий цикл закончился. И сегодня начинается новый. Бывает зима, бывает лето. Ночь и день сменяют друг друга. Упадок чередуется с подъемом. А шоу должно продолжаться. При всех обстоятельствах.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю