Автор книги: Fereht
сообщить о нарушении
Текущая страница: 68 (всего у книги 133 страниц)
- Да, я помню. Второй выход – провал, ведущий непонятно куда. Никто из ушедших в него назад не вернулся. Поэтому мы не знаем, что там, какой мир. Провал никем не контролируется. Оттуда никто и ничто не появляется, он явно работает в одну сторону. Если вы не захотите ни с одной из проживающих в Лискар рас заключать договор – ваше право. Будете сидеть в своих планетных системах. Вариться, как говорили на Земле, в собственном соку. Навязываться вам никто не будет. В Лискар не ведутся военные действия. Локальные конфликты, конечно, бывают, но это, скорее, бряцание оружием, чем реальное нападение. Негуманоиды жёстко пресекают все военные действия, ведущиеся в космосе. Вплоть до уничтожения флота. У них есть соответствующая аппаратура. И тогда вы вообще намертво засядете на своих планетах. Думаю, в ближайшее время вам это объяснят, и не раз.
- То есть, космическое пространство контролируют негуманоиды.
- Не совсем. Они следят за порядком в этом мире по праву первых. Да, они контролируют все узкие места и взимают за проход более чем приемлемую плату. Да, нас это не устраивает, мы пытаемся бороться с этим.
- И как, получается?
- По-всякому бывает, - усмехнулся Фе. – У рэрдов с негуманоидами вечный договор.
- Со всеми?
- Да. У нас получилось его заключить. Негуманоиды считают принятие этого договора главным своим промахом. Но поскольку сами же и подписали, то признают его.
- А у вас, рэрдов, есть женщины?
- В Лискар их почти нет. У нас роль женщин выполняют рэрди, они отличаются от рэрдов лишь способностью к вынашиванию детей и более изящным телосложением.
- Но они мужчины?
- В вашем понимании - да. В Центре традиционное общество – рэрди и женщины занимаются домом и детьми, рэрды работают. – Хааты одобрительно загудели. - В Анклавах у рэрди намного больше прав, у нас они работают, но не все. По желанию и договорённости с мужем, всё зависит от статуса рэрди. На территориях рэрдов все способные дети, без исключения, получают образование. По окончании первого уровня их обучения проводится специальное тестирование, и по его результатам юные рэрды и рэрди поступают в определённые Академии. В Центре оно платное, у нас бесплатное.
- За счёт чего?
- За счёт доходов Анклавов. И медицинское обслуживание бесплатное. Для всех. У нас богатый регион, но не сам по себе. В своё время Центр нам выделил не самые лучшие планеты, но благодаря усердию, внедрению новых технологий, а главное, посильному вкладу каждого гражданина Анклавов, в том числе и детей, мы достигли столь высокого уровня развития. У нас хорошо развиты промышленность и сельское хозяйство. Торгуем со всеми секторами без исключения.
- А чем отличаются Анклавы от Центра?
- Общественным строем, толерантностью и менталитетом населения. В Анклавах проживает смешанное население, принадлежащее к разным расам. В том числе и негуманоиды.
- Получается, в Центре авторитарная власть, а у вас - нет?
- Принцип тот же самый, но исполнение другое. Более… - Фе немного подумал и продолжил, чтобы хаатам было понятно: - Демократичное. От каждого по способностям: сколько вложил, столько получил. Мы никого не заставляем насильно работать, но лентяи и любители жить за чужой счёт у нас не приживаются. Центр нас и по сей день считает ненормальными, зато мы живём так, как считаем нужным. Мы к ним не лезем, они к нам. Наши представители входят в Объединённый Совет с правом решающего голоса.
- Анклавы - странный мир, - качнул головой хаат с цепью на шее, по-прежнему стоящий рядом с гостем.
- Не страннее, чем ваш, - улыбнулся Фе. Среди сидящих хаатов раздались смешки.
- У вас есть семья?
- Вы имеете в виду лично меня?
- Да, - кивнул журналист.
- Есть. У меня два младших мужа, которые обладают одинаковыми со мной правами, у них есть свои личные деньги и независимый доход. Но семью содержу я. Рэрди тратят свои деньги по собственному усмотрению. Один муж закончил Академию, у него дизайнерское образование. У нас с ним двое детей - близнецы-рэрди, им четыре стандартных года. Он у меня очень эффектный рэрди и предприимчивый, несмотря на свой возраст. Миризе Ферехт, хвостатый рэрди. Может, слышали?
- Знаем такого, - кивнули журналисты. – Мы видели построенный им торговый центр. В новостях синхов о нём рассказывали. Скажите, а что вам хотелось бы у нас посмотреть?
Фе немного подумал и улыбнулся.
