Текст книги "Шимпанзе горы Ассерик"
Автор книги: Стелла Брюер
Жанр:
Природа и животные
сообщить о нарушении
Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц)
Эпилог
Уже прошло пять лет с тех пор, как я впервые выпустила в Ниоколо-Коба троих шимпанзе. Из этой троицы нам известно лишь о судьбе Тины. Местонахождение Альберта по сей день остается загадкой. Исчез и Читах, но по крайней мере доказал, что может самостоятельно продержаться в течение целого года, и у меня есть основания надеяться, что он продолжает жить где-нибудь на территории парка.
Сегодня, когда я окидываю взором наш лагерь, меня охватывает глубокое удовлетворение от того, чего мы достигли. Теперь мы куда лучше организованы и оснащены, чем в те первые наши дни, с которых начинался Центр по возвращению шимпанзе в естественные условия обитания. Хижина уступила место более крепкому и просторному жилищу. В нем можно готовить пищу, хранить припасы и оборудование вне пределов досягаемости шимпанзе. Это избавило и нас, и обезьян от излишних переживаний. Чтобы защитить свое имущество, мне не приходится больше сражаться с Уильямом, который стал еще могущественнее, чем прежде.
Рождение Тилли доказало справедливость одного жизненно важного аспекта нашего плана: самка шимпанзе после нескольких лет неволи была не только успешно возвращена в естественные условия, но сохранила способность к воспроизведению.
Сейчас Тилли шесть месяцев. Это крепкий здоровый малыш. Иногда он уже высвобождается из материнских объятий и начинает пробовать то, что ест Тина, – дикорастущие плоды, которые вскоре составят его основную пищу.
Уильям, этот истощенный, полуживой детеныш, которого мы когда-то купили, достиг десятилетнего возраста и стал отцом. Он вырос и превратился в красивого крепкого самца, который занимает доминирующее положение в своей небольшой группе, состоящей из выпущенных на волю шимпанзе. Он самостоятелен и независим и большую часть времени проводит в долине возле Тины и Тилли.
Пух, бывший когда-то одиноким, незащищенным детенышем, превратился в долговязого подростка семи с половиной лет. Он общителен, уверен в себе и уже начинает подражать Уильяму, время от времени демонстрируя свою силу. Он – один из самых подвижных шимпанзе, которых мне когда-либо приходилось видеть. Иногда он любит по старой привычке подурачиться, но в знании местности и различных видов пищи не уступает Уильяму. Его комические гримасы и жесты не мешают ему прекрасно ориентироваться в обстановке. Стоит Уильяму, Тине или мне произвести малейшее движение, сигнализирующее об опасности, даже попросту напрячь тело, как Пух немедленно прекращает игру и становится крайне настороженным. Он отличается неистощимой изобретательностью, если речь идет о том, чтобы залезть на дерево не совсем обычным способом. Когда взобраться по стволу было невозможно, а соседние деревья росли, как мне казалось, слишком далеко, Пух всегда находил сук, повиснув на котором мог дотянуться пальцами ног до какой-нибудь веточки и с ее помощью перебраться на недоступное дерево. Или, выбрав подходящую точку, совершал один из своих головокружительных прыжков, глядя на который у меня замирало сердце.
Бобо – ближайший товарищ Пуха – не обманул наших надежд и продолжает быстро обучаться новому образу жизни. Хотя он уже может вполне самостоятельно прокормиться, в одиночестве бродить по долине он не решается. Он молод и все еще нуждается в нашей поддержке и в надежной защите лагеря. Наверное, так будет продолжаться до тех пор, пока ему не исполнится семь-восемь лет. В этом возрасте он, как и его дикие собратья, будет стремиться к независимости и постепенно наберется смелости совершать самостоятельные прогулки.
Что касается родившихся в зоопарке шимпанзе, то Камерон, естественно, не является больше членом нашей группы. Со времени его исчезновения нам четыре раза сообщали о том, что похожего на него молодого самца видели в обществе диких шимпанзе. Однако достоверность этих сведений мы, к сожалению, не смогли проверить.
Глядя на Юлу, трудно поверить, что эта обезьяна сравнительно недавно прибыла в лагерь. Она превратилась в изящного подростка с удлиненными пропорциями тела и заняла прочное место в группе. Наблюдая за кормящимися в долине шимпанзе, я не замечаю в поведении Юлы никаких признаков того, что ее адаптация к новым условиям жизни проходила гораздо труднее, чем у других обезьян. Она карабкается по деревьям, кормится и общается так же легко и свободно, как и остальные члены группы. Она очарована Тилли и, если позволяет мать, с удовольствием обыскивает детеныша. Позднее Тина, наверное, разрешит ей брать Тилли на руки. Юла не только набирается сведений, необходимых ей для поддержания своего существования, но и получает тот опыт, который, как я надеюсь когда-нибудь понадобится ей, чтобы обеспечить безопасность собственных детенышей. Ее адаптация к новым условиям существования доказывает, что даже рожденный в неволе шимпанзе может научиться образу жизни своих диких предков.
Теперь уже очевидно, что связанные с лагерем шимпанзе едва ли когда-нибудь войдут в сообщество своих диких собратьев. Поэтому разумнее стремиться к созданию независимых групп шимпанзе, возвращающихся к жизни в естественных условиях. Наша группа, состоящая ныне из шести членов, – идеальная основа для осуществления подобной цели, а в тот момент, когда я пишу эти строки, еще три конфискованных детеныша шимпанзе наслаждаются заповедной природой Абуко, готовясь к привольной жизни на просторах горы Ассерик.
Что касается меня, то я больше не испытываю того острого чувства одиночества, которое слегка омрачало мою размеренную жизнь в лагере. Рафаэлла решила остаться со мной, и мы вместе продолжаем начатое дело. Мое самое горячее желание заключается не только в том, чтобы наша нынешняя группа шимпанзе превратилась в жизнестойкое сообщество, но и в том, чтобы наши усилия вдохновили других людей провести подобные эксперименты в тех немногих частях Африки, где шимпанзе пока еще могут спокойно жить и размножаться.
Фотографии
Самка шимпанзе с детенышем. Снимок сделан в исследовательском центре Гомбе (Танзания), основанном Джейн Гудолл.
Уильям через 8 недель после прибытия в Абуко.
Стелла в возрасте 7 лет с Кимом (слева) и Трикси (справа).
Чарли, котенок сервала.
Буки, щенок гиены.
Уильям и Тесс играют.
Генета Тим.
Тим и Тесс за игрой.
Плакат из Абуко. (На нем написано: «Пожалуйста, помогите нам сохранить природу Гамбии. Не покупайте шкуры диких животных».)
Энн обнимает Стеллу.
Стелла и Перси.
Уильям, карабкающийся по лестнице.
Уильям за работой.
Уильям и Бэмби.
Тина в своем ящике.
Тина и Бэмби.
Читах.
Стелла ухаживает за жирафом.
Стелла и Банга.
Банга встречает посетителей на поляне для пикников.
Стелла и служитель резервата Джон Кей-зи с Флинтом, Пухом, Уильямом и Читахом.
Пух в возрасте одного года.
Пух в возрасте пяти лет.
Приемная мать Тина учит Хэппи есть плод пальмы.
Отец с Тиной (слева) и Пухом (справа).
Уильям и Абдули.
Верветки возле пруда, где живут крокодилы в Абуко.
Альберт поедает верветку.
Стелла с Буки.
Стелла с Бастером.
Пух делает сальто (слева – Уильям).
Уильям исследует содержимое кошелька.
Стелла и Джейн Гудолл в Гомбе.
Помост для ночлега обезьян.
На прогулке возле лагеря.
Пух (вверху) и Уильям (внизу) любят играть с мыльной пеной.
Уильям пользуется зубочисткой.
Оскал Уильяма.
Уильям пытается проникнуть в хижину.
Стелла и Пух.
Уильям идет по натянутой веревке.
В объятиях Пуха.
Шимпанзе едят кору.
Ужение термитов.
Бобо ест стручок.
Лесной пожар достиг плато.
Пух вымазал лицо золой.
Уильям «усыновляет» Бобо.
Рафаэлла учит Бобо разбивать камнем стручок.
Стелла учит Бобо строить гнездо.
Стелла и слоненок.
Бобо и слоненок.
Стелла учит Бобо разбивать твердые плоды.
Бобо и Пух играют.
Тина целует Стеллу.
Пух пишет.
Записи Пуха. 10 июня 1975 года.
Уильям демонстрирует свою силу перед вновь прибывшими шимпанзе.
Юла срывает плоды баобаба.
Юла пробует стручок нетто.
Юла пьет из ручья.
Тина вместе с Тилли выуживает термитов.
Тилли.
Благодарности
Я никогда не смогла бы осуществить свой проект, а тем более написать эту книгу без помощи и поддержки многих людей, которым хочу выразить свою искреннюю благодарность.
Прежде всего я должна поблагодарить членов моей семьи, в первую очередь отца, за все, что они сделали для меня, за их постоянную безоговорочную помощь.
Я благодарна правительству Гамбии, которое приняло необычайно быстрые и эффективные меры, чтобы прекратить торговлю шимпанзе и помочь спасению конфискованных животных.
М-р А. Р. Дюпюи, директор Управления национальными парками Сенегала, и м-р М. Гейе, член Комитета по охране природы национального парка Ниоколо-Коба, способствовали осуществлению проекта, разрешив мне организовать лагерь на горе Ассерик и помогая преодолевать всевозможные трудности. Я благодарна Джейн Гудолл за ее бесценные советы, помощь и поддержку, а также возможность посетить исследовательский центр в Танзании. Мисс Молли Бедхэм и ее компаньон мисс Натали Эванс, директор зоопарка «Твикросс», оказывали мне большую помощь, а их вера в мои силы поддерживала меня в трудные минуты.
Майкл Брэмбелл, куратор отдела млекопитающих Лондонского зоопарка, с самого начала поверил в мою идею, и я никогда не смогу в достаточной степени отблагодарить его за те огромные усилия, которые он приложил, чтобы Юла и Камерон были включены в проект.
Тед Скроуп Хоу потратил много сил и времени, чтобы добиться финансирования проекта и организовать переезд Юлы и Камерона в Африку.
Без великодушной помощи Клода Луказана жизнь в лагере была бы куда более трудной, а быть может, и вовсе невозможной. Что касается моего лендровера, то уж он-то, без сомнения, давно перестал бы бороздить дороги Гамбии и Сенегала.
Многолетняя дружба с Найджелом Орбеллом и его помощь по уходу за шимпанзе в Абуко и Ниоколо внесли неоценимый вклад в реализацию проекта.
Рафаэлла Савинелли, ставшая моим компаньоном, привезла Бобо в лагерь и вложила много сил в осуществление нашей идеи. Прежде довольно одинокая жизнь в лесу благодаря присутствию Рафаэллы приобрела совершенно иную окраску.
Рене и Джулиан проявляли исключительную терпимость к шимпанзе и посвящали им все свое время. На протяжении первых двух лет существования лагеря они были моими единственными помощниками, и я глубоко признательна им за их жизнерадостное общество.
Абдули и Алхаджи, как и другие служащие Абуко, в особенности Божанг и Дуду, своими повседневными усилиями способствовали процветанию резервата.
Бабушка, Эдна, Флер и Пуска приютили меня в своем доме в Илфорде и ухаживали за мной все четыре месяца, пока я заканчивала книгу. Джен Моррисон тоже гостеприимно принимала меня и любезно перепечатала первую часть рукописи.
Неоценимую поддержку оказало мне Общество по охране природы, а также Сэм и Сью Самаравера. Брус Вулф и многие другие вносили денежные пожертвования, без которых я не смогла бы продолжать начатую работу.
Гуго ван Лавик с самого начала с большим энтузиазмом отнесся к моему проекту и много сделал для того, чтобы я смогла достичь своей цели. Я совершенно уверена, что среди кинооператоров немного таких, кто столь терпеливо и внимательно снимает фильмы об обезьянах, воссоздавая достоверную картину их жизни.
И наконец, большую помощь и поддержку оказал мне покойный сэр Уильям Коллинз, а Филип Зиглер терпеливо и внимательно отнесся к первому варианту книги и посвятил много времени и сил, чтобы помочь мне в ее доработке.