355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Далхан Хожаев » Чеченцы в Русско-Кавказской войне » Текст книги (страница 25)
Чеченцы в Русско-Кавказской войне
  • Текст добавлен: 17 сентября 2016, 23:12

Текст книги "Чеченцы в Русско-Кавказской войне"


Автор книги: Далхан Хожаев


Жанр:

   

История


сообщить о нарушении

Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)

Видя усиливающуюся мощь царских войск, чеченские старейшины, большинство мулл, крупные богачи и торговцы, считая, что сопротивление бесполезно, начали подавать адреса с заверением своих верноподданнических чувств.

На рассвете 28 апреля Алибек-хаджи подошел к аулу Шали, но был встречен ружейными залпами сторонников шалинского старшины Борщика Ханбулатова, а также казачьими частями – и отступил. Царскому командованию удалось отрезать повстанцев от плоскостной части Чечни. Алибек отступил к Гуни и затем с небольшой группой ушел в Симсирский лес.

В Чечне сосредоточили крупные силы (84 роты, 9 с половиной казачьих сотен и 32 орудия). К началу мая в Терской области имелось 28 пехотных батальонов и 6 команд с общим количеством 24 409 человек, 16 казачьих сотен в 2261 человек, 11 сотен постоянной местной милиции и 104 орудия. Кроме того, со стороны Дагестана был двинут отряд полковника Накашидзе в 3 тысячи человек. С 10 мая началось наступление на Ичкерию с трех сторон.

Но 14 мая неожиданно восстали аварские аулы, и войскам пришлось направиться в Дагестан. Царские войска сожгли аулы, уничтожили посевы и корма, захватили имущество и скот. Они уничтожали и выселяли жителей на плоскость, но, потушенный в одном месте, пожар восстания с новой силой вспыхивал в другом.

Царское командование, надеясь расправиться с восставшими руками самих чеченцев, назначило награду в 25 рублей за каждого пойманного или убитого повстанца, а за главных «абреков» – Алибека-хаджи, Солтамурада и Даду Залмаева – гораздо больше. Но план этот провалился.

1 июля вспыхнуло восстание в бассовских аулах Хатуни, Махкеты, Таузен и Агишты, которым руководил Абдул-хаджи. Махкетинский старшина Тангий объявил себя наибом Алибека. Восстание охватило и весь Аргунский округ. Аргунских чеченцев вновь возглавил вернувшийся из ссылки Ума Дуев.

В августе 1877 года восстание достигло апогея.

В Ичкерию были направлены большие соединения царских войск. К началу сентября царское командование мобилизовало еще 26 тысяч человек.

Пять войсковых колонн генерала Смекалова двинулись, сметая аулы на своем пути. После кровопролитных сражений Алибек с Солтамурадом и небольшой группой соратников отступили в Симсирский лес. Отсюда через своих людей Алибек сообщил ичкеринцам: «Не надейтесь более на меня, пособить вам не могу: делайте теперь что знаете, я с Султан-Мурадом ухожу».

Царские войска от Центороя двинулись в Беной, разорили его жителей и выселили их оттуда, распределив по нижним селениям. Предатель Бисолтан, спасая свои стада, указал царским войскам тропу к убежищу Алибека.

После сражения Алибек и Солтамурад со своими людьми ушли в Дагестан, в Согратль, к имаму Магомеду-хаджи, где продолжили восстание.

На обратном пути из Симсира русские сожгли и разрушили Зандак и, вторично, селение Беной – все до последнего дома, включая и мечети, сровняли с землей. «...И Беной, и Зандак надо выселить поголовно в Сибирь, или, если эти подлецы не пожелают, выморить всех зимой как тараканов и уничтожить голодом», – писал с ненавистью о непокорных жителях селений генерал Свистунов.

В октябре, после подавления восстания в Аргунском ущелье ушел в Дагестан и Ума-хаджи Зумсоевский.

16 октября 1877 года Свистунов телеграфировал главнокомандующему, что Терская область «совершенно очищена от мятежников».

Посланец сына Шамиля Гази-Мухаммеда Аббаз прибыл в селение Согратль, где находились все руководители повстанцев. Селение это было окружено русскими войсками и дагестанской милицией. Богатеи Согратля, заключив с царским военным командованием тайное соглашение, коварно схватили и выдали русским Уму Дуева, его сыновей и соратников, а также своего односельчанина Магомеда-хаджи.

Солтамурад, Алибек со своими родными и сподвижниками сумели вырваться из окружения и ушли в Симсирский лес.

Гойтукин Расу писал в своем повествовании «История о том, как Алибек-Хаджи стал имамом»: «Когда Алибек-Хаджи находился в этом лесу, друзья Алибека-Хаджи и люди, которым он доверял, оповестили его, что если он придет к властям с миром, то ему оставят свободу. Поверив их словам и пойдя за этими людьми, которые обманули его, он явился к начальнику Веденской крепости. Начальник тотчас же приказал схватить его и, заковав ноги и руки в кандалы, отправил в городскую тюрьму».

Начальник Терской области генерал князь Лорис-Меликов обманул их, дав честное слово о помиловании всех, явившихся с повинной. Многочисленные делегации просителей, в том числе просьбы женщин к матери Алибека Хангаз и настойчивые просьбы генерала Арцу Чермоева к отцу Алибека Алдаму, вынудили Алибека 27 ноября сдаться, так как, по его словам, он не хотел, чтобы за него страдали его родные и народ. Вскоре сдались и 12 наибов Алибека и были схвачены 262 человека, активно участвовавших в восстании.

4—6 марта 1878 года в Грозном состоялся военно-полевой суд. Из 17 человек, привлеченных к суду, 11 были осуждены на смертную казнь через повешение. Это были Алибек-хаджи Алдамов из Симсира, Косум и Нурхаджи из Чичилюх, Тазарка из Туртиотар, Губахан из Теза-кала, Курку из Дишни-Ведено, Лорсан-хаджи из Махкеты, братья Залмаевы Мита и Дада из Чеберлоя, Ума-хаджи Дуев и его сын Дада из Зумсоя. 9 марта 1878 года в 6 часов утра в городе Грозном на ярмарочной площади они были повешены и зарыты в общей яме.

Приговоренные встретили казнь очень мужественно. Когда перед казнью приговоренным было дано право последней просьбы, нашелся лишь один, который пожелал воспользоваться им. Это был 70-летний наиб Ума Дуев из Зумсоя. «Мне, старому волку, – сказал он, – хотелось бы прежде увидеть, как встретит смерть волчонок». После этих слов его сын Дада, не дрогнув ни единым мускулом и не опуская взора, сошел со скамьи. Вслед за сыном спокойно и гордо вместе со своими соратниками встретил смерть и сам Ума. По преданию, ночью чеченцы вырыли тела погибших и похоронили их на мусульманском кладбище где-то возле Самашек.

Многие аулы (Симсир, Беной, Зандак, Даттах и другие) были выселены на плоскость. Сотни людей подверглись выселению за пределы Чечни, во внутренние губернии России.

Итоги Кавказской войны были трагичны. В Чечне в течение XIX века погибло 70 % населения. Так же обстояло дело и в других областях Кавказа. В войне погибли и были искалечены сотни тысяч царских солдат. В Турцию были изгнаны со своей родины более полумиллиона кавказцев. Обезлюдел Северо-Западный Кавказ. Полностью было разрушено хозяйство и социально-экономический уклад горцев.

Началось вытеснение кавказцев в бесплодные горы и заселение их плодородных земель казаками. В крае был установлен колониальный «военно-народный» режим.

И все же горцы, несмотря на поражение, добились многого. В Дагестане была довершена антифеодальная революция. Героической борьбой горцы избежали насаждения на своей земле российских феодально-крепостнических порядков, получили ряд привилегий и свобод в исполнении своих обычаев, право проживания на своей родине, добились освобождения от воинской повинности и др.

В то же время горцы, за неучастие в движении Шамиля получившие в ходе войны ряд льгот и привилегий, были теперь лишены их и подвергнуты более жесткому колониальному режиму, чем те, которые воевали с оружием в руках за свою свободу. Так, например, ингуши были лишены права носить оружие и после упразднения Осетинского военного округа и выделения Назрановского округа административно стали подчинены Сунженскому казачьему округу. Кроме того, горная и плоскостная Ингушетия были разделены полосой казачьих станиц, что лишило ингушей большей части их территории и в результате чего они были вынуждены выплачивать налоги в несколько раз большие, чем соседние народы.

А осетин даже стали забирать солдатами в царскую армию.

Сопротивление горцев Кавказа заставило царское правительство отказаться от насильственной христианизации горцев, обращения их в казаков или выселения в Сибирь, заселения их земель казаками.

Непокорный Кавказ, особенно Терская область, вплоть до февральской революции держал в напряжении царизм и, будучи фактически на постоянном военном положении, отвлекал на себя огромные силы самодержавия.

Один из царских генералов писал после окончания Кавказской войны: «Теперь, когда умолкли шум и азарт отчаянной борьбы, когда наша власть на Кавказе вполне упрочена, мы можем спокойно отдать дань удивления героизму и беззаветной отваге побежденного врага, честно защищавшего свою Родину и свободу до полного истощения сил».

Литературные источники и документы

Беляев С. Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев // Библиотека для чтения. Т. 88. Ст. 1. СПб., 1848.

Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

Вердеревский Е. А. Плен у Шамиля: В 3 ч.СПб., 1856.

Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1990.

Генко А. Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля // Записки Института востоковедения АН СССР. Вып. 2. Л., 1933.

Государственный исторический архив Грузии. Тбилиси.

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е годы XIX века: Сб. документов. Махачкала, 1959.

Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1871.

Зиссерман А. Л. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726—1880). Т. 3. СПб., 1881.

Мемуары генерала Муса-паши Кундухова // Кавказ. № 3. Мюнхен, 1989. С. 14—18.

Мухаммед Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. 1. Махачкала, 1990.

Мухаммед Тахир ал-Карахи. Три имама // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 45. Махачкала, 1926.

Низам Шамиля // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. Тифлис, 1870.

Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 до конца 1842 года // Кавказский сборник. Т. 2. Тифлис, 1877.

Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967.

Павленко П. А. Шамиль. Махачкала, 1942.

Письма виконта Г. Кастильона к Гизо. Документы. (Письмо № 3, от 18 мая 1844 года) // Историк-марксист. Кн. 5. М., 1936. С. 105—123.

Полторацкий В. А. Воспоминания // Исторический вестник. Т. 51. СПб., 1893.

Пронели А. Горный орел Шамиль. Тифлис, 1914.

Руновский А. Записки о Шамиле. М., 1989.

Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986.

Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

Хасиев С.-М. А. Институт ухаживания чеченцев: (По материалам 2-й половины XIX – начала XX века): Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Грозный, 1983.

Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля // Труды Института востоковедения. 35. М.; Л., 1941.

ЦГИА. Санкт-Петербург.

Шавхелишвили А. И. Из истории горцев Восточной Грузии (Тушетия XVI – первой половины XIX в.). Тбилиси, 1983.

Энциклопедический словарь / Сост. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 39 (77 полутом). СПб., 1903.

Юров А. 1844 год на Кавказе // Кавказский сборник. Т. 7. Тифлис, 1883.




 
NOXÇIJÇÖ, LATTA ẊO!
 
 
Bettasa sẋaqijti şo ẋalxa
Qetaş ma-xillara – ghajghane cẋalxa,
Adamaş çudirzi, әzar şo ẋalxa
Dörzuş ma-xillara – daxa ja qalxa.
Noxçijçö, latta ẋo serlonan hordax,
Әzar şo dälça a jaxa ca kIordoş.
 
 
Mostagha voghur vu – düsur du dertaş.
Düsur du ẋan leqa ojlane berdaş
Ẋaşa-da voghur vu – jüsur ju marzo.
I marzo jelxajo ẋan lomaẋ barzo,
Ghelaşna ghertaçu kuraçu sajno,
CIe jocçu koşa tIe dällaçu stajno;
I marzo jelxoş du san hora doş a,
Ẋan dato neqhaş a, momsarijn bos a.
Noxçijçö, latta ẋo serlonan hordax,
Әzar şo dälça a jaxa ca kIordoş.
 
 
So quzaẋ vina vu, tijnallin kIorgeẋ
Ẋan sina tijzaçu qoqanan kIorni.
Pen bocçu husameẋ, txov bocçu qerçaẋ
Da vocuş qiәna so ẋan cIarax ẋerçaş
Ẋan bIavnijn xercarşlaẋ beca xal sanna,
Ẋan serlo tergaljan ma dezna san a
Ẋan stiglaẋ ärzunan moẋ sanna şijla
So a dIavovr vu cqha tijnalleẋ ijna.
Noxçijçö, latta ẋo serlonan hordax,
Әzar şo dälça a jaxa ca kIordoş.
 
 
Txo devlla dIaghur du – düsur du deşnaş,
Düsur du ẋan xaza, ẋan özda keşnaş,
Buc jolu, buc jüzu ojlane bärznaş.
Vöduçun, voghuçun doIanijn äznaş;
Ẋan xercarş jüsur ju, da vocuş velxa,
Düsur du ẋan stiglaẋ ärzunijn xelxarş,
Jüsur ju nazmanaş, zikarijn şovqhaş,
Jüsur ju txan dagalecamijn ovqharş.
Ẋo jisa, Noxçijçö, serlonan hordax,
Әzar şo dälça a jaxa ca kIordoş.
 
 
Apti Bisultanov
 


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю