Текст книги "Бенефис и другие юмористические рассказы"
Автор книги: У. У. Джейкобс
Жанры:
Морские приключения
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)
– Что-нибудь интересное, поваръ? – спросилъ помощникъ.
– Насчетъ Джорджа, сэръ, – отвѣчалъ поваръ, пріостанавливая свое чтеніе. – Вотъ тутъ и картинки про него.
Онъ подошелъ къ борту и протянулъ газету помощнику, весело улыбнувшись, когда этотъ послѣдній издалъ восклицаніе радостнаго удивленія, будто бы вызванное сходствомъ изображеній. – Удивительно, – сказалъ онъ, нарочно погромче. – Просто удивительно! Я никогда въ жизни не видывалъ такого поразительнаго сходства. Ты прославишься, Джорджъ; всѣ лондонскія газеты перепечатаютъ твой портретъ. А вотъ здѣсь и имя выставлено: „Джорджъ Куперъ, матросъ на шкунѣ „Джонъ-Генрихъ", изъ Лаймгауза".
Онъ протянулъ газету обратно повару и отвернулся, посмѣиваясь, между тѣмъ какъ Джорджъ, не будучи въ силахъ сдерживаться болѣе, поднялся ругаясь на ноги и отправился внизь, на бакъ, чтобы тамъ высиживать свое бѣшенство въ молчанiи. Немного погодя, помощникъ капитана Стубса, послѣ очень веселаго и очень конфиденціальнаго разговора съ своимъ экипажемъ, принарядился, закурилъ трубку и отправился на берегъ.
Слѣдующіе часъ или два Джорджъ то скрывался на бакѣ, то снова появлялся на палубѣ, откуда бросалъ тревожные, полные смущенія взгляды на хлопотливую толпу, покрывавшую набережную. Капитанъ Томсетъ передалъ ему, подъ видомъ собственныхъ своихъ соображеній, какъ было рѣшено ему поступить въ случаѣ опасности, и хотя матросъ выслушалъ его съ нѣкоторымъ недовѣріемъ, однако сейчасъ же отправился внизъ и прибралъ свою постель.
– Почти невѣроятно, чтобы ей попалась на глаза именно эта газета, – сказалъ шкиперъ успокоительнымъ тономъ.
– Люди всегда ужъ видятъ то, что имъ какъ разъ не слѣдуетъ видѣть, – проворчалъ Джорджъ. – Увидитъ кто-нибудь такой, кто знаетъ насъ обоихъ, и непремѣнно ей покажетъ.
– Вонъ тамъ какая-то дама садится въ лодку, – проговорилъ шкиперъ, взглянувъ на набережную. – Не она же, въ самомъ дѣлѣ!
Съ этими словами онъ обернулся къ матросу, но еще не успѣлъ договорить, какъ Джорджъ уже былъ внизу и поспѣшно раздѣвался, чтобы приступить къ исполненію своей роли.
– Если кто-нибудь меня спроситъ, – сказалъ онъ повару, слѣдившему съ большимъ удивленіемъ за его лихорадочными движеніями, – отвѣчай, что я умеръ.
– Ты… что? – спросилъ поваръ.
– Умеръ, – повторилъ Джоржъ. – Умеръ! Скончался сегодня въ десять часовъ утра. Понимаешь ты, болванъ?
– Не могу сказать, чтобы понималъ, – возразилъ поваръ нѣсколько обиженно.
– Скажи всѣмъ, что я умеръ, – повторилъ Джорджъ поспѣшно. – Ну, поваръ, голубчикъ, уложи меня какъ слѣдуетъ. Я тебѣ отплачу тѣмъ же въ одннъ прекрасный день.
Вмѣсто того, чтобы повиноваться, перепуганный поваръ бросился на палубу, съ цѣлью заявить капитану, что Джорджъ сошелъ съ ума, но, заставъ его какъ разъ посреди поспѣшнаго объясненія съ остальнымъ экипажемъ, остановился и началъ жадно прислушиваться. Между тѣмъ лодка плыла дѣйствительно прямо къ шкунѣ, управляемая пожилымъ гребцомъ въ одномъ жилетѣ поверхъ рубашки, и единственнымъ пассажиромъ въ ней была дама очень солидныхъ размѣровъ, которая разсматривала покрывавшія рѣку суда сквозь густую, черную вуаль.
Черезъ минуту лодка поравнялась со шкуной, и лодочникъ, вставъ на ноги, закинулъ причалъ на бортъ. Шкиперъ, глядя на пріѣзжую, внутренне содрогнулся и отъ души пожелалъ, чтобъ Джорджъ оказался хорошимъ актеромъ.
– Мнѣ нужно видѣть мистера Купера, – сказала дама, взобравшись на палубу съ помощью лодочника.
– Я очень сожалѣю, но вамъ нельзя видѣть его, сударыня, – вѣжливо сказалъ шкиперъ.
– А, въ самомъ дѣлѣ? – произнесла дама, слегка возвышая голосъ. – Ступайте-ка, да скажите ему, что его законная, вѣнчанная жена, которую онъ бросилъ, – здѣсь, на кораблѣ!
– Это ни къ чему не поведетъ, сударыня, – сказалъ шкиперъ, глубоко чувствовавшій весь драматизмъ положенія. – Боюсь, что онъ не послушаетъ васъ.
– Ну, я полагаю, что мнѣ удастся убѣдить его, – сказала дама, поджимая губы. – Гдѣ онъ?
– Тамъ, наверху, – отвѣчалъ шкиперъ, снимая шляпу.
– Вы меня не думайте провести вашимъ враньемъ, – сказала дама, предварительно окинувъ пытливымъ взглядомъ обѣ мачты.
– Онъ умеръ! – торжественно произнесъ шкиперъ.
Гостья всплеснула руками и пошатнулась. Ближе всѣхъ къ ней стоялъ поваръ, и онъ обхватилъ ее обѣими руками за талію и прижалъ къ себѣ. Сердобольный помощникъ побѣжалъ внизъ за водкой, между тѣмъ какъ она повалилась навзничь на палубу, увлекая за собой и протестующаго повара.
– Бѣдная женщина! – сказалъ шкиперъ.
– Не держи ее такъ крѣпко, поваръ, – сказалъ одинъ изъ людей. – Совсѣмъ не за чѣмъ такъ ее стискивать.
– Похлопай ее по ладонямъ, – посовѣтовалъ другой.
– Самъ похлопай, – сердито буркнулъ поваръ, потому что, взглянувъ вверхъ, увидалъ вдругъ весь экипажъ „Прилежнаго", который, прильнувъ къ борту своего брига, слѣдилъ за происходившимъ не только съ любопытствомъ, но и съ видимымъ наслажденіемъ.
– Не оставляйте меня, – проговорила вдова, проглотивъ водку и поднимаясь на ноги.
– Стой подлѣ нея, поваръ, – строго приказалъ шкиперъ.
– Стою, стою, сэръ, – отвѣчалъ поваръ.
Они отправились внизъ цѣлой процессіей, капитанъ и помощникъ впереди, затѣмъ поваръ съ своей прекрасной ношей, заглушавшей рыданія платкомъ, и наконецъ весь остальной экипажъ.
– Отчего же онъ умеръ? – спросила она шепотомъ, прерываемымъ рыданіями.
– Простудился въ водѣ,– прошепталъ шкиперь въ отвѣтъ.
– Я не вижу его, – прошептала она, – здѣсь такъ темно. Нѣтъ ли у кого спичекъ? А, да вотъ онѣ.
И прежде чѣмъ кто-либо могъ вступиться и помѣшать ей, она взяла коробку спичекъ, зажгла одну и нагнулась надъ неподвижнымъ Джорджемъ, молча разсматривая его плотно закрытые глаза и открытый ротъ.
– Вы подожжете постель, – потихонько сказалъ помощникъ, видя, что спичка выпала у нея изъ рукъ.
– Это уже не повредитъ ему, – прошептала вдова со слезами.
Но помощникъ, отлично видѣвшій, что тѣло слегка поежилось, былъ другого мнѣнія.
– Ничто уже ему не повредитъ, – продолжала вдова, всхлипывая и зажигая другую спичку. – О, если бъ только онъ могъ встать и поговорить со мной!
Въ первую минуту помощникъ, узнавшій характеръ Джорджа, былъ убѣжденъ, что онъ такъ и сдѣлаетъ, когда увидалъ вторую тлѣющую спичку, упавшую ему за воротникъ, на голую шею.
– Не смотрите больше, – тревожно сказалъ шкиперъ. – Вы ему этимъ не поможете.
Посѣтительница передала ему спички и въ продолженіе нѣсколькихъ минутъ рыдала молча.
– Мы сдѣлали для него все, что могли, сказалъ наконецъ шкиперъ. – А вамъ бы теперь лучше вернуться домой и прилечь немного отдохнуть.
– Вы очень добры, право, – прошептала она, отворачиваясь. – Я пришлю за нимъ сегодня вечеромъ.
Всѣ вздрогнули, въ особенности мертвецъ.
– То есть, какъ? – проговорилъ шкиперъ, заикаясь.
– Онъ былъ для меня дурнымъ мужемъ, – продолжала она все тѣмъ же рыдающимъ шепотомъ, – но все же я хочу похоронить его честно и благородно.
– Лучше предоставьте это намъ, – сказалъ шкиперъ. – Мы, пожалуй, могли бы сдѣлать это дешевле.
– Нѣтъ, я пришлю сегодня вечеромъ, – рѣшительно произнесла вдова. – А что, это его платье?
– Послѣднее, которое пришлось ему надѣвать, – съ паѳосомъ произнесъ шкиперъ, указывая на кучу сложенной одежды. – А вотъ и сундукъ его, все такъ, какъ онъ оставилъ, бѣдный малый.
Неутѣшная вдова нагнулась и, приподнявъ крышку, со слезами покачала головой, разсматривая содержимое сундука. Потомъ она связала все платье въ узелъ, который засунула себѣ подъ мышку, взяла, не переставая рыдать, часы, ножикъ и нѣсколько мелкихъ денегъ изъ сундука, между тѣмъ какъ люди молча жестами спрашивали у покойника, смотрѣвшаго на нее черезъ край своей койки, что имъ дѣлать.
– Вѣроятно, ему должны сколько-нибудь денегъ? – освѣдомилась она, оборачиваясь къ шкиперу.
– О, бездѣлицу, нѣсколько шиллинговъ, – проговорилъ тотъ неувѣрено.
– Я возьму ихъ, – проговорила она, протягивая руку.
Капитанъ опустилъ руку въ карманъ и, въ свою очередь, вопросительно взглянулъ на усопшаго; но глаза Джорджа были снова плотно сомкнуты для всего земного, и послѣ минутнаго колебанія, шкиперъ медленно отсчиталъ деньги ей на руку.
Она опустила монеты въ карманъ и, окинувъ неподвижную фигуру на койкѣ еще однимъ прощальнымъ взглядомъ, повернулась, чтобы уходить. Процессія снова направилась на палубу, но уже не въ прежнемъ порядкѣ. Поваръ заботливо держался въ арьергардѣ.
– Если найдутся у него еще какія-нибудь вещи… – сказала она, останавливаясь около борта, чтобы покрѣпче перехватить подъ руку узелъ съ платьемъ.
– Вы ихъ получите, – сказалъ капитанъ, который уже составлялъ въ умѣ планъ, какъ устроить похороны Джорджа до ея возвращенія.
Очень утѣшенная, повидимому, этимъ обѣщаніемъ, она дала себя спустить въ лодку, которая ждала ее у борта. Возбужденіе экипажа брига, слѣдившаго за всѣми ея движеніями съ живѣйшимъ интересомъ, перешло предѣлы всякаго приличія, когда они увидѣли, что она плыветъ къ берегу съ цѣлымъ узломъ на колѣняхъ.
– Можешь теперь выйти, – сказалъ шкиперъ, замѣтивъ лицо Джорджа у отверстія люка.
– Уѣхала она? – тревожно спросилъ матросъ.
Капитанъ кивнулъ головой, и дикій вопль во
сторга вырвался у экипажа брига, когда Джорджъ вышелъ на палубу въ своемъ черезъ чуръ легкомъ костюмѣ и, прячась за спинами товарищей, осторожно заглянуль за бортъ.
– Гдѣ же она? – спросилъ онъ.
Шкиперъ указалъ ему на лодку.
– Эта? – вскричалъ Джорджъ, вздрагивая. – Эта? Да это вовсе не моя жена!
– Не твоя жена? – проговорилъ шкиперъ, вытаращивъ глаза. – Такъ чья же?
– Какого же чорта я знаю! – закричалъ Джорджъ, въ своемъ волненіи совершенно забывая всякую дисциплину. – Говорятъ вамъ, что это не жена моя!
– Можетъ быть это такая, про которую ты забылъ? – подсказалъ ему шкиперъ потихоньку.
Джорджъ взглянулъ на него и поперхнулся.
– Никогда даже не видалъ ее прежде! – простоналъ онъ. – Разрази меня на этомъ мѣстѣ, если я лгу! Зовите ее назадъ! Остановите ее!
Помощникъ бросился на корму и началъ подтягивать шлюпку, но Джорджъ вдругъ схватилъ его за руку.
– Нѣтъ, – сказалъ онъ съ горечью, – пусть ее! Она, кажется, знаетъ слишкомъ много для меня. Кто-то такой поговорилъ съ ней!
Та же мысль тревожила и шкипера, и онъ пытливо озирался вокругъ себя, ища объясненія на чьемъ-нибудь лицѣ. Ему показалось, что онъ нашелъ его, когда встрѣтился глазами съ помощникомъ капитана брига, и онъ остановился въ нерѣшительности; между тѣмъ лодка достигла пристани; женщина, выпрыгнувъ на берегъ, помахала торжественно своимъ узломъ по направленію къ шкунѣ и исчезла.