355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей Гравицкий » Две остановки до чуда » Текст книги (страница 13)
Две остановки до чуда
  • Текст добавлен: 30 ноября 2017, 19:00

Текст книги "Две остановки до чуда"


Автор книги: Алексей Гравицкий


Соавторы: Василий Купцов
сообщить о нарушении

Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)

– Пытались? – удивился Гурбат.

– И записывали, и считали, и закономерности выискивали… Аллах свидетель, сам по молодости лет искал секрет. Но потом понял: не считающему тайна раскрывается, а чувствующему. Надо, чтобы изнутри подсказка шла…

– Или кости подточить… – заметил один из столпившихся вокруг.

– Можно и дырочку поковырять, – подхватил другой.

– Размочить с одной стороны, – добавил третий.

– Мочить – без толку…

Гурбат не слушал высказываний всех этих, многие из них даже ни разу не решились сесть за нарды. Таких «знатоков» он одолел бы и с подпиленными костями, и даже без всякого везения. Надо ведь еще и соображать… Конечно, нарды – не шахматы, но и в них расчет решает почти все. Если только игроки не одной силы. Среди равных – господин Случай!

– Что задумался, юноша? – Саях уставился прямо в глаза, – Хочешь, в долг поверю, без заклада?

– Ведь знаешь, что не буду в долг, – рассвирепел молодой человек, – ты бы клятву, что Аллаху дал, нарушил бы?

– Кто ж меня знает, – пожал плечами старик.

– А я не нарушу, – злость переполняла Гурбата, – и не буду больше играть, пока… Пока… Вот вернусь, и всех обыграю!

Молодой человек сорвался с места, бросившись, очертя голову, прочь.

– Эх, молодость, молодость… – послышалось ему вслед.

Путь открылся Гурбату на третий день. Два дня молодой человек, безвылазно сидя дома, то бросал кости, то молился Единому, то погружался в раздумье. Ведь Саях истину изрек: не дастся науке секрет костей, бросают их с самого творенья мира, игры разные, казалось бы… Можно хитро передвигать камешки, как в нардах, рассказывают, что даже в шахматах ход когда–то определялся бросанием костей. Есть игры и попроще, выигрывает тот, кто выкинет большую сумму, но так совсем неинтересно, другое дело – со ставками, хитрыми такими, где умнейший всегда создаст себе преимущество. Другие же, максимально упрощая игру, беспрерывно меняют ставки, дожидаясь, пока соперник ослабеет духом. Или, наоборот, не дают повысить ставку, когда противник весь в желании быстро отыграться, и бедняга, в огорчении, отдает без борьбы все оставшиеся дирхемы… Но дело меняется, когда встречаются равные! Тут решает лишь Случай! Или, может, некий дух, джинн, издревле живущий в костях, ведь иной раз кажется, что они – живые, и с характером… И даже – злопамятные!

Но если нет прямого пути, может – обойти гору? Ведь понять суть вещей можно и наукой, и духовно. Но не в медресе же идти суть игры познавать?! Истина близко, но где? Мудрецы знают много, может – и подсказали бы кому… Но только не игроку!

Искать бродячего мудреца? Так они сплошь проходимцы. Был тут один, из Хинда, каких только чудес не являл, и огонь изрыгал, и тело прокалывал, и закапать себя позволил заживо. Весь город собрался, монет ему накидали гору. Потом факир погружался в воду и оставался там долго–долго, ни один человек не смог бы на четверть часа задержать дыхание! Люди смотрели, изумлению не было предела. И Гурбат стоял тогда на берегу, чуть рот не открыл от удивления, как некоторые. Но все в мире – от Аллаха, и он, в награду правоверным, может вовремя открыть им глаза. В тот самый миг, когда народ кричал от восторга, завидев хиндуса, как ни в чем не бывало поднимающегося из воды, Гурбат увидел подлинное чудо, и все – тоже. Некий праведный суфий, погруженный в зикр, проплыл над поверхностью реки, сидя на молитвенном коврике. А факир при этом поперхнулся! «А ты можешь так?» – спросил правитель факира. «Нет, но я умею…» – промямлил фокусник. «Твои чудеса не настоящие, потому что сила не от Аллаха!» – перебил его мудрый властитель, и народ понял, где истина.

Надо идти к суфиям… Да, только они, обладатели истинного знания, имеющие особый, недоступный для иных людей путь к Всевышнему, только праведные дервиши помогут Гурбату! Сказано – сделано.

Община суфиев располагалась на окраине города, все знали это место, Гурбат еще ребенком бегал смотреть, как пляшут дервиши, поминая под особый ритм все семь имен Аллаха. Но ему, игроку, и в голову никогда не приходило, что он может оказаться среди них…

Гурбат молча стоял и смотрел, наблюдая за священными плясками, до самого вечера. Его, наконец, заметили.

– Ты пришел сюда не только смотреть? – спросил Гурбата седобородый суфий в зеленой чалме.

– Да, научите меня…

– Зачем тебе это, я ведь знаю тебя, ты – Гурбат, ты игрок!

– Я хочу понять суть вещей! – Заявил Гурбат твердо.

– Любой правоверный может занять место среди нас, а понимать сути можно только после того, как встанешь на Путь. Тарика приведет тебя, но надо приложить труд, быть настойчивым, – суфий с сомнением разглядывал новичка, чуть покачивая головой.

– Думаешь, я уйду через неделю, не выдержу?

– Если пробудешь среди нас три дня, я буду сильно удивлен… Ты ж без игры умрешь в тоске!

Хитрый старик! Он разозлил Гурбата по–настоящему. Может, он и ушел бы через день или три, но теперь… Доказать! Назло! И Гурбат стал прилежным учеником, приказав себе на время забыть о костях. С утра до вечера, вместе со всеми, священные слова зикра и танец под музыку. И так изо дня в день. Кружиться, кружиться, то и дело меняя темп. Гурбат теперь знал все позы, научился контролировать дыхание, его голос теперь овладел как громким джакром, так и совершением зикра способом хафи, на пределе слышимости, наконец – ему разрешили произносить имена Аллаха мысленно. И еще много чего… Время сначала тянулось медленно, что мед, переливаемый из одного сосуда в другой, но через месяц как с цепи сорвалось, дни замелькали, как полы одеяния дервиша, кружащегося в танце! А потом пришло чувство, что Гурбат и священная формула зикра – одно целое. Минул год…

– Я познал суть слов? – спросил он суфия в некоторой растерянности.

– Нет, но близок к тому…

– Я хочу познать суть не только звуков, но и вещей!

– Странно, обычно хотят познать суть высшего… Но у каждого своя Тарика, – старец долго молчал, перебирая четки, – да, у каждого – своя! Я научил тебя всему, что знал, ну – почти всему. И если ты хочешь познать сути – уходи искать других учителей. Я расскажу, куда идти, теперь ты готов, и тебя примут в учение.

– Как я смогу встретиться со странствующим мудрецом, ведь он… странствует?

– Все по воле Аллаха. Другой бы не смог, а твой Путь обязательно пересечется со всеми, кто тебе нужен…

И Гурбат ушел из города. Проезжие купцы рассказывали, что видели бывшего игрока то в Басре, то в Багдаде, он был то среди дервишей, то один. Шли годы… Цвет чалмы сменился на зеленый, Гурбат совершил хадж. Его видели даже в Мисре, среди магов. И беседующего с мудрецами, с поэтами… Теперь набожные люди кланялись ему при встрече. Но забыл ли он, зачем все это начал?

И вот Гурбат в родном городе, не все его узнают, забыли… Но он–то помнит место, где собирались игроки. Зачем заходить в родной дом, когда можно сразу отправиться туда, где идет Игра? О, да народу здесь прибавилось, и зрителей, и игроков. Только и слышен, что стук костей!

– Что делает почтенный дервиш среди презренных игроков в кости? – спросил Салман.

Гурбат внимательно всмотрелся в старого знакомого. Нет сомнений – его не узнают! Но вот, взгляд Салмана изменился, в зрачках что–то вспыхнуло. Что остается? Только улыбнуться.

– Да, это я, – кивнул Гурбат.

– Сколько же лет прошло… Твоя борода седа…

– А здесь все по–прежнему!

– Сюда теперь ходит весь город. Недавно заезжий купец из Дамаска проиграл…

– А где Саях? – Гурбат перебил старого знакомого на полуслове.

– Умер Саях, – сказал один из зрителей.

Внутри как оборвалось. Сколько лет Гурбат мечтал, как, познав суть вещей, он усядется за нарды и начнет, раз за разом, выигрывать у легендарного игрока! А теперь… Этих, что ли, обыгрывать?!

– Так, прямо во время игры и умер, – добавил Салман, – взял кости в ладонь, задумался, тут глаза и остекленели. Кости выпали, и ты не поверишь…

– Двенадцать?

– Да!

Вокруг притихли.

– А ты, суфий, еще не разучился кидать кости? – спросил Салман осторожно.

– Могу и сыграть.

Вокруг сразу заговорили. Толпа собравшихся возле Гурбата и Салмана на глазах стала пухнуть, все хотели взглянуть, как играет дервиш!

– А что поставишь?

– Я не пустой, – огрызнулся Гурбат, высыпая горсть серебряных дирхемов рядом с игральной доской.

– Принято!

Как все просто. Гурбат задержал дыхание, готовясь произнести мысленно тайную формулу. Так, эти кости сейчас станут моими. Вот, они уже начали быстро расти, вернее, это уменьшается мое второе «я», готовясь проникнуть в суть этих маленьких символов Судьбы. Теперь я буду управлять Случаем! Вот они, кубики, такие большие. Войдем же!

Шаг вперед, все проще простого! Ведь чем эта кость отличается от любого другого камня? Ведь он свободно входил в блестящие на солнце камни, из которых сооружены Великие Пирамиды, ныряя из одной глыбы в другую? Он, Гурбат, изнутри познал суть плит великого храма Баала…

Какая–та сила вытолкнула Гурбата из огромной игральной кости. Да, да, просто вышвырнула! Такого еще не бывало. Да что же это такое?! Маленький дервиш сделал новый шаг к громаде кубика.

– Занято! – послышалось изнутри.

Знакомый голос, очень знакомый…

– Как занято? – опешил Гурбат.

– Так и занято, – ответил из кости Саях, – живу я здесь. Теперь я – Игра!

Нарды (тюрк. – шешбеш, франц. – триктрак, англ. – бакгаммон), игра на специальной доске с 24 игровыми полями для 2 партнеров (у каждого по 15 фишек), с использованием 2 костей (кубиков с числами от 1 до 6 на гранях). Цель – первым вывести свои фишки за пределы игрового поля.

Три гонорара лучше одного

Всегда следует добиваться максимума. Не всегда удается, зато, когда получается – начинаешь та–ак уважать самое себя! Сделал все, что мог. Перехватил все бабки. В нашей профессии такое – запросто. Вот недавно случай был. Является ко мне клиент…

Да, я не представился. Валерий Сергеевич Каликин, владелец и единственный работник частного предприятия «Каликин ИЧП. Юридическая помощь в особых случаях.» Короче – нечто вроде частного детектива. Но со слежкой и прочими хлопотами не связываюсь. Работаю в жанре «продвинутая консультация».

Итак, утренний клиент. По визитной карточке – Горшкевич, Лев Львович, журналист, литератор. Поднимаю глаза: в честь имени–отчества клиент отрастил бакенбарды. А еще говорят, что имя никак не влияет на внешность!

Жалоба: кто–то хочет его убить. И, самое противное – непонятно за что.

– За последние две недели три покушения, – рассказывал Лев Львович, зрачки такие широкие – от испуга, или пьет какие таблетки? – В метро, стою на краю, позади – толпа народа. Подходит поезд. Толкнули, еле удержался. И тут же впихнули в вагон, уже не разберешь, кто толкал. Утром стою у окна, бреюсь. Дзинь – пуля в форточку. Выстрела не слышно, понятно: снайперская винтовка с глушителем! Вчера перехожу дорогу у дома. В десяти шагах стоял Жигуль, вдруг срывается с места – я еле успел увернуться.

– Лев Львович, Вы – шпион? – вроде шутка, но я спрашиваю серьезно. Разумный – поймет.

– Я понимаю, Вас интересует, не перешел ли я кому дорогу, не задолжал ли денег, нет ли кровной мести…

– Ну, насчет кровной мести – я сомневаюсь…

– Так вот, – голос клиента приобрел налет торжественности, – жен мафиози не соблазнял, денег не должен, в политических делах не замечен, на миллион не застрахован!

– Вы ведь журналист, опасная профессия. То и дело слышу в новостях: убили корреспондента…

– Так то в горячих точках. И я не корреспондент. Просто пишу статьи.

– Какой тематики?

– Научной. У меня двойное образование: инженер и журналистика.

– О чем последние статьи?

– О нанотехнологиях. Может – читали? Большой обзор «Нанороботы – наживка для выуживания денег!».

– Не читал, – я чуть насторожился, – расскажите подробней, пожалуйста.

– Вы ведь слышали о нанотехнологиях? О том, что в кровь будут запускать микро–хирургов. Или ужастики, как будут плодиться–размножаться внутри человеческого тела такие нано–многоножки…

– Что–то такое было в «Секретных материалах», – припомнил я.

– Так все это – блеф. Но ведь какие деньги под него выделяют?! Миллиарды на исследования. Кормушка для жуликов! – Воскликнул Горшкевич.

– Вот как?

– Пятьдесят лет у правительств многих стран выуживали деньги на «мирный термояд». И где, ответьте мне, эти самые термоядерные электростанции?

– Ну, говорят, есть значительные подвижки…

– За полвека – подвижки! Да если бы знал Сталин, что и в двадцать первом веке толку будет нуль, он бы этих мирных термоядерщиков – к стенке.

– Так Вы утверждаете, что нанотехнологии – это блеф?

– Да, это большой обман, заговор ученых, фирм, политиков. – Клиент сделал паузу, продолжил уже тоном ниже. – Я не только утверждаю, но и доказываю. Вы почитайте мои статьи! Микроскопическому роботу нужны мозги. Я посчитал, даже если ячейка памяти будет занимать пяток атомов, и то – не получается вместить в такие размеры процессор типа Пентиума. А отвод тепла? Расчеты показывают – даже совершение одного действия приведет микросистему к перегреву, граничащему с разрушением микрокомпьютера. А как этот наноробот сможет что–то «видеть»? Ведь его размеры – менее длины волны света! Наконец, все эти размножающиеся внутри человека… Секретные материалы, сериалы… А из чего, позвольте вас спросить, будут делаться мозги новорожденных нанороботов? Для изготовления только его «мозгов» нужны редкие элементы. В человеке есть кремний? Да Вы почитайте, что требуется для изготовления обычного процессора. И где это все найдется в человеке? Да абсурд на каждом шагу…

– Спасибо за небольшую лекцию, она, возможно, пригодится…

– Вы полагаете, что моя журналистская деятельность может быть как–то связана с покушениями?

– Все может быть…

Ничего я не полагал, но надо же что–то сказать! Приехал доктор, а больной уже умер. «Больной перед смертью потел?» «Потел.» «Это очень хорошо».

Три раза попытаться убить, и всякий раз – мимо? Такое только в кино показывают, в жизни – все иначе. Ясное дело, Льва Львовича просто предупреждали. Вот только незадача: клиент клянется, что никому ничего не должен. Не за статьи же его убивать… Там, где вертятся миллиарды, на выкрики журналюг внимания не обращают. Или обращают? Ну, не станут же так сразу убивать! Абсурд. Почерк другой. Позвоним лучше… «Адвокатская контора Круглова А. А. Взимание долгов». Ведь начинали с А. А. вместе, он раскрутился, а я все на старой аудюхе…

Поднимаю трубку. Есть просто телефоны фирмы, но существует и особый – для друзей. Набираю второй вариант.

– Привет, А. А. Это Каликин.

– Привет, коли не шутишь.

– Одна минута, и я отстану. Тебе такая фамилия: «Горшкевич Лев Львович» ничего не говорит?

– А что?

– Это мой клиент.

– Бизнесмен?

– Нет, журналист.

– Уверен? – Так, есть нотка в голосе А. А. Неспроста!

– Уверен. Божится, что никому не должен, чужих баб не соблазнял, на ногу олигарху не наступал…

– Я наведу справки.

Короткие гудки. Так, кажись – идет на лад. Что там с этой самой нанотехнологией? Пока есть время, надо бы просветиться. Если крутят миллиарды, наверняка есть кто–то, отстегивающий мелочевку на СМИ. Какой–нибудь фонд… Ищем в интернете. Ага, вот оно: «Фонд развития нанотехнологических разработок». И телефон прилагается.

Звонок, поднимаю трубку. Это Круглов, как и ожидалось.

– Спасибо, Валек! Разобрались. А то вышла бы незадача.

– Полный однофамилец?

– И год рождения совпадал, чуть было не оставили заказ клиента неисполненным…Короче. Получай гонорар со своего клиента!

– А мне?

– Что тебе?

– Мне что причитается?

– Хм…

Так, дело сделано. Разобрались, стало быть, перепутали должников. И больше к моему Льву приставать не будут. Это хорошо. Можно продолжать просвещаться насчет нанотехнологий. Итак, «Фонд…».

Звонок в дверь. Открываю: посыльный с конвертом. Крупно: «А. А.» Что там? Ага, хоть и тонкая, а все же пачка купюр. Вот и первый гонорар с дела! А теперь бы назначить встречу с кем–то из «Фонда помощи».

Нашел в интернете статью Льва Львовича. А что? Написано страстно, доводы пронумерованы: почему нанороботы невозможны – раз, почему невозможны – два, почему – три, и так десять пунктов. Убедительно. Для дилетанта, вроде меня, по крайней мере. Но убивать за такую статью? Не смешите!

Удивительно, но принял меня кто–то из высшего руководства «Фонда». Американец, что ли? Даже запах специфический… Представился доктором Стивеном Лонгом. Каких наук доктор, интересно? Я не стал тянуть время, сразу быка за рога:

– Горшкевича, журналиста, знаете?

– Горшкевич? О! Нет, не знаем.

– Он пишет статьи о том, что все эти нанотехнологические исследования – обман налогоплатильщиков.

– О! Как говорите вы, русские, собака лает, караван идет? – Акцент ужасный, но выговаривал американец все четко. – Я читал статьи Горшкевича. Они далеки от науки. Нанотехнология – это не маленькие роботы с большими мозгами. Цель нанотехнологических разработок – создать особые молекулы, способные воздействовать на окружающую среду определенным образом. И это – вполне в силах современной науки. А неграмотный журналист – это… Да, только лает на караван!

– А как отнесется караван к тому, что эту собаку заткнуть?

– У Вас есть конкретное предложение? – Спокойно и вежливо.

– Да, есть. И меня интересует, во сколько выльется благодарность каравана за мелкую услугу?

– А конкретней?

– Скажем, в течение ближайшего месяца появится статья, в которой Горшкевич расскажет, как был не прав. И нанотехнологии – вовсе не зря потраченные деньги.

Торг продолжался всего пару минут, уточнялись детали…

Лев Львович поджидал утром у резных дверей моей конторки. Не успел отворить – забежал раньше меня, будто там, внутри, что–то для него приготовлено.

– Ну как, ну как, выяснили что–нибудь?

Запах пота и адреналина. Возбуждение и страх, можно брать клиента тепленьким!

– Все дело в Ваших публикациях, увы.

– Как? – Всплеск руками. – Да разве за это могут?

– Призадумайтесь, Лев Львович, вот будет правительство решать, куда вкладывать деньги. Выделять ли их на нужды разработок, к примеру, нанотехнологий? Ведь закупать придется все за рубежом, огромные деньги будут перекачиваться, кто–то получит немалую выгоду. И это всего лишь один момент. И по нему – миллиарды. А тут какие–то статьи, вдруг их прочитает сам Президент, да наложил резолюцию на документ? Даже если велит просто разобраться, и то –потеря времени, а там минуты – миллионы. А какова цена киллера в наше время? Убрать досадную помеху…

– Вы думаете…

Горшкевич дошел до нужной кондиции: бледный и потный. Ну как не помочь человеку в беде?

– Я вышел на самый верх, переговорил с кем надо. Все это – досадное недоразумение, никто Вас не тронет, можете не беспокоиться. Но – необходимо взаимопонимание…

– Что? – Глаза Горшкевича забегали. – Что от меня требуется?

– Напишите статью – опровержение предыдущих. Что были неправы!

– Но я прав.

– И что нанороботов изготовить можно, – побольше бы мне ласки в голосе.

– Но это невозможно!

– Пусть невозможно, а Вы аргументируйте, что можно.

– Чем аргументировать?

– Аргументом, черт подери! Вы же специалист, в конце концов.

Бедняга совсем сник. Но через пять минут мы договорились. Уходя, Лев Львович выложил бабки за мои труды. Второй по счету гонорар.

Уже через неделю в одной из центральных газет появилась статья Горшкевича: «Нанороботы: дверь в будущее». Вскоре пришел и третий гонорар. Из «Фонда». Как договорились. Точнее – чуть меньше. Сумма оказалась за вычетом услуг посыльного…


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю