Текст книги "Открытие затонувшего мира"
Автор книги: Владимир Блаватский
Соавторы: Геннадий Кошеленко
Жанры:
Путешествия и география
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)
Заключение
Если в конце XVITI в. во времена М. В. Ломоносова один человек мог успешно преподавать самые различные науки, то во второй половине XIX и начале XX в. картина изменилась. Сильно развились научные знания, особенно в области естественных наук п техники, появилось множество специалистов, работавших в довольно ограниченной области и не имевших возможности заниматься смежными дисциплинами. То же самое происходило и в гуманитарных науках, в частности в археологии. В начале нынешнего века уже существовали узкие специальности, довольно многочисленные, нередко малосвязанные одна с другой. Вместе с тем и археология в целом в значительной мере обособилась от прочих отраслей знания.
К середине нашего века стало наблюдаться другое явление. Точные науки и техника достигли небывалого до того подъема, причем особенно успешно они развивались в пограничных областях, где соприкасалось несколько наук. Археология, одна из отраслей исторических знаний, изучающая различные стороны человеческой деятельности в прошлом – производство во всем его многообразии, торговлю, военное дело, быт и пр.,– в большей мере, чем другие гуманитарные науки, могла и даже должна была соприкасаться с точными науками и техникой. Уже давно те или иные специалисты точных наук время от времени оказывали помощь археологам, а к середине XX в. эта помощь стала очень широкой и систематической. Более того, точные науки уже активней помогали археологам, вырабатывались новые, нередко очень сложные приемы исследования, позволявшие устанавливать время некоторых находок
•»
тдаленного прошлого (радиокарбоинын метод, палеомаг-[етизм).
HoBbiii этап в развитии подводной археологии – аква-[анговая археология – всецело порожден большим подъемом техники, а техника работы аквалангиста, независимо т того, археолог он, океанолог илп представитель иной ебласти науки, связанной с работой под водой, имеет не-соторые общие черты.
В современной науке нельзя достичь успеха, если уче-[ый трудится изолированно от других. Наше время – это |ремя работы коллективов, и особенно это относится к под-юдной археологии. Для коллектива подводной экспедиции сарактерно то, что он не делится на работников физического и умственного труда. Все наши аквалангисты, опускающиеся под воду, выполняют обязанности рабочих-землеко-Гюв, археологов, ведущих наблюдение, и описывают обнаруженные памятники древности, измеряют и фотографируют. 1Если при раскопках на суше начальник экспедиции все время наблюдает за ходом работ, даже когда они ведутся иа довольно большом участке, то руководитель подводных работ, подчиненный суровому регламенту норм охраны груда водолаза, находится в совершенно других условиях. |В силу этого археолог-подводник выполняет функции и рабочего-землекопа, и начальника небольшого участка, и руководителя экспедиции.
I Подводная археология – наука довольно молодая, она требует создания новых и совершенствования старых приемов исследования, что возможно лишь в результате усилий всего коллектива, а не только руководителя. Поэтому к каждому археологу-подводнику предъявляются очень строгие требования. Он должен обладать весьма высокими моральными и физическими данными, чувством коллективизма, быть стойким, выносливым, дисциплинированным, инициативным, уметь быстро ориентироваться в обстановке и сохранять спокойствие в трудную минуту. Обладая знаниями в области гуманитарных наук, он должен быть достаточно знаком и с достижениями современной техники.
У подводной археологии огромные возможности. Правда, исследования затопленных древних городов по большей части дают представление только о размерах древних городов и лишь в некоторых случаях предоставляют в распоряжение археологов сохранившиеся дерев.аинме-’-цди
иные предметы. Эти работы сами по себе очень важны для науки, но далеко не всегда могут дать совершенно новые источники для изучения прошлого. Другое дело исследование затонувших кораблей, особенно когда археологам удастся проникнуть на большие глубины – более 200 м – в недра Черного моря, где обилие сероводорода делает маловероятным активную органическую жизнь и, надо думать, создает благоприятные условия для сохранения дерева и других органических веществ. Можно надеяться, что будут найдены довольно хорошо сохранившиеся корабли древних греков, пускавшихся в малоизведанное Черное море, и стругп наших предков русов, ходивших по знаменитому пути «из варяг в греки». Такие находки могут дать то, что почти никогда не удается обнаружить археологу при обычных, полевых раскопках и что до сего времени не посчастливилось еще обнаружить подводным археологам,– хорошо сохранившиеся комплексы предметов домашнего обихода, которые могут быть найдены в кубриках моряков и каютах пассажиров.
На кораблях могут быть обнаружены не только остатки различных товаров, оружия, но также памятники искусства и, что особенно ценно, рукописи и книги древних писателей, не известные нам. Ряд произведений древних писателей, позволяющих судить о далеком прошлом стран Средиземноморья, а также южных окраин нашей великой родины, дошли до нас лишь в небольших отрывках, а некоторые и совсем не сохранились. Утрачены полностью многие произведения величайших древнегреческих поэтов и драматургов. Шансы обнаружить эти произведения на затонувших греческих кораблях вовсе не так малы, как это на первый взгляд может показаться. Греческий историк Ксенофонт, писавший в начале IV в. до н. э., сообщает, что в его время книги были одним из видов товаров, перевозившихся на кораблях по Черному морю.
Научная мысль в настоящее время работает над созданием проектов таких приспособлений, которые бы позволили исследователям проникать на большие глубины, наблюдать своими глазами, описывать, заносить различные объекты исследований на фото– и кинопленку. Большую помощь в подводных исследованиях могли бы оказать специальные телевизионные установки. Для подводных исследований, в частпости раскопок, нужны также особые управляемые механизмы, которые смогут производить пзме-<
Карта Средиземноморья |
рения, освобождать находки от покрывающего их слоя песка или ила, поднимать на поверхность моря отдельные предметы, а в дальнейшем н целые корабли.
Как видно из сказанного, подводная археология в значительной мере обязана своим возникновением достижениям техники и точных наук. Однако в настоящее время она в свою очередь сама принесла уже некоторую пользу естествознанию. Так, определение времени затопленных городов и отдельных сооружений позволило установить время изменения уровня морей с гораздо большей точностью, чем это было бы возможно при использовании только приемов естественных паук, а эти выводы весьма существенны для океанологии.
Обозревая путь, пройденный подводной археологией, можно утверждать с полной уверенностью, что эта наука еще далеко не сказала своего последнего слова и что она в дальнейшем раскроет не одну неведомую доселе яркую страницу прошлого человечества.
[Инструкция
иля аквалангнстов-спортсменов, [обнаруживших подводные археологические памятники
1. Археологические памятники, обнаружипаемые на дне морей и других водоемов, чаще всего представляют собой древние глиняные сосуды и их черенки (так, в Черном море это амфоры – узкогорлые остродонные сосуды с двумя ручками), остатки древних построек из камня или кирпича, отдельные каменные блоки со следами обработки, а также затонувшие в древности корабли или лодки.
2. В случае обнаружения каких-либо археологических памятников самое главное – точно зафиксировать место находки. Без этого находка бесполезна для науки. Затем необходимо по возможности подробно описать и обмерить обнаруженный памятник.
3. Для фиксации места находки прежде всего следует поставить над обнаруженным памятником буек (проще всего – деревянный брусок на леске с грузом), затем – отметить на плане местонахождение буйка: для этого от него засекают по буссоли или по компасу два надежных ориентира (например, два дома на берегу), обстоятельно обозначив, что эго за ориентиры. Далее следует отметить, на какой глубине обнаружен археологический памятник и на каком грунте.
4. При описании нужно хотя бы кратко охарактеризовать памятник (например, скопление черенков, стены здания, корабль), указать размеры (длина, высота, ширина) и по возможности составить хотя бы схематический план памятника или зарисовать последний. Если аквалангист располагает фото– или кин (аппаратом, желательно сделать фотографию.
5. В тех случаях, когда обнаружена единичная находка (например, глиняный или бронзовый сосуд, железный якорь и т. п.)’, ее следует поднять, если это технически возможно, разумеется. Если же обнаружена целая группа более или менее однородных предметов (например, несколько сосудов или их обломков, каменные ядра и др.), то не следует выбирать их все. Напротив, очень важно, чтобы большинство их оставалось на месте. Взять нужно только 2—3 предмета для образца. Все взятые находки следует сдать в ближайший краеведческий музей или один из центральных музеев.
6. О всех находках археологических памятников нужно сообщать в Институт археологии Академии наук СССР (Москва, 1-я Черемушкинская ул., д. 19), указав вышеперечисленные данные, т. е. что найдено (описание со схематическим планом и с фотографией, если она есть), где обнаружен памятник (с приложением плана), а также имя, отчество, фамилию и адрес нашедшего.
литература
I
Г. Герц. Археологическая топография Тамапского полуострова. М„ 1870. '
Л. П. Колли. Следы древней культуры на дне морском. Современное положение вопроса о нахождении в море античных памятников.– «Известия Таврической Ученой архивной Комиссии», № 43, Симферополь – М„ 1909.
Б. В. Фармаковский. Ольпия. М., 1915.
Р. А. О рое л и. Исследования и изыскания. М.– Л., 1947.
A. Н. Карасев. Оборонительные сооружения Ольвии.– «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып. XXII, М„ 1948.
М. М. Т р а п in. Мраморный рельеф из Сухуми.– «Вестник древней истории», 1954, № 1.
B. Д. Бла вятский. О подводной археологии.– «Советская археология», 1958, № 3.
И. Г л ъ б о в. Подводни археологически объекты от нашего край-бережия.– «Подводен спорт», 1959, № 2.
Г. К о m е л е н к о, Г. Б о ч а р о в. Тайны седьмого коптинелта.– «Декоративное искусство», 1959, № 6.
B. Д. Блаватский. За подводната археология.– «Подводсн спорт», 1960, № 2.
И. Глъбов. Експедицйя «Маслен нос».—«Подводен спорт», 1960, № 7—8.
C. С т а н ч е в. За ггодводните археологически проучвания.—
«Подводен спорт», 1960, № 3.
В. Д. Блаватский, В. И. К у з и щ и н. Подводные разведки древней Фанагории,– «Вестпик Академии наук СССР», 1959, Я» 1 и «Краткие сообщения Института археологии», № 83, 1961.
В. Д. Блаватский. Подводные раскопки Фанагории в 1959 г,– «Советская археология», 1961, № 1.
Б. Г. Петерс, И. В. Смирнов. О новейших подводных археологических изысканиях.– «Вестник древней истории», 1961, № 3.
В £ г а ^ £. Га «6р-г]р.ата той vaoavioo тшу AVTixolH|p
A Sc hill ten. Archaologische Funde im Jahre 1908. Nordafrika.– «Archaeologische Anzeiger», 1909.
Carton. Note sur la topographie des ports de Carthage.—«Comp tes rendus de I'Academic des Inscriptions et belles-lettres» Paris, 1910.
A. Sc hnl ten. Archaologische Funden im Jahre 1909. Nordafrika.– «Archaeologische Anzeiger», 1910.
Carton. Le port marchand et le mur de mer de Carthage pu-nique.– «Revue archeologique», t. XVIII, Paris, 1911.
R. C a g n a t. Les fouilles sous-marines de Mahdia.– «Revue de
Part», t, XXIX, Paris, 19П. ^ ^ I
A. Merlin e t P о i n s s о t. Marbres trouves en pres de Mahdia (Tunisie).– «Revue archeologique», t. XVIII, Paris, 1911.
A. Schulten. Archaeologische Funde im Jahre 1911. Nordafrika.– «Archaeologische Anzeiger», 1912.
A. Merlin. Les recherches sous-marines de Mahdia (Tunisie) en 1913.– «Comptes-rendus de PAcademie des Inscriptions et Belles-Lettres», 1913.
A. H. Smith. Lord Elgin and his collection.– «The Journal of Hellenic Studies», vol. XXXVI, 1916.
Bohringer. Archaologische Funde im Jahre 1927. Italien.– «Archaeologische Anzeiger», 1928.
A. Merlin. Submarine discoveries in the Mediterranean.—«Antiquity», t. 4, N 16, 1930.
A. M e r 1 i n e x et P о i n s s о t. Crateres et candelabres de marbre trouves en mer pres de Mahdia, Tunis – Paris, 1930.
W. Technau. Archaologische Funde von Mitte 1929 bis Oktober 1930.– «Archaeologische Anzeiger», 1930.
A. D a i n. Inscriptions attiques trouvees dans les fouilles sous-marines pres de Mahdia.– «Revue des etudes grecques», t. XLIV, N 207, Paris, 1931.
V. Technau. Archaologische Funde in Italien, Albanien, Tripoli-tanien und Kyrenaika von Oktober 1930 bis Oktober 1931.– «Archaeologische Anzeiger», 1931.
W. Technau. Archaologische Funde in Italien, Tripolitanien und der Kyrenaika von Oktober 1931 bis Oktober 1932.– «Archaeologische Anzeiger», 1932.
S. C a s s о n. Submarine research in Greece.—«Antiquity», vol. XIII,
N 49, 1939.
A. Poidebard. Un grand port disparu Tyr. Recherche3 aeriennes et sous-marines 1934—1936. Paris, 1939.
G. Karo. Art salvaged from the sea.—«Archaeology», N 12, 1948.
F. Benoit. Jas d’ancre a tete de Meduse.– «Revue archeologique»,
t. XXXVII, N 2, 1951.
R. Demangel. Fouilles et recherches sous-marines en Grece.– «Bulletin de Correspondence Hellenique», vol. 74, N 2, 1950.
G. U c e 11 i. Le navi di Nemi. Roma, 1950.
A. Poidebard. Note sur les recherches operees dans le port de Saida de 1946 a 1950.– «Syria», t. XXVIII, fasc. 3—4, Paris, 1951.
A. Poidebard, J. Lauffray. Sidon. Amenagements antiques du port de Saida. Etude aerienne au sol et sous-marine 1946—1950. Beyrouth, 1951.
Ph. D i о 1 e. Promenades d’archeologie sous-marines. Paris, 1952.
L. C a s s о n. Sea digging.– «Archaeology», vol. 6, N 4, 1953.
N. L а щ b о g I i a, F. Benoit. Scavi Sottomarini in Liguria e in Provenza, 1953.
J. Cousteau. Fish Men discover a 2200 year-old Breek Ship.– «National Geographic», vol. 105, N 1, 1954.
l. Hi her a La arqueologia submarina. Barcelona, 1955.
Graba l.ecka, 1. Gorska. Archeologia podwodna.—
«Z otchlani wiekow», гок XXV, zeszyt 6, 1955.
Benoit. Premiers resultats de l’exploration sous-marine.—«Les fouilles en Provence», t. IV, 1957.
Casson. More sea-digging.—«Archaeology», N 10, 1957.
lonkan. The world Beneath the Waves N.-Y., 1957.
l. Sivirine. Les epaves sous-marines et leurs degagements.– «Les fouilles en Provence», t. IV, 1957.
Benoit. Nouvelles epaves de Provence.—«Gallia», t. XVI, 1958.
». К a pi tan. Die Entwicklung der archaologische Unterwasser-forschung.– «Das Altertum», Bd. 4, Hf. 2, 1958.
». К a pita n, P. Grimm. Unterwasserforschung an einem «Pfahlbau» im Werbelinsel bei Altenhof, Kr. Eberswalde.– «Ausgrabungen und Funde», N 3, 1958.
L Kapitan. Die Forschung von Spargi.– «Delphin», 1958, N 12.
L Flemming. Underwater adventure in Apollonia.– «The geographical magazine», vol. 31, N 10, 1959.
ж. Kapitan. Die Saiilen von Marzamemi.—«Wissen und Leben», N 7, 1959.
. Goggin. Underwater archaeology; its nature and limitations.– «American Antiquity», vol. 25, N 3, 1960.
Kapitan. Besuch in einer versunken Stadt.—«Delphin», N 2, 1960.
Ih. Picard. Decouvertes sous-marines de Page du Bronze au Sud de la cote d’Anatolie.—«Revue archeologique», t. 2, 19G0.
L Kapitan. Marinarkaeologi i middelhavet.—«Soens Verden», N 5, 1960—1961.
J. T. Fritsch. The Lind Marine Expedition to Israel—«The Biblical archaeologist», vol. XXIV, N 2, 1961.
Оглавление
Владимир Дмитриевич Влаеатекий, Геннадий Андреевич Кошеленю Открытие аатонувшего мира
Утверждена к печати Редколлегией научно-популярной литературъ Академии наук СССР
Редактор издательства Г. В. Юнисова. Художник НИ. Шевцов. Технический редактор Г. С. Симкинп
РИСО АН СССР М 48а/138В. Сдано в набор 7/VIII 1962 г. Подписано к печати 28/XJ 1962 г. Формат 84x108'/».
□еч. л. 3,38 4 I вкл. Уел. печ. л. 6,53 4 1 вкл.
Уч.-ивд. л. 5.5(5,440,1 вкл.)
Тираж 75000 вкв. Т. 12858. Ивд. М 1007. Тип. вак. М 1045.
Цена 17 к.
Ивдательство Академии наук СССР, Москва. В-62. Подсосенский пер., 21 •я типография Издательства АН СССР. Москва. Г-99, ШуОинскай пер., 10