Текст книги "Японские тяжелые крейсера. Том 1. История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации."
Автор книги: Сергей Сулига
Жанры:
История
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц)
Приложение 2
Механизмы японских крейсеров
1. Турбины
При переходе на турбины в 1907 г. японский флот столкнулся с теми же трудностями, что и другие флоты: 1) как совместить высокую скорость вращения турбин с нужной скоростью вращения гребных винтов; 2) как повысить к.п.д. турбин на малых (крейсерских) ходах. До появления в годы мировой войны зубчатых редукторов первую проблему решали уменьшением скорости вращения турбинных роторов (напрямую соединенных с гребными валами) за счет увеличения их диаметра. Использовались турбины двух типов: получаемые от фирм Парсонса или Кертиса или производимые в Японии по их лицензиям. Вторую проблему на турбинах Парсонса решали: а) применением на малых ходах крейсерской турбины, последовательно соединенной с главными турбинами (ТВД или ТНД), пар на которую на высоких скоростях не подавался и она вращалась вхолостую (такие турбины стояли на крейсерах “Могами” и “Яхаги”, эсминцах “Умиказе” и “Ямаказе”); б) добавлением на входе главной турбины ВД крейсерской ступени, последовательно подключаемой на малых скоростях и лишаемой пара (обвод) на высоких (линейные крейсера “Конго”, “Хией”, “Кирисима”). В турбинах Кертиса крейсерские ступени не использовались, а мощность регулировалась за счет изменения числа групп сопел, открытых для прохода пара на 1-й ступени (броненосный крейсер “Ибуки”, пред-дредноут“Аки”, дредноуты “Кавачи” и “Сецу”, “Фусо” и “Ямаширо”, легкие крейсера “Хираго”, “Тикума”, линейный “Харуна”).
В начале мировой войны приняли частичное редуцирование: на линкорах “Исё” и “Хиуга” каждый из двух турбоагрегатов состоял из последовательно соединенных ТСД и ТВД, работающих на один вал, и двух крейсерских турбин (ТНД и ТВД), работающих параллельно через редуктор и последовательно соединенных с ТНД на другой вал. На четырех эсминцах типа “Исоказе” крейсерская турбина через редуктор соединялась с каждой ТНД, вращавших гребные валы, а на четырех эсминцах типа “Момо” и шести типа “Нара” крейсерская турбина через редуктор соединялась с каждой из двух главных турбин. На всех этих кораблях крейсерские турбины через редуктор соединялись с главной турбиной, которая напрямую соединялась с гребным валом.
Полное редуцирование главных турбин начали применять на кораблях “программы 1916 года”. Использование редукторов позволило уменьшить размеры турбин, т.к. теперь число оборотов их роторов можно было увеличить до 2000 (ТНД)-3000 (ТВД) об./мин. До разработки проекта 7500-тонных крейсеров типа “Фурутака” японцы использовали два типа установок крейсерского хода: 1) “крейсерская ступень” и 2) “ответвление”. Турбины с крейсерской ступенью повторяли турбины Парсонса: каждый турбоагрегат из одной ТВД и одной ТНД, работающих параллельно и соединенных через редуктор с гребным валом; во входной части ТВД имелась одна или две крейсерских ступени. На малых ходах пар последовательно подавался через крейсерские ступени, ТВД, затем ТНД, а на высоких он, обходя крейсерские ступени, попадал сразу в ТВД. Турбины с одной крейсерской ступенью были установлены на крейсерах “Тенрю” и “Тацута”, эсминцах “Таниказе”, “Каваказе”, типа “Минеказе” (15 кораблей), типа “Моми” (21), типа “Вакатаке” (8). Турбины с двумя крейсерскими ступенями предназначались для линкоров “Kara” и “Тоса”, стояли на крейсерах “Юбари”, “Кину”, “Дзинцу”, эсминцах типа “Камиказе” (9) и типа “Мицуки” (12).
“Разветвленные” турбины разработали в 1916-17 гг. для установки на новые линкоры: каждый агрегат имел по одной ТВД и ТНД, соединенные через редукторы на общий вал (без крейсерских турбин). Такие турбоагрегаты “трехпоточного” типа стояли на “Нагато” и “Муцу”. После прохода через 1-ю ступень ТВД пар с помощью промежуточных клапанов мог протекать по трем параллельным каналам к различным ступеням ТВД и ТНД. На малых ходах два клапана из трех закрывались, пар мог достичь ТНД, только пройдя последовательно через все ступени ТВД, а на высоких ходах пар одновременно шел по трем магистралям (параллельно). Главные турбины “разветвленного” типа в комбинации с ТКХ установили на 12 5500-тонных крейсерах, кроме “Кину” и “Дзинцу” (по одной ТВД и ТНД, работающих на один вал через редукторы, и ТКХ, соединенная последовательно с ТНД), а также на линейных крейсерах “Акаги” и “Амаги” (по две ТВД и ТНД через редуктор на 1 вал и ТКХ, последовательная с одной из ТНД). И здесь на малых ходах пар последовательно проходил все ступени, а на высоких – поступал в них параллельно.
2. Котлы
Незадолго до русско-японской войны японский флот перешел на свои котлы типа “Канпон”, что обозначало Канзей Хонбю или МТД. В западной литературе использовались оба обозначения “Канзей” и “Канпон”, но официальным было последнее. Первый котел – тонкотрубный трехколлекторный экспрессивного типа, очень похожий на котел Ярроу, но с криволинейными трубками, более эластичными, чем прямые, МТД спроектировал в 1902 г. Как и котел Ярроу, он имел цилиндрический паровой коллектор (давление пара 16,2 атм.) и два водяных с плоскими стенками в днище. На кораблях он появился в 1903 г.: миноносец №67, эсминцы типа “Харусаме”, крейсер “Отова” и канлодка “Удзи”. На эсминцах “Умиказе”, “Ямаказе”, “Сакура” и “Тачибана” (1911-12 гг.) давление пара повысили до 17,6 атм., а на крейсерах “Хирадо”, “Яхаги”, “Тикума” и линейном крейсере “Хией” – до 19,35 атм.
Плоские водяные коллекторы этих котлов доставляли массу хлопот, особенно на 375-тонных эсминцах постройки 1904– 05 гг. В местах соединения плоской верхней плиты и криволинейных нижних регулярно появлялись трещины. После опытов с котлами на “Конго” водяные коллекторы стали делать цилиндрическими, как и паровой. Этот новый тип котлов, известный как “Канпон Ро Го”, был принят в июле 1914 г. Их установили на “Кирисима”, “Харуна” и эсминцах типа “Каба”, а старые котлы с плоскими водяными коллекторами получили обозначение “Канпон 1 Го” (№1).
Котлы “Ро Го” оставались стандартными для японского флота и всю войну на Тихом океане. До 1924-25 гг. давление пара на линкорах было 19,3 атм., на крейсерах и эсминцах 18,3 атм., мог применяться и перегрев пара на 38°С. Котел выпускался в “малой”, “средней” и “большой” версиях. В 30-х гг. появились еще две модели котлов “ХА Го” (на линкорах “Фусо” и “Ямаширо” после реконструкции), а в 1938 г. – “ХО Го” (учебные крейсера типа “Катори” и множество мелких кораблей, построенных в годы второй мировой войны).
Котлы типа “Канпон” обозначались по первым буквам японского алфавита в символах катакана: I-RO-HA-HO с добавлением идеографа “Go” (№ или модель).
3. Вспомогательные механизмы
Гидроприводы появились во флотах западных стран незадолго до мировой войны и использовались для ГН и ВН орудий, рулевых машин, лебедок и т.д., когда паровые машины в качестве первичных источников энергии заменили электромоторами, дизелями или турбинами.
Гидропривод (рабочая среда масло) преобразует скорость, мощность и направление движения выходного звена первичного источника энергии в различные по скорости, мощности и направлению перемещения своих исполнительных устройств. В основном такой привод состоял из аксиально-поршневого или радиально-плунжерного насоса, который преобразовывал энергию вращения первичного источника (с постоянной скоростью) в энергию различного по величине давления масла. Масло под давлением поступало в гидромотор такого же типа, что и насос, но реверсивный, который преобразовывал энергию давления в энергию вращения с нужной скоростью и направлением, или в гидроцилиндры двустороннего действия, которые обеспечивали поступательное перемещение. Перед мировой войной японский флот принял два основных типа гидропреобразователей энергии: муфты “Уильяма Дженни” и привод “Хеле Шо”.
До конца мировой войны на японском флоте орудия калибром 20-см и выше использовали гидропривод как для отката (тормозные цилиндры), так и для наката орудий в положение стрельбы. Для 30-см орудий старого линкора “Касима” при установке их на приморские крепости ввели пневмонакатники по германскому образцу. Накатники при отдаче использовали адиабатическое сжатие, а при возврате – расширение воздуха. Пневмонакатники позднее приспособили и для 20-см орудий (одиночные и спаренные установки), а затем заменили гидронакатники в 365-см и 40-см орудиях, когда пришлось увеличить угол их возвышения до 33° и далее до 43°.
До начала 30-х годов вспомогательные механизмы в МО и КО имели электропривод или паровой от расширительных машин прямого действия. Большинство насосов были типов Вейр или Браун Бовери. В конце 20-х годов МТД разработал для привода вспомогательных механизмов паровую турбину, работавшую на том же давлении пара, что и главные. Впервые такие турбины испытали на авианосце “Рюйдзё” программы 1927 г. и приняты для кораблей программы 1931 г. (крейсера типа “Могами”, эсминцы типа “Хацухару” и “Чидори”). Эти турбины были одноступенчатые с двумя рядами лопаток и стандартизировались по диаметру – модель 120, модель 180 и модель 270. Большинство имело на выходе зубчатый редуктор, а использовались эти турбины для привода роторных насосов, вентиляторов и воздуходувок (осевых и центробежных).
Приложение 3
Тактика
Поскольку вся кампания против США на море выливалась в необходимость остановить направлявшуюся к Японским островам могучую бронированную армаду американских линкоров, противостоять которым в открытом бою Императорский японский флот не мог, ставка была сделана на нанесение противнику в ночь перед боем главных сил массированного торпедного удара. Отряды эсминцев ещё со времен русско-японской войны считались в японском флоте главным оружием в ночных атаках на вражеские корабли. И после первой мировой войны японцы более всего уделяли внимание подготовке своих торпедных флотилий с их лидерами – 5500-тонными крейсерами – для ночных действий. Но из-за постоянного увеличения числа американских 10000-тонных крейсеров, которые предназначались, в том числе, и для защиты ядра флота от торпедных атак лёгких сил противника, в начале 30-х годов пришлось изменить тактику ночного боя. Теперь главная роль отводилась крейсерам “класса А”, которые должны были не только защищать флотилии эсминцев и прорывать кольцо охранения линейного флота, но и сами наносить по последнему мощные торпедные удары, имея в бортовом залпе по 8 тА, как и эсминцы.
Основы тактики японского флота на грядущую войну с США излагались в так называемой “4-й редакции инструкций морского боя”. Сами “инструкции” или “Основные правила морского боя” вышли ещё в марте 1892 г. Ими японцы руководствовались в ходе войны с Китаем в 1894-95 годах. На основе опыта той войны в 1901 г. приняли новую инструкцию, которую японский флот применял во время войны с Россией в 1904-05 годах. В марте 1910-го инструкции морского боя были пересмотрены с четким определением принципов действий в бою главных сил (1-го Флота), 2-го Флота, эскадр эсминцев, защиты армейских транспортов и т.п. Во второй раз их пересмотрели в октябре 1920 г. с учётом опыта мировой войны (хотя сам японский флот не вел широкомасштабных боевых действий, его офицеры стажировались на кораблях союзного английского флота) и после проверки на маневрах. Тогда к инструкциям добавились основные принципы преследования и отхода главных сил и использования авиации в бою. Чтобы полнее учесть последние достижения морской техники, в июне 1928 г. появилась “3-я редакция инструкций", а в 1934-м – “4-я редакция", где как раз и появились инструкции для ночного боя, к которым в марте 1940 г. добавились правила использования береговой и палубной авиации. Этой редакции японский флот придерживался в течение всей войны на Тихом океане в 1941-1945 годах.
Так называемое “Соединение Ночного Боя”, во многом соответствующее 2-му Флоту и также известное как “Передовое Соединение”, согласно разработки 1936 года должно было к началу войны иметь следующий состав:
1) для прорыва внешнего оборонительного кольца американского флота предназначались четыре модернизированных линкора типа “Конго” (3-я эскадра) и 4 крейсера типа “Такао” (4-я эскадра) с бортовым залпом по 8 торпед типа 93;
2) для их поддержки и проведения торпедных атак назначались 3 эскадры крейсеров “класса А”: 3 типа “Миоко” (5-я эскадра, четвертый корабль – “Асигара” должен был стать флагманом Флота Южных районов и одновременно флагманом 16-й эскадры крейсеров) с бортовым залпом по 8 торпед, 4 типа “Могами” (7-я эскадра) и 2 типа “Тоне” (ожидалось 4) 8-й эскадры с бортовым залпом по 6 торпед каждый;
3) непосредственно торпедные атаки должны были проводить 3 крейсера 9-й эскадры с тяжелым торпедным вооружением из 20 торпед на борт (“Ои”, “Китаками” и “Кисо”);
4) главные же атаки возлагались на 2 флотилии эсминцев 1-го класса (32 корабля типов “Асасио” и “Сирацую”, лидеры “Дзинцу” и “Нака”) с бортовым залпом по 8 торпед типа 93.
Эскадрой линкоров типа “Конго” должен был командовать контр-адмирал, специалист по торпедному бою. В августе 1940 г. планировалось поддерживать “Соединение Ночного Боя” новыми быстроходными линейными крейсерами проекта “В-64/65”, которые должны были заменить корабли типа “Конго”. В случае необходимости поддержку могли оказать и корабли 1-го Флота (линейного): 6-я эскадра из 4 крейсеров “класса А” типов “Фурутака” и “Аоба” с бортовым залпом по 4 торпеды типа 93, 1-я флотилия эсминцев в составе легкого крейсера “Абакума” и 16 эсминцев типов “Фубуки” и “Хацухару”, а также 3-я флотилия в составе легкого крейсера “Сендай” и 14 эсминцев типа “Фубуки” (по 6-9 торпед типа 93 или 90). Все эти корабли могли сводиться в четыре ночные боевые группы, не считая ядра из 3-й, 4-й и 9-й эскадр:
группа 1: 5-я эскадра (3 крейсера типа “Миоко”) + 2-я флотилия (крейсер “Дзинцу” и 16 эсминцев);
группа 2: 7-я эскадра (4 крейсера типа “Могами”) + 4-я флотилия (крейсер “Нака” и 16 эсминцев);
группа 3: 6-я эскадра (4 крейсера типа “АобаТФурутака”) + 1-я флотилия (крейсер “Абакума” и 16 эсминцев);
группа 4: 8-я эскадра (2 крейсера типа “Тоне”) + 3-я флотилия (крейсер “Сендай” и 14 эсминцев).
Ночной бой предполагалось вести с использованием прожекторов, осветительных снарядов и бомб, сбрасываемых бортовыми гидросамолетами крейсеров “класса А”, бесвспышкового пороха и устройств инфракрасной связи. Большие преимущества сулили дальнобойные и быстроходные кислородные 61-см торпеды типа 93 с огромным зарядом взрывчатки. Прекрасно отработанная тактика, отличная матчасть и блестящая выучка личного состава позволили японцам в первый год войны добиться потрясающий успехов в ночных боях, даже против противника, обладавшего радаром. Почти без потерь со своей стороны отряды из крейсеров “класса А” разгромили союзников в Яванском море, в бухте Бантен, у острова Саво. Несколькими громкими ночными победами могли похвастать и японские эсминцы. Даже американские линкоры предпочитали ночью уступать поле боя метко стрелявшим тяжелым японским крейсерам, опасаясь к тому же их смертоносных торпед, прозванных “Длинные мечи”. Но обо всем этом – во втором томе...
Литература
Campbell N.J.M. Naval Weapons of World War II. – London: Conway Maritime Press, 1980.
CONWAY’s All the World Fighting Ships 1922-1945. – London: Conway Maritime Press, 1985.
Jentchura H„ Jung D., Mickel P. Die Japanischen Kriegsschiffe 1869-1945. – Munchen: Lehman Verlag, 1970.
Lacroiux E. The development of the “A class” cruisers in the Imperial Japanese Navy. – Warship International, N4, 1977, p.337-357; N1, 1979, p.41-62; N4, 1979, p.329-361; N1, 1981, p.41-77; N4, 1981, p.323-367; N3, 1983, p.232-282; N3, 1984, p.246-305. Lenderer H., Wunschman M. Die Japanischen Schweren Kreuzer “Tone” und “Chikuma”.– Marine Rundschau, №1, 1985.
Raven A., Roberts J. British Cruisers jf World War II. – London: Arms&Armour, 1984/
Watts A.J. Japanese Warships of World War II.– London: Ian Allan Ltd, 1966.
Крейсер “Юбари” после вступления в строй
Крейсер “Фурутака” – 1926 г.
Крейсер “Фурутака” – 1935 г.
Крейсер “Фурутака” – 1941 г.
Крейсер “Аоба” – 1941 г.
Крейсер “Миоко” – 1930 г.
Носовая надстройка “Миоко” 1936 г.
Носовая надстройка “Нати” 1941 г.
Носовая надстройка “Миоко” 1941 г.
Крейсер “Миоко” – 1936 г.
Крейсер “Такао” – 1932 г.
Крейсер “Могами” – 1939 г.
Крейсер “Судзуя” – 1940 г.
Крейсер “Могами” – 1940 г.
Крейсер “Судзуя” после вступления в строй
Крейсер “Судзуя” после перевооружения
Крейсер “Тоне” после вступления в строй