355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Наталья Маркелова » «Океанъ». Сборник морских приключенческих романов, повестей, рассказов. Выпуск 1 » Текст книги (страница 25)
«Океанъ». Сборник морских приключенческих романов, повестей, рассказов. Выпуск 1
  • Текст добавлен: 7 октября 2016, 01:19

Текст книги "«Океанъ». Сборник морских приключенческих романов, повестей, рассказов. Выпуск 1"


Автор книги: Наталья Маркелова


Соавторы: Станислав Гагарин,Юрий Пахомов,Виктор Дыгало,Лев Князев,Юрий Дудников
сообщить о нарушении

Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)

Но так ли уж неуязвимо воинство океанских крестоносцев? Может ли человек противостоять их нашествиям? На помощь пришла наука. Изучив жизненный цикл крестовичков и их повадки, ученые дали рекомендации по борьбе с медузами. И перво-наперво посоветовали в местах купания уничтожить вместе с корневищем подводную растительность. Лишенные привычной среды обитания, крестовички отходят в другие районы, где они смогут найти себе «кров» и пищу. Кроме того, оказалось, что массовое появление крестовичков можно прогнозировать. Они очень чувствительны к понижению солености воды в океане. Поэтому в дождливые годы, когда происходит сильное распреснение, крестовички гибнут, развитие молодых медуз приостанавливается. Зато в жаркие, засушливые годы крестовички плодятся с неимоверной быстротой, и тогда в конце лета жди незваных гостей. Ввиду такой перспективы в ряде санаториев, находящихся на побережье Амурского залива, заблаговременно огораживают купальни мелкоячеистой сетью или же закрывают пляжи до августовских ливней, которые губят медуз.

Во время второй мировой войны в Австралию на отдых и пополнение отводились части американских войск. Передышку от боев солдаты использовали, чтобы повеселиться, позагорать на пляже, искупаться в ласковых водах океана. Но одно обстоятельство омрачало настроение отдыхающих: иногда во время купания кто-нибудь из пловцов вдруг отчаянно вскрикивал и в считанные секунды исчезал под водой. Когда же товарищи приходили на помощь, чаще всего оказывалось, что человек уже мертв. На теле пострадавшего находили характерные красные полосы и вздутие кожи. А вот хозяина этого жуткого автографа обнаружить никак не удавалось.

Но как это часто бывает в жизни, все тайное становится явным – и убийцы-невидимки в конце концов были разоблачены. Ими оказались кубомедузы хироникс, хиродропус и хиропсальмус. Полупрозрачные и потому малоприметные, они к тому же довольно быстро плавают: скорость их передвижения достигает двух узлов. Понятно, что плывущий человек может и не заметить приближения медузы. Особенно трудно углядеть маленькую хироникс – она имеет купол диаметром не более 45 миллиметров.

Американский зоолог Б. У. Холстед, написавший трехтомное исследование «Ядовитые и ядообразующие морские животные нашей планеты», считает, что хироникс, или, как ее еще называют, морская оса, самое страшное ядовитое животное, с которым когда-либо сталкивался человек. От прикосновения ее крохотных щупалец человек может скончаться в течение 30 секунд. Подсчитано, что за двадцатипятилетний период в водах, омывающих штат Квинсленд (Австралия), от ожогов морской осы погибло около 60 человек, в то время как жертвами акул стали лишь 13.

Живут кубомедузы в тропических водах. Они облюбовывают себе мелководные, защищенные от ветров бухточки с песчаным дном, а в тихую погоду иногда подходят к пляжам и плавают у самой кромки океана. В течение жаркого дня они обычно находятся у дна, по утрам и вечерам всплывают к поверхности. Узнать эту ядовитую троицу можно по количеству щупалец: их у медуз четыре. Причем каждое из щупалец разделяется на несколько плетей. Усеянные тысячью смертоносных жал, эти маленькие плети не знают милосердия.

Есть на земле такие дивные места, ступив куда невольно воскликнешь: вот она, земля обетованная! У Океана тоже есть свои «сказочные» уголки. Это коралловые рифы. Перистые, ветвистые, шарообразные кораллы будто собраны на пиршество красок. Среди них и ярко-зеленый «кустарник», и заросли оранжево-желтых «деревьев», розовая, серая, сиреневая «трава», и желтовато-охристые «грибы» с перевернутыми шляпками, коричневая с голубым налетом «цветная капуста». Обманутые внешним видом кораллов, которые очень часто бывают похожи на растения, люди долгое время считали их растительными организмами. Но в XVIII веке ученые, в том числе великий естествоиспытатель-систематик Карл Линней, уже отнесли кораллы к зоофитам – иначе говоря, к «животным-растениям». А XIX век окончательно признал за кораллами право называться животными. Во многом этому способствовали труды Ч. Дарвина, который первым наиболее полно изучил строение и жизнь кораллов.

Однако, взглянув на причудливые известковые образования, которые экспонируются в музеях, используются для украшения интерьера и в ювелирном деле, усомнишься: животные ли это? Действительно то, что мы привыкли в быту называть кораллами, всего лишь их известковый скелет. Основу же их составляют полипы – морские беспозвоночные животные типа кишечнополостных размером 1–1,5 мм и более, в зависимости от вида кораллов.

Едва появившись на свет, малютка-полип приступает к строительству своего «домика» – ячейки, в котором и проводит весь свой век. Все эти микродомики группируются в колонии, те самые «деревья», «кустарники», «грибы».

Чтобы жить и строить, эти малютки должны питаться. Так вот питаются они органическими веществами, синтезируемыми из двуокиси углерода и воды живущими на кораллах одноклеточными водорослями симбиодинум. Эти водоросли являются фотосинтезирующими, а в качестве источника энергии они используют солнечный свет.

Кроме того, как показали последние исследования, полипы, в отличие от большинства других животных, способны усваивать аминокислоты и некоторые другие органические соединения непосредственно из воды.

Но поскольку оба эти источника питания весьма скудны, то полипы «не брезгуют» и планктоном, что изобличает в них хищников. Проголодавшись, полип выставляет из своего «домика» щупальца, вооруженные множеством стрекательных клеток. Несомые течением воды маленькие планктонные животные наталкиваются на щупальца, и полип, обстрекав и обездвижив жертву, отправляет ее в свое ротовое отверстие.

Несмотря на микроскопические размеры стрекательных клеток полипов, каждая из них представляет настоящее орудийное устройство. Внутри клетки содержится капсула, наполненная ядом. Стенка наружного конца капсулы вогнута и имеет вид тонкой спирально закрученной трубочки, которая называется стрекательной нитью. Она покрыта направленными назад шипиками – этакий миниатюрный гарпунчик. На верхней поверхности стрекательной клетки имеется чувствительный волосок, прикосновение к которому вызывает моментальное раздражение клетки. Стрекательная нить распрямляется и вонзается в тело жертвы, а яд, изливающийся через полость нити, парализует добычу.

Отравленные «гарпунчики» кораллов могут ранить и человека. К числу опасных относится, например, огненный коралл. Он обитает в морях тропической зоны на мелководье. Колонии огненных кораллов состоят из тонких пластинок, расходящихся от общего основания и напоминают деревья. Дотронувшись до экзотической «веточки», пловец ощущает жжение и зуд, позже появляется жгучая сыпь, которая зачастую требует специального лечения.

Очень неприятные ощущения возникают при соприкосновении с так называемыми «жгучими кораллами» из рода миллепора. С настоящими кораллами они находятся в весьма отдаленном родстве, зато близки другим обитателям океана – гидроидам. «Жгучие кораллы» можно увидеть на многих рифах, их образования очень красивы и изящны, боль же, причиняемая ими, порой нестерпима, а ожог дает себя знать в течение нескольких дней. Ж. Р. Ричиути в книге «Опасные обитатели моря» рассказывает, как один турист, несмотря на предупреждение инструктора, все же отломил кусочек гидрокоралла Millepora alcicovnis и спрятал в плавки. Расплата наступила через пять минут после подъема экскурсантов на борт судна. Схватившись за живот, несчастный катался по палубе и дико вопил от боли.

Красота и богатство жизни привлекают на коралловые рифы спортсменов, ученых и просто любителей подводных красот. Чтобы не омрачить встречу с прекрасным, необходимо быть осмотрительным и, уж конечно, не прикасаться к кораллам голыми руками! Те, кто работает на рифе, обычно пользуются брезентовыми или кожаными перчатками, надевают туфли с резиновой подошвой или ласты, полностью закрывающие ступню. Эти меры предосторожности позволяют уберечься не только от ожогов, но и от порезов. Ведь кораллы, как правило, имеют известковый скелет с очень острыми краями. Несмотря на то, что раны, полученные от кораллов, обычно бывают не глубоки, заживают они долго, а в отдельных случаях могут даже превращаться в септические язвы.

Актинии тоже относятся к классу коралловых полипов, но одиночные, т. е. живут не колониями, а поодиночке. Это крупные – достигающие высоты до метра – животные с мягкими цилиндрической формы телами, лишенными известкового скелета. С помощью подошвы, расположенной на нижнем конце туловища, они прикрепляются к различным предметам на дне – к ракушкам, камням, мертвым кораллам. В случае необходимости подошва может служить и средством передвижения. В поисках нового пристанища актиния способна преодолевать небольшие расстояния.

На верхнем конце тела у актинии находится рот. Он окружен многочисленными щупальцами, собранными в венчик. Шевелимые течением, они удивительно похожи на лепестки прекрасных цветов, колышущихся на ветру. Недаром в переводе на некоторые языки актиния означает морской анемон. И правда, некоторые виды актиний напоминают близкие нашему сердцу анемоны, хризантемы, георгины и астры. Другие, а их великое множество, с трудом поддаются описанию: такие фантастические, сказочные «цветы» можно встретить лишь в садах Нептуна, где пурпурные, коричневые, белоснежные, зеленые, нежно-голубые актинии восхищают разнообразием и совершенством форм.

Однако обитатели морского дна не обольщаются прекрасным видом морских анемонов: неосторожному они грозят смертельными объятиями. Схватив зазевавшуюся рыбешку, актиния обездвиживает ее с помощью яда стрекательных клеток и отправляет к себе во внутрь. Управившись с добычей, актиния вновь продолжает охоту. А охотник она неутомимый: ее желудок занимает почти все тело, и она способна поглотить огромное количество пищи.

Обитают морские анемоны в прибрежных водах всех широт, однако предпочитают теплые воды. В зоне тропических морей их «цветники» многочисленней, разнообразней, богаче красками, а ядовитый аппарат мощнее.

Издавна одним из профессиональных заболеваний ныряльщиков считалась «болезнь ловцов губок». На теле подводного пловца появлялась жгучая сыпь и язвы, и долгое время полагали, что виной этому губки. Но в начале нынешнего столетия доктор Зервос доказал, что истинная причина заболевания – прикосновение не к самим губкам, а к обжигающим щупальцам актиний, сидящих на них. Люди, которым довелось стать жертвой морских анемонов, переносили отравление по-разному. В одних случаях дело ограничивалось лишь легким покраснением кожи, в других – сильные кожные поражения сопровождались общим отравлением организма: головокружением, тошнотой, слабостью. Как убедились ученые, степень поражения актиниями зависит от целого ряда причин: возраста и веса пострадавшего, места соприкосновения со жгучими нитями и количеством полученного яда, сезона года и, конечно, вида актинии.

К наиболее опасным видам анемонов принадлежит розовая актиния – любительница пристраиваться на губках. Она проживает на территории от Исландии до побережья Франции, у берегов Африки и в Средиземном море. Тут же в теплых водах Средиземного моря обосновались не менее ядовитые ее сородичи: адамсия и анемония. Можно их встретить и в других районах Океана: адамсия распространена от Норвегии до Испании, а анемония в восточной части Атлантического океана, от Норвегии и Шотландии до Канарских островов.

По словам автора книги «Опасные морские создания», американского популяризатора Т. Дозье, «хищные морские анемоны готовы поглотить едва ли не любое морское животное, оказавшееся в пределах досягаемости». И тем не менее у них есть верные друзья, небольшие рыбешки, которых так и прозвали: анемоновые рыбки. Они ревностно оберегают тело своей хозяйки от загрязнения: удаляя с его поверхности останки погибших организмов, частички песка и выделения самой актинии, снуя между щупальцами, способствуют движению воды, чтобы актинии легче дышалось, порой даже подталкивают к ее рту кусочки пищи. За это актиния предоставляет своим помощникам надежное убежище среди частокола щупалец, к которым решится приблизиться не каждый хищник.

Бойцовские свойства актинии использует и рак-отшельник придо. Их союз с адамсией поистине трогателен! Подыскав себе в качестве жилища пустую раковину моллюска, рак тут же сажает у ее входа «полюбившуюся» ему актинию. И та, подобно верному Церберу, охраняет его, встречая каждого непрошеного гостя батареей стрекательных клеток. Отшельник, в свою очередь, подкармливает актинию со своего стола, и не изменяет ей до конца жизни: если попробовать убрать актинию с раковины, то рак незамедлительно водворит ее на прежнее место. А как же поведет себя адамсия, если разлучить ее с другом? Исследователи провели серию экспериментов. Они попробовали извлечь отшельника из домика. За осиротевшей актинией ухаживали, хорошо кормили, но животное вскоре погибало.

* * *

Издавна связало человечество свою жизнь с морем. В течение многих веков оно дает людям пищу, одежду, материал для строительства жилищ, дарит красоту и наслаждение. Сегодня на просторы Океана выходят тысячи промысловых судов, снаряжаются научные экспедиции, в его глубинах ведутся разработки полезных ископаемых. На океанском шельфе выросли нефтедобывающие платформы и вышки. С изобретением акваланга человек уверенно шагнул под воду. С помощью специальных аппаратов и приспособлений он изучает доселе неизведанные глубины. Подводный спорт стал одним из излюбленных видов времяпрепровождения миллионов поклонников красоты подводного мира. XX век, оплодотворенный научно-технической революцией, стал веком интенсивного и массового освоения Океана, и вопрос безопасности человека в его водах стоит в наши дни как никогда остро.

Да, природа слепа, и, отстаивая свое право на жизнь, она зачастую начинает «кусаться», «бодаться» и впрыскивать яды в потревожившего ее человека. Но человек-то зряч; второе его зрение – разум. И только с позиции разума и сердца, вооруженный знаниями, он сможет обезопасить себя и сберечь все сущее.

Проблемой ядовитых морских животных во всем мире занимается сейчас великое множество специалистов: биологи, экологи, биохимики, врачи. Изучаются условия и места обитания, повадки и жизненные циклы этих животных, разрабатываются меры по предупреждению поражения ими людей. В лабораториях и научно-исследовательских институтах ведутся работы по изучению состава морских ядов, их воздействие на организм, по созданию соответствующих противоядий и эффективных методов лечения. Ученые и популяризаторы в своих книгах знакомят читателей с наиболее опасными обитателями «внутреннего космоса», рассказывают о мерах предосторожности и приемах оказания первой доврачебной помощи пострадавшему человеку.

«Нет видов неполезных, есть – непознанные», – эти слова принадлежат замечательным ученым, авторам книги «Редкие и исчезающие животные» В. Е. Флинту и М. В. Черкасовой. Новое научное направление – морская формакология – открывает широкие перспективы применения экстрактов из морских организмов, которые, как выяснилось, часто содержат совершенно новые структурные соединения, не свойственные наземным животным.

Обещают послужить человечеству и ядовитые обитатели океана. Способность их токсинов резко понижать кровяное давление, изменять ритм сердца человека, блокировать нервные импульсы ученые используют для создания антибиотиков, противоопухолевых, антигрибковых, противовирусных, обезболивающих средств, препаратов, облегчающих роды, улучшающих пищеварение, регулирующих кровяное давление, восстанавливающих работу сердца. Одни из них только разрабатываются, другие проходят предклиническую и клиническую проверку, третьи уже нашли широкое применение в борьбе с недугами.

Бережно относясь к живому богатству Океана, биохимики, фармакологи используют интересующие их организмы не как исходное сырье для приготовления лекарств и различных препаратов, а как прототип, идя при этом синтетическим или биотехнологическим путем.

Что ж, будем надеяться, что вселявшие веками только страх морские «отравители» теперь помогут человечеству умножить его богатства, облегчить физические страдания и спасти жизнь многим людям.

МОРСКИЕ КАМЕШКИ
Акула змее не товарищ

Какие только средства человек не перепробовал в борьбе с акулами! Чтобы избежать опасности и спокойно работать под водой, аквалангисты используют яды, парализующие акул, сильнопахнущие вещества, отпугивающие этих странных рыб, и даже испытывают кольчужные скафандры, способные противостоять зубам морских хищников. Совсем недавно получило распространение еще одно средство. Аквалангисты, ведущие подводные наблюдения в Тихом океане близ берегов Калифорнии, начали раскрашивать свои легководолазные костюмы, копируя окраску морских змей. Оказывается, при встрече с водными ядовитыми пресмыкающимися акулы испытывают сильный страх и спешат убраться подальше, а хитроумная мимикрия подводников вводит их в заблуждение. Словом, от акул аквалангисты застрахованы. Пока остается невыясненной одна деталь: не покажутся ли новые костюмы привлекательными для «сородичей» – настоящих морских змей?

Квартиры для рыб

С давних пор известно, что рыбы предпочитают держаться в районе рифов, остатков затонувших судов или у каменистых насыпей на морском дне. Во время второй мировой войны в Северном море на дне оказались сотни затонувших кораблей, и оказалось, что рыбы с удовольствием поселяются в них. Теперь подобные «квартиры» для рыб начинают создавать целенаправленно. Американские рыбоводы уже проводили эксперименты с корпусами старых автомашин, автомобильными шинами и специальными пещерами из бетона и стали, но недавно у берегов Флориды провели самый грандиозный опыт: на глубине 55 метров затоплена отслужившая свой срок платформа для морской добычи нефти. В целях безопасности она снабжена морскими знаками и сигнальными огнями, нанесена на морские карты и ее постоянно контролируют водолазы.

Особенный интерес к созданию «домов для рыб» проявляет Япония, которая создает в своих прибрежных водах искусственные рифы из полых бетонных блоков, стали и пластмасс высотой до восьми метров с «квартирами», расположенными в несколько этажей. Многие такие рифы имеют объем до пятидесяти тысяч кубометров – как привычный всем восьмиподъездный девятиэтажный блочный дом.

Акулы на медосмотре

Акулы – создания не очень симпатичные, с этим согласятся, наверное, все. Может быть, поэтому, а может, по другой причине, но бытует мнение, что у акул все очень плохое, кроме аппетита: плохое зрение, плохой слух и совсем уж плохие мозги. Так думали даже многие опытные моряки, ловцы губок и жемчуга. Однако опыты доктора Грубера из американского штата Флорида полностью опровергают это заблуждение. Он изучал акул в экспериментальном бассейне: акулы должны были выбрать из двух дверей более яркую – за ней спрятана пища. Такую довольно сложную задачу они решали достаточно успешно, во всяком случае, их результаты гораздо лучше, чем в подобном эксперименте у кроликов. Оказывается, акулы прекрасно видят, могут успешно охотиться даже в лунную ночь, прекрасно слышат и все понимают, так что относиться к ним следует «с уважением».


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю