Текст книги "Прикосновение Философский роман"
Автор книги: Лёвин Гаврилович
Жанр:
Философия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
В XVI и даже в XVII веках заметен подъем в распространении резных икон. К этому процессу оказались причастны Высшие иерархи Церкви, которые выписывали из-за рубежа специальные «книги мастерские к резному делу в лицах» – своего рода руководства по резьбе.
Мастеров резного дела было много. Среди разных изделий ими создавались походные деревянные иконостасы, скульптурные композиции в киоте. В храмах устанавливались скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Николая Чудотворца, Зосимы, и других. Они были пристенными, без кругового обхода. Даже на царских вратах часто можно было встретить рельефные изображения евангелистов либо их символов (ангела, льва, тельца и орла).
В Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий (XV век). Источники рассказывают, что его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков.
В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. Также был создан Коломенский деревянный дворец под Москвой, дворец для царя Алексея Михайловича. Широко использовалась художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы.
Однако история резных икон не похожа на гладкую прямую дорогу. Признание подобных икон прерывалось гонениями. В известном смысле на Руси повторялась история византийского иконоборчества. Есть веские основания считать, что социальным источником к преследованиям послужил церковный раскол XVII века, возникший в Московском государстве. Именно с этого времени последовало изгнание из храмов резных икон. Много из церковной скульптуры и из многочисленных резных икон было просто уничтожено. Поход против резных икон продолжился при императоре Петре I в 1722 году. Согласно указу Святейшего Синода, было запрещено изготовление и употребление в церквях резных икон. В домах можно было иметь только малые кресты и панагии, а «резные и отливанные» иконы находились под строгим запретом. Но этот запрет обычно не соблюдался в частных домах старообрядцев.
Новая немилость пала на резные иконы в 1832 году. Тогда было запрещено изготовлять иконы резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, «поставляемых на высоких местах»). Однако древнее искусство резных икон не погибло окончательно. Его спасли старообрядцы и раскольники, находившиеся в далеких от столичных реформ областях Сибири и Русского Севера. Это были жители Соловков, Урала, Восточной Сибири и многих других «потаенных» мест. Кое-что из резных икон сегодня сохраняется в музеях Архангельска, Северодвинска, Сольвычегодска, Яренска, Красноборска и еще в ряде далеких городов и поселков России.
Восстановление культуры резных икон осуществляется в наше время исследователями-энтузиастами. Теперь резные деревянные иконы обнаружены как интересная и своеобразная часть наследия старообрядческой поморской пустыни, возникшей на Русском Севере в конце XVII века. Эти памятники уже включены в каталоги или книги, посвященные народному искусству и резьбе по дереву. Их кратко описал известный исследователь старообрядчества В. Г. Дружинин. [10, с. 1489], К резным иконам, созданным в Выговской старообрядческой общине, проявлен высокий интерес коллекционеров. В наше время идет пополнение музейных собраний икон.
Различные группы резных икон подвергаются искусствоведческой экспертизе. Так, И. Миядзаки [11, с. 297-310] проанализировал 70 предметов, происходящих из Выго-Лексинского общежительства и относящихся к нему скитов. Иконы, исследованные в этой работе, происходят в основном из Даниловского и Лексинского монастырей. Есть сообщения, что обнаружена распространённость резных изображений святых на территории Тобольской епархии. Имеется большая их коллекция в фондах музеев Тюменской области. Однако в подавляющем большинстве случаев неизвестны авторы этих работ, поскольку искусство иконописи предполагало безымянностъ.
От изучения старых традиций создания резных икон в последние десятилетия наметился переход в России к новому витку иконотворчества. Появились новые мастера. О них сообщают различные источники. Собрать и систематизировать подобные источники пока не удается, поскольку иконы создаются в наше быстрое время. И их история еще не устоялась.
Нам известны новые мастера, которые творят в широком ареале и известны в разных центрах православного христианства. Они представляют разные творческие стили и демонстрируют уникальные методы создания резных икон.
В мой адрес пришло сообщение о мастере Александре Васильевиче Зорине, который работает в Донецке и режет свои иконы на стекле. Мастера-художника благословил на творчество митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, признавшийся, что ничего подобного до сих пор просто не видел. Знатоки подтверждают, что иконы, созданные Зориным, зачастую это не одно стекло толщиной в 4-6 миллиметров. Нередко он использует целый пакет стекла в несколько его слоев. И у каждого слоя своя роль. С каждым слоем он работает отдельно. Для искусствоведов и культурологов представляет интерес, что в создании икон мастер Зорин А. В. применяет комплексный подход и использует различные инструменты. Один слой обрабатывается пескоструем, а другой режется резцом стоматологического бура, наконец, третий – покрывается с помощью кисти рисунком и красками. Под действием света, созданные А. В. Зориным образы, переменчивы. Тут весна может превратиться в осень, ризы могут засиять золотом. При повороте взгляда облака вдруг рассеются, словно их и не было. Об этих свойствах работ мастера говорят специалисты Донецкого краеведческого музея.
Из Нижнего Новгорода пришло сообщение о выставке резных икон, которая работает в ноябре 2015 года. Ее название «Древо жизни», а авторы работ – члены Союза художников РФ Елена Елюшкина и Александр Пьянков. Они создают иконы строго по канонам и с благословения Нижегородской Епархии. Среди их работ есть образы Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, многих православных русских святых.
В Санкт-Петербурге работает творческая студия «Наследие». Ее художники осуществляют благородное служение с помощью резных икон. Мои друзья из Санкт-Петербурга свидетельствуют, что еще в 2005 году эта студия вручила воспитанникам детского сада №53 для слепых и слабовидящих детей резные иконы Святого Целителя Пантелеймона, Спаса Нерукотворного и Преподобного Сергия Радонежского, освященные на Святой Земле и Святой горе Афон. Интернет-журнал Сретенского монастыря сообщал, что действует Международная программа «Иконы для слепых детей». Она реализуется с благословения Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Есть добрая весть из Латвии, из Храма во имя Всех Святых (Рига). Староста прихода говорит, что еще в древние времена люди с особым почтением относились к слепым. Считалось, что незрячие люди ближе к Богу (слова Давида: «Господь умудряет слепых» (Пс. 145:8). Поэтому, большинство предметов, созданных древними цивилизациями, были адаптированы для слепых людей. Известно, что первая икона Божией Матери, вышедшая из-под руки Св. Апостола Луки, была рельефной. К нашим дням в этом храме есть резные иконы, созданные мастером-резчиком из Екатеринбурга Андроповым Сергеем Александровичем. Среди них – «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», «Николай Чудотворец», «Преподобный Серафим Саровский».
Известными мастерами резных икон стали в наше время Юрий Скрипников (Витебск, Белоруссия), Анатолий Щипов (в его коллекции около 300 работ. Проживает в Московской области), Инесса и Рашид Азбухановы (более 50 их работ были выставлены в Галерее искусств Зураба Церетели), Павел Минин (художник из Омска, его резные иконы выставлялись в Москве, в Красноярске, Новосибирске, Анадыре, в Литве, в Черногории). Есть много других мастеров, которые работают над созданием резных икон. Поле деятельности творцов расширяется.
Отдельное слово выскажу о замечательном мастере создания резных икон, о самарском художнике Прокофьеве Александре Васильевиче. Мне приходилось писать о нем в «Православной народной газете». Теперь хотелось бы добавить несколько новых штрихов к творческому портрету мастера. Начну с того, что сейчас передо мной лежит красочно изданный буклет, посвященный 50-летию творческой деятельности Александра Прокофьева. Сам художник говорит, что главное в его работе связано с духовным воспитанием молодежи. Однако современное воспитание страдает однообразием, установкой на материальные блага, тусклым горением души и сердца. Он и его соратники осуществили много замечательных проектов, провели праздники в парках, на стадионах, на набережных Волги. Был создан театр для детей «И запело дерево». Театр посещал инвалидов и сирот, слепых, глухих, парализованных в больницах и в детских колониях. Всё, что мог, высказывается Александр Васильевич, он отдал людям, все умения и талант без остатка. И от этого он считает себя самым счастливым человеком.
От себя добавлю: в искреннем и действенном искусстве Александра Прокофьева рождается облагороженная природа. Рождается чудо. И это чудо побуждается к жизни мастером, душа которого ведет его к высотам добра и красоты. И мы, зрители и наблюдатели чудесного действия, находим слова сочувствия и поддержки таланту, творческой душе мастера. Вместе с ним мы очищаем свои души и становимся благодарными замыслу и делу творения, становимся причастными всему благому и прекрасному, что есть в этом мире.
Постоянным духовным наставником А. Прокофьева 15 лет был отец Михаил из церкви Петра и Павла. А после его кончины путь наставничества продолжил отец Александр из церкви Иоанна Кронштадтского.
Своими трудами А. Прокофьев создал целый резной иконостас, который посвятил 1020-летию Крещения Руси и 600-летию Диисуса Великого Рублева. Как художник А. Прокофьев признан лауреатом фестиваля «Святые символы России». Созданные им резные иконы признаны Русской православной церковью. Александр Васильевич награжден почетным серебряным знаком Святого Алексия.
В неустанных поисках и в творческом озарении родился неповторимый метод создания православных образов. Нз глубины веков, как говорит мастер, пришло высокое прозрение. Многое дало изучение стилей иконописи, принятых в древней Византии. Их преемники, резчики и иконописцы, работавшие в Московском царстве в XVII веке (Давид Павлов, Клим Михайлов, Герасим Окулов и многие другие), оказали свое плодотворное влияние на стиль, созданный Прокофьевым Александром Васильевичем.
По его словам, в дереве есть вековечная художественная тайна, раскрыть которую дано далеко не каждому. Надо быть преданным дереву и его эстетическим возможностям всей душой и сердцем. Надо овладеть мастерством работы с деревом. Надо также иметь набор тонких инструментов для воздействия на дерево. Такой инструмент и заповедь не изменять дереву подарил Александру Васильевичу один старый мастер. А прибавляя собственное вдохновение, двигаясь вперед шаг за шагом, Александр Васильевич постиг искусство оживления дерева и создания святых образов в православных иконах. И эти образы осязаемы не только для зрячих, но и для незрячих людей. Глаз человека обычно только скользит по поверхности образа. А резьба из малых фресок создает неповторимый объем, и помогает внутреннему восприятию. Сам автор назвал свой метод «два в одном» и зарегистрировал его в Российском авторском объединении (г. Москва).
Каждая из его икон в разное время освящалась в православных храмах. В 2009 году икона Сергия Радонежского была освящена на мощах Святого в Троицком соборе в Сергиевой Лавре настоятелем отцом Павлом. Эта икона была вручена в дар Лавре и принята на вечное хранение. Икона Спасителя, созданная мастером, была освящена в Московском древнем храме Фрола и Лавра настоятелем храма отцом Сергием.
На Самарской земле в октябре 2010 года по инициативе А. Прокофьева состоялось празднество в честь Небесного покровителя Самары чудотворца Святого Алексия. В часовне у речного вокзала состоялась торжественная передача иконы Св. Алексия в дар часовне. Она была освящена в бывшем кафедральном Воскресенском соборе настоятелем отцом Александром.
Бескорыстная деятельность художника идет в русле программ Духовного центра «Благодать» им. Г. Журавлёва, который он же и возглавляет. Добро и благотворительность расширяют свое географическое пространство. Так, в городе Пензе А. Прокофьев передал в дар икону Казанской божией матери Владыке Вениамину. Одноименная икона была подарена открывшемуся недавно в Самаре храму Святой Божией матери. Икона Спасителя была также подарена Первой городской детской больнице. Ряд икон были подарены православной школе, интернатам, больницам, обществам слепых и глухих. Художник проводит встречи, лекции по православному искусству в Академии культуры, в Самарском медуниверситете. Здесь реализуются его уникальные проекты «Исцеление красотой», «Мир светлее без вредных привычек». Все они востребованы и тепло принимаются молодежной средой.
Добрую память оставили о себе выезды мастера в Болъше-Черниговский и Нефтегорский районы – в храм Андрея Первозванного и в церковь Святой Троицы. Прихожанам были вручены красочные буклеты икон и значки. А через отца Илию передана в дар икона Спасителя. Замечу, что такая же икона ранее была передана в монастырь Святой горы на Афоне.
Осенью 2015 года в самарском храме имени Всех Святых состоялось торжественное богослужение по поводу открытия иконостаса резных икон, созданных Александром Прокофьевым для незрячих прихожан. Их отзывы о благородном деле были трогательны и сердечны.
Александр Васильевич по благословению владыки Сергия написал и издал книги «Зов души», «Росы небесной Божья благодать», «Отражение далекой звезды». Его собственные стихи «Свет Божий» записаны в авторском исполнении на мультидиске, прочитаны в обществе слепых, где проходила презентация.
Сказанное выше свидетельствует, что в современной России возникает новое явление духовного характера. Оно связано с масштабным благотворительным и оздоровительным применением православных икон. Для постижения этого явления требуется особая группа социально-философских категорий. Надеюсь, что их разработка станет делом уже ближайшего будущего.
В предлагаемом тексте раскрыты элементы программы создания универсального иконоведческого комплекса, расширяющего пределы собственно богословской трактовки иконоведения. Эту общую программу автор реализует как в сфере фундаментальных знаний об иконотворчестве, так и прикладных знаний, касающихся создания резных икон. Плодотворность указанного подхода некогда обнаружила себя в иконоведении древней Византии. Древние авторы стремились соединить высокое искусство с таинствами богословия и с философской мудростью античной Греции. Теперь аналогичные идеи востребованы на почве русской культуры. Соединяя разработку концептуальных основ иконоведения и анализ практики создания икон, автор предлагает новое осмысление вопросов иконоведения в комплексном пространстве теоретической и эмпирической составляющей.
ОБ ИСТОЧНИКАХ
1. Успенский 71. А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. – 656 с.
2. Шкаруба 71. М. Основы иконоведения: богословие в красках. Издательство: Свиньин и сыновья, Новосибирск, 2008 г. – 788 стр.
3. Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. Издательство: Мифрил, Русская книга, М, 1993. – 373 с.
4. Языкова И.К. Богословие иконы. Издательство: Общедоступный Православный Университет М.: 1995.139 с.
5. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1980. – 283 s.
6. Gregory Timothy E. A History of Byzantium...Wiley-B1ackwell, 2005 – 400 p.
7. Афиногенов Д. E. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. Москва, Индрик, 2003. – 192 с.
8. Бибиков М. В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и пародах Восточной Европы.М.:Издательство71адомир.1998. – 191с.
9. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVU вв. – М., 1980.
10. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIU-XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выговской поморской обители) // Известия Академии наук СССР. М., 1926.
11. Миядзаки И. Резные иконы в Выговской старообрядческой пустыни // Старообрядчество в России (XVII-XX века). Выпуск 3. М., 2004.
СМЕШИНКИ
– В храме накопилась очередь для исповеди у священника. Заходит старушка и говорит: Пропустите меня вне очереди. У меня всего два греха. И очередь расступается. Пришла святая женщина.
– Чиновник идет на прием к настоятелю храма. Читает вывеску: Храм имени архангела Гавриила. И говорит сторожу: Как мне пройти к архангелу Гавриилу? При такой просьбе сторож теряет дар речи. А чиновник находит-таки дорогу к настоятелю храма. Имя этого настоятеля тоже было Гавриил.
– Иностранец попал на православную свадьбу. И видит, и слышит, как старший за столом наливает рюмку и произносит: Многая лета! И тут от иностранца поступает вопрос: Почему вы, налив себе рюмку, произносите: Много ли это? Участники свадьбы падают от смеха.
– Некоторые священники стали часто появляться на экранах телевизора. Про таких стали говорить: Это Поп-Звезда выступает!
– Шутят участники церковного хора. 19 января. Литургия. Поём и улыбаемся. Батюшка крестом разрезал лёд в бочках с водой, потом залез на водовозку. «Как Ленин на броневике» – хохочут басы. Всем смешно и холодно.
– 19 января. Великая вечерня. Отслужили за полчаса. Чёт мало... решили поехать в кафедральный. Попеть и пофоткаться. Там служба на час позже начинается. Хорошо, что Лёха купил машину, мы называем её «железный капут». ВАЗ патриот. На таком бронепоезде можно и до Берлина доехать. По дороге поём песни из советских мультиков и обязательно про коня.
Содержание
Начало начал
Путь на Урал
Южный Урал в военную пору
Гапон и царЬ
О восстановлении патриаршества
Позиция Патриарха
На смерть Патриарха
Русские мыслители о вере и неверии
Как сложилось господство научного атеизма
Позиция философа и публициста А. Зиновьева
Мистицизм как ядро религиозного сознания
Как православная церковь относится к науке?
Беседы. О смысле зла
Ученые и вера
Православие и рабство
О царебожестве
Добавления
О перспективах православной монархии в России
Ещё олово о монархии
Опасности для христианства
Испытания для русского мира
Универсальные ценности и православие
Православие в массовом сознании
Напоминание
Атеизм в постсоветской России
Религия и новая культура
Образование и воспитание. Напоминание от марксизма
О мусульманстве в СССР
Материальная база РПЦ
Религиозный фактор в современной истории России
Как религия помогает человеку
Как возрождается религия
О современном иконоведении
Об источниках
Смешинки