Текст книги "Я — особо опасный преступник"
Автор книги: Лев Тимофеев
Жанры:
Современная проза
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 17 (всего у книги 17 страниц)
Меньше года мне понадобилось, чтобы понять: я – слуга воинствующей лжи и бездарности. Меня употребляют против света и жизни. Я должен бежать. Или умереть – умереть духовно, и вступить в партию уже не формально, а по сути. И начать самому давить все живое…
Не потому ли и Хренов не хотел идти председателем? Он мужик талантливый, опытный, с идеями. Почему отказывался? А потому, что дело безнадежное. За шесть лет работы в управлении он хорошо почувствовал, что в наших нынешних условиях хозяйственная работа – дело беспросветное. Хозяйственная инициатива зажата запретами, каждое малое движение требует огромных усилий, взяток, специальных разрешений: средств нету, труд малопроизводителен, распределение неразумное или вовсе неподконтрольное. Пьянство, воровство, подкуп – сверху донизу. Черный рынок становится основой экономики, да и стал уже настолько, что и государство с ним не борется, но лишь стремится использовать его в своих интересах. У нас – социализм. Вот он каков!..
Все это Хренов почувствовал, но понять разумом не смог или, вернее, не захотел понять, отказался понимать и принимать, потому что понять – страшно: куда деваться потом? Ведь разотрут, размажут…
Помнишь, застрелился Ларионов, секретарь Рязанского обкома, после того, как вскрылись под ним приписки и очковтирательство? Одни говорили – совесть замучила, другие – испугался, третьи – что его вообще прикончили. Не знаю, как последняя версия, а первые две неверны: я знавал этого деятеля, я ведь в Рязани учился, – это был человек без страха и совести. Игрок. Я думаю, он застрелился оттого, что понял: некуда деваться. Его бы не посадили, но долго бы топтали, размазывали, – он и затосковал. Это не страх – тоска безысходности… А хочется думать, что он и того умнее: и за нас за всех понял, что и нам деваться некуда. А разве не так? Вокруг давно уже одни только приписки и очковтирательство, – но мы не стреляемся, а просто не допускаем этого очевидного факта до сознания, катимся вместе со всеми и все вместе. Куда? Зачем? По чьей воле? Хоть бы кто-нибудь задался этими вопросами…
Но вот Хренов решил выйти из игры сам по себе, в одиночку, с тем небольшим выигрышем, какой достался ему за годы, что он пробыл в руководящих должностях: сбежать хотел, словчить. Но кто же отпустит? Уйти можно только если и карманы, и душу вывернешь. Да и то еще над тобой, над нищим и растоптанным, поиздеваются вдогонку, поулюлюкают. Кто этот умница, что сказал: «Социализм легко попробовать да трудно выплюнуть». Вот и в партию мы все вступили без труда, – а попробуй выйди…
В Заборске состоялось бюро райкома. Я знал, что Хренов готовится выступать на бюро со своими претензиями, и приехал в город, чтобы поймать его еще до заседания и отговорить от протестов и заявлений, – был он мне чем-то симпатичен, и хотел я искренне помочь ему, но опоздал и остался сидеть в райкомовском скверике, надеясь, что, может быть, на этот раз он не вылезет с речами, а там я его сумею убедить.
Заседание затянулось: приехал Жуковец – случайно приехал, ездил мимо на лесные пожары и решил поприсутствовать на бюро. Такой внезапный налет – в его характере, он даже гордится своей способностью возникать там, где его не ждут…
Как я потом узнал, обсуждали ход заготовки кормов. Хренов, еще как начальник управления, делал сообщение о сенокосе. Говорят, был взвинчен, все время упрекал областные организации, даже обком, в плохой постановке дела. Его слушали снисходительно, Жуковец два-три раза ему поддакнул – он всегда делал вид, что обожает острую критику, – но все знали, что он – уже последние часы в должности начальника управления. Вопрос о его перемещении был решен, и никто бы не вспомнил о том, что вообще такой вопрос существует, если бы в конце заседания Хренов еще раз не вылез бы выступать.
Уже производственную повестку исчерпали, когда он попросил слова и провякал что-то про свои обстоятельства. Это было грубое нарушение процедуры: кадровые вопросы не обсуждаются – оци, по сути, решаются обкомом и доводятся до сведения района. А тут он вылез… Жуковец, говорят, от удивления рот открыл сначала, озираться начал, но тут же понял, что здесь не бунт, а смертник-одиночка, камикадзе. Предложил миролюбиво перенести вопрос туда, где он и решаться должен, – в обком. Но Хренов попер на рожон: «Я как член бюро райкома настоятельно прошу… мои коллеги и товарищи…» И так далее и тому подобное… Все-таки, знаешь, он был еще и действительно бальной человек.
Жуковец даже развеселился. Он уже поднялся уезжать, а тут на место сел. Как я понимаю, решил дать всем присутствующим предметный урок демократии. «Ну что же, товарищи, кто даст правильную политическую оценку позиции коммуниста Хренова?» Все молчат. «Тогда, – говорит Жуковец спокойно, – позвольте мне… Коммунисту Хренову было поручено занять место председателя колхоза (тут он, говорят, запнулся, поскольку не помнил, какого именно колхоза, – ему подсказали)… Да… Хренов позволяет себе игнорировать интересы партии и народного хозяйства. А поэтому, если и далее Хренов будет настаивать на своей ошибочной позиции, то будет исключен из партии, снят с работы и выселен за пределы нашей области без права занять руководящую должность – такова единственно возможная политическая оценка позиции Хренова…»
Тут как бы проснулся первый секретарь райкома – ему ведь нужно было срочно отмежеваться от несчастного Хренова, которому он всегда клялся в верной дружбе, – и все знали об их товарищеских отношениях, они и семьями дружили. «Кто за оценку позиции коммуниста Хренова, предложенную товарищем Жуковцом? Прошу голосовать только членов бюро райкома… Принято единогласно», – «Вот видите, – сказал умиротворенный Жуковец, довольный быстрой реакцией первого секретаря райкома, – ваши же товарищи и коллеги дали вам урок партийной этики».
И тут Хренов сорвался. Это слышал даже я – он так кричал, что через открытые окна было слышно на улице: «Сволочь! Фашист! Вы все здесь фашисты!» Я понял, что с ним все кончено. Навсегда. Видимо, и он это понял. Я слышал, как в здании хлопнула одна дверь, другая. Хренов выскочил совершенно обезумевший, схватил меня, когда я поднялся ему навстречу: «Это – мафия», – неожиданно тихо сказал он, показывая назад, на райком. Тут он отбросил меня в сторону и быстро пошел… в уборную, в ту дощатую уборную, что на пустыре, – знаешь, между райкомом и райисполкомом. По дороге, проходя мимо шофера, лежавшего под райкомовским газиком, он схватил бутылку с бензином, которым тот мыл какие-то детали. Шофер не заметил, это видел только я, – видел, но не понял, что происходит. И только когда прорвался огонь, когда уборная вспыхнула и в пять минут – в пять минут, не больше! – сгорела, я понял, что произошло…
Пока в райкоме заметили огонь, пока высыпали во двор и осознали, что горит, а осознав и убедившись, что огонь ничему не угрожает, еще и посмеялись, поскольку никто не мог предположить, что там человек, – пока все это произошло, дощаник сгорел дотла. А у меня, знаешь, как судорогой свело и горло, и все тело – ни кричать, ни двигаться – такая сушь стояла… А тут и вовсе я почувствовал, что теряю сознание, присел на скамейку и, действительно, отключился на несколько минут…
Когда пришел в себя, уже кричали, что там человек, кто-то тащил ведра с водой. Приехала пожарная машина. Но к этому времени дощаник прогорел и рухнул в выгребную яму. Начали шуровать в поисках тела… Я ушел и тут же уехал домой. Только на похоронах рассказали мне подробности заседания бюро…
Жуковец уехал из Заборска одновременно со мной. Быстро сообразив, что именно произошло, он тут же распорядился назначить семье Хренова максимальную пенсию, – чтобы разговоров было поменьше…
Ну что же еще прибавить тебе, милый Сережа? 'Ты умница, ты все сам знаешь… Все это похоже на бред душевнобольного. Мы живем в бреду, в кошмаре. И как освободиться, не знаем. Уж я-то точно не знаю. Разве что скорее подохнуть.
Впрочем, ты, как всегда, – спокоен, жизнерадостен и готов принимать реальность такой, какова она есть. Ну что же, желаю успеха!
Привет жене и детям – всей дружной улыбающейся семье.
Мне сказали, что ты получил новую, роскошную квартиру. Рад за тебя. Но адреса-то я не знаю, поэтому и пишу на работу. Сообщи уж адресок, а то ведь один живу, кругом один – и словом перекинуться не с кем.
Остаюсь твоим другом…
4
Председателю
Комитета партийного контроля при ЦК КПСС тов. Пельше А.Я.
от члена КПСС (партбилет №…..)
инструктора…….
отдела ЦК КПСС Анкудинова С.М.
Докладная записка
По существу письма Изгоева В.И., адресованного мне лично и препровожденного работниками канцелярии в Комиссию партийного контроля, имею сообщить следующее. С Изгоевым Вениамином Ивановичем я никогда не состоял ни в какой переписке, что хорошо видно из самого текста его письма ко мне. Данное письмо его ко мне было первым и единственным. С моей стороны писем не было. Совет мой Хренову В.А. познакомиться с Изгоевым В.И. был продиктован надеждой, что печальный опыт последнего поможет Хренову В.А. занять принципиальную партийную позицию.
Кроме вышеизложенного, считаю своим долгом заявить нижеследующее.
В течение многих лет я хорошо знал Изгоева В.И. как убежденного коммуниста и преданного, исполнительного члена партии. Теперь, как явствует из письма, Изгоев В.И. находится в состоянии крайнего нравственного напряжения, граничащего с болезнью. Подобное состояние представляет серьезную опасность для Изгоева В.И., поскольку в любую минуту он может сорваться, позволить себе публичные заявления, несовместимые со званием члена партии. Серьезную тревогу вызывает также и тенденция Изгоева В.И. трактовать в самых отрицательных тонах поведение и поступки партийных работников – Жуковца Н.С., покойного Хренова В.А. и мои лично. Между тем, исключение Изгоева В.И. из партии было бы не только серьезной трагедией для него самого и для его семьи, но и вызвало бы нежелательные толки в этой связи. Думаю, что наиболее правильной мерой было бы не накладывать на Изгоева В.И. партийных взысканий или каких-либо иных санкций, а помочь ему преодолеть его недуг, для чего содействовать определению его в одну из психиатрических клиник, іде можно было бы обеспечить больному индивидуально созданные условия.
Со своей стороны я чувствую тяжелую вину перед партией, заключающуюся в притуплении чувства партийной бдительности, в недооценке антипартийных настроений Изгоева В.И.
18 августа 197… года
С.Анкудинов

notes
Примечания
1
Здесь и далее сохранен стиль подлинников.
2
Замечание обвиняемого: Наташа не почувствовала провокационный характер вопроса: на самом деле мне не было отказано в приеме в КПСС по той одной причине, что я вообще не подавал заявления о приеме в партию после окончания кандидатского стажа – в то время я уже работал над «Технологией черного рынка…» и сама работа требовала от меня совсем иного общественного поведения.
3
Здесь мы сокращаем ту часть текста, которая фактически повторяет резюмирующую часть обвинительного заключения.
4
Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Стеногр. отчет, стр.1.
5
«Закон о сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939 г., ст.34-6.
6
Г.И.Шмелев. Личное подсобное хозяйство и его связи с общественным производством. – М., 1971. – с.11.
7
А.-И.С.Вилимавичус. Личное подсобное хозяйство при социализме, его место, роль и тенденции развития: Автореферат диссертации. – 1976. – с. З, 19.
8
В.И.Шубкин. Социологические опыты. – М., 1970. – с.78.
9
Г.И.Шмелев. Личное подсобное хозяйство и его связи с общественным производством. – М., 1971. – с.11.
10
В.Солоухин. Трава. – «Наука и жизнь», 1972, № 10.
11
И.В.Сталин. Соч., т.12, стр.79.
12
Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Стенографический отчет. – 1935. – с.1.
13
И. Сталин. Вопросы ленинизма. – М.: ГПИ, 1952. – с.626.
14
Ж.Симон де Сисмонди. Новые начала политической экономии… – М., 1936.—с.269–270.
15
См.: Коллектив колхозников. Социально-психологическое исследование. – М.: «Мысль», 1970. – с.110.
16
А.П.Плотников. Отношения сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и торговлей. – М., 1973. – с.51.
17
М.И.Сидорова. Возмещение необходимых затрат и формирование фонда воспроизводства рабочей силы в колхозах. – М., 1972. – с.187.
18
А. С. Стамкулов. Приусадебное землепользование. – Алма-Ата, 1972.
19
В.И.Староверов. Город и деревня. – М.: Политиздат, 1972.– с.80.
20
Байкова и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. – М., 1955. – с.37.
21
В.И.Староверов. Преодоление существующих различий между городом и деревней как составная часть задачи построения социально однородного общества. – «Социологические исследования», 1975, № 4, с.31.
22
«Известия», 14 января 1977 г.
23
В.А.Беляев. Личное подсобное хозяйство при социализме. – М.: «Экономика», 1970.– с. 95.
24
Р.В.Рывкина. К изучению основных направлений урбанизации образа жизни сельского населения. – В кн.: Современная сибирская деревня. – Новосибирск, 1975. – ч.1, с.36.
25
В.А.Беляев. Личное подсобное хозяйство при социализме. – с.81, 93.
26
М.Ф.Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. – Цит. по книге академика Б.Д.Грекова «Крестьяне на Руси», с. 132.
27
Комментарий к примерному Уставу колхоза. – М.: «Юридическая литература», 1972. – с.239.
28
П.Шелест. Одна сельская семья. (Штрихи к социальному портрету сельского рабочего 70-х годов). – М.: «Советская Россия», 1972. – с.79.
29
«Известия», 14 января 1977 г.
30
И.В.Сталин. Ответ товарищам колхозникам. – В кн.: Вопросы ленинизма. – Изд.2-е. – с.351.
31
БСЭ. – Изд. 1-е, т. ЗЗ. – «Коммуна сельскохозяйственная».
32
К.Маркс. «Капитал. т.1. – М.: Гос Политиздат, 1963. – с.707.
33
И.В.Макарова. Личное подсобное хозяйство сельского населения в перспективном экономическом и социальном планировании. – Целиноград.
34
В.Т.Колокольникова. Брачно-семейные отношения в среде колхозного крестьянства. – «Социологические исследования», 1976, № 3. – с.84.
35
М.С.Бедный. Продолжительность жизни в городах и селах. – М.: «Статистика», 1976. – с.46, 73.
36
Миграция сельского населения. – М.: «Мысль», 1970. – с.313.
37
Там же, с.312.
38
М.С.Бедный. Продолжительность жизни в городах и селах, стр.31.
39
Миграция сельского населения. – с.298.
40
Миграция сельского населения. – с.311.
41
П.Шелест. Одна сельская семья. – с.97, 75.
42
См., например, И.Т.Левыкин. Аграрные преобразования и изменение психологии советского крестьянства. – В кн.: Проблемы аграрной политики КПСС на современном этапе. – М.: Политиздат, 1975, т.2. – с.373. (Да уж самые славословные авторы очень любят вставлять в название работ и книг слово «проблемы», хотя непонятно, какие могут быть проблемы, если 95 % опрошенных всегда всем довольны?)
43
Т.В.Дьячков. Общественное и личное в колхозах. – с.57.
44
М.С.Бедный. Продолжительность жизни в породах и селах. – с.46. Цитируя, я позволил себе исправить явную опечатку. В книге последняя фраза выгладит буквально так: «Характерно то, что в этом возрастном периоде нет ни одной причины смерти, которая имела бы более низкие показатели в городах, нежели в сельской местности». Очевидно, что речь идет как раз о том, что в городах эти показатели более низкие, что ясно из цифр, приведенных в предыдущей фразе самим автором, и из таблицы на с.43 цитируемой брошюры. Или здесь специфическая терминология медицинской статистики?
45
Ж.Симон де Сисмонди. Новые начала политэкономии, стр.277.
46
Ф.Абрамов. Пелагея.
47
Г.В.Дьячков. Общественное и личное в колхозах. – с.38.
48
Г.Антонова. К вопросу о перспективах существования личного подсобного хозяйства населения… – М., 1975.
49
О продаже и ценах на колхозном рынке. – М., 1975.
50
Р.В.Рывкина. Мнения руководителей сельского хозяйства о происшедших и будущих изменениях деревни. – В кн.: Современная сибирская деревня, ч.2. – Новосибирск, 1975. – с.92.
51
Там же, с. 100.
52
Социологические и экономические проблемы образования. – Новосибирск: «Наука», 1969.
53
«Литературная газета», 18 ноября 1970 г.
54
«Литературная газета», 18 ноября 1970 г.
55
Приведенные материалы опубликованы в специальном издании: О продаже и ценах на колхозных рынках. – М., 1975. Я уже цитировал эту брошюру-справку, но именно здесь уместно сказать, где ее найти: в спецхране Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки – ДСП № 3762.
56
О продаже и ценах…
57
Т.П.Антонова. К вопросу о влиянии размеров личных подсобных хозяйств на занятость сельского населения, досуг и материальное потребление. – В кн.: Современная сибирская деревня, ч.1. – с. 140…И это все с тех же полутора-двух процентов пахотной земли!!!
58
Б.Л.Цыпин. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. – М., 1978. – с.5.
59
Леонид Ильич Брежнев. Краткий биографический очерк. – М., 1976. – с.47.
60
Р.В.Рывкина. Мнения руководителей сельского хозяйства… – с.95.
61
В течение многих лет – 1-й секретарь Московского обкома партии.






