Электронная библиотека книг » Вилли Кубек » В авангарде танковых ударов. Фронтовой дневник стрелка разведывательной машины » Текст книги (страница 12)
В авангарде танковых ударов. Фронтовой дневник стрелка разведывательной машины
  • Текст добавлен: 19 сентября 2016, 14:24

Текст книги "В авангарде танковых ударов. Фронтовой дневник стрелка разведывательной машины"

Автор книги: Вилли Кубек

Провожу пристрелку орудия нашей бронемашины, его скорострельность значительно выше.

В небе над Кирсановкой барражируют около 30 русских самолетов (по словам обер-ефрейтора).

Вечером час купания в нашем новом бассейне под открытым небом.

14 июня 1942 г.

Сегодня воскресенье. Поднимаюсь в 7 часов, тут же иду в душ. Еды у меня никакой, беру под мышку одеяло и пару часов загораю, до тех пор, пока небо на затягивают облака.

Возвращаюсь в школу, тем временем роту заставляют выкладывать из камней защитные ограждения для техники. В 11 часов отмеряю дистанцию 300 метров для завтрашних стрельб.

15 июня 1942 г.

Подъем в 5 утра, зарядку не проводят – все ждут прибытия генерала.

С Вендлером устанавливаем 2 мишени для пристрелки нашего орудия, после этого сразу же возвращаюсь к нашей родимой бронемашине.

Как раньше подполковнику Шольцу, демонстрирую генералу и его свите 2-см орудие новой модификации.

Едва генерал и его свита скрываются из вида, сразу же переодеваемся в тренировочные костюмы.

До обеда занимаюсь смазкой салазок орудия, подготовкой боеприпасов и так далее. На обед гороховый суп.

Над нами проносятся 8 русских бомбардировщиков с истребителями сопровождения.

Во второй половине дня вместе с унтер-офицером Таузендом, нашим оружейником, перегружаем пустые ящики для обойм.

Над нашими головами проносится еще пара десятков русских самолетов.

Со стороны Калиновки приближаются еще 40 бронемашин, все они войдут в состав нашей 13-й танковой дивизии.

С 22 до 24 часов над местностью постоянно вспыхивают зарницы. Обливаюсь потом, несмотря на относительно легкую одежду.

Спим на открытом воздухе, прямо на траве, подложив под себя шинель и накрывшись одеялами.

Как здорово спать на свежем воздухе.

16 июня 1942 г.

Так как уже светло, с 3.20 и до 5 часов утра обеспечиваю противовоздушную оборону. Только один раз заметил кружившие вдалеке русские бипланы.

17 июня 1942 г.

Подъем в 5 часов. Вместо физзарядки пробегаем стометровку.

В 6.20 построение в тренировочных костюмах. Занятия по 2-см орудию, после этого получение боеприпасов. До полудня вместе с водителем снарядили пулеметные ленты на 1400 патронов (на 2 обычных 1 трассирующий заряд).

Во второй половине дня снаряжаю обоймы для 2-см орудия, 8 – с разрывными снарядами, 2 – с обычными, 1 – с противотанковыми и 1 – со спецзарядами, потом все вперемешку попарно – один разрывной и один противотанковый.

Спецзаряды – нечто новое для нас, с усиленным сердечником, способным пробить более толстую танковую броню.

Все перечисленные приготовления говорят о том, что нас вскоре ждут несколько иные задачи. Близится конец нашей безмятежной жизни.

19 июня 1942 г.

Вчера ничего особенного не происходило, все те же занятия по орудию да еще плели из тростника маты. Сегодня с утра вся рота пробегает кросс 3 км. Финиш – у купальни.

Вся рота под командованием обер-лейтенанта Айка сегодня выезжала на местность. Наш экипаж вынужден был остаться из-за устранения неполадок.

Мы съездили в расположение 2тй роты, где нам приварили держатели для боеприпасов пулеметов и нескольких запасных канистр.

На Латеново русские с больших высот сбрасывали бомбы. Около 13 часов наши бронемашины вернулись. После обеда внезапно похолодало. Я все время работал на технике и укладывал для просушки стебли камыша для плетения матов.

20 июня 1942 г.

Вместо физзарядки купаемся в бассейне. Сегодня мы узнали, что вчера в роте, выстроившейся на обед, при бомбежке погиб 21 человек, а 24 получили тяжелые ранения. Это произошло в Латеново. Не позавидуешь офицеру, отвечавшему за все.

Наш командир роты обер-лейтенант Айк распорядился:

– Роте в полном составе зарыться в землю!

И вот после двухчасовых занятий беремся за лопаты.

Я помогаю рыть окоп унтер-офицерам Вестфельду и Вааку. До обеда мы успели углубиться на целый метр, как и было приказано.

На обед сладкая лапша с молоком, правда, немного, каких-нибудь пол-литра.

После обеда пробные стрельбы из пулемета с дистанции 50 метров по мишени – листу немецкой брони толщиной 8 мм и русской брони толщиной 15 мм.

Стреляет обер-лейтенант Айк, но обычные патроны броневые листы не берут, зато остроконечные пули со стальным сердечником легко прошивают их насквозь.

После огневой подготовки снова рытье окопов.

Мы с водителем и помощником водителя приступаем к сооружению палатки на троих.

Пытаемся вырыть окоп в непосредственной близости от нашей бронемашины, но из-за твердого, как камень, грунта обязательной метровой глубины так и не достигаем. Потом ставим палатку над уже прорытым окопом. Так заработались, что даже об обеде и то позабыли.

После еды в 18 часов снова за работу. Обтягиваем стены русским брезентом и все же углубляемся в землю до предписанного 1 метра. Карл-Хайнц Бюсс проводит к нам палатку громкоговоритель от рации. Что еще желать?

Примерно в 21 час ложимся спать – теперь нам страшно только прямое попадание русского снаряда или бомбы.

21 июня 1942 г.

Сегодня воскресенье, подъем в 7 часов, но я встаю уже в 6.15 – бегу обдаться в душе. Но ничего не выходит – водицы в бочке на донышке. Днем нам не позволяют брать воду из колодца полевой кухни, только по вечерам. Таким образом, приходится довольствоваться обычным мытьем.

22 июня 1942 г.

Сегодня вот уже год, как началась война с Россией. Как все-таки летит время! Кто знает, каким станет для нас этот предстоящий второй год войны?

Прибыл наш главный техник Кайцик. Вместе с ним завезли гороховую муку. После этого выезжаем на местность в районе Красной Колонии, отрабатываем приемы работы с рацией, все идет как по маслу. Вообще исключительно приятно управлять новой техникой, даже сиденье в нашей новой бронемашине куда удобнее, чем в прежней, – сидишь себе как в кресле. Ни пыль, ни дождь в ней не страшны.

Около 6 часов мы в Таганроге. Через весь город едем на завод, перед нами распахиваются ворота. Здесь уже находится машина Штюбнера и еще две бронемашины из нашей роты.

Въезжаем в цех, предстоит кое-что приварить. В цеху довольно много русских рабочих. Здесь изготавливают запчасти для техники нашей дивизии и проводят всякого рода работы – сварку, постановку бронеплит и так далее.

В цеху валяются корпуса от огромных авиабомб и снарядов. Сварочные работы затягиваются, поэтому решаем подкрепиться сухим пайком (мясной тушенкой и сливочным маслом). Потом я решил пройтись по заводу, а после этого уселся в бронемашину черкнуть пару строк в дневник.

К обеду все сварочные работы наконец завершены, и мы гордо шествуем через весь город к солдатской гостинице для отпускников. Там и ставим машины.

Мальчишка надраил мне сапоги, и мы все вместе направляемся в столовую. Там съедаем за 20 пфеннигов суп из пшенки.

После этого отпрашиваюсь к парикмахеру подстричься. На рынке загоняю на 20 рейхсмарок сигареты – по 30 пфеннигов за штуку.

В 15 часов иду в кино, там мы все и встречаемся, не сговариваясь.

У буфета, где продают пирожные, форменная давка – пирожные стоят 1 рейхсмарку, уминаю целых 5 штук. Фильм называется «Образцовый супруг».

После фильма ненадолго подходим к нашим бронемашинам, закусываем на броне, а после мелкими группами идем пройтись по Таганрогу.

В городе уже не так много военных – «Лейбштандарт «Адольф Гитлер» отбыл, что касается девушек, наверняка процентов сорок их уже отправлены в Германию.

Решаю сходить к морю подышать свежим вечерним воздухом. К 21 часу возвращаюсь в гостиницу, отпускников отправили назад в части, поэтому там пусто. Беру в машине два одеяла, и мы еще с тремя товарищами ночуем в комнате 7.

Если верить листовкам, на сегодня русские запланировали массированный авианалет на Таганрог и артобстрел города. Что же, поглядим!

23 июня 1942 г.

Еще в 4.30 мы поднимаемся, умываемся и отправляемся на квартиру забрать Кайцика. После этого возвращаемся в роту. Наша бронемашина работает как часы.

Часам к 7 прибываем в расположение роты, смотр фляжек и полевой посуды к этому времени завершен.

Я успеваю заменить только посуду, а вот фляжки, к сожалению, все расхватали.

До 9.30 свободное время. Первым делом подкрепляюсь. Во второй половине дня мы (шестеро стрелков из 1 – го взвода) чистим оружие.

На 16.30 запланировано купание нашего взвода, другие играют в ручной мяч.

Днем я еще получил пару носков, свитер и солнечные очки.

Ночью просыпаюсь от стука дождевых капель по брезенту. Как же приятно спать, зная, что на улице дождь, но на тебя не натечет.

24 июня 1942 г.

Зарядка отменена, так что есть возможность подольше поспать. Половина наших едет с утра на учения. А мы, стрелки, тренируемся: умение читать карту, разбираться в условных линиях кодирования карт. И еще до обеда успеваем нарезать целую кучу тростника для маскировки техники.

Сегодня осмотр снаряжения – непригодные вещи тут же заменяются. В целом день проходит за чисткой оружия и приведением в порядок бронемашин изнутри. Вечером дождь, тем уютнее кажется тебе палатка.

25 июня 1942 г.

Сегодня день занятий: пулемет, пистолет, ориентирование, опознавание самолетов противника, отработка навыков наводки орудия и пулемета бронемашины.

Пока что затишье продолжается, и никто понятия не имеет, когда и куда нас отправят.

К кофе сегодня нам подали нечто совсем уж изысканное: на брата по половине большого посыпанного пирога, то есть почти домашнего. Принимаем пищу в здании школы, но спим в своей углубленной палатке.

В 7.45 построение для прививок. Делают укол противодизентерийной вакцины. Солнце припекает вовсю, мы расхаживаем в тренировочных штанах. К 9 часам все привиты, и я занимаюсь тем, что прорываю вокруг палатки канаву для стока воды.

Сегодня на обед 5 картофелин, мясной соус и 100 г яблочного повидла.

В нашей дивизии решили организовать спортивный праздник, оркестр играет вполне слаженно, совсем как на празднике лета дома.

На завалинке нашей палатки высаживаю подсолнухи.

Бюсс, сидя у радио, слушает музыку и строчит письма домой.

Оклеиваю брезент палатки и стенки картинками, после чего иду отдать в стирку свой рабочий комбинезон.

Выдали довольствие: треть буханки хлеба, 100 г сливочного масла, упаковку карамели, 50 г меда и 250 г кофейного ликера.

Увы, но приходится прервать ужин – нашему обер-лейтенанту вздумалось обходить палатки и выставлять оценки.

Мы получили «четверку».

После обхода продолжили трапезу, потом я сходил осмотреть палатки, есть очень и очень неплохие.

Специальное сообщение относительно обстановки у Тобрука. Мы страшно довольны. Я делаю несколько записей в дневник, водитель угощает меня ликером и шоколадом – в честь своего дня рождения. Сегодняшний день смело можно назвать чудесным, завтра предстоит рано вставать.

26 июня 1942 г.

Почти все наши бронемашины на учениях. Меня передали в распоряжение унтер-офицера Гербера. Жарища! Приходится работать в одних трусах.

До обеда сколачиваем и ставим 4 деревянные платформы (под 2 бронемашины и 2 грузовика), потом предстоит обшить их защитной тканью. После этого выбирали мишени для завтрашних стрельб.

27 июня 1942 г.

По причине стрельб физзарядка отменена.

Первым в стрельбах участвует взвод тяжелых бронемашин – все попеременно стреляют на одной машине.

Наша разведгруппа – победитель по стрельбе из пулемета – 85 попаданий. И 10 попаданий из пушки. К сожалению, у меня зарядный механизм тормозит, так что успеваю выпустить всего 4 снаряда.

Около 9.30 взвод тяжелых бронемашин заканчивает стрельбы, после этого непродолжительный перерыв, затем совместная чистка оружия.

Дистанция стрельбы: из орудия – 300 м, из пулемета – 150 м. Выстрелов из расчета на взвод – 200 из пулемета и 20 из орудия.

Сегодня погодка будто на заказ, к тому же воскресный день. К кофе на брата дают по половинке торта. Весь день провожу на солнце.

29 июня 1942 г.

Построение в спортивных костюмах, день обещает быть погожим. Во второй половине дня совершенно жуткая жара, градусов под сорок, наверное.

30 июня 1942 г.

Всю ночь льет как из ведра. Невзирая на ливень, подъем в 5 утра, после чего бегом к школе. На прививку. Выстраиваемся в колонну по три. Вторая прививка от дизентерии – 1 кубик вакцины. Но шприц почему-то огромный.

Дождь и не думает прекращаться.

1 июля 1942 г.

Пристреливаю оружие: мишень-квадрат со стороной 1,50 м. Орудие стреляет очень точно и без задержек. Из 10 выстрелов 9 попаданий.

А вот юстировка пулемета оставляет желать лучшего, приходится брать вправо и сильно вниз. Так что нашим оружейникам предстоит потрудиться – заново отъюстировать пулемет.

После стрельбы прочищаю стволы изнутри – орудийный и пулеметный.

Во второй половине дня занятия. Тема: «Высадка разведгруппы». Нас четверо стрелков из 1 – го взвода, фельдфебель Зимон, унтер-офицеры Ваак и Кемпе. Солнце палит нещадно.

Уходим подальше, через балку километра на 2, потом заваливаемся на траву и час загораем.

Позже занимаемся чисткой оружия.

4 июля 1942 г.

2–3 июля прошли в сплошных занятиях. Потом пропалывали грядки, чистили дорожки. Сегодня в полдень на построении нас огорошили – «Подготовиться к маршу!».

Собственно, этого мы уже давно дожидались. Так что наступил конец нашему курорту на зимних позициях берега Миуса. 13-я танковая снова готовится выступить.

Дивизии поставлены новые задачи.

К понедельнику вся подготовка должна быть завершена. Сегодня суббота. Все работы автоматически отпадают. Личный состав отправили на технику. Я же иду на болото и там нарезаю тростник, из которого мы с Вестфельдом, нашим водителем, аж до 18 часов плетем маскировочные маты.

Спать ложусь рано в нашей углубленной палатке, писать просто сил нет.

5 июля 1942 г.

Сегодня воскресенье, значит, подъем только в 7.30. Погода загляденье, сажусь на свежем воздухе в саду и пишу письма домой.

Во второй половине дня отстирываю свой рабочий комбинезон, полотенце и тренировочные штаны. После этого раздобываю в нашей библиотеке какой-то роман и остаток дня читаю на солнышке.

6 июля 1942 г.

В 5 утра нас поднимают и бегом гонят до нашего импровизированного бассейна под открытым небом – плод коллективной изнурительной работы нашей роты.

7 июля 1942 г.

С утра работа на технике, чистка, смазка, маскировка и так далее.

Поддерживать бронемашину в образцовом порядке – наша главная задача.

После обеда – то же самое вплоть до 16.00, то есть до самого осмотра. Прибывает командир роты обер-лейтенант Айк. Начинает с нашего 1-го взвода. Замечаний к нам нет.

8 июля 1942 г.

Всю первую половину дня продолжаем приводить в порядок все, что только можно. Вообще-то работы не очень много, так я отправляюсь за инжиром.

После завтрака наш водитель едет что-то приваривать. До 15 часов чистка оружия, потом купаемся и играем в футбол.

9 июля 1942 г.

После завтрака выезжаем в учебную разведку. Из взвода тяжелых (8-колесных) бронемашин едут только 3 машины, в том числе и наша, остальных бойцов взяли просто так, посмотреть и поучиться.

Циркулируют всяческие слухи относительно начала марша, одни утверждают, что, дескать, уже завтра, другие, что какое-то время спустя, многие считают, что дадут отбой, а кое-кто поговаривает о скором участии в боях. Кто из них прав, неизвестно.

10–11 июля 1942 г.

Подъем в 4 утра, построение в 5 часов. Наконец-то командование вносит ясность. Выступаем нынешней ночью, поэтому наши ремонтники вкалывают, позабыв обо всем.

Всю первую половину дня мы заняты упаковкой своего имущества, снятием палаток и так далее.

У меня обновилось почти все снаряжение.

Вчера выдавали новое обмундирование, довольствие в консервированном виде и еще много разных вещей. С утра на больших высотах волнами следуют наши пикирующие бомбардировщики.

После еды совершаю прощальный заплыв в нашем с таким трудом сооруженном бассейне под открытым небом. И кому только плоды работы нашей роты достанутся после нас?

Наша бронемашина полностью готова к маршу: все упаковано, все на своем месте, все закреплено. В школе полным-полно разного барахла, но перед отъездом прибираемся. Негоже оставлять после себя грязищу.

Вообще чистота и аккуратность в нашей роте – вещь отнюдь не второстепенная.

Меняю на что-то форменные штаны, наконец получаю флягу. Так и проходит вторая половина дня. В обоз сдаем все лишнее. Незадолго до этого нам поставили задачу, так что беготня продолжается.

Выдают довольствие – половину торта на брата, кусок жареной свинины, яйца и шоколадный ликер.

В темпе проглатываем жареное мясо, запиваем ликером, а на десерт съедаем торт.

В 19 часов в саду нас собирает фельдфебель Эртель, довольно долго ждем, пока все не прибудут.

Фельдфебель Зимон произносит перед нами пылкую получасовую речь относительно длительного пребывания в Пономареве, время проходит незаметно, в конце концов уходим на технику.

Отправляемся в путь в 20 часов, впереди командир, за ним Зимон, а уже за ними и наш 1 – й взвод. Включаем рацию, надеваю наушники.

Приказы командира передает унтер-офицер Вилле, очень любопытно слышать это все.

По команде передаем сведения о неполадках – словом, никаких неясностей, никакого «испорченного телефона».

Уже стемнело, а мы едем и едем, дороги почти не видно, приходится целиком полагаться на едущего впереди. Ночные походные сигналы включаем только по приказу и на сложных участках пути.

Часто пропадает связь с машиной Вреде, он едет последним. Так что Вилле приходится туго.

12 июля 1942 г.

Следуем на северо-восток. Постепенно светает. Ничего не видно из-за густого тумана.

Нашей роте непросто после длительного периода вынужденного безделья вновь войти в колею. А как тогда дивизии? Или тем более армии?

На одной из дорожных развилок унтер-офицер Ваак отстает от основной колонны, однако с помощью радиосвязи вскоре вновь нагоняет нас. Вилле пиликает на губной гармошке по радио, а командир травит анекдоты.

К 4 утра наш примерно стокилометровый марш-бросок завершается. Останавливаемся в Старуссой Латке.[7]7
  Названия отдельных населенных пунктов искажены автором дневника до неузнаваемости, поэтому переводчик не ручается за их достоверность.

Бём из головы колонны дает соответствующее указание, и мы останавливаемся. Как уже повелось, легкие бронемашины размещаются в парке.

Наша тяжелая бронемашина унтер-офицера Ваака в одиночестве располагается в каком-то саду. Первым делом осматриваемся. Дома здесь выглядят куда приличнее, чем в Пономареве, но судя по местным жителям, здесь голая нищета.

Переодеваемся в спортивные костюмы и приступаем к маскировке техники. После того как техника надежно замаскирована, идем вниз к реке искупаться. У реки великолепный песчаный пляж, мелко – вода доходит до шеи. На завтрак под открытым небом выдали мармелад.

Мы страшно устали. Хватаю одеяло и ложусь в тень. Сегодня жарко, так что приходится снимать с себя то одно, то другое. Проспал до 13 часов. На обед суп из перловки, полевая кухня буквально в двух шагах от нас.

Всю вторую половину дня читал роман, потом смахнул пыль с машины, орудия, пулемета.

Раздают довольствие – свиной жир, ливерную колбасу, кровяную колбасу. Хлеба пока хватает. Наедаемся до отвала, и даже на завтра кое-что остается. Подобного я что-то не припомню. После еды ставим палатку и забираемся туда спать.