355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Илья Миксон » Это в сердце было моем » Текст книги (страница 15)
Это в сердце было моем
  • Текст добавлен: 12 апреля 2021, 18:41

Текст книги "Это в сердце было моем"


Автор книги: Илья Миксон


Соавторы: Борис Левин,Вольт Суслов,Герман Гоппе,Феликс Нафтульев,Валентин Верховский,Анатолий Конгро,Александр Рубашкин,Сергей Грачев,Валерий Ларин,Анна Сухорукова
сообщить о нарушении

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)

По приглашению следопытов в школу приехали вдова и сын летчика Белугина, также найденного Михаилом Алексеевичем. Их приняли, показали музей, поведали о находках, наконец, подвели к стенду, где лежали вещи – память об отце и муже. "Можете забрать", – предложил экскурсовод. Женщина плакала, глядя на вещи, а сын, уже вполне взрослый человек, ответил: "Пусть остаются. Они здесь нужнее..."

Об "уголке памяти" и истории его создания стоит рассказать подробнее. Школа выстроена сравнительно недавно – лет пятнадцать назад, и сразу же возник музей. Поначалу он ютился в двух комнатушках и насчитывал всего несколько десятков экспонатов, тех, что удалось раздобыть с помощью ветеранов 276-й дивизии. Потом экспозиция начала расширяться – пионеры вели поисковую работу, а старшеклассники занимались оформлением. К тридцатилетию сформирования дивизии музей обрел новую "жилплощадь", по существу, родился заново. Интересно, что именно сюда приходят в начале учебного года первоклашки. Музей, кстати, довольно знаменит: трижды представлял Ленинград на всесоюзных смотрах "Дорогами славы отцов" и каждый раз ему присваивались призовые места, музей отмечен Грамотой ЦК ВЛКСМ. Но главное, конечно, не в регалиях. Уроки истории школьного музея воспринимаются не только умом, но и сердцем. Здесь выступают перед ребятами генералы армии и профессора, герои сражений на Ленинградском фронте и те, чей фронт проходил через заводской цех. Здесь были Михаил Дудин и Ольга Берггольц.

– Однажды Марков передал нам письмо, – продолжает Александра Федоровна, – сестры того самого летчика Гончара. Женщина рассказывала о брате и о том, что ей самой довелось вытерпеть в концлагере... Я принесла письмо в класс и прочла вслух. В некоторых местах мне приходилось останавливаться, потому что комок подходил к горлу. Несколько девочек плакали, в классе стояла мертвая тишина. Мы почему-то считаем, что нынешние наши ученики скрытны, скупы на проявление чувств... Видели бы вы их глаза!..

Зазвенел звонок, и моя собеседница извинилась, ей пора было идти. Я же остался – хотел напоследок заглянуть в "Железную книгу" – так прозвали ребята сборник, составленный из их сочинений о Великой Отечественной войне, о фронтовиках – родных, близких, знакомых и соседях. Под одной обложкой были собраны двести лучших работ школьников разного возраста. "Они сражались за Родину"– выведено было на титульном, действительно железном, листе.

Я перелистал несколько страниц. Почти на каждой попадались рисунки блокадного города, воздушных сражений. В жизни любого послевоенного мальчишки обычно наступает период, когда в нем просыпается художник-баталист. Трудно сказать, в чем тут дело, но с годами безудержная страсть малевать на промокашке танки проходит. Рисунки "железной" книги чем-то притягивали, останавливали. Я увидел девочку в телогрейке, сидящую у буржуйки, противотанковые "ежи" на заснеженной улице, заклеенные крест-накрест окна...

Потом я стал перечитывать сочинения. Незатейливые рассказы о своем деде, о соседе по лестничной площадке, о маминой подруге или слете ветеранов. Писали пятиклассники и выпускники, отличники и те, кто учился похуже... В этой книге все были достойными соавторами, потому что каждый говорил о своем опыте, о своих встречах, о своем восприятии Великой Отечественной. И я подумал, как важно не только понять, но почувствовать историю, связать ее со своей судьбой, соединить прошлое Родины с ее настоящим и будущим.

Книге уже несколько лет. Многие ее авторы давно учатся в вузах, работают, служат, а им на смену приходят новые. Я перелистывал страницы и думал: читал ли эти сочинения Марков? Если нет, надо ему подсказать – пусть обязательно прочтет.


«ЭТО В СЕРДЦЕ БЫЛО МОЕМ»

(очерки)

Ленинград "Детская литература" 1982

Составитель Герман Борисович Гоппе

Оформление и рисунки А.Андреева




comments

Комментарии

1

"ШТАРМ 3 УДАРНОЙ" – Штаб 3-й ударной армии. Советские общевойсковые соединения – дивизии назывались стрелковыми, немецкие – пехотными.

2

Контрэскарп – противотанковое препятствие – крутой откос.

3

Ковпака в Карпатах чтут свято. Кого ни спросишь, чуть не у каждого он гостил в хате. Растроганно повествуют, как после войны приезжал сюда Сидор Артемьевич, отправлялся в горы верхом, без проводников, – навещал места сражений, поминал погибших товарищей и плакал.

4

Двадцать лет назад, шутка ли? Столько воды утекло. Контакты с клубом, сперва теснейшие, постепенно слабели – и в последние годы, как ни грустно, оборвались совсем.

5

По-украински – руководитель, начальник. Привычные слова и фразы, произнесенные на полузнакомом языке, иногда звучат почему-то ярче и свежей.

6

Ярослав Базилевич рассказывал: современные походники, здоровые парни, не сверх меры нагруженные, проходят за день столько, сколько шукаевцы, при оружии, с тяжелейшими вьюками, проходили за полдня.

7

В артиллерии – осколочно-фугасные снаряды.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю