Электронная библиотека книг » Евгений Краштан » Записки переворачивателя пингвинов. » Текст книги (страница 3)
Записки переворачивателя пингвинов.
  • Текст добавлен: 17 октября 2016, 03:08

Текст книги "Записки переворачивателя пингвинов."

Автор книги: Евгений Краштан

ЧАСТЬ 6

Не буду делать в частях больших перерывов, буду писать понемножку

Только мы обрадовались, что выпал снег и похолодало, как ветер опять переменился, вновь у нас плюсовая температура и снег опять тает. Такая вот смешная Антарктика пока что получается. Но в воскресенье было еще холодно и снежно, и у нас был традиционный после Пасхи поминальный день, ходили на кладбище. Собственно, это даже не кладбище, а просто недалеко от станции есть могила, где похоронен какой-то неизвестный, чьи кости были найдены еще первой экспедицией. Его тогда похоронили под скалой, а через пару лет от той скалы отвалилась огромная глыба, создав нерукотворное надгробие.

Пришли мы туда всем экипажем, помянули каждый своих родственников. Я перед выходом захватил с собой штатив и заставил всех одеть нашу парадную красную форму, а там на горе нашел прекрасный ракурс с видом на станцию, выстроил всех и сделал несколько снимков. Потом, вернувшись на станцию, выбрал лучший снимок, поредактировал, вклеил туда отсутствовавшего с нами ночного дежурного и распечатал это все на принтере. Теперь в нашем музее в галерее зимовщиков, где первое групповое фото датировано 1961ым годом, есть и сделанная мной фотография:)

А вчера я устроил катастрофу локального масштаба. Занимался всякими перестановками и переоборудованием в своей комнате, и в результате допереключался до того, что перестала работать наша главная спутниковая тарелка. На фотографиях станции – это такой белый шарик, метра три размером, стояший возле двухэтажного здания. Вся электроника управления от него расположена на стене в моей комнате, и вчера вечером она отключилась. Я, конечно, все быстро запустил обратно, начал подключаться к спутнику – а связи нет…

Часов шесть возился, уже на улицу к тарелке бегал проверять, не случилось ли там чего нибудь… Все смотрят – я бегаю, тарелку дергаю, что-то настраиваю, начали выяснять, что же случилось. Говорю: «Оба спутника куда-то пропали, мы без связи с большой землей». Начали обсуждать, что если в мире что-то случится, то мы здесь об этом еще долго можем не узнать. Но если посчитать все пищевые запасы, которые здесь хранятся еще начиная от англичан – то лет 10 здесь можно прожить совершенно спокойно, только топливо экономить надо будет, а пищи хватит:)

В конце концов нашел и заменил сгоревшую плату, но на старой плате остались другие настройки для связи. Я запустил специальную программу, которая вертит тарелкой в разные стороны и ищет хоть какие-то спутники для связи, и она, пожужжав пол-часа моторами, выдала мне все наобходимые координаты для настройки. В результате сейчас мы настроились на какой-то другой спутник, совершенно не тот, что использовался раньше, и самое интересное – никто не знает, что это за спутник и откуда он там взялся, по документации его там быть не должно. Теперь будем ждать следующего месяца, когда придут распечатки за использование спутниковой связи – а вдруг сеансы связи через этот спутник вообще в статистику не попадают? Тогда можно будет слать что угодно, и в интернет залазить:) Хотя с другой стороны – надо еще поглядеть, дойдет ли это письмо через новый спутник…

Намедни пришло письмо из Центра, где среди прочего было, что мы молодцы, что кабель тянули, но там решили выделить деньги на оптоволоконный кабель, чтобы от помех для приборов избавиться. С одной стороны, обидно, что весь героический двухнедельный труд – насмарку, но с другой стороны, если бы мы этим не занялись, то и оптику закупать никто бы не стал. Будем считать, что это мы репетировали прокладку оптики:)

ЧАСТЬ 7

А у нас снег выпал. Не очень много, но остров наконец-то стал белым. Разумеется, у меня возникло непреодолимое желание покататься с горы на борде, в субботу подбил еще несколько человек, и стали мы пробиваться к горе. Именно пробиваться, потому как сильный ветер надул из этого снега барханы как раз поперек пути на гору. Достаточно смешное передвижение теперь получается – шагаешь спокойно по камням, засыпаным на несколько сантиметров снегом, после чего тропинка ныряет вниз, но снежный слой остается ровным, и ты с разгону погружаешься по пояс в сугроб и барахтаешься там, пытаясь найти опору. Снег свежий, мягкий, слежаться еще не успел, и выбраться удается только с большим трудом.

На скалы забираться еще веселее – долго обтаптываешь место на склоне, где долдна быть тропинка между камней, находишь ее, продавливаешься вперед и опять начинаешь топтаться. К тому времени, как мы добрались до горы, кататься уже не очень хотелось:) Но раз уж пришли – то надо оправдать этот тяжелый переход: до вершины горы от станции получается чуть больше километра, но шли мы его минут 50. Спускаться по такому снегу на доске было гораздо приятнее, чем товарищам на лыжах – мне удавалось проваливаться в рыхлый снег несколько меньше. А вот с подъемом было совсем тяжко. Впрочем, бугель уже готов, ждет только, когда насыпется достаточно снега для его установки. Уже вот-вот. Вобщем, после пары спусков у меня ломается пластмасска на креплении, которую я все собирался починить еще в Киеве, и все воспринимают это как знак, что пора возвращаться обратно и начинать готовиться к торжественному ужину.

На обратном пути попалось стадо пингвинов. Забавно было наблюдать за их перемещением. Выбираясь на берег, они с удивлением обнаруживали, что ходить по такому глубокому снегу у них не получается, плюхались на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами, скользили вперед. Оставшиеся после них следы выглядели, как будто по снегу проползла куча гусениц.

Вообще, пингвины (и котики тоже) любят на животах кататься, мне иногда приходилось наблюдать их развлечения, когда они по очереди забираются повыше, плюхаются на пузо и спускаются как на горках.

Если стать на берегу и закрыть глаза, тосоздается полная иллюзия, будто где-то вдали едет огромный железнодорожный состав. Лед постоянно ломается, и этот грохот сливается в перестук колес. Иногда на материке от ледника откалывается особо большой кусок, тогда слышится очень низкочастотный грохот, как от далекого взрыва. Случается, что и проплывающие мимо айсберги иногда трескаются, звук получается как выстрел, громкий и резкий. Но вообще говоря, в наши проливы большие айсберги заплывают очень редко, зато вдали постоянно можно видеть несколько огромных ледяных пиков. В позапрошлой экспедиции ребятам случайно удалось заснять, как разрушается такой айсберг, получились достаточно редкие кадры.

А сегодня я наконец-то ступил на материк. Но об этой поездке я напишу в следующей части:)

22 апр 2007

ЧАСТЬ 8

В воскресенье, 22го апреля, произошло знаменательное событие: нога Южного Медведа впервые коснулась материка Антарктида. Все видеокамеры (аж одна) фиксировали этот великий момент, все радиостанции (карманный передатчик) вели прямую трансляцию с берега Антарктиды, к которому причалила наша лодка. Я пытался поизнести что-то торжественное и подобающее моменту, типа про маленький шаг одного человека и т.п., но мне сказали «Не задерживай выгрузку:)!» и спихнули на берег.

Там недалеко от берега стоит домик, носящий название Rasmusen Hut и служащий как бы «охотничьим домиком» на случай всяких непредвиденных событий. Была когда-то история, что полярники переправились по льду через пролив, потом налетел ураган, лед поломал и они жили в этом домике 2 месяца, ожидая, пока к домику можно будет на лодке пробиться.

Места там не очень много, где-то как 2 вагонных купе, 2 двухъярусных кровати, печка и коробки со всяким НЗ. Сначала походили вокруг домика, осмотрелись, потом решили подняться по скале вверх, к леднику. Оттуда открылся изумительный вид на окресности, на ледяные поля, скалы. Налюбовавшись природой, мы просто легли на снег и, как пингвины, поехали вниз наперегонки.

Материк очень гористый, с почти вертикальными скалами, и по расщелинам между пиками ползут многокилометровые ледники, обрывающиеся в конце пути в океан. Над водой получается огромная ледяная стена высотой с шестнадцатиэтажку и очень красивого голубого цвета на изломах. От нее и откалываются айсберги. Домик построен позади скалы, рассекающей ледник и там находится чуть ли не единственное место на многие километры вокруг, где можно пристать к материку, эдакая бухточка с щебеночной осыпью к самой воде. Горловина у бухточки довольно узкая, и при выходе из нее нас ждал сюрприз – пока мы гуляли, сюда подплыл небольшой айсберг и наглухо перегородил выход. Разумеется, оттолкнуть айсберг – никаких сил не хватит, мы уже начали прикидывать, как будем лодку через него перетаскивать, но потом заметили, что приливом льдину тащит дальше в бухту. Подождав немного, мы увидели открывшийся проход к чистой воде, узкий, но лодка должна была пройти. Тут же с воплями «Давай! Толкай! Быстрее!» начали протискиваться, отталкиваясь веслами и баграми и надеясь, что айсбергу не вздумается двинуться обратно и раздавить лодку между льдами, как «Челюскина».

Выскочив на чистую воду, вдруг вдали мы заметили огни какого-то корабля. Вскоре смогли разглядеть ледокол, идущий по проливу на одну из американских баз. Они тоже нас заметили, сбросили ход, все высыпали на борт, фотографируя неожиданных попутчиков. Я, как радист, сначала попытался вызвать их со своей карманной радиостанци, потому как на базе не осталось никго, говорящего по-английски. Но почти сразу выяснилось, что на борту есть какая-то американская студентка, у которой родители были из Львова, и тогда уже ребята с базы смогли с ними на украинском общаться, т.к. мощности моего передатчика было явно маловато.

Мы подплыли, поздоровались, перекинулись парой фраз, и пошли на базу, потому как близилось время ужина. Их пригласили зайти в гости, но капитан сослался, что времени мало, они должны туда успеть, пока погода не испортилась, пожелали нам успешной зимовки и пошли своей дорогой. Но обещали зайти на обратном пути.

А вечер воскресенья, а потом еще и понедельник и часть вторника я занимался «выпиливанием лобзиком». Бугель уже готов и ждет снега, но система там такая, что идет веревка, к которой надо прицепляться специальным зажимом, и это зажим удобен для лыжников, но никуда не годится для бордера, да и вообще там конструкция не очень удачная, двумя руками надо крепко сжимать, в конце подъема отцепить и т.д. Я начертил схемку замка по принципу жумара, но с возможностью отстегивать, просто дернув за веревку. В воскресенье из пивных банок, пружинок, проволки и ниток сделал маленькую действующую модель для проверки идеи. В это время сам себе напоминал Дока из «Назад в будущее», который тоже любил делать подробные модели:)

В понедельник покомался в хламе, нашел нужные детали, материалы и исчез в мастерской на полтора дня. Мастерская у нас отличная, сделать здесь можно все что угодно, только инструмент специфический, английский, с дюймовым шагом размеров вместо метрического.

Первая версия замка не удалась и была забракована, вторая получилась гораздо удачнее и после некоторой доводки я устроил испытания – натянул веревку и начал отрабатывать пристегивание-отстегивангие, натяжку, только до реального подъема дело не дошло. Народ ходит вокруг и хихикает: «Ты что, собираешься здесь на борде кататься? А снега не будет – нашу станцию готовят к перепрофилированию в фермерскую, еще чуть-чуть потеплеет и будем тут бананы-апельсины выращивать:)»

Ну ничего – вот начнем кататься, запросят они у меня чертежи моего крепления, тогда я им припомню все смешки:) А пока что висит моя конструкция у меня в комнате, радует глаз:)

25.04.2007

ЧАСТЬ 9

Одно из здешних развлечений – рыбалка. Я как-то к ней равнодушен, но вот, к примеру, у доктора это чуть ли не одно из основных занятий, раз уж работы по специальности у него нету; у биологов это вообще является практически профессиональной деятельностью – пойманных рыб они сначала изучают, а потом отдают на кухню:) Вот и в четверг с самого утра Костя, Андрей и Влад взяли лодку и отправились порыбачить. Вернувшись к обеду, они похвастались своим скромным уловом – за 4 часа было поймано 45 кг рыбы. Влад рассказал, что в некоторые моменты вытаскивали сразу по 3 рыбы – на удочках по 3 крючка, и все они были заняты. В основном здесь ловятся нататении – такие толстенькие рыбки, но недавно ребята поймали ледяную щуку. Она выглядит как огромная пасть с маленьким хвостиком. Разумеется, все по очереди сфотографировались с таким чудом природы. А нататению можно в супермаркетах посмотреть – говорят, что она иногда продается замороженная.

У нас сейчас установилась достаточно холодная, но ясная погода. День все короче, солнце даже в полдень лишь немного поднимается над горизонтом, зато по ночам очень яркие звезды. К сожалению, вокруг станции у нас горят фонари (здесь свет стараются не выключать, чтобы на дизеле не было скачков нагрузки, ну и замерзшие лампы при включении часто перегорают, а менять их на морозе мало удовольствия)), поэтому полюбоваться бескрайним черным небом не получается. Недавно во время ужина кто-то глянул в окно и говорит: – А кто поставил фонарь на куполе? Купол – это у нас так наша горка называется:) Все бросились к окну – действительно, на вершине купола прямо на геодезической бочке горит фонарь. Только через минуту до всех дошло, что это просто очень яркая звезда совпала как раз с вершиной холма.

26.04.2007

ЧАСТЬ 10

Традицию проводить майские праздники где-нибудь на выезде, на природе решил не нарушать и здесь, почти на самом краю земли. В воскресенье небольшая компания дачников из 6ти человек сложила пожитки в лодку, оделась потеплее и тронулась в путь, на дачу с ночевкой. Кодовое имя «Дача» здесь присвоено домику старой английской базы, еще именуемому Wordie House (кстати, нынешняя станция носит имя Adelie House – это у здешних пингвинов имя Adelie. А кого звали Ворди – я еще не знаю, но выясню:)

(Прим.переводчика: In 1934 James Mann Wordie led a team of researchers to West Greenland and Baffin Island to map uncharted coastline.)

Здесь последнее время слегка похолодало, температура 5-7 градусов мороза и холодный южный ветер. Возле станции плавает все больше льдин, океан еще не замерзает, но уже сверху плавает ледяная каша. И вот вечером в воскресенье мы отчалили и взяли курс на дачу. Сначала шли неплохо, по чистой воде, потом льдины начали встречаться все чаще и через некоторое время лодка просто проламывала тонкую корочку льда.

Вечерело. Солнце сейчас заходит рано, но зато сумерки очень длинные; но все равно хотелось добраться не по темноте. А лед становился все толще. Когда слой льда стал сантиметров 5, двигатель лодки перестал справляться с ледокольными функциями. Влад, сидевший «за рулем», еще некоторое время поискал проходы во льду, но вскоре вынужден был прекратить это занятие. Домик был всего в 50 метрах от нас, но лед был достаточной толщины, чтобы задержать лодку, но тонковат, чтобы ходить по нему. Старая рыбацкая примета – пешней ударить три раза в лед, и если не пробил, то идти можно. У нас кое-где пробивалось. В результате Виталик, сидевший на носу, взял багор, зацеплялся им за льдину и подтягивал лодку на пол-метра вперед. Так потихоньку, ползком, но мы таки добрались до дачи.

Нам предстояло провести ночь так же, как за много лет до нас английские полярники проводили целую зиму. Внутри домик оказался достаточно просторным, но отапливалась только одна большая центральная комната, она же по совместительству и кухня, и спальня, и даже немного склад.

Печку удалось затопить быстро, чего нельзя сказать о керосиновых фонарях. Новое поколение, привыкшее к электричеству, долго по очереди пыталось зажечь лампы, но удалось это только через час Вове. Зато я, имея опыт походов, легко сумел разжечь керосиновую плитку и поставить на нее чайник со снегом. В принципе, вода у нас с собой была, но мы решили играть роль полярников по полной программе. Да и снег вокруг домика еще не был желтым;)

И вот, уже окружив себя теплом и уютом, мы расслабились, достали привезенные с собой продукты и выпивку и начали отдыхать. Мы привезли две гитары, песни наши разбудить здесь не могли никого, кроме случайного тюленя… Где-то часам к двум ночи все потихоньку стали разбредаться по нарам. Спальники у нас с собой были даже слишком теплые, и натопили печку мы от души, поэтому я посреди ночи проснулся и пересел поддерживать огонь, просматривать оставшиеся от англичан книги, Богдан нашел бортовой журнал станции за 1958 год. Под утро я просто упал поверх спальника и проспал почти до 9 утра, когда все уже начали ворочаться и потихоньку вставать.

От идеи повторить эпизод из рекламы «А теперь – в душ!» пришлось отказаться по причине отсутствия снега на крыше, поэтому мы просто допили все, что осталось с вечера и стали складываться, убирать за собой, грузить лодку на обратную дорогу. Для растопки печки мы использовали доски от упаковочных ящиков, и меня поразило количество всяческого металлолома – гвоздей, болтов, скобок – которые я выгреб из печки вместе с золой.

С утра, при дневном свете, мы прошли вдоль берега и сделали попытку найти альтернативный путь, не так забитый льдом. Затея оказалась безуспешной, решено было возвращаться по пробитому накануне каналу. Но проблема была в том, что он за ночь тоже замерз:)

Спускаем мы лодку на воду, точнее на лед, загружаемся и начинаем продавливаться обратно аналогично дороге «туда». В этот раз то ли опыт сказался, то ли на отдыхе сил набрались, но пробились гораздо быстрее. Я сидел на корме и занимался очень ответственной работой – выгребал веслом льдины из-под винта, а то некоторые достаточно большие куски просто выворачивали двигатель наверх из воды.

По пути Вова по рации давал указания, что нужно на кухне сделать, чтобы не опоздать с обедом – плиту включить, воду закипятить и т.д., и как только лодка причалила возле базы, выскочил первым и сразу бросился на кухню – обед был готов своевременно!

Копаясь там в привезенных запасах продуктов, оставшихся с предыдущих пикников, я нашел замечательную баночку с надписью по-английски «Имбирный джем». Хм, имбирное пиво я люблю, а имбирного джема никогда не пробовал – это надо было исправить. Да и срок годности у него еще почти не истек:) Короче, без всяких угрызений совести я забрал эту баночку к нам на станцию.

После обеда, сделав себе чашечку чая, я удалился в наш бар (удивительно уютное место станции, я просто в восторге, насколько удачно сделано. Впрочем, вся станция без исключения очень уютна) и расположившись в кресле, приготовился насладиться еще не пробованным мною вареньем. Первая ложечка вызвала у меня легкое изумление, я подумал, что я просто чего-то не понял, и рискнул попробовать вторую ложечку. Тут начала действовать первая… Я затрудняюсь описать вкус, поскольку варенье оказалось необычно острым, даже немного едким.

Раньше у меня было всего одно варенье, которое я не любил, теперь к нему добавилось еще и имбирное. Хотя, может, я его неправильно ел и оно не к чаю, а например к мясу или к чему-нибудь еще вместо кетчупа? У китайцев ведь есть кисло-сладкий соус – почему бы не быть остро-сладкому?

Первомайская демонстрация началась у нас с некоторой задержкой, но учитывая, что солнце у нас сейчас показывается только в 11 утра – вполне простительной. Празднично одетые трудящиеся станции прошли торжественной колонной, с флагами и транспарантами, выкрикивая лозунги «Землю – крестьянам, льдины – пингвинам», «Каждому полярнику – по резиновой женщине!», «Покорителям пролива Дрейка – ура!» и т.д., от причала до главного входа, где и состоялся митинг. На балконе Витя зачитал приветственную речь в стихах, где каждому из нас посвящалось по куплету. Речь начальника неоднократно прерывалась дружными криками «Ура!». Желающих выступить больше не оказалось, и митинг плавно перешел в маевку – был вытащен мангал, разожжен огонь, нанизано мясо и мы все переместились к причалу, где был устроен тир – стреляли из пневматической винтовки по пивным банкам.

Я был одет революционным матросом – в бескозырке и с наганом за поясом, поэтому пришлось оправдывать свой костюм: независимо от количества выпитого пива мне удалось не сделать ни одного промаха:) В этот раз столы были накрыты в помещении, т.к. на улице уже устраивать пикник было холодновато. Как только мясо было готово, все переместились внутрь и праздник продолжился.

«Знаете ли Вы…»

…что здесь не только вода в другую сторону крутится, но и серп луны растет наоборот? Недавно было очень красивое полнолуние – над горизонтом висели и солнце, и круглая яркая луна одновременно. А еще по утрам очень красивые рассветы, когда солнце еще прячется за скалами, его не видно, но облака и пики гор уже светятся розовым.

3 мая 2007

Добавлено 4 мая: Написал фразу типа «Теперь праздники и события закончились, до мидвинтера будет спокойная жизнь» и приготовился отправить письмо. События не заставили себя ждать. Сначала «упал» сервер, потом на спутниковом передатчике зажглась красная лампочка, и под конец по всем радиодиапазонам появилась жуткая помеха откуда-то из домика. Я уже не знал, за что хвататься, бросился чинить спутник с мыслью, что плат на замену уже почти не осталось. В этот раз оказалось, что проблема с двигателями наведения тарелки, расположенными в том белом шарике снаружи станции. Туда внутрь ведет маленький лючок, куда я по частям протиснулся с большим трудом, а потом вспоминал Винни-Пуха: «Нет, все потому, что кто-то слишком много ест»:)

Повоевав с тупыми железками до 3 часов ночи, я плюнул на отправку почты и ушел спать, решив, что утро вечера мудренее. Утром, когда стало светло, я сумел найти среди проводов коробочку, управляющую двигателями, от которой тянуло горелым. Снял, отнес к себе в мастерскую и приготовился чинить. Тут Коля заглядывает мне через плечо и говорит: – А там на чердаке в одной из коробок лежало что-то похожее.

И действительно, через 10 минут приносит мне точно такую же коробку. Не веря в удачу, лезу опять в тот лючок и начинаю прикручивать провода обратно. Перед разборкой я пофотографировал все кабеля, и теперь мне оставалось только смотреть на экранчике фотоаппарата, какого цвета провод куда подключать. Пробное включение не только показало, что все начало работать, но и появилась связь с теми спутниками, которые перестали видеться после предыдущего ремонта. Видимо, этот контроллер начал умирать еще тогда, и в этот раз просто закончилась его агония. Ну что ж, посмотрим, сколько времени пройдет до следующей поломки.

Воодушевленные ремонтом антенны, мы с Колей начали с радиостанциями лазить всюду по станции, выключая один прибор за другим и пытаться определить, откуда же идет такая сумасшедшая помеха, что даже радио слушать было невозможно. Выключать пытались все – компьютеры, УПСы, стиральную машину, даже электроплиту у повара на кухне… Когда уже вроде бы все перепробовали, я начал просто методично ходить и выключать розетки (а розетки у англичан великолепные – на каждой есть выключатель, лампочка, защита и предохранитель внутри. Защиту мы научились открывать двумя отвертками:) и втыкать наши вилки в «их» розетки) – и почти сразу нашел маленький блок питания от модема. До сих пор не понимаю, как такое могло быть, но в понедельник я его разберу и посмотрю, что с ним. После этого остался только сервер. Временный вариант мне удалось сделать почти сразу, народ практически не заметил, что у нас проблемы, ну только начали жаловаться, что все работает медленно – но ведь работает? Я пока никому не сказал, что пропала почти половина важных данных и я пытаюсь их достать из архива. А может, этого никто и не заметит…

Кстати, потом мне Витя сказал, что вчера просто была очень сильная магнитная буря, что аж приборы зашкаливало. Вот электроника и не выдержала. Видать, на краю Земли магнитные бури чувствуются сильнее.

Теперь я не буду писать, что впереди не ожидается никаких событий:)