Текст книги "Нетопырь (СИ)"
Автор книги: Вадим Чинцов
Жанры:
Альтернативная история
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
Глава 20
Княгиня Анастасия и Княгиня Мария сидели в единственном отапливаемом помещении в тереме, хозяйка жаловалась гостье – Наместник выделяет мне дров только на одну печь, поэтому я жду не дождусь весны. Как обстоят дела в Новгороде?
Мария поморщилась – Мне прямо посоветовали покинуть детинец, без мужа я никто! Да и вообще жизнь в Новгороде это как на вулкане, не знаешь когда тебе прилетит по голове.
– Что за вулкан такой?
– Архиепископ рассказывал, что в других странах иногда горы извергают огонь и камни из своего нутра и может целый город у подножия такого вулкана превратиться в мертвую пустошь, правда на месте извержения этого вулкана все потом растет как на дрожжах. Урожаи просто нереальные. Представляешь, в мою Машеньку влюбился средний сын новгородского купца! Всю дорогу он с нее глаз не сводил. Жаль, что он не боярского звания! За княжича выдать дочь не удастся: говорят, что они все в Киеве под замком сидят.
– Не совсем так, но в целом верно. – вздохнула Анастасия – Говорят, что всех княжичей обучают наукам разным и воинским умениям. Внутри стен помимо княжьей школы еще пять тысяч крестьянских детишек в вои готовят, из которых новая дружина будет состоять, а княжичи вроде как десятниками и сотниками в этом войске будут.
Мария опять вздохнула м Анастасия не выдержала – что тебя так гнетет, подруга?
– За Анну я беспокоюсь. Кто ее такую худющую замуж возьмет без хорошего приданного? Просто кошмар какой-то. Если Машку я хоть за этого Стеньку отдам, раз он влюбился в нее не на шутку, то Аня так девой и останется.
Анастасия покачала головой – Пришлые из греков, что теперь вместе с царем Варягом в ближних боярах, любят именно таких дев как твоя Анна! С стройным станом, худых, но с выраженной грудью и бедрами. Именно такую выбрал себе сын царского наместника из всех боярышень Чернигова, а сын воеводы сговорил купеческую дочь, тоже худенькую девочку.
Во время поездки к князю мокшан, как я слышала, сын еще одного нового боярина сговорил княжескую дочь, их свадьба на эту весну намечена, так вот, эта княжна также не обладает телесами, да еще и как степной воин на полном скаку из лука стреляет! Кстати и четверо жен боярских такие же боевые, прямо как амазонки древности. Только пятая, Розой зовут, полновата немного, но это видно потому, что в отличие от подруг не изучала воинскую науку. Правда она вроде как со всеми за нее взялась. Может тебе удастся выдать Анну за самого царя! Кстати, воздыхатель твоей Марьи теперь десятником в Черниговской дружине! Глядишь и получит боярство за службу верную! Не спеши дочь сбывать с рук, пусть она пока есть возможность, с тобой поживет. И не спеши пока в Киев, поживи пока у меня! Договорились?
– Договорились!
Стенька с братом пользуясь случаем часто посещали огромные мастерские, наблюдая как ветряки приводят в действие огромные тяжелые молоты. Целая цепочка кузнецов ковали каждый свой элемент для шлема. Когда Стенька с братом получили по новому шлему, они чуть ли не прыгали от восторга – таких шлемов с нащечниками не было ни у кого на Руси. Козырек и горизонтальная пластина сзади надежно защищали от обстрела стрелами навесом, шея и плечи солдата в пешем строю были наиболее уязвимыми местами, от чего и была нужда в таком огромном назатыльнике. Как десятник Стенька в первую очередь получил металлические наплечники, на которых были наварены полосы, защищающие шею от горизонтального удара клинком. Эти булатные наплечники крепились поверху ламеллярных доспехов, целиком собранных также из булатных пластин.
Стенька с братом решили проверить доспех и Тишка устал махать своим мечом, пытаясь преодолеть защиту. Копье тоже ничего не могло поделать, тогда Тишка взял свой топор. Стенька покачал головой и кинулся с вопросом к бояричу Владиславу. Тот посоветовал сверху на доспех закрепить наручи, верхний слой которых крепился к толстой коже и был также булатным, да еще имел хитрые борозды, с помощью которых можно было поймать чужое лезвие и движением руки как минимум отвести его в сторону и как максимум вырвать из рук противника. Удары топора Стенька смог блокировать без щита наручами и пришел в настоящий восторг. С тех пор Стенька доспех снимал только когда этого требовал его командир боярич, или когда ложился спать или мылся.
Увидев умоляющий взгляд Тишки, боярич сжалился и распорядился и ему выдать полный комплект доспехов и простые дружинники дружно теперь завидовали новичку из Новгорода.
– Ох и не зря, брат, тебе пришла идея покинуть отчий дом! – Тишка даже спать ложился в доспехах, не желая с ними расставаться на целую ночь – Когда ты еще и меч булатный получишь, то когда наш старший брат Ждан узнает об этом, он же удавится от изумления!
Каждое утро братья из Новгорода вместе со всеми начинали с пробежки вокруг Черниговских стен, благо снег от ежедневных забегов был утоптан ногами нескольких тысяч подростков, которые старались ни в чем не уступать воям и как губки впитывали нелегкую воинскую науку. Помимо своего десятка в дружине, состоящего из тридцати гридней, Стенька был назначен тысячником над тысячей подростков, второй тысячей командовал его брат Тишка.
Еще три тысячника были назначены из числа лучших гридней. Это были новгородец Данила Кожемяка, чей отец был хозяином нескольких кожемятных мастерских. Данила несколько лет подряд ходил с ушкуйниками в походы, был сильным мечником, да и на топорах наравне с ним могли состязаться только Стенька с Тихоном.
Двое остальных тысячных были из Черниговской дружины. Впрочем для всех пятерых многое, чему их обучали я и Артем было откровением. Сначала они не воспринимали утренние и вечерние забеги, но когда втянулись, через месяц ощутили как их легкие стали более выносливыми и сами теперь с удовольствием увеличивали количество кругов.
На Руси существовала своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя. Это доказывали упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов, в том числе и Никиты Кожемяки над печенежским богатырём. Так в 992 году князь Владимир встретил печенегов у брода на реке Трубеж. Два войска стояли напротив друг друга, но ни одно из них не решалось перейти реку, потому что оба войска были велики и сильны. Тогда предводитель кочевников подъехал к реке и позвал Владимира. Князь вернулся в свой стан и стал искать богатыря, равного печенегу по силе. На следующее утро степняки привели своего воина для поединка, а в русском войске достойного силача нет. Тогда пришёл к князю один из его старых воинов и рассказал, что с четырьмя старшими сыновьями пришёл на службу к Владимиру, а младший дома остался. Князь приказал привести того кожемяку, в народные былины он вошёл как Никита Кожемяка.
Кожемяка засомневался, справится ли он с противником, и сказал князю. Тогда нашли сильного и большого быка, прижгли его калёным железом, чтобы разъярить, и отпустили. И когда мчался он мимо кожемяки, тот вырвал у него сбоку кусок мяса вместе с кожей. Удивился князь Владимир такой силе и решил, что может богатырь встать против печенега.
Сошлись два силача в рукопашной схватке на площадке перед войсками. Велик и страшен был печенег, а Кожемяка был среднего роста. Рассмеялся кочевник, увидев такого противника. Начался бой. Сжали богатыри друг друга в смертельных объятиях. Удавил кожемяка печенега и бросил его на землю. Испугались степняки и побежали, а дружина князя гналась за ними. Так прогнал Владимир кочевников. А у самого брода заложил он город и назвал его Переяславль – в память о том, как русский богатырь перенял славу у печенежского воина.
Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что ещё в молодости молодёжь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Бои проходили в праздничные дни, а зимой чаще всего на льду. Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя. Для защиты ног использовались кольчужные или кожаные поножи. Существовал свод правил, по которым проводились кулачные бои. Например, запрещено было добивать упавших на землю, нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса. Но вот та наука, которую вдалбливали чужаки, не имела ничего общего с честными правилами. Наоборот, столько подлых приемов дружинники узнали впервые. Оказывается, что для победы нет подлых приемов и добить упавшего необходимо для твоего выживания.
Двадцатого февраля в понедельник началась масленичная неделя. В честь праздника как и положено наместник Чернигова объявил на берегу Стрижни в пятницу кулачные бои. Сначала должны были биться двое лучших бойцов, а затем все желающие горожане, разделившись на два лагеря, а затем дружинники должны были показать свою удаль. Кулачные бои, являвшиеся одним из проявлений народной культуры Руси, представляли собой не просто беспорядочный мордобой. Эти рукопашные противоборства без оружия имели чётко обозначенные правила, пренебрегая которыми участник мог удостоиться не только физического наказания, но и общественного порицания. И если для крестьянских мужиков кулачные бои представляли собой забаву, своего рода трансформированный пережиток «мужского союза воинов», то для воев они являлись тренировочными поединками, где они оттачивали свои военные умения, ловкость, смелость и выносливость. Наиболее рьяные и задорные кулачные бои организовывались на Масленицу, когда в драке принимали участие практически все мужчины, воспринимавшие потасовку как дело чести.
В схватке «сам на сам» принимали участие два соперника, выяснявшие кто из них сильнее и проворнее. Именно в этой категории часто практиковался бой «удар на удар», когда противоборствующие стороны поочередно наносили друг другу удары, от которых запрещалось уклоняться. В результате победителем схватки объявлялся тот, кто героически выдерживал хлесткие потрясения.
Основа этикета кулачных боёв сводилась к шести положениям.
Во-первых, участникам схватки строго-настрого запрещалось иметь «сердце», то есть злобу на противника, поскольку биться необходимо было «по любви», без намерения нанести оппоненту увечье.
Во-вторых, участникам кулачных боёв воспрещалось бить лежачего соперника.
В-третьих, было не принято бить того, на чьём теле проступала кровь.
В-четвёртых, нельзя было брать в руки никакие «закладки», иными словами тяжёлые посторонние предметы, которые могли способствовать увеличению силы удара.
В-пятых, в кулачных боях нельзя было хвататься за тело или одежду соперника, а также бить с подножкой.
В– шестых, в рукопашном бою существовало табу на удары ногами, в качестве разрешённого «оружия» использовались головки фаланг пальцев, а также костяшки и основание кулаков. Для тех, кто желал мериться силой при помощи ещё и ног, существовали альтернативные «бои по уговору» или «договорные бои», где соперники заранее оговаривали правила ведения поединка. Зачастую они проводились тогда, когда бойцы желали поквитаться друг с другом и таким образом выяснить личные отношения. Поскольку русская техника боя ногами предполагала удар обутой нижней конечностью, мордобитье очень быстро превращалось в кровавое месиво с нанесением тяжких увечий.
Сначала вперед вышел Черниговский кузнец Вакула – Ну что, найдется соперник? Или же в Чернигове одни трусы живут?
Вот только силушку Вакулы знали абсолютно все и потому желающих не было. Тишка скинул доспехи и вышел вперед в одной рубахе – Я с тобой сражусь, кузнец!
Тот усмехнулся – Это кто там квакает? Что за новгородский лягушонок к нам забрел? Ну бей первым тогда.
Тишка влепил оплеуху и смех пропал с лица кузнеца, впервые встретившего достойного противника: если бы не многолетний опыт в таких схватках, Вакула бы уже лежал на снегу.
Размахнувшись, кузнец ударил в свою сторону, но его противник даже не качнулся.
Следующий удар Тишки поставил точку в споре – кузнец лег в нокауте и его с трудом оттащили в сторону.
В драке стенка на стенку принимало участие не менее трети жителей города, которое составляет больше тридцати пяти тысячи человек. Это было эпическое зрелище! В первых рядах встали подростки, которые и начали бой. Старшаки подбадривали дерущихся, давая унизительные клички трусам, старавшимся держаться подальше от основного месилова.
Наконец мужики не выдержали и, заревев как медведи, ринулись друг на друга. Две стены сошлись как снежный обвал. Летели сопли и выбитые зубы, обе стороны никак не могли прорвать строй неприятеля. Я с Артемом стояли около изготовленного плотниками помоста, на котором сидели на лавках и в деревянных креслах княгини с дочерьми, наместник и воевода. Я поймал взгляд Стеньки, не сводящего его с Марии. Та так же, зная от матери о интересе десятника, искоса кокетливо поглядывала на статного новгородца.
Я подошел к Стеньке и толкнул его в бок – Да ты никак влюбился, Стенька!
Тот вспыхнул будто девица – Прости, боярыч! Знаю, что не по чину мне на княжну заглядываться!
Я задумался. Вот нравился мне этот парень, его честность была беспредельной. Прямой как русский меч и такой же верный.
– Не грусти, Стенька! Я замолвлю за тебя слово перед царем нашим. Думаю он не против будет верного гридня боярством одарить! Но ты должен стать его тенью, одним из царских охранников и готовностью отдать свою жизнь за него. А я переговорю с княгиней Марией, чтобы не спешила дочери жениха искать. А вот ее сестра вполне достойна царицей стать, как думаешь, Артем?
Рыжий встрепенулся, оторвавшись от побоища – Анна-то? Как лебедь плывет, а не ходит. Вот только что у нее в голове творится, возможно Петровичу с ней будет вовсе не интересно.
– Предлагаю после этой бойни с княжной пообщаться. Если она далеко не дура, посоветуем Петровичу на нее внимание обратить.
Артем наклонился к моему уху – Как твоя молодая жена? Когда первенца обмывать будем?
Я отмахнулся – Хочу год-другой дать ей окрепнуть телесно. Пока кончаю только в ее рот.
Артем чуть не поперхнулся – Ты что, минету ее научил?
– Ага, что же мне весь кайф терять, на ее тело кончая? Да и то могу не успеть вовремя вынуть, а так все Слава Богу, обходится.
– Блин! Я тоже вот холопку пользую, но минет она наотрез отказывается делать.
– Возьми другую, а вернее предупреди для начала эту, что если она не решится, то ты ее заменишь.
Наконец одна сторона прорвала строй второй и победа была отдана победителям. Мой отец, глядя на расходящихся с места драки мужиков, которые некоторых оттаскивали на себе, объявил – А теперь я, воевода и наши сыновья покажут как без всяких правил нужно побеждать не числом, а умением. Мы вчетвером выйдем против двадцати воев, которых выберет жребий.
Я кивнул матери – Присмотри за собаками, что бы не полезли нас спасать.
Рэкс и беременная Гита подошли к моей маме после ее команды и улеглись рядом, поводя своими умными глазами по сторонам.
На бой мы вышли в одних нательных рубахах, заправленных в штаны и с широкими кожаными боевыми поясами. Каждому участнику перебинтовали кулаки и надели кожаные наручи, защищающие часть кулака, а на ноги одели наколенники. Мы четверо встали в круг спинами друг к другу, а выбранные по жребию гридни из нашей дружины, встали внешним кругом. Среди черниговцев тут же стали ставить ставки на победителей, народ тут же образовал широкий третий круг. Каждый стремился увидеть бой своими глазами. Мы размялись, вызвав этим насмешки публики. Я начал медитировать, заметив, что и Артем тоже сосредоточился на медитации.
Раздался рев рога и бой начался. Дружинники, обученные нами, знали тактику боя, потому и действовали не скопом, стараясь не мешаться друг другу. Да и деревенских замахов они уже не делали, уподобляясь мельницам. Я сосредоточился на циркуляции внутренней энергии и время будто замедлилось, позволяя уходить от страшных ударов и успевая проводить свои удары и броски. Морихэй Уэсиба был бы доволен моим знанием дзю-дзюцу, да и Ип Ман, наблюдая наш бой, согласился бы взять меня в свои ученики. Через пять минут вокруг нас лежали все дружинники, держась кто за конечности, кто отходя от ударов по внутренним органам. Наша победа была впечатляющей и народ молчал, не веря своим глазам.
PS Продолжение следует.