- Например, какие у вас развлечения. У земов достаточно сильно развита развлекательная индустрия. Мне у них очень нравятся театр и тематические выставки.
- У нас тоже есть театр, - обрадовались журналисты. А начальство переглянулось.
- Не отказался бы посмотреть достижения сельского хозяйства и животноводства, что вы выращиваете и как. Ознакомился бы, по возможности, с достижениями вашей медицины, с образованием.
- А что вы заканчивали?
- Основное - техническое специальное, дополнительные – медицинское, финансовое, психологическое и ещё по мелочи. Мы долгоживущая раса, многое успеваем сделать. Было бы желание. И увлечения у нас разнообразные. Вот я с удовольствием занимаюсь садом, огородом и цветами, делаю украшения. Работаю наставником в учебном центре, у меня сейчас детишки второго года обучения. Интересуюсь разными техническими новинками.
- Вы не очень похожи на учителя, - вырвалось у журналиста. - А свои королевы у вас есть?
- Нет. – Фе чуть не ляпнул, что Боги послали им милость, избавив от подобной головной боли. - Только принцы королевской крови. Они проживают в одном из секторов Центра – Викстаре. Я хочу повторить, что в Центре традиционное общество, и не думаю, что проживающие там рэрды сильно хотят иметь над собой чужую правительницу.
Начальство хаатов расслабилось и даже позволило себе улыбнуться уголками губ.
- Мы с радостью покажем вам наш театр. Как традиционный, так и современный.
Традиционным оказался театр масок с актёрами мужчинами, которые играли как мужские, так и женские роли. Фе с восторгом следил за красочным зрелищем, а молодой хаат тихо комментировал ему происходящее на сцене…
Когда представление закончилось, Фе вышел на улицу и оказался в кромешной темноте, его глаза тускло засветились. Охрана включила странные светящиеся жезлы, и скраду предложили проследовать в парк, расположенный неподалёку. Там оказалось много народу, который явно чего-то ждал.
- Мы хотим подарить нашему гостю то, что будет всегда напоминать ему о Хааземме, - витиевато сказал один из хаатов.
И внезапно в небе распустились диковинные цветы.
- Это называется фейерверк.
Почти два часа Фе любовался фантастическим зрелищем, а когда всё закончилось, хааты хотели отвести его в хотель, так они называли гостиницу. Но скрад отказался, сказав, что переночует в граве на территории космопорта, а утром продолжит знакомство с Хааземмой.
***
Кзаранг с трудом пробился к Оурсу через плотные заслоны младших жрецов. А добравшись, опустился на колени и поднял правую руку ладонью от себя, показывая, что просит его внимания. Оурс сидел, облокотившись на подушки, и задумчиво перебирал то одной, то другой рукой энергошарики.
- Что случилось?
- Я прошу совета.
- Как я могу тебе его дать, если так долго лежал без сил?
- Наедине.
Оурс качнул рукой, и жрецы мгновенно отошли от них, выставив пластины от прослушки…
- Меня беспокоит легкомыслие нашей королевы и её слепое доверие к скраду.
- Ты имеешь в виду Фе?
- Да.
- Он не причинит ни ей, ни нам вреда. Не волнуйся. Он слишком далёк от этого… от ничтожных страстей… он стоит над… считает, что нам надо меняться, и исподволь пытается приучить королеву к этой мысли. Кэрилиана скоро успокоится. Беременность всегда благотворно действует на неё. Мне очень хочется увидеть и познакомиться с её мужем. Она обещала привести его сюда. Скрад очень опасный противник, нам нечего ему противопоставить. И если он что-то захочет сделать, то сделает. Он улетел?
- К хаатам. Те пригласили его, он не отказался.
- Пусть. Тем тоже нужно прочистить мозги. Хааты слишком расслабились, имея дело с Кэрилианой. Она идёт по стандартным дорогам, используя одни и те же приёмы.
- Ты считаешь, что ей пора уступить место более достойной королеве?
- Нет. Она на своём месте. Думаю, Маррант сумеет ей помочь. Не волнуйся.
- Я волнуюсь о другом. Что, связавшись с Фе, мы приобрели на свои головы новые проблемы.
- Может, ты и прав. Но так должно быть. Сейчас он проверяет нашу решимость сохранить КумитТаа.
- Мы не отдадим…
- А никто ничего и не забирает. Проблема в том, что если мы не изменимся, то потеряем большую часть населения, которая попросту сбежит от Кэрилианы. Мы должны измениться сами. А вот и наша королева!
Кэрилиана чуть ли не бегом приблизилась к Оурсу и Кзарангу.
- А ты тут что забыл? Ты должен быть на Хиарре, - тут же высказала претензии своему заму.
- Там Руэ. К тому же я собираюсь туда сейчас лететь. Что случилось, ваше величество? - Кзаранг видел состояние королевы, и оно ему категорически не нравилось.
- Он… он…
- Кто? – одновременно спросили Оурс и Кзаранг.
- Кто-кто… скрад! Он мне, представляете, мне предложил помириться с хаатами, забыть все те гадости, которые они нам сделали! Начать сначала, словно ничего и не было!
Кзаранг и Оурс переглянулись.
- Возможно, он прав, - согласился жрец.
- Да вы, рэрды, совсем сдурели! Хааты должны извиниться!
- Перед кем и за что, ваше величество? – чуть улыбнулся Оурс.
Кэрилиана возмущённо уставилась на него.
- Нет! Я против! Против! – она топнула ногой.
- Подумайте, ваше величество. Худой мир лучше войны. Королевы тоже повели себя не лучшим образом.
Кэрилиана, не дослушав, вскочила со скамьи и демонстративно, не попрощавшись, направилась к выходу.
- Оурс, зачем? – Кзаранг жалобно посмотрел на жреца.
- Ей полезно подумать. Всему своё время. Скрад ничего плохого ей не посоветовал. Кэрилиане давно пора перестать смотреть в прошлое, сконцентрироваться на настоящем и, наконец, начать вглядываться в будущее.
========== 69 часть В гостях у хаатов - 4 ==========
Скрад проснулся привычно рано, поговорил со всеми домашними, спросил, как дела, подробно разузнав у наблюдательных исинэ про Ящера Цесса, те сказали, что дедушка почти всё время проводит у них в бункере, там он лучше всего себя чувствует, что явилось для Фе большой неожиданностью. Потом он немного попытал Сиффа, как ему в сиделках живётся. Впрочем, любопытный сеточник оказался вполне доволен, найдя себе интересного собеседника – Оурса. Не забыл Фе и драко, рассказав ему о своей задумке.
«Не дёргайся, как только ты нам свистнешь, мы тут же примчимся!» - успокоил его Свиус, добавив, что присутствия Кьюсса он не обещает. – «Но мы с Солом обязательно будем! Разве ж можно пропускать такой праздник?»
Поговорил Фе и с детьми: Зои и Зякой. Зои сразу с сожалением сказал, даже не спрашивая Ано, что папа их не отпустит.
«Тьфу на вашего папу! Не о том он думает», - сказал в сердцах Фе. А Зои похихикал на отцовское «тьфу».
Зяка же пришёл в неописуемый восторг и был готов хоть сейчас лететь на Ойлуру. Зато Раисси категорично отказался ехать, в данный момент у него на первом месте были огород и цветочки. Фе связался с Ианом, тот согласился, но с оговоркой, что Зя быстро вернётся обратно. И Фе даже на расстоянии ощутил эмоции счастливого скрадика.
«Папа Фе, а когда ты за мной прилетишь?» - сразу перешёл к делу малыш.
«Или сегодня к вечеру, или завтра. Всё зависит от того, как сложится мой сегодняшний день».
Фе перекусил прямо в граве, он как чувствовал – набрал с собой кучу еды. А затем, наказав маящимся от безделья «разумам» приглядывать за окружающим пространством и прислушиваться, выбрался навстречу только что подошедшему высокопоставленному хаату.
- Син, - представился тот, протянув руку. – У нас в ходу простые имена. Спасибо за загадку.
- Аааа… - улыбнулся Фе, сразу сообразив, о чём идёт речь. Что хаат имеет в виду «его» личный сад камней.
- Много мыслей… вы в какое время принимаете пищу?
- Уже поел. А вообще могу долго не есть. Особенность организма. Скорее всего за счёт происхождения от хищных ящеров.
- Тогда я приглашаю вас на экскурсию согласно вашим пожеланиям.
***
Сначала Фе посетил фармацевтическую фабрику, где в одном из цехов расчихался, поразившись сам своей реакции. Хааты всполошились, но всё прекратилось, едва скрад выбрался на свежий воздух. Потом его отвели в школу, там Фе порасспрашивал через переводчика детей, рассказал попутно несколько притч, оказалось, хааты их любят, и ухитрился вылечить трёх малышей, вправив одному ручку, а двум другим - плечо. Потом он посетил местный институт по своему техническому профилю и посидел на лекции, посмотрел тренировки в школе танцев, даже в них поучаствовав. Подобных школ у хаатов было очень много. По какому принципу была выбрана эта, Фе мог только догадываться.
После небольшого перекуса его отвезли на пищевой комбинат, там скраду очень понравилось, и он долго пытал технологов, а те с радостью, что хоть кому-то это интересно, ему всё рассказывали и показывали. Следующим на очереди было посещение огромного завода явно военного назначения, но Фе не стал вдаваться в подробности. Его сразу провели в цеха по автоматической сборке высокотехнологичных изделий, правда, так и не сказав, что должно получиться из них в итоге, но скрад и не настаивал, довольствуясь тем, что ему показывали. Не сказали, и не надо. У каждого народа свои секреты. Сам он никуда не лез, инициативы не проявлял и не спрашивал, что, допустим, находится вон за той массивной дверкой. А просто ходил за хаатами, смотрел и слушал, о чём ему рассказывали. Правда, пару раз не удержался и подискутировал с представительным учёным о процессах, происходящих в электромагнитных полях. И потом краем глаз заметил, как хаат спешно записывал то, что ему сообщил инопланетник.
Наконец, уже вечером они вернулись в столицу Хааземмы – Аххатту. И Фе снова повели в театр, теперь уже на современную постановку о безответной любви девушки к чужому мужу. И скрад не мог не признать, что школа актёрского мастерства у земов гораздо лучше. Там было столько эмоций и страстей! А здесь, скорее, гротеск и нелепые ситуации, не встречающиеся в реальной жизни.
- Это премьерный спектакль, - тихо шепнул ему хаат-переводчик. Фе вздохнул и кивнул. Он уже был избалован постановками земов, поэтому относился слишком критически к игре актёров, но ничего не сказал. Только спросил переводчика, любит ли тот театр. Хаат кивнул. И Фе украдкой пригласил его к себе в грав, пообещав, что никто об этом не узнает. Воспользовавшись воцарившимся после окончания спектакля хаосом, они сбежали. И, найдя укромное местечко, Фе вызвал грав, который почти мгновенно вернулся обратно в космопорт, никем не замеченный, но уже с пассажирами. Хаат восхищённо стал оглядываться, Фе его посадил в люльку и на обзорных экранах запустил запись одного из спектаклей земов на синхи. В это время объявились потерявшие его хааты, и скрад вышел, чтобы их успокоить и договориться на завтра об очередной экскурсии.
- Туда долго лететь, - вздохнул Син. – Надо бы пораньше.
- Давайте слетаем на моём граве. Не проблема. Зато в разы быстрее.
Хааты переглянулись и пообещали подумать. А потом, попрощавшись, ушли.
Спустя три часа театрал медленно приходил в себя от увиденного.
- Это и есть земы, - пояснил Фе.
- Не может быть, - растерялся хаат, - они совсем другие.
- Я вам так и сказал, что вы абсолютно разные. Понравилось?
- Очень!
Они немного поговорили и пришли к мнению, что Лаи, так звали хаата-переводчика, проще переночевать в граве. Фе показал ему, как пользоваться туалетом, и накормил творогом.
- Как домашний! – пробормотал Лаи с набитым ртом. – У меня мама такой делает. Вкусно!
А вот сыр он попробовал впервые в жизни.
Утром Фе накормил его овощами с мясом.
Лаи, сначала увидев такое, с его точки зрения, дорогое угощение, попытался отказаться, но Фе уговорил, пообещав ему кусок пирога, испечённого Ю. Потом скрад устроил маленький спектакль и, использовав переброску, переправил парня за пределы военной базы. Оттуда Лаи, сделав крюк, дошёл до блокпоста и его провели к Фе. Начальство было уже на базе. Син, углядев Лаи, поманил к себе и стал объяснять их распорядок на день, а потом сообщил Фе, что получено разрешение на полёт над Хааземмой.
В грав залезло пятеро хаатов, Фе вывел схематичную карту планеты, чтобы сильно не пугать хозяев, и те показали, куда ему лететь. Это оказался небольшой городок в узкой долине.
- Здесь располагается основное ювелирное производство, - пояснил Лаи. – Всё делается вручную, это древнее ремесло, передающееся по наследству.
Самое интересное, что в мастерские пропустили лишь Фе, один из помощников мастеров неплохо знал Импери. Правда, откуда, не сказал. Фе три часа провёл в мастерских и даже сам поработал, а потом показал свои поделки. Хааты поцокали не хуже рэрдов языками, заинтересовшись необычными замками на браслетах. И Фе нарисовал им схему. Вызнав, что у скрада двое мужей, мастера на прощание подарили для них головные обручи из серебра в виде невысоких тиар с вставками из драгоценных камней под цвет глаз. А мелким рэрди - набор клипс.
Наконец, грав отправился дальше, они пересекли огромный горный массив, где велись интенсивные разработки полезных ископаемых, и оказались на равнине, словно расчерченной на квадраты.
- Крупнейшая на планете рисовая ферма.
- Ого, так для неё столько воды нужно!