Текст книги "Дао хаоса"
Автор книги: Стефен Волински
Жанр:
Психология
сообщить о нарушении
Текущая страница: 17 (всего у книги 17 страниц)
Глава 26
Краткая история и современный взгляд на рольфинг
Ян X. Салтан,
ведущий преподаватель и почетный член
Института структурной терапии (Института рольфинга)
В 1930 е годы, когда доктор Ида Ропьфраз рабатывала теоретические основы и практические методы исцеления, основная научная парадигма опиралась на ньютоновскую механику и описанные в ней законы поведения материальных тел.
Отношение к здоровью и функционированию тела опиралось на модель французского философа XVII века Рене Декарта, утверждавшего, что те кто является "всего лишь чувствующей машиной», внутри которой случайно и временно оказалась душа Хот. Ида Рольф проявляла неизменный интерес к метафизике и это порой накладывало отпечаток на ее мировоззрение, тем не менее она всегда оставалась ученым. Она получила степень доктора биохимии в Колумбийском университете в 1920 году. Так как она хотела, чтобы ее работа опиралась прежде всего на научные методы и была признана в научных кругах, она настаивала на описании своих методов на языке анатомии и физики. Из-за этого не всегда легко оценить более глубо все аспекты ее работы.
Она всегда подчеркивала устно и письменно, что ее подход основан на законах физики. Ее описания – чисто ньютоновские, а ее физический метод основам на картезианской модели тела. Ида Рольф была также последовательницей Дарвина и сторонницей теории эволюции считала, что для улучшения осанки нужно научиться правильно распределять вес. Для этого следует добиться равномерного распределения веса вокруг центральной вертикальной оси. Она считала, что прямохождение является главным эволюционным признаком человеческого вида, и совершенствование нашей осанки позволит нам стать более человечными и перейти на более высокий уровень.
Это утверждение поистине свидетельствует о гениальности Иды Рольф и является ее основным вкладом в наши представления о теле. Она опиралась на ньютоновско-картезианско-дарвинистскую картину. присущую ее времени, и предвидела холистический подход. Рольф обнаружила, что по мере улучшения осанки и координации движений ее пациентов исчезали их телесные зажимы, улучшалось также их душевное состояние и общий тонус. Она предполагала, что правильное расположение центра тяжести усиливает свободу течения энергии и тем самым способствует более гармоничному творческому самовыражению. Она верила, что когда человеческое тело налаживает правильные отношения с гравитационным полем, сила тяжести становится для него добрым и поддерживающим другом, а не коварным врагом, норовящим уронить его. Она постоянно подчеркивала идею о том, что совершенствование тела является прямым путем к высшим уровням сознания.
Через много лет доктор Рольф увидела, что человеку необходимо обрести контроль над своим телом, как это делают йоги. Она настаивала на том, что ее усилия, направленные на освобождение всех функций организма, связанных с улучшением осанки, позволят человеку обрести совершенное здоровье настроение и пластику. Когда это состояние становится доступным, человеку остается лишь выполнять специальный комплекс упражнений для закрепления новых навыков.
Рольф утверждала, что тело (личность) взаимодействует с окружаю щей средой посредством тяготения; яри этом связующим звеном является центр тяжести, представляющий собой переплетение огромного количества связей. Эти связи основаны на молекуле коллагена и представляют собой систему поддержки, формирования и распределения механизмов адаптации к силе тяжести. Как только Рольф переходит от изучения отдельных частей тела как таковых я изучению их в контексте целого тела и его взаимодействия с окружающей средой, она делает шаг по направпению к холистической медицине. Она видит, каким образом реакция на травму или повреждение одного конкретного органа отражается на всем теле. Повреждение шеи вызывает напряжения в лодыжке, «второе, в свою очередь, влияет на осанку я походку в целом. Ома уверяет, что такой процесс компенсации всегда приводят я ограни чению подвижности я гибкости и что процесс старшая является не чем иным, как совокупностью такого рода компенсаторных реакций!
Стоит отметить, что «современная медицине» все еще основывается на чьютоновско-картезианской парадигме. Как хирургические, так и лекарственные методы предназначены для исцеления конкретной травмы или заболевания, при этом врач ни на минуту не задумывается о человеке, которого хочет исцелить, и о том, какую роль играет его недуг в контексте всей его жизни.
Рольфинг приобрел огромную популярность в конце 1960-х годов, когда Ида Рольф приехала в институт Эсален для лечения Фрица Перл-эа, который в то время был сотрудником Эсалена. Доктор Перлз учился у Зигмунда Фрейда в Вене и стал пионером в гуманистической психологии. Годы спустя он основал собственное направление в психотерапии, основанное на идее гештальта, что в неточном переводе с немецкого языка означает «завершенная целостность». Теория Перлза утверждает, что мы несем в себе незавершенные ситуации, отражающие травмы и нерешенные конфликты, и эти воспоминания мешают нам адекватно воспринимать настоящее. Он также утверждал, что эти прошлые ситуации окрашивают наше восприятие реальности и приводят к саморазрушительному и невротическому поведению.
Терапия Перлза была очень драматичной и выразительной, когда он помогал своим пациентам выражать подавленные чувства, соприкасаясь, таким образом, с бессознательными слоями психики и выводя их в осознание. Он заставлял пациентов яростно бить подушку и громко кричать при этом. Он также вовлекал их в диалог с воображаемым родителем или другим авторитетным лицом, при этом пациент по очереди исполнял и свою роль, и роль партнера, вступая таким образом в контакт с прошлым состоянием, в котором он когда-то застрял.
Ида Рольф приехала в Эсален для того, чтобы помочь Перлзу в лечении его стенокардии. Перлз был поражен и восхищен методом и философией Рольф. Их сотрудничество стало идеальным! Незавершенные ситуации Перлза и исцеляющая методика Рольф прекрасно дополняли друг друга. Перлз увидел в методе Рольф идеальное средство для доступа к бессознательному материалу, записанному на уровне тела. С помощью метода Рольф этот материал можно было почувствовать, выразить и освободиться от него здесь и сейчас.
Так состоялся брак телесной терапии и психотерапии. Можно сказать, что Ида Рольф стала в этой ситуации невестой поневоле. Она оценила внезапный интерес к своей работе и начала проводить программы, обучающие ее методике. Она была одновременно испугана и недовольна тем, что ее творение стало одним из компонентов психотера-певтичской работы, а чисто соматические аспекты были отброшены. Она долго доказывала, что психологические изменения – всего лишь интересный и полезный побочный эффект рольфинга, а настоящая работа состоит в обретении способности достигать совершенного равновесия тела, после которого душевное здоровье придет само собой!
Несмотря на свое отличие от других методов психотерапии, рольфинг стал очень важным компонентом в движении за человеческий потенциал, рожденным в лоне института Эсален в конце 1960-х годов.
Прежде чем начать сотрудничество с Эсаленом, Ида Рольф обучала своим методикам остеопатов и хиропрактиков, а также целителей-непрофессионалов, интересовавшихся метафизикой. Она добивалась того, чтобы ее идеи оказали влияние на официальную медицину.
Оказавшись в Эсалене, она начала обучать практиков, желавших заниматься «чистым» рольфингом, но заинтересованных прежде всего в личностном росте, а уже потом – в физическом исцелении. Ее учениками стали участники движения за раскрытие человеческого потенциала.
По мере обучения все большего числа практиков Ида Рольф начала уделять основное внимание преподаванию и работе над книгой о роль-финге, ставшей самым важным делом ее жизни. Начиная с 1970-х годов она также подготовила некоторое количество преподавателей, так как уже была не в состоянии самостоятельно обучать рольфингу всех желающих.
Ида Рольф умерла в 1979 году. Она основала Институт рольфинга, предназначенный для развития ее дела и подготовки «сертифицированных специалистов по рольфингу». Методики в основном оставались неизменными, но область приложения значительно расширилась. Основным желанием Иды Рольф было влияние на «современных* медиков; для этого она проводила обучающие семинары для физиотерапевтов, хиропрактиков и другие мануальных терапевтов. Эти семинары обрели широкую известность; менее известно то, что рольфинг представляет собой школу, изучающую саму суть и природу человеческого тела.
В процессе нашего роста и взросления мы могли видеть, как, благодаря наиболее прогрессивным ученым, менялось отношение к физической реальности и телу. Достаточно сравнить теорию относительности Эйнштейна с ньютоновской механикой или вспомнить, какое влияние оказали на наше отношение к телу учения Индии и Китая в виде ведийской и даосской медицины. Известный физик Джон А. Уилер писал в своей книге «Время, пространство и гравитация», что теория относительности Эйнштейна доказывает, что масса и гравитация – одно и то же. Любая масса (тело) обладает собственной силой притяжения, и все физические тела притягивают друг друга. Не существует гравитационного поля – лишь взаимное притяжение.
В отличие от Декарта мы можем заявить: нет, тело не просто «чувствующая машина»! Тело является основой и средоточием бытия; тело – инструмент, посредством которого мы воспринимаем огромный поток информации. За много лет работы с пациентами мы убедились, что форма является выражением сущности и не существует никакого единого этапона, применимого к любому телу. Не существует также единого средства, пригодного для всех, – лишь готовность следовать путем развития и совершенствования.
Мы узнали, что иногда стремление к идеальной форме уводит людей прочь от их реальных задач, которые им необходимо решить, прежде чем достичь совершенства, и что в некоторых ситуациях стремление к совершенству может привести лишь к хаосу и разрушению. Можно сказать, что мы стали более гибко и осознанно применять идеи и методы Иды Рольф и более терпеливо ожидать результатов.
Наши обучающие методы такте стали более гибкими и очень сильно изменились по сравнению с директивным и силовым методом, первоначально присущим рольфингу. Мы разработали множество более тонких методов, использующих внутренние ритмы тела, коррекцию уровней нагрузки и разгрузки на отдельные участки тел. Мы заботимся о том, чтобы тело не подвергалось излишней нагрузке только ради того, чтобы достигнуть результата как можно быстрее. На теле остается отпечаток множества травм: не только напряжение и зажимы, но также вялость и диссоциация. Эти особенности следует постепенно исправлять и помогать их интеграции в нервную систему посредством мягких «скользящих» прикосновений, а не резких толчков. По мере того как осознанность и гармония становятся всё более привычными состояниями, энергия начинает протекать всё более свободно и естественно, и восстанавливаются подавленные чувства и состояния. К тому же результату стремится гештальттерапия.
Наша обучающая программа помогает рольферам изучить как физические структуры, так и значение нервной системы в поддержании формы и деятельности тела. Техники бывают самыми разнообразными: от директивных и жестких до тонких и почти неуловимых. Наша работа помогает клиентам глубоко ощутить внутренние состояния и ритмы, что помогает им не только исправить осанку и движения, но и наладить гармоничные отношения между телом и миром.
Мы ни в коем случае не довольствуемся жесткими и застывшими догмами. Мы продолжаем визионерские исследования Иды Рольф. Мы следуем по ее пути, когда он ведет нас к новым открытиям. Когда мы предлагаем пациенту изменить его осанку и двигательные паттерны, зто является предложением взглянуть на себя по-другому. В этом и заключается наш основной вопрос: каким образом взглянуть на себя и свои переживания по-другому, не так, как раньше? Что происходит в результате этого трансформирующего усилия? Какие упражнения для тела больше всего этому способствуют?
С этой точки зрения рольфинг можно считать ускоренным курсом йоги, при котором рольфер помогает клиентам освободить тело от части груза личной истории и начать процесс интеграции тела, разума и духа здесь и сейчас. Эта интеграция – главная и высочайшая цель.
Мы не обещаем клиенту, что поможем ему обрести цель и смысл жизни; мы считаем, что терапевт не вправе давать подобных обещаний. Вместо этого мы просто служим ему в качестве проводника на определенном участке его пути; на этом участке ему нужно поработать о теми шаблонами его тела, которые ограничивает его свободу и способность быть здесь и сейчас. Когда тело становится более интегрирован ным, поток ощущений и чувств возрастает, осознанность пробуждается и человек буквально «попадает» внутрь своего тела, обретая способность обращаться с ним и с окружающим миром более добрым и творческим способом.