Электронная библиотека книг » Редьярд Джозеф Киплинг » Всемирный следопыт, 1928 № 10 » Текст книги (страница 6)
Всемирный следопыт, 1928 № 10
  • Текст добавлен: 6 ноября 2017, 03:01

Текст книги "Всемирный следопыт, 1928 № 10"

Автор книги: Редьярд Джозеф Киплинг

Соавторы: Николай Шпанов,Александр Линевский,Ричард Коннел,А. Смирнов,Владимир Ветов

И Чисто не обманул быка. Когда никто в зале не мог уже больше смеяться, Чисто внезапно накинул свой плащ Апису на спину, одной рукой обнял его за шею, а другую протянул к воротам – гордым жестом, который мог бы сделать Вилламарти, молодой и повелительный, но никак не пастух, и крикнул: «Синьоры, откройте ворота для меня и моего маленького ослика…»

Чисто внезапно накинул плащ Апису на спину…

И они открыли (я прежде неправильно судил об испанцах), они пропустили человека и быка и захлопнули створки за ними.

Что было потом!.. Весь зал, от мэра до последнего стражника, сошел с ума на добрых пять минут, пока не загремели трубы и на арену не выбежал пятый бык – не умеющий думать, – черный андалузский бык. Его, вероятно, заколол кто-нибудь. Друг мой, милый друг, перед которым я раскрыл всю свою душу, я уже не смотрел больше на арену…

КАК ЭТО БЫЛО

По следам доисторического человека
Приключения археолога
Рассказ-быль А. Линевского

Истекшим летом я получил задание обследовать группу островов на Белом море, в Онежской губе. Целью экспедиции были поиски доисторических памятников (стоянки каменного века, вырезанные пещерным человеком рисунки на скалах и другие), которые позволили бы восстановить в общих чертах отстоящую от нас на две – четыре тысячи лет культуру.

Средства для изысканий были отпущены весьма скромные. Я нанял бот и лишь с двумя товарищами направился к цепц островков, никем еще не изученных в археологическом отношении.

На одном из островков нам удалось обнаружить интересную стоянку доисторического человека с богатым материалом. Надо было произвести топографическую съемку, сделать шурфы (пробные ямы, выявляющие присутствие археологического материала), измерить культурные слои и нанести местность на карту. Все это могли самостоятельно, сделать мои опытные помощники.

Я решил поехать верст за семь-восемь на второй, синевший вдали, островок. Дав задания сотрудникам на два дня, я сказал, чтобы они по окончании работы на первом островке проехали за мной на второй островок, где, конечно, нам нетрудно было бы найти друг друга.

Товарищи остались у раскопанной стоянки на первом островке, а я на легонькой парусной лодке двинулся ко второму островку.

Осмотр второго островка дал отрицательный результат. Островок не имел ни одного защищенного от ветра места, на нем не мог образоваться водоем для пресной воды, а морскую люди, как известно, пить не могут. Значит, здесь не могло быть стоянки древнего человека. Бродя по восточной части второго островка, я заметил невдалеке третий островок, точно так же, как и второй, не нанесенный на карту.

Я решил употребить сутки на изучение этого третьего островка, а затем вернуться обратно на второй. На всякий случай я написал записку для товарищей, отнес ее на тот берег второго островка, к которому они должны были подъехать, и положил одним концом под камень. Затем мелом нарисовал на прибрежных камнях стрелки к этому месту.

Чтобы не объезжать против ветра весь второй островок, я перетащил лодку на другую его сторону. Уже у самого берега лодка стукнулась о прибрежные камни, оцарапав в нескольких местах бока, выкрашенные в зеленый цвет. Однако лодка не пострадала, и я благополучно доехал до третьего островка.

Обход третьего островка показал, что он достоин изучения. Все условия, необходимые для жизни, были налицо. Для подробного изучения нового места прежде всего следует составить примерный план. Мера – шаг; дальние расстояния и высоты определяются на глазомер. Большой точности, конечно, не будет, но ориентироваться можно.

Проделав эту работу, я стал изучать на бумаге островок, уменьшенный в 2500 раз.

Как на таком островке отыскать с наибольшей вероятностью место поселения первобытного человека? Как правило, для стоянки нужны два условия: близость водоема с пресной водой и защищенное от ветров убежище. Такие места имелись в двух противоположных концах островка (рис. 1).

Рис. 1

Сперва я пошел к ближайшему из этих мест. Шагая по прибрежным скалам, я заметил в трещине кусок красного кремня. Как он попал сюда?.. Необходимо было его извлечь из расщелины.

Скала круто обрывалась в море, но я понадеялся на свои галоши (резина по камню не скользит). Держась одной рукой за выступ скалы, я потянулся к щели. Внезапно камень под моей рукой обломился, я скользнул по скале и грузно бултыхнулся в морозные беломорские волны. Попав в водоворот, я пошел ко дну… К счастью, я не потерял сознания. Оттолкнувшись ото дна, я быстро поднялся на поверхность моря и стал судорожно плыть к выступу берега.

Процедура разведения огня и сушки одежды заняла много времени. Помня о кусочке красного кремня, я стал продолжать розыски. Водоем состоял из большого углубления в скале с порядочным запасом дождевой воды. Примерно в трех метрах от водоема, там, где оканчивалась скала, я нашел в трещине наконечник стрелы из красного кремня.

Помню восторг, охвативший меня при виде изящной стрелки с мелкой ретушью по краям, так красноречиво повествовавшей о бесследно исчезнувших людях, когда-то живших на этом островке. Раз найден наконечник, стало быть, есть надежда найти многое другое.

Затем явилось сомнение: а можно ли с уверенностью сказать, что эта стрелка относится к давней эпохе? Ведь лопари еще в XVIII веке пользовались каменными орудиями. Вот если бы я нашел стоянку, тогда вопрос разрешился бы.

Отмерив квадратные метры над предполагаемой стоянкой, я начал горизонтально срезать лопатой почву слой за слоем и перебирать пальцами каждый пласт. До тех пор, пока я не добрался до скалы, не было следа человека. Я с нетерпением выбрасывал землю.

«Неужели я ошибся? Ведь такое удобное место», – думал я.

Щуп (стальной прут для измерения мощности грунта) показал, что до скалы осталось 20 сантиметров. Следующий же срез лопаты обнажил культурный слой: зола, угли и глиняные черепки с белевшими пережженными костями…

Сидя на краю шурфа (пробной ямы), я медленно перебирал куски керамики[23]23
  Керамика – изделия из глины.

). Орнамент черепков своим узором говорил, во-первых, о приблизительной эпохе (2000–2500 лет) данной культуры, во-вторых, о связи ее с материком (Карелия и средняя Финляндия). Пережженные и благодаря этому сохранившиеся кости показывали, чем питался человек.

Этот пласт я уже не «подсаживал» лопатой, а разрыхлял особым совком. Угли, кости, черепки, но ни одного орудия…

Невольно возник вопрос: что это – костер приезжавших сюда две тысячи лет назад промышленников или жилье, где они выделывали свои непрочные орудия из кремня?

Докопав до скалы и разложив в разные кучки промытую керамику и кости, я измерил и записал толщину слоев всех четырех стенок, а образчики слоев завернул в плотную бумагу для подробного анализа в Ленинграде. Измерение показало, в какую сторону направлялось кострище. Затем заложил еще четыре шурфа…

Второй шурф дал мне следующее: мощность культурного слоя (золы с углем) увеличивается до 30 сантиметров. Прибавилась керамика, при чем находившаяся в низких слоях резко отличалась от находившихся в верхних по орнаменту и технике обжига. Значит, здесь я нашел или напластование различный культур, или одна и та же культура пережила соответствующее развитие техники гончарного изделия.

Третей шурф заключал в себе 52 сантиметра культурного слоя. На правой, то-есть восточной, стороне его я наткнулся на ряд крупных камней, уложенных рядом, повидимому, кругообразно (рис. 2). Это был очаг – лучшее доказательство того, что здесь находилось жилье доисторического человека.

