Текст книги "Сказка о правде"
Автор книги: Михаил Пришвин
Жанры:
Природа и животные
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 29 (всего у книги 29 страниц)
Маленькие тужили, что никак их не достанешь, а старшие дивились уму ласточки: нашла же место – все видят, а тронуть не могут.
Водяная крыса. Это было в апреле на пойме, где разлив затопил леса. Кустиками над водой торчали верхушки деревьев. Я подъехал к ним на челноке, и тут на одной ветке в лучах вечернего солнца сидела водяная крыса. Она потеряла свою родину, и это событие в ее личной крысиной судьбе было не общее крысиное, а чисто личное: для спасения своего она не могла применить общий крысиный опыт, как делают все крысы, и как делала она сама всю жизнь, и только этим жила, и опыта этого ей было довольно.
Теперь она стала как человек и должна была для своего спасения придумать что-то свое, личное. Она плыла, наверное, издалека и до того была утомлена, что не бросилась в воду, даже когда я стал в упор смотреть на нее… Лоб ее округлялся, как у человека, и что-то прекрасное человеческое было в ее глазах, обыкновенно черных, теперь кровавого цвета в луче заходящего солнца.
Прекрасным был мне отблеск разума в крысиной судьбе, и я думал: вот и тут человек есть, в этой крысе, и везде он может быть.
И тихо, боясь нарушить покой отдыхающей водяной крысы, я стал отодвигать назад свой челн.
СВЕТ И ТЕНЬ
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.
*
Солнцеворот. Композитор Н. поздравил меня с «весной света».
Нет сомнения в том, что так это и надолго пойдет от меня: весна света. Сам же я начинаю подумывать о весне теней: только ведь благодаря теням остается жизнь на земле.
Свет и свет! Там не бывает времен года, солнце само по себе горит и горит, а это земля повертывается, и это движение вокруг себя порождает тени, регулирующие свет, чтобы длилась жизнь на земле.
Жизнь есть воздействие света на тень: в свете все соединяется, в тени образуется.
Все стремится к свету, но если бы всем сразу свет, жизни бы не было: облака облегают тенью своей солнечный свет, так и люди прикрывают друг друга тенью своей, она от нас самих, мы ею защищаем детей своих от непосильного света.
Много сказано о физике света, но почему же так мало знаем мы о физике тени? Что, если свет является первостимулом движения вверх, а тень, падающая с освещенного предмета на землю, заставляет затененный предмет выйти из-под тени, и это и есть начало движения вширь?
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди.
Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш…
*
Тот маленький дом, в котором мы рождаемся, разрушается со временем, как и гнездо у птиц: птицы вылетают на большой простор, предоставляя гнездо дождям и бурям, а человек должен непременно достигнуть такого простора, чтобы тело свое почувствовать вместе со всей землей, ее воздухом, светом, водой, огнем и всем населением, как свой собственный дом.
Прочитал популярную астрономию Спенсера Джонса. Книга представляет нам вселенную во всем ее бездушии и жизнь как случайность. Автор отвечает на вопрос о том, есть ли жизнь в других мирах, сомнением: слишком для этого много должно сойтись случайностей. В особенности у него страшна одна огромная планета с ядовитой атмосферой, исключающей всякую жизнь, и покрытая огромной толщины льдом. Раздумывая об этом, в ужасе прижимаешься к образу человека с его звездами – ангельскими душками – и ясно видишь происхождение космической гармонии в душе человека («на воздушном океане хоры стройные»).
Чем больше астрономия открывает на небе мертвых миров, раскаленных солнц и планет, покрытых льдом толщиной в тысячи километров, окруженных отравленной атмосферой, тем ярче разгораются в нашей душе на нашем собственном человеческом небе глазки ангелов, глядевших в детстве оттуда на нас.
Придет время, когда мы на эти свои огоньки на нашем собственном человеческом небе будем смотреть, не пугаясь бездушного вращения и бега горячих и холодных астрономических тел.
Мало того! У нас есть надежда, что когда-нибудь мы им поможем, горячие отведем, холодные подведем к горячим, чтобы у них началась наша жизнь. Какое тогда откроется над мертвой вселенной одухотворенное человеческое небо!
Но когда еще это будет, а пока каждый из нас должен стать между своим небом и астрономическими телами и должен выбрать для себя такое место, чтобы видно было и свое небо, и то, подлежащее изменению.
Просто говоря, каждый из нас должен найти собственное полезное место в общем творчестве мира и потом держаться его.
Мир, с которым в душе мы приходим, в миллион раз прекрасней того, что мы потом узнаем о нем из книг. Разве можно чудеса звездного неба в какой-нибудь мере сравнить с тем, что открывает нам астрономия? Но знание тем хорошо, что открывает нам силу человека, не такого отдельного, как я и мои знакомые, а всего, соединенного законами жизни человека.
После нашей луны, как являлась она нам среди деревьев в аромате лугов и садов, что скажут нам открытые на ней мертвые бесчеловечные пустыни? Этот глаз соединенного знанием человека, пронзающий пространства, и этот ум одного великого человека, переходящий по наследству к другому, нарастающий в культуре, как лавина, в ужасающей силе, и просторы возможностей в будущем…
Когда же наконец педагоги начнут нашим детям рассказывать о знании, не обманывая их в открытиях чем-то лучшим, а открывая им перспективу нарастающей мощи восходящего в единстве своем человека, способного в будущем повелевать вселенной?
Проснулся в два с половиной утра, когда на востоке внизу явно светлело, а повыше, в кулак величиной, горела звезда. Пробудилось во мне знакомое чувство космоса в борьбе его ужасной с нигилизмом науки. Как будто вся жизнь была истрачена в этой борьбе на то, чтобы гармонию космоса вернуть себе: я ее породил, я ее распространил на небо, и я же теперь ее возвращаю себе и назначаю туда, где нет ученых и где совершенство никто не возьмет у меня.
Так была звезда утром на рассвете. А сейчас в десять утра я пишу о ней. На листике цветущего картофеля блестит крупная капля росы, и она для меня сейчас лучами своими поднимает такую же радость, как и та утренняя звезда. Только там, я знаю, это не звезда была, а небесная планета Венера, слишком нагретая солнцем, чтобы можно было на ней предполагать жизнь. А эта росинка неразоблачима, и ее теперь мне совершенно достаточно, чтобы ощутить ту же самую радость, какую в детстве давала планета.
И вот это-то и есть прогресс человека: не в том, значит, что он энергией мысли своей, познавая, гасит миры, а в том, что, погашая те, он смыслом мысли своей зажигает новые.
Купался и встретился первым глазом с незабудкой. Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание или она сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушье вселенной?
В этой незабудке с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вертящихся органов.
И пусть нет звездочек на небе, как «ангельских душек», зато есть на земле незабудки.

INFO
Пришвин Михаил Михайлович
П-77 Сказка о правде. Составитель и автор предисловия В. Д. Пришвина. М., «Молодая гвардия», 1973.
496 с., с илл. («Тебе в дорогу, романтик».) 150 000 экз.
Р2
7-6-3/165-72
Редактор М. Катаева
Художник Ю. Иванов
Художественный редактор В. Плешко
Технические редакторы В. Агеева, И. Соленов
Корректоры З. Харитонова, Г. Василёва
Сдано в набор 4/Х 1972 г. Подписано к печати 3/I 1973 г. Формат 84x108 1/32. Бумага № 1. Печ. л. 15,5 (усл. 26,04) + 1 вкл. Уч. изд. л. 25,7. Тираж 150 000 экз. Цена 1 р. 22 к. Т. П. 1972 г., № 165. Заказ 1238. Типография издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес издательства и типографии: Москва, А-30, Сущевская, 21.
…………………..
FB2 – mefysto, 2023
notes
Примечания
1
Выделение р а з р я д к о й, то есть выделение за счет увеличенного расстояния между буквами здесь и далее заменено жирным курсивом. (не считая стихотворений). – Примечание оцифровщика.
2
Роман начал печататься с 1923 года.
3
Уже после опубликования этой записи в «Глазах земли» мы встретили у немецкого писателя Штриттмахера знакомую нам «синюю тишину».
4
А. С. Пушкин, Публицистика. «Скептицизм во всяком случае есть только первый шаг умствования». Academia, 1936, т. 1, стр. 30.
5
Среди которых был хотя бы Первов – первый переводчик Паскаля.
6
Маточная – помещение для кобыл с маленькими жеребятами.
7
Варок – огороженное место для выгула коней.
8
См. рассказ «Большая звезда».
9
А. Блок, «Весы», 1905, № 11: «Интеллигенция пока только играет в религию и главным образом от нечего делать».
10
Воспоминания Н. Дедкова, бывшего ученика школы (архив Пришвина).
11
Хвост у пойнтера называется по-охотничьи прутом.
12
Рассказы «Ребята и утята», «Ночная красавица», «Сочинитель» были включены автором в «Календарь природы», и печатались так в последнем прижизненном Собрании сочинений (1937 г.).
Рассказы «Старухин рай» и «Сметливый беляк» включены в книгу как образец народных охотничьих рассказов Пришвина.
13
«Красная Новь», 1930, кн. 9—10.
14
См. ниже стр. 333.
15
Аналогично перелету птиц у животных существует своя миграция, особенно заметная на Дальнем Востоке.
16
Саек – годовалый олень.
17
Леопард на Дальнем Востоке почему-то называется именем совсем другого животного – барса.
18
Контрами – рубить голову.
19
Сокращенный вариант «Фацелии» см. на стр. 408.
20
«Повесть нашего времени» была напечатана целиком посмертно и вошла в 6-й том Собрания сочинений. При жизни автора был опубликован ее сокращенный вариант под заглавием «Милочка». Его мы и помещаем в нашей книге с небольшими дополнениями из полного текста всей повести.
21
Собрание сочинений, т. 6, стр. 815.
22
Сокращенный вариант.
23
В романе «Осударева дорога».
24
Повесть М. М. Пришвина, напечатана под заглавием «Повесть времени». В нашей книге сокращенный ее вариант «Милочка».
25
Роман «Осударева дорога».
26
Последняя повесть М. М. Пришвина «Корабельная чаща».
27
Попутные записи во время работы над повестью «Корабельная чаща».
28
Слова Достоевского.
29
Деревня Ярославской области, где М. М. Пришвин жил во время войны.








