Текст книги "Пойманное солнце"
Автор книги: Вилли Мейнк
Жанр:
Путешествия и география
сообщить о нарушении
Текущая страница: 11 (всего у книги 12 страниц)
Г. Г. Котовский
Послесловие
В Индии, как, впрочем, и в других развивающихся странах Азии и Африки, старое и новое причудливо сочетается, переплетается, пожалуй, во всех сферах частной и общественной жизни. Именно этому, старому и новому в жизни сегодняшней Индии, и посвящена небольшая книжка журналиста из ГДР В. Мейнка, предложенная в сокращенном переводе с немецкого языка вниманию советского читателя. Все, что видел и слышал автор в Индии во время своей второй поездки в эту замечательную страну в 1969 г., не дает, конечно, какого-либо целостного представления об основных ее проблемах – экономических, социальных, политических, определяющих развитие современного индийского общества. Но такой задачи и не ставил перед собой немецкий журналист. Посещая различные уголки Индии, он прежде всего стремился проникнуть в психологию «среднего индийца», неизбежно сталкиваясь при этом с формами общественного сознания, унаследованными от колониальной и даже доколониальной эпохи. Вот почему внимание Мейнка привлекли различного рода традиционные институты – в сфере экономической, социальной и культурной жизни.
Нельзя не признать, что эти институты продолжают играть весьма важную роль в жизни громадного большинства населения Индии. Объясняется это прежде всего тем, что и в настоящее время основная часть индийцев – сельские жители (свыше 80 %), из которых не менее двух третей заняты в традиционных, или, как говорят экономисты, «низших», общественно-экономических укладах: мелкотоварном сельскохозяйственном производстве, все еще в значительной степени сохраняющем черты натуральной и потребительской экономики; в ремесле и кустарных промыслах. Да и в городах большая часть работников занята в небольших ремесленных, кустарных и мелкокапиталистических заведениях. Этим формам производства соответствуют и архаические формы торговли и кредита. Товаропроводящая система и ростовщический кредит, обслуживающие (и эксплуатирующие) мелкое производство в сельском хозяйстве и промышленности, в основном продолжают функционировать в том виде, в каком они сложились в XVIII–XIX вв.
Естественно, что отсталые формы хозяйственной жизни обусловили живучесть различного рода пережитков прошлого в надстройке, повседневном быту и сознании массы индийцев. Прежде всего необходимо напомнить здесь о роли религии в их частной и общественной жизни.
Религиозные представления (соответственно индуизма, ислама, сикхизма, джайнизма, христианства, буддизма у представителей соответствующих религиозных общин) пронизывают сознание громадного большинства населения страны. Понятия секуляризма, а тем более атеизма присущи лишь небольшой, образованной части индийского общества.
Свыше 70 % всего населения Индии исповедуют индуизм, религию, для которой характерно отсутствие церкви и организованного духовного сословия. Это обстоятельство сделало индуизм внешне как бы нейтральным к политике и способствовало сохранению его влияния на социальную организацию индийского общества. Как часто говорят в самой Индии, «индуизм не религия, а образ жизни». В то же время индуизм способствует живучести одного из самых важных и специфических социальных институтов Индии – системы каст.
Именно эта система лучше всего приспособилась к условиям современной Индии. Более того, каста наложила значительный отпечаток не только на социальные отношения, но и на формирование классов буржуазного общества и политическую борьбу в Индии.
Хотя в современной Индии классовые и профессиональные группы не совпадают с кастовым делением общества, в то же время исследования индийских социологов показывают, что эксплуататорские классы состоят преимущественно из членов высших и средних каст (по их месту в сословно-кастовой иерархии), а трудящиеся – в основном из людей низших каст.
Так называемые «доминирующие касты» в сельской местности, то есть те, что сосредоточили в своих руках большую часть земельной собственности и охватили основную часть зажиточного крестьянства (из этой среды выходит большинство мелких и средних сельских и городских предпринимателей, представителей чиновничества, интеллигенции), используют кастовую солидарность для усиления своего влияния в органах государственного управления данного штата или округа.
Кастовая приниженность массы крестьян-издолыциков и батраков способствует усилению эксплуатации со стороны помещиков и кулаков.
До сих пор классовые конфликты в деревне проходят часто в форме кастовых столкновений; религиозные же (индусско-мусульманские) волнения, почти ежегодно вспыхивающие в тех или иных городских центрах, вызываются противоречиями между торговцами, ремесленниками и другими представителями городских «средних слоев», принадлежащих к различным религиозным общинам.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что за годы независимости в общественном сознании индийцев произошли глубокие сдвиги. Достижение Индией национальной независимости и введение системы буржуазного парламентаризма; активизация деятельности левых сил, в первую очередь Коммунистической партии Индии (КПИ), профсоюзов, крестьянских организаций; общее оживление политической активности в стране; значительные успехи в области начального, среднего и особенно высшего образования – все эти факторы сказались на известном повышении уровня политической сознательности самых различных социально-классовых слоев и групп индийского населения. В расстановке партийно-политических сил в Индии за последние годы произошли значительные изменения.
Правящая, наиболее влиятельная в стране партия, Индийский национальный конгресс (осн. в 1885 г.), партия Ганди и Неру, приведшая страну к независимости, постепенно от одних всеобщих выборов к другим (в 1951–52, 1957, 1962, 1967 гг.) теряла политическую монополию – под нажимом как левой, так и правой оппозиции. Выборы в законодательные органы семнадцати штатов в 1967 г. показали, что в девяти из них Конгресс утратил свое положение правящей партии. В штатах Керала и Западная Бенгалия, общая численность населения которых составляет примерно 60 млн. человек, были созданы коалиционные правительства левых и демократических партий с преобладанием коммунистов. Такие же правительства были созданы и в некоторых других штатах, причем в них участвовали как левые, так и крайне правые партии (например, религиозно-общинная мелкобуржуазная партия Джан сангх – Народный союз). Подобные «союзы» были противоречивы, вызывали нестабильность политической ситуации и частую смену провинциальных правительств.
Положение осложнилось происшедшим еще в 1962–1964 гг. расколом в индийском коммунистическом движении. В коалиционных правительствах штатов Западная Бенгалия и Керала, сформированных в 1967 г., параллельная компартия составляла ведущую силу. Однако ее левосектантский курс, борьба против Коммунистической партии Индии, а также мелкобуржуазных политических сил (например, партии Бангла конгресс – Бенгальский конгресс в Западной Бенгалии) привели к развалу в 1969 г. правительств левой коалиции в этих штатах.
В. Мейнк находился в Индии в один из периодов острейшей политической борьбы. Нарастание социальной напряженности было, в частности, связано с последствиями экономического кризиса середины 60-х годов. В эти годы экономика страны переживала трудности не только из-за углубления противоречий буржуазного развития, но также и обострения диспропорций между капиталистическими и докапиталистическими укладами. Положение усугублялось спадом в сельскохозяйственном производстве, вызванным засухами 1965–1967 гг. С этого времени народное хозяйство Индии вступило в полосу затяжного замедления темпов развития, что особенно сказалось в 1972 и 1973 гг. Рост налогов, цен, инфляция, продовольственные трудности – все это ухудшало положение трудящихся. Перед Конгрессом стала вырисовываться перспектива утери позиций правящей партии.
В середине 1969 г. левоцентристская группа в руководстве Конгресса во главе с премьер-министром Индирой Ганди, осознав необходимость радикализации политики правящей партии, выступила с программой демократических, социально-экономических преобразований. Вслед за этим последовала национализация четырнадцати крупнейших частных банков, контролировавшихся монополистической верхушкой индийской крупной буржуазии. Вопреки активному сопротивлению правого крыла в Конгрессе на президентских выборах в августе 1969 г., последовавших за кончиной президента З. Хусейна, на этот пост был избран кандидат демократических сил В. Гири.
Проба сил противоборствующих течений в Конгрессе (левоцентристского и правого крыла) завершилась к концу 1969 г. расколом партии. И. Ганди и ее группа получили большую свободу действий в осуществлении программы прогрессивных социально-экономических преобразований, получивших в 1969–1972 гг. дальнейшую конкретизацию в решениях руководящих органов партии.
В течение 1970 г. правительство приняло целый ряд важных решений, направленных на укрепление позиций государственного сектора и усиление контроля, а также некоторое ограничение деятельности крупного капитала – в сфере производства и внешней торговли. Были намечены меры, направленные на улучшение материального положения трудящихся.
Внутри Конгресса усилилось влияние сил, представлявших интересы городской и сельской мелкой буржуазии (партия на всем протяжении своей истории в новейший период, после 1918 г., представляла своеобразный «блок» буржуазных и мелкобуржуазных слоев).
Сдвиги как внутри Конгресса, так и в политике конгрессистского руководства вызвали изменение в отношении к нему КПИ. Если на выборах 1967 г. компартия выступала против Конгресса, то после 1969 г. она заняла позицию поддержки прогрессивных начинаний правящей партии и выступала с ней единым фронтом в борьбе с правой опасностью – блоком реакционных партий Сватантра, Джан сангх и Организация конгресса (образованной на базе отколовшегося от Конгресса его правого крыла).
На досрочных выборах в парламент в 1971 г. и очередных выборах в законодательные органы штатов в 1972 г. Конгресс, в значительной мере при поддержке КПИ, восстановил свое положение правящей партии в ряде штатов. В центральном парламенте партия завоевала абсолютное большинство и получила возможность внести поправки в Конституцию, направленные на то, чтобы быстрее осуществить выдвинутую правительством И. Ганди программу экономических и социальных реформ. Поправки ликвидировали, в частности, остатки влияния бывших правителей индийских княжеств.
Несмотря на широкую общественную поддержку прогрессивного политического курса, проводимого И. Ганди, осуществление в 1972–1973 гг. объявленной программы реформ столкнулось с новыми трудностями. Массовое возвращение в эти годы в Конгресс вышедших из него в 1969–1970 гг. сторонников правого курса привело к значительному усилению консервативного крыла правящей партии. Открытое противодействие отдельных групп индийской буржуазии усугубило экономические трудности, переживаемые страной в 1972–1973 гг.
В борьбе против торгового капитала, активно поддержанного монополиями, правительство, пытавшееся ввести в 1973 г. контроль над торговлей зерном, потерпело поражение.
Не менее сложной оказалась проблема проведения новых аграрных реформ. Еще в 50-е годы была проведена реформа так называемой «системы заминдари», в ходе которой феодально-помещичий класс Индии лишился примерно 60 % земель. В результате этой реформы, а также законодательства об аренде феодальные пережитки перестали господствовать в системе аграрных отношений Индии. Центральной фигурой индийской деревни вместо феодально-зависимого арендатора стал крестьянин, мелкий собственник Однако сохранение за помещиками примерно 40 % их земельных владений, глубокое имущественное и социальное расслоение в среде крестьянства, усилившееся развитие земледельческого капитализма – все это обусловило высокую степень концентрации земельной собственности.
Возраставшая социальная напряженность в деревне, организованная и стихийная борьба крестьянства обусловили проведение в 60-е годы нового этапа аграрных реформ – законодательства по ограничению максимальных размеров частного землевладения. Однако оно было составлено таким образом и проведено такими методами, что практически не привело к сколько-нибудь существенному перераспределению земельной собственности.
Директива руководства Конгресса и Центрального правительства о дальнейшем снижении «потолка» землевладения не встретила должной поддержки со стороны конгрессистских фракций в законодательных собраниях штатов, а также конгрессистских провинциальных правительств. Это объясняется прежде всего тем, что помещичье-кулацкая элита деревни составляет опору Конгресса во многих штатах страны, а ее интересы широко представлены в органах законодательной и исполнительной власти.
В то же время затяжка с проведением дальнейших аграрных, а также других социально-экономических преобразований несомненно вызовет новую вспышку классовых конфликтов.
Действительность современной Индии полна глубоких противоречий. С одной стороны, в стране полным ходом идет процесс индустриализации, возникает современный комплекс промышленного производства, промышленные товары, включая машины, становятся все более заметной статьей индийского экспорта. За годы независимости общий объем промышленного производства утроился, а сельскохозяйственного – удвоился. В отдельных районах страны резко улучшается агротехника земледелия («зеленая революция»), бурно развиваются научные исследования, школьное и высшее образование.
С другой стороны, большая часть населения слабо или совсем не связана с этими прогрессивными процессами в сфере экономики; большинство жителей деревни все еще неграмотны, многие дети не получают образования выше школы первой ступени и т. д.
Именно эта противоречивость индийской действительности и придает ей особый динамизм. Поэтому было бы ошибкой представлять себе быт современных индийцев принявшим своего рода застойные, неподвижные формы. Носителем нового, перемен, часто еще недостаточно отчетливо видимых, являются простые люди Индии, портреты которых с такой симпатией нарисовал в своей книге В. Мейнк. Особенно хочется отметить написанные с мягким юмором и теплотой сцены народной жизни в Гоа и Керале.
Важным признаком глубинных прогрессивных сдвигов, постепенного накопления предпосылок перехода к более высоким формам общественного развития служит возрастающая роль государства, в особенности государственного сектора, в экономике страны, внедрение планового начала, частичные антикапиталистические меры.
Все большую роль играют расширяющиеся многосторонние связи Индии с лагерем социализма – в особенности с Советским Союзом. Заключенный летом 1971 г. советско-индийский договор о мире, дружбе и сотрудничестве подвел прочный фундамент под долгосрочное сотрудничество между нашими странами.
Визит Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева в Индию в октябре 1973 г. ознаменовал начало нового этапа в истории советско-индийской дружбы, которая стала важным фактором мировой политики.
На фоне этих исторических событий общественный интерес к прошлому и настоящему Индии неуклонно возрастает. Растут симпатии советских людей к трудовому народу великой Индии.
Предлагаемая читателю небольшая работа немецкого журналиста, как мы надеемся, найдет отклик в его сердце, ибо она проникнута глубокой симпатией к Индии наших дней.
Г. Г. Котовский
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
В. Мейнк
ПОЙМАННОЕ СОЛНЦЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1974
91 (И5)
М 45
Willi Meinck
DIE GEFANGENE SONNE
Halle (Saale) 1971
Редакционная коллегия
К. З. Малаховский(председатель), А. Б. Давидсон, Н. Б. Зубков, Г. Г. Котовский, Н. А. Симония
Перевод с немецкого В. А. БОРИСОВОЙ
Ответственный редактор и автор послесловия и примечании Г. Г. КОТОВСКИЙ
Мейнк В.
М45Пойманное солнце. Пер. с нем., М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974.
150 с. («Путешествия по странам Востока»),
Журналист ГДР рассказывает о современной Индии, и которой до сих пор кое-где соседствуют средневековье и современность. Читатель побывает вместе с автором в Гоа, во дворце президента Индии, на пестрых и шумных восточных базарах, в гостях у докеров и рыбаков. Описывая природу страны и ее замечательные архитектурные памятники, автор рассказывает также о социальных противоречиях и преобразованиях.
М 20901-139 136-74
013(02)-74
91 (И5)
©Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974.
Вилли Мейнк
ПОЙМАННОЕ СОЛНЦЕ
Утверждено к печати Институтом востоковедения Академии наук СССР
Редактор Р. М. Солодовник
Младший редактор М. В. Малькова
Художник Д. В. Озеревская
Художественный редактор И. Р. Бескин
Технический редактор М. В. Погоскина
Корректоры Д. Я. Броуни М. К. Киселева
Сдано в набор 27/V 1974 г. Подписано к печати 9/VII 1974 г. Формат 84×108 VS1/ 32. Бум. № 1. Печ. л. 4,75. Усл. п. л. 7,98. Уч. – изд. л. 8,31. Тираж 15 000 экз. Изд. №.3388. Зак. № 411. Цена 50 коп.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»
Москва, Центр, Армянский пер., 2
3-я типография издательства «Наука» Москва К-45, Б. Кисельный пер… 4