Рис. 2

Под самыми камнями обнаружился еще слой воды до 10 сантиметров толщиной, слой золы, углей и керамики, – значит, люди не сразу поселились здесь: сперва они лишь разводили в этом месте огонь и грелись.

Четвертый шурф, как видно по плану, отстоит на таком же расстоянии от третьего, как и второй. Он дал уменьшение толщины слоя угля и золы и увеличение керамики более раннего типа, в то время как керамика позднего типа попалась лишь дважды. Следовательно, огнище человека более древней эпохи было шире, у человека же более поздней оно суживалось. Это могло означать, что человек позднейшей эпохи имел здесь жилье (вероятно, землянку) и тщательно сберегал жар и теплоту.

Пятый шурф находился в стороне, ближе к скале. Он вполне оправдал мои ожидания: целая куча кремневых осколков и три готовых прекрасных наконечника для дротиков (копий), ряд скребков для очистки шкуры и прочие ценные находки.

Эти пять раскопанных метровых шурфов дали мне следующее: люди жили на этой стоянке в две различных эпохи, в позднейшую они имели здесь постоянное жилье (рис. 3). Повидимому, днем они были заняты промыслом, а вечерами, озаренные пламенем костра, возились с приготовлением еды (которая состояла из птицы, иногда оленины, чаще же из каких-то других животных, быть может, тюленя), другие выделывали орудия для промыслов. Кремень был плохого качества и ломался при метании, – об этом говорили многочисленные обломки орудий, лишенные заостренной части.

Рис. 3

Незаконченные орудия свидетельствовали о том, как трудно было их изготовлять; нередко почти готовое, с тщательной ретушью, орудие при неловком ударе ломалось, и погибал весь труд.

Когда я раскопал эти пять метров, наступила белая ночь. Итти к лодке мне не хотелось. Утром пришлось бы разыскивать это место стоянки – так хорошо оно было скрыто. Я натаскал мха и уснул под нависшей с трех сторон скалой, где несколько тысяч лет назад спали первобытные люди.

Предыдущие ночи давали себя знать; если в лихорадке поисков мне было достаточно трех-четырех часов сна и больше не спалось, то теперь, лежа около богатых раскопок, я решил как следует отоспаться. Ночью сквозь сон до меня доносились вой ветра и грохот бившихся о камни волн…

Когда наутро я вышел из убежища, часы показывали, что мой сон длился десять часов. Я направился к водоему помыться. Вода оказалась зацветшей и гнилой. Пришлось поэтому итти к лодке, около которой лежала предусмотрительно захваченная четверть с пресной водой.

Подойдя к лодке, я пошатнулся, как от удара, и невольно свистнул: в лодке чернела огромная дыра; соседняя скала местами позеленела от масляной, едва просохшей, краски. Очевидно, волны во время бури ночью били о скалы крепко привязанную лодку, Действительно, вблизи на волнах лениво качался кусок ярко-зеленой доски…

Починить лодку на месте, как показал осмотр, было невозможно. Правда, можно было бы заткнуть дыру брезентом лузана (кусок материи с дырой для головы – одежда зырян), однако, не было гвоздей, чтобы прибить брезент. Оставалось ждать приезда бота с рабочими.

Ругая себя за непредусмотрительность, я понес бутыль с водой к стоянке. Когда я разводил костер, у меня мелькнула мысль: «А что, если они не догадаются, где я нахожусь?..»

Я сильно встревожился. Единственным указателем направления, по которому я уехал, была оставленная мною записка на втором острове. Но ночная буря непременно должна была оторвать намокшую часть бумаги от сухой, лежавшей под камнем. Нарисованные мелом стрелки, вероятно, смыты водой. Как же, в таком случае, товарищи меня отыщут?..

Положение было скверное: никем не посещаемый островок, невозможность с него выбраться, отсутствие свежей пресной воды, запас пищи всего на один день (правда, его можно было бы растянуть на несколько дней)… Ружье осталось у товарищей; к тому же и стрелять-то здесь нечего, кроме редких чаек. Рыбу же руками не поймаешь.

За девять лет скитаний в области Коми (зырян) я встречал немало опасностей: дважды приходилось мне блуждать в лесу по нескольку дней; раз случалось и замерзать; однажды ночью в Татарской республике бандит, промахнувшись, вместо удара по моей голове согнул ломом железный прут тарантаса; приходилось мне и тонуть и подвергаться нападениям хищных зверей, но сидеть на необитаемом островке среди моря, без лодки и припасов еще не случалось…

На горизонте чернел длинной полоской дымок парохода. Но, увы, пароход не мог подойти ближе, так как часть моря, где тянутся островки, опасна своими подводными камнями. Сидеть и размышлять о своей судьбе было более чем бессмысленно. Я решил взяться за работу.

Не раз лопата застывала в моих руках, когда проносилась назойливая мысль: «А вдруг они не приедут»…

Вечером, после скромного ужина, я погрузился в тревожный, поминутно прерывавшийся, сон. Ворочаясь с боку на бок, я высчитывал, в котором часу может притти бот.

Наступило утро. Миновали все сроки, а бота не было… Весь день до позднего вечера я просидел на самом высоком мысу островка, глядя на голубеющую на горизонте полоску второго острова, откуда должны были приплыть товарищи. «Там, – думалось мне, – ищут они меня и, не найдя меня и моей записки…»

Пахнул морозный ветер с океана. Медленно, нехотя побрел я на стоянку. Почувствовав жажду, я взял бутыль с водой и неловкими, как бы окаменевшими, пальцами начал вытаскивать пробку. Внезапно бутыль выскочила у меня из рук и разбилась. Не стало даже хорошей воды…

Нечего и говорить, что я провел ужасную ночь. Как только стало светать, я побежал на берег посмотреть, не едут ли товарищи. Однако никого не было…

Настало утро, ясное и сверкающее. С тяжелым сердцем сидел я на стоянке, любовно перебирая обмытые черепки, каменные орудия, глядел на записи дневника и думал: «А нужны ли теперь мои находки? Если оставить открытыми, их развеет ветром, если же спрятать в укромное место, то кто их найдет?..

Трудность голодного пайка усугублялась бедой с разбитой четвертью. Пресная вода водоема оказалась до-нельзя прогнившей и, даже прокипяченая, вызвала сильную рвоту.

Работа не клеилась. Она потеряла всякий смысл» Чтобы чем-нибудь развлечься и не терзать себя загадкой «приедут – не приедут», я придумал себе занятие: сделал из бечевки петлю, окружил ею глубокую впадину в скале, положил туда кусочек хлеба, а сам с бечевкой залег за скалу. Вскоре парочка чаек, надоевшая мне своими жалобными воплями, закружилась над приманкой.

Схватить приманку налету было невозможно– впадина была чересчур глубока; птице приходилось опуститься на скалу и сунуть голову в отверстие впадины.

Прошло часа два, пока одна из чаек догадалась это сделать. Движение руки – и петля затянула шею птицы. Чайка отчаянно рванулась в воздух, но бечевка крепко ее держала. Яростно металась птица во все стороны и, наконец, как-то боком, как аэроплан, стремительно скользнула вниз.

Привязав птицу за ногу, я отпустил ее, чтобы другой конец бечевки прикрепить к кусту. Чайка в кровь исклевала мне руку.

Прежде всего надо было отыскать чайке пищу. Я отправился на поиски червяков, гусениц, мух. За этим занятием у меня прошел весь день.

К вечеру, на мое счастье, пошел дождь. Устроив из брезента лузана нечто в роде подноса, я собрал довольно много воды.

Следующие сутки не принесли ничего нового; лишь уменьшился и без того скудный запас пищи. Чайка и ее пропитание, а главным образом опыты и наблюдения над ней, поглощали все мое внимание.

Новые сутки. Я лежал, забившись во мху, дремал и грезил. Отрывки мыслей, воспоминаний… Пронзительно кричали две прилетевших чайки, глядя на мою пленницу, затем и они исчезли…

Было так тихо, что временами казалось, что кругом не было жизни. Мелькала мысль: «Быть может, и сам я уже ушел от жизни…»

Отпущенная на волю чайка (собирать ей пищу было слишком утомительно) мгновенно исчезла, и больше ни одна из этих красивых, но крикливых птиц не прилетала…

Счет времени был потерян… На пятый день неожиданно раздался заглушенный звук знакомого свистка, за ним – второй, третий… Моя рука автоматически схватилась за свисток. Я свистнул.

Только через минуту, глядя на свою руку со свистком, я попытался сообразить, зачем свистел. Мысль, что на острове кто-то может свистеть, показалась мне нелепой и безумной, настолько я привык за эти мучительные дни думать, что, кроме меня, нет никого вокруг.

Повторился свист, протяжный, настойчивый…

Я порывисто вскочил на ноги, но тут же от слабости упал. Затем, придерживаясь за скалы, обливаясь потом, кое-как вскарабкался наверх. Засвистел отчаянно, изо всех сил, опасаясь, что уедет тот, кто свистел. Ответный свист– и через несколько минут, смешно размахивая руками, ко мне бежали двое товарищей по работе…

Не буду описывать встречу трех друзей, из боязни показаться сантиментальным…

Оказалось следующее. В назначенный день товарищи приехали на первый островок, где, конечно, не нашли меня. Тем не менее, они осмотрели остров и, подобно мне, признали его неинтересным.

Решив, что я уехал на второй по намеченному маршруту остров, они двинулись туда. Однако меня и там не оказалось. Товарищи пришли в недоумение. Остров был большой. Поиски меня, а также буря заставили их пробыть на нем более двух суток. Затем они вернулись на первый островок. Буря, разыгравшаяся в ночь моего отъезда (та самая, что исковеркала мою лодку), заставила одного из них подумать о катастрофе…

Намеревались уже ехать в Кемь и заявлять властям о катастрофе со мной. Однако второй из товарищей, охотник и прекрасный следопыт, решил снова осмотреть второй островок, куда я уехал от них.

Подъехав к тому месту, где я должен был причалить на-лодке, он вышел на берег. Взобравшись на скалы и вглядываясь в противоположную сторону, товарищ заметил темнеющую полоску третьего острова..

Он пошел на противоположный берег острова. Осматривая скалы у берега, заметил в двух местах зеленую краску, оставшуюся от моей лодки (след перетаскивания через остров, как это верно поняли мои спасители).

Тогда товарищи немедленно поехали к третьему острову. Первое, что они увидели, была разбитая зеленая лодка, крепко привязанная к скале, и поняли, что я здесь – живой или мертвый…

Этого случая я никогда не забуду, и подобная оплошность с лодкой, надеюсь, никогда больше со мной не повторится.

Археолог А. Линевский, автор рассказа «По следам до исторического человека».
Загадка Голубевой пещеры
Приключения следопыта в курских лесах

Я был в нерешительности: куда девать две недели, которые были предоставлены мне для отпуска? Конечно, было бы недурно прокатиться на пароходе по Волге, а еще лучше взглянуть на седовласый Эльбрус. Но из выданных мне на отпуск денег после уплаты накопившихся мелких долгов в моем кармане осталось ровно столько, сколько нужно было заплатить извозчику до вокзала. Невозможность любоваться Волгой и восхищаться Эльбрусом была совершенно очевидна…

Оставалось одно: закинуть ружье на плечи и, не прибегая к платному способу передвижения, отправиться в гости к знакомому лесничему за сорок километров от нашего города. Правда, там я не увижу тех красот природы, о которых так красочно говорят курортные путеводители, но зато чудесно проведу время за охотой на тетеревов и уток, а кстати – побываю в Голубевой пещере, о которой говорил мне как-то лесничий. С этой пещерой связана какая-то легенда, а до таких легенд я большой охотник…

Словом, вояж в родные леса Курской губернии был не только мне по карману, но и сулил нечто интересное. Сборы были недолгие. Я вышел на следующий день с зарей. В полдень сделал привал у Красных Родников, а вечером, когда на западе, за сосновым бором, умирал закат, мы сидели с лесничим на веранд де его дома и не спеша пили чай с клубникой.

Под конец нашей беседы я попросил лесничего рассказать все, что ему известно о Голубевой пещере.

– Вас заинтересовала эта пещера? – улыбнулся он. – Про нее действительно рассказывают интересные вещи. В этих рассказах, конечно, много вздорного, но в основе лежит факт, связанный некоторым образом даже с историей…

Лесничий допил стакан и продолжал:

– Дело в следующем. Когда в 1812 году Наполеон отступал из Москвы, то сначала думали, что маленький корсиканец не пойдет старой дорогой, а свернет на Украину. Здесь он мог накормить свою голодную армию. Чтобы затруднить французам этот путь отступления, из некоторых городов нашей губернии было приказано вывезти хлебные запасы и ценности. А надо сказать, что в то время в этих местах подвизался разбойник Голубев – лицо не мифическое, как это часто бывает в подобных рассказах, а вполне реальное– он родом из Красных Родников, через которые вы сегодня шли и где по сие время живут потомки рода Голубевых. Так вот, когда из нашего города вышел транспорт с казенными деньгами, то Голубеву с его молодцами, повидимому, не стоило особого труда справиться с несколькими дряхлыми инвалидами, охранявшими этот транспорт. Последний был ограблен дочиста и деньги спрятаны в той пещере, о которой мы говорим. По крайней мере, пустые подводы были найдены поблизости от пещеры…

Между прочим, любопытно, как Голубев сделался разбойником. В молодости он работал в графской кузнице и даже был отправлен графом учиться на Тульские заводы. После окончания учения Голубев вернулся в графское имение. Здесь он влюбился в дворовую девушку и хотел на ней жениться. Однако невеста Голубева приглянулась самому графу, и он без лишних разговоров сделал ее своей любовницей. Голубев не стерпел. Раскроил молотком графский череп и бежал в эти леса. Набрав шайку, он скоро заставил говорить о себе всю округу. Но, как говорят, он грабил и убивал только господ и купцов – бедняков пальцем не трогал. Поэтому разбойник был неуловим. В конце-концов его выдал кто-то из членов его же шайки…

– Да это материал для целого романа, – сказал я. – Ну, а что стало с деньгами?

– Деньги, будто бы, до сих пор лежат в этой пещере; их никто не может взять потому, что пещера «заколдованная», – так говорит народная молва. Поэтому много было смельчаков, хотевших овладеть кладом, но, войдя в пещеру, обратно из них никто не вернулся. И как это ни странно, но это факт…

– To-есть что факт? – удивился я.

– То, что из пещеры никто не возвращается… Последним, не вернувшимся из пещеры, был охотник Аким. Я хорошо его знал. Незадолго до своего отправления в пещеру он еще заходил ко мне за порохом. И вот с тех пор я его не видел. Это было прошлой осенью…

– Может быть, с ним просто что-нибудь случилось в лесу, когда он шел в пещеру? Задрал зверь, например, – сделал предположение я.

– В том-то и дело, что нет. Аким вошел в пещеру. Уходя, он условился с соседями, что прежде чем войти в пещеру, положит у входа свой зипун. Когда Аким пропал, зипун нашли там, где он сказал. В пещеру, однако, после этого войти никто не рискнул…

Помолчав, лесничий добавил:

– Я давно собираюсь осмотреть пещеру, да все как-то некогда. Пещера не в моем лесничестве. Одного вас я в нее не пущу, а если хотите, отправимся вместе…

Я, конечно, согласился и, на этом наш разговор об этом закончился. Но, лежа в ту ночь на сеновале и прислушиваясь к глухому крику выпи на болоте, я долго думал о загадке Голубевой пещеры…

* * *

Мы условились отправиться в пещеру через два дня, но к лесничему приехала какая-то комиссия. Он целые дни возился с ней в лесных питомниках. Тем временем мой отпуск приближался к концу.

Тогда я решился итти в пещеру один.

Присоединив к обычному моему снаряжению ручной фонарь и веревку, я вышел из дома перед восходом солнца, когда лесничий еще спал. Накануне я сказал ему, что пойду на дальние озера за утками. На всякий случай, на своем столе между книгами я оставил следующую записку:

«Если мое отсутствие будет долгим, ищите меня в Голубевой пещере. Я войду в нее, обвязав себя веревкой; другой конец привяжу за что-нибудь у входа»…

Обвязать себя веревкой при входе в пещеру побудило меня следующее соображение: в пещере мог быть какой-нибудь провал, настолько глубокий, что из него нельзя было выбраться без посторонней помощи. Ни о каком «колдовстве», понятно, я не думал, и предположением о провале легко объясняю таинственное исчезновение людей, входивших в пещеру. На Кавказе я знал пещеру с таким именно провалом, в котором погибло двое туристов…

Веревка и фонарь в достаточной степени гарантировали меня с этой стороны.

От дома лесничего до Голубевой пещеры было около пятнадцати километров. Хотя дорога и не была мне знакома, но на лесном плане, который висел в канцелярии лесничего, место пещеры было обозначено крестиком. Лес был разбит просеками на правильные занумерованные квадраты, так называемые «кварталы», и мне не трудно было найти на пересечении двух просек столб с цифрой 189. В этом квартале находилась пещера. Из слов крестьян, работавших в этих местах на делянках, мне было известно, что пещеру легко найти, если итти по крутице[24]24
  Крутица – лесной овраг.

) вправо. Пещера расположена на дне крутицы под курганом, в каком-нибудь полукилометре от просеки.

Пятнадцать километров – это три часа пути. Солнце было еще невысоко, когда я спустился в глубокую, точно вырезанную гигантским ножом щель, густо заросшую лесом. Это была крутица. Пробираясь через сплошную стену зеленой поросли, я был мокр от росы с головы до ног. Голубев недаром выбрал это место. За сто с лишним лет, что прошли с того времени, лес, несомненно, сильно поредел. Но и теперь этот уголок был настолько глух, что вокруг не слышалось даже голоса птицы…

Наконец впереди просветлело. Чаща вдруг отодвинулась, и я вышел на открытое место. Передо мною была небольшая поляна, ограниченная по сторонам отвесными обрывами. Усеянная небольшими камнями, поляна была почти лишена растительности и представляла странный контраст с окружавшей ее зеленой рамкой. Впереди, как гигантская опухоль, возвышался также совершенно голый, бурого цвета курган, а у его подошвы, полузаваленное камнями, темнело небольшое отверстие.

Я был у Голубевой пещеры…

* * *

То, что охотник Аким погиб именно в пещере, для меня еще не было неоспоримым фактом. Мало ли что могло с ним случиться даже после того, как он положил свой зипун у входа в пещеру. Но все же, прикрепив один конец веревки к камню, а другой обмотав вокруг груди, я ощутил в душе тот холодок, который испытываешь перед лицом неведомой опасности. С ружьем в одной руке, с фонарем – в другой, я осторожно двинулся по темному ходу в глубь кургана.

Как змея, шурша и извиваясь, поползла за мной веревка…

Зайцы, повидимому, не очень боялись голубевского колдовства: орехи их помета густо засеяли землю между камнями. Вначале ход был тесен, я должен был ползти на коленях. Но постепенно он расширялся. Дневной свет за моей спиною готов был померкнуть, когда масса камней преградила мне путь. Я было подумал, что это обвал, но, осмотревшись, понял, в чем дело. Камни, очевидно, были положены нарочно и являлись своего рода бруствером, из-за которого можно было прекрасно оборонять вход в пещеру. Узкая щель сбоку служила продолжением хода внутрь.

С большой осторожностью, удалив предварительно несколько камней, чтобы в них не запуталась веревка, пролез я в эту щель и очутился в пустом пространстве. Здесь можно было стоять не сгибаясь. Осветив вокруг себя фонарем, я понял, что дальше двигаться было некуда: я находился в Голубевой пещере…

Не знаю, что я приготовился увидеть в страшной пещере. Во всяком случае, если даже в пещере не было провала, то я должен быть увидеть нечто такое, что объяснило бы мне загадочную гибель тех людей, что входили сюда. Представьте же себе мое изумление, когда я ничего не увидел, кроме небольшого, метров шесть в поперечнике, пустого пространства, ограниченного каменными стенами. Пещера была совершенно пуста!..

Точно так же я не видел никаких следов и тех, кто будто бы погиб в пещере. Ни костей, ни клочка одежды! Значит, все эти рассказы о том, что из пещеры никто не возвращался, есть не что иное, как плод досужей фантазии? Было только непонятно, как лесничий, серьезный и положительный человек, мог попасться на эту удочку, поверив в историю гибели в пещере Акима! Охотник, вероятно, погиб где-нибудь в лесу, и, конечно, его трудно было найти в лесных дебрях.

Так думал я, стоя с фонарем в руке посредине пещеры. Я был немного разочарован и даже раздосадован. Стоило принимать столько предосторожностей! Тянувшаяся за мной веревка показалась мне смешной, – освободив себя от нее, я отшвырнул конец в сторону. В пещере нечего было делать. Единственно, что заслуживало некоторого интереса, – это небольшая ниша в противоположной стене. Я решил осмотреть ее поближе, прежде чем покинуть пещеру.

Кажется, оставалось не больше трех шагов, чтобы вплотную подойти к нише, и я хорошо помню, что пол под моими; ногами ничем не отличался от такового на остальном протяжении пещеры. Но тут произошло что-то непонятное: я вдруг почувствовал, что лечу куда-то вниз… В следующее мгновение я упал во что-то мокрое.

Я вдруг почувствовал, что лечу куда-то вниз…

Это произошло так быстро, что испугаться или подумать о чем-либо не было времени. При падении я выронил фонарь и, придя в себя, очутился в абсолютной темноте.

Хорошо, что у меня кармане имелась запасная свеча и спички. Я зажег огонь.

Уходя по колено в какое-то жидкое месиво, в котором грязь мешалась с человеческими костями, я стоял на дне узкого колодца. Этот колодец имел отвесные, совершенно ровные стены. Вверху на высоте шести метров виднелся люк, – пропустив меня вниз, он закрылся непонятным образом. Тошнотворный запах исходил от гниющей массы под моими ногами…

Тогда мне стало ясно, как необдуманно поступил я, освободив себя от веревки. Без посторонней помощи я не мог выбраться из этой дьявольской ловушки… Дикий ужас перехватил мне горло…

* * *

Несомненно, не оставь я записки лесничему, мои кости гнили бы теперь на дне этого колодца вместе с костями Акима и других охотников за голубевским кладом. Но помощь подоспела вовремя. Я уже задыхался в каменном мешке, когда сверху до меня донеслись голоса людей.

Лесничий потом рассказывал, что, войдя с лесниками в пещеру, они долго не могли понять, откуда слышатся мои крики. Как я уже говорил, прикрывавший колодец люк закрылся после моего падения. Пещера имела совершенно невинный вид.

Само собой понятно, что нетрудно устроить такой люк, чтобы он, открываясь внутрь под действием тяжести, потом закрывался сам. Для этого нужна только небольшая пружина, какие прикрепляют к дверям в зимнее время. Но в том-то и дело, что люк в Голубевой пещере не имел ни этой пружины, ни другого какого-либо искусственного приспособления. Представляя из себя тонкий стальной лист, прикрепленный обыкновенными петлями к краю колодца, этот люк закрывался без всякой видимой причины…

Если во всей этой истории и было что-либо загадочное, то только устройство этого люка. В самом деле, что заставляло люк, проглотив человека, принимать прежнее положение?

– Не иначе колдовство, – решил старик-лесник, когда мы, после извлечения меня из колодца, осматривали загадочный люк, – разбойник знался с «нечистой» силой…

Да, несомненно, Голубев был немного знаком с этой силой, – недаром он учился на Тульских заводах. Познакомившись со свойствами магнита, он, вероятно, для охраны своего клада, который лежал в нише (там мы нашли несколько медных монет), придумал остроумную штуку. Сделав люк над колодцем из стального листа, он заставил его на вечные времена быть закрытым, потому что потолок этой пещеры состоял из магнитного железняка, – стальной лист притягивался магнитом…