355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Елена Кокурина » Мегагрант » Текст книги (страница 11)
Мегагрант
  • Текст добавлен: 10 мая 2017, 18:30

Текст книги "Мегагрант"


Автор книги: Елена Кокурина



сообщить о нарушении

Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)

– Но если говорить о Юле, она ведь, возможно, могла бы прожить дольше без трансплантации?

– Не могла бы, или, если бы очень повезло, не намного. Не забывай, что ей до того, как она оказалась у нас, сделали больше десяти (!) операций, на ней живого места не было, она сама чистила свою рану! – Он извинился за горячность и продолжал уже спокойно: – Существуют ведь объективные критерии, на основании которых мы можем дать прогноз. Мы не занимаемся волюнтаризмом, мы отбираем пациентов, только если они соответствуют критериям включения. Так устроены клинические исследования, и мы обязаны соблюдать их правила. Ну, а главное, – какая это была бы жизнь! Та, недолгая жизнь. Без возможности передвигаться, без любви, без секса, ребенок боялся ее из-за отверстия в горле.

– Эти вещи важнее самой жизни?

– Для меня – да, но это не является определяющим, когда я соглашаюсь на операцию.

– А может быть, метод не работает? Дает эти самые дополнительные несколько месяцев, и все?

– Может быть. А может быть, он еще несовершенен. Поэтому мы пытаемся учесть наши ошибки. Дорис Тейлор как-то сказала: «Всего мы никогда не узнаем, но мы должны узнать достаточно, чтобы сделать технологию безопасной».

Спустя несколько дней профессор Порханов продолжил ее мысль. Это произошло в краевой больнице, поздно вечером, когда рабочий ритм замедлился настолько, что можно было задать главные вопросы. Владимир Алексеевич был очень серьезен:

– Не все природа отдает нам так быстро.

Паоло неторопливо шел по Красной улице – это была главная центральная улица Краснодара с живописной двухэтажной застройкой и старыми уже липами, от которых в мае шел удивительный запах. По Красной проходил его ежедневный маршрут от гостиницы «Хилтон» в университет и обратно, всего около пятнадцати минут пути. Неторопливо он шел потому, что за ним следовал телеоператор с камерой, а рядом – молодая девушка-корреспондент, которая расспрашивала его о жизни здесь. Он отвечал, как всегда дружелюбный, как всегда обаятельный, но думал совсем о другом, чем он вовсе не хотел делиться с прессой.

Например, о том, что сегодня вечером после работы его маршрут изменится. Сегодня среда, а по средам у него уроки музыки. Его не выучили музыке в детстве, и он считал это пробелом в своем образовании. Помимо основной профессии каждый человек, по его мнению, должен знать несколько языков и владеть музыкальным инструментом. Языки он знал, и они давались ему легко – он уже почти начал понимать русский, а вот на музыку не было времени. И он решил использовать эти пустые краснодарские вечера (работать все время он просто не мог), чтобы восполнить этот пробел. Он занимался два месяца, с перерывами, когда уезжал из Краснодара, и уже перешел к классике, а еще начал сочинять собственные пьесы. Это, кончено, игра, но само занятие ему очень нравилось. Преподаватель местной филармонии, пожилая дама, сказала ему несколько дней назад, что за все время, что она преподает, у нее не было такого способного ученика. Наверное, просто хотела сделать ему приятное, но ему, действительно, было приятно. И честно говоря, он знал, что у него получается.

Эти занятия привнесли новые краски в его здешнюю жизнь, и он каждый раз ждал их с нетерпением. Сотрудники его лаборатории, наверное, решили, что он сошел с ума, но они просто не понимают, как ему сложно, насколько силен этот прессинг отовсюду, и как ему необходимо хотя бы на пару часов забыть обо всем. Вот сейчас, когда он говорил с этой очаровательной девушкой, забыть не получалось. Он продолжал думать. Думать, что делать дальше, какой искать выход. Возможно, всему виной синтетический каркас, который в какой-то момент начинает отказывать, а возможно, это просто не такой каркас, который нужен, и надо его улучшать. Во всяком случае, кое-что они все-таки показали – эта технология может продлить жизнь умирающего пациента на два и даже три года. Не так мало, если продолжать работать над более совершенными технологиями, которые потом дадут его пациентам больше.

О чем он мечтал сильнее всего, хотя, как хирургу, ему такие мысли не должны приходить в голову, так это о том, чтобы вообще отказаться от любых операций. Не касаться пациента. Тело настолько совершенно, что способно сформировать орган, надо лишь ему помочь, используя клетки...

До него донесся голос корреспондента:

– Профессор, можно я повторю последний вопрос?

Он извинился, кивнул.

– Что необходимо, чтобы достичь успеха в науке?

– Никогда не останавливаться. Никогда.

Эпилог. 2015

FDA, куда Дэвид Грин и его компания обратились за разрешением на клинические исследования тканеинженерной трахеи в США, проанализировав предыдущие случаи, предварительно признала эту технологию перспективной, особенно для неоперабельных онкологических больных. Чиновники этой организации подсчитали, что средняя продолжительность жизни пациентов после операций, проведенных на основе данной технологии в Западной Европе, России и США (один случай), равняется двадцати двум (22) месяцам. Это дает основание рассматривать возможность клинических исследований с тридцатью пациентами. Заявка находится в стадии рассмотрения,

А в России идет работа над созданием собственного усовершенствованного каркаса для трахеи.

Клаудиа, первая пациентка профессора Маккиарини, которая уже шесть лет живет с новой трахеей, чувствует себя хорошо. Она воспитывает детей и работает ассистентом дантиста в Барселоне.

Жадыра, первая российская пациентка, окончила университет и живет в Астане.

В Краевой больнице Краснодара была проведена еще одна трансплантация – пациенту из Крыма, для которого эта операция долгое время была невозможна из-за того, что он был гражданином Украины. Политические события повлияли коренным образом на судьбу больного – когда Крым стал частью России, он получил право на бесплатную трансплантацию в российской клинике.

И наконец, помимо краснодарского центра, в России на базе семидесяти девяти российских вузов и научных организаций, действуют еще сто пятьдесят девять лабораторий, работающих в двадцати семи областях наук, – всем им дал начало Мегагрант. Среди привлечённых ведущих ученых – три лауреата Нобелевской премии и лауреат Филдсовской премии по математике. Какой будет судьба этих проектов в условиях экономических санкций и возросших цен? Скорее всего, 2015 год станет решающим для многих из них. Хотя недавно министерство объявило о наборе «пятой волны».

Трансплантология: как все начиналось

Первую трансплантацию органа от человека к человеку в 1933 году в Херсоне выполнил Ю. Ю. Вороной. В сообщении, опубликованном Вороным в 1934 году в итальянском журнале «Vinerva Chirurgica», было отмечено, что почка включилась в кровообращение и стала самостоятельно функционировать.

3 декабря 1967 года хирург из ЮАР Кристиан Барнард, пройдя предварительно стажировку у русского профессора Владимира Демихова, впервые в мире провел успешную трансплантацию сердца человеку в Кейптауне. Сердце погибшей в автокатастрофе 25-летней Денизы Дарваль было пересажено 55-летнему Луису Вашканскому, страдавшему неизлечимым сердечным заболеванием. Несмотря на то что операция была проведена безукоризненно, Вашканский прожил лишь 18 дней и умер от двусторонней пневмонии.

Основными причинами неудач трансплантологов была неспособность предотвратить отторжение органа и инфекционные осложнения. И только в 90-х годах прошлого века произошло значительное улучшение результатов трансплантации сердца. С тех пор сделано уже более сорока тысяч таких операций. В России первым пересадку сердца провел выдающийся хирург, академик РАН Валерий Иванович Шумаков 12 марта 1987 года.

Сегодня трансплантация сердца с хирургической точки зрения превратилась в рутинную операцию, пациенты живут более десяти лет. Мировой рекорд по продолжительности жизни с пересаженным сердцем держит Тони Хьюзман – он прожил более тридцати лет и умер от рака кожи.

Первая успешная пересадка почки человеку была осуществлена группой врачей под руководством Джозефа Мюррея в декабре 1954 г Донором стал брат-близнец больного. Мюррей продолжил исследования и добился возможности пересадки от неродственного донора, а также исследовал свойства препаратов, предотвращающих отторжение органа. В 1990 году Джозеф Мюррей стал лауреатом Нобелевской премии за вклад в развитие трансплантологии.

Первую трансплантацию печени выполнил в 1956 году Томас Старзл. Пересадка легкого впервые была проведена в 1963 году доктором Джеймсом Харди в клинике Университета Миссисипи, однако пациент скончался через несколько дней после операции. Успешная трансплантация одного лёгкого удалась Джоелу Куперу в 1983 году, он же в 1986 году провёл удачную пересадку обоих легких.

История разработки искусственных органов насчитывает несколько десятилетий. В 1925 году С. Брюхоненко и С. Чечулин (СССР) сконструировали первый стационарный аппарат прообраз искусственного сердца. Спустя одиннадцать лет Брюхоненко разработал первый в мире оксигенатор, способный заменить функцию легких. В 1937 году В. Демихов (СССР) кустарным способом изготовил первый экспериментальный образец имплантируемого сердца и испытал его на собаке. Собака прожила полтора часа.

Первый аппарат гемодиализа – искусственную почку создал в 1943 году голландский ученый и медик В. Кольфф, через год он использовал его в медицинской практике, в течение одиннадцати часов поддерживая жизнь пациентке с крайней степенью почечной недостаточности.

В 1953 году кардиохирург Дж. Гиббон (США) при операции на человеческом сердце впервые успешно применил искусственные стационарные сердце и легкие (cardiopulmonary bypass). Начиная с этого времени, стационарные аппараты искусственного кровообращения стали неотъемлемой частью кардиохирургии.

Идея имплантации искусственного сердца для поддержания жизни реципиента на период поиска подходящего донора была реализована в 1969 году, когда американский хирург Д. Кули провел имплантацию искусственного сердца больному, которого после резекции обширной аневризмы левого желудочка не удавалось отключить от аппарата искусственного кровообращения. Через шестьдесят четыре часа работы искусственное сердце было заменено на донорское, однако еще тридцать шесть часов спустя больной погиб от пневмонии. Это был первый случай двухэтапной операции трансплантации сердца, которая сегодня распространена очень широко.

2 декабря 1982 году в американском Солт-Лейк-Сити 38-летний хирург Уильям де Вриз удалил изношенное сердце у 61-летнего зубного врача Барни Кларка и полностью заменил его искусственным, с внешним приводом. Кларк прожил после операции почти сто двенадцать дней.

Всего де Вриз выполнил шесть операций по имплантации искусственного сердца с внешним приводом больным в терминальной стадии сердечной недостаточности, выживаемость была доведена до шестисот трех суток.

В 1990-е годы произошло резкое улучшение технических характеристик искусственных органов и частей тела. В частности, время жизни пациентов на почечном диализе стало практически неограниченным. Выросла и продолжительность жизни пациентов с искусственным сердцем (в основном, с желудочком сердца).

Регенеративная медицина: новейшая история

Список заменяемых органов и тканей, созданных при помощи технологий регенеративной медицины.

Что уже сделано в клинике хотя бы один раз по состоянию на 2014 год:

– мочевой пузырь,

– уретра,

– трахея,

– гортань,

– кожа,

– хрящ,

– роговица глаза,

– сосуды,

– слезные протоки,

– вагина.

Органы, части органов, ткани, работы по созданию которых ведутся в лабораториях в экспериментах invitro или invivo (на животных):

– пищевод,

– печень,

– почка,

– диафрагма,

– легкие,

– сердце,

– ткань мозга.

Словарик терминов

Торакальная хирургия – хирургия органов грудной клетки.

Трансплантация – пересадка какого-либо органа или ткани, например почки, сердца, печени, лёгкого, костного мозга, стволовых гемопоэтических клеток, волос. Различают следующие виды трансплантации: аутотрансплантация, когда реципиент трансплантата является его донором для самого себя; изогенная трансплантация – донором трансплантата является полностью генетически и иммунологически идентичный реципиенту однояйцевый близнец реципиента; аллотрансплантация – донором трансплантата является генетически и иммунологически отличающийся человеческий организм; ксенотрансплантация, или межвидовая трансплантация – трансплантация органов от животного другого биологического вида.

Регенеративная медицина (РМ) – раздел медицины, изучающий возможности лечения пациентов с использованием биотехнологических методов восстановления поврежденных патологическим процессом тканей или органов с помощью активации стволовых клеток или клеточной и тканевой трансплантации. Регенеративная медицина формируется на стыке биологии, медицины и технических наук. Некоторые исследователи считают, что в последние годы регенеративная медицина представляет собой самостоятельную бурно развивающуюся дисциплину. РМ условно подразделяется на несколько направлений, предполагающих использование различных методов: тканевую инженерию, клеточную терапию, цитокиновую терапию, терапевтическое клонирование и др.

Тканевая инженерия – раздел РМ, основным лечебным воздействием которого является создание и доставка (трансплантация) биоискусственных конструкций, созданных из естественных (природных) или синтетических опорных структур (скаффолд, каркас) и живых клеток, а также регуляторных молекул (факторы роста, цитокины). Тканеинженерные изделия после трансплантации выполняют функцию биологических протезов, в идеальном случае полностью интегрируются с тканями организма и выполняют роль того органа, функции которого призваны заместить.

Клеточная терапия (КТ) – комплекс терапевтических подходов, основанных на трансплантации клеток в больной организм с целью его лечения. Чаще всего в контексте клеточной терапии речь идет о системной трансплантации. Принципиальными этапами КТ являются: выделение необходимых, в том числе стволовых, клеток из ткани, манипуляции с ними вне организма в искусственной среде (очистка, фракционирование, культивирование, генетическая модификация и др.) и их введение в организм реципиента (аллогенная трансплантация), которым может быть сам донор (аутотрансплантация). Несмотря на то что трансплантация клеток имеет более чем столетнюю историю, её современный научно-клинический этап насчитывает только несколько десятилетий. Она успешно применяется при лечении наследственных заболеваний, гемобластозов – наследственных заболеваний кроветворения, аутоиммунных болезней, при лечении некоторых опухолевых злокачественных заболеваний.

Стволовая клетка – недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся у растительных и животных организмов. Стволовые клетки способны самообновляться, образуя новые стволовые клетки, делиться и дифференцироваться в специализированные клетки, то есть превращаться в клетки различных органов и тканей. В современной медицине некоторые виды стволовых клеток трансплантируют – пересаживают в лечебных целях. Например, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток производится для восстановления кроветворения при лечении злокачественных заболеваний кроветворения.

Репродуктивное клонирование – создание генетически идентичных организмов путем пересадки ядер взрослых клеток организма (соматические клетки) в овоцит (яйцеклетку) с удаленным ядром. В результате такой процедуры возможно появление на свет организма, генетически тождественного организму – донору ядра соматической клетки.

Терапевтическое клонирование – по начальным этапам соответствует репродуктивному клонированию, однако развитие эмбриона в этом случае прерывают на стадии бластоцисты (ранний этап эмбриогенеза) и выделяют из него эмбриональные стволовые клетки. Цель данной процедуры – получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским организмом. Например, из ДНК больного болезнью Паркинсона можно получить эмбриональные стволовые клетки, которые можно использовать для его лечения, при этом они не будут отторгаться иммунной системой больного.

Каркас (скаффолд) биологический – конструкция, полученная при помощи децеллюляризации нативного (природного) органа путем обработки его ферментами – коллагеназами и мягкими детергентами для полного удаления клеток и максимального предохранения микроструктуры и целостности натурального матрикса с целью сохранить его свойства, от которых зависит успех последующей клеточной реколонизации. При этом внутри каркаса органов может сохраняться каркас кровеносных сосудов.

Каркас (скаффолд) искусственный – конструкция, созданная из синтетических материалов для последующего заселения живыми клетками.

Децеллюляризация – обработка нативного (природного) органа различными веществами для полного удаления клеток и части белков с сохранением структуры и по возможности биомеханических свойств этого органа.

Рецеллюляризация – заселение биологического или искусственного каркаса живыми клетками.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю