Текст книги "Литературная Газета 6350 ( № 49 2011)"
Автор книги: Литературка Литературная Газета
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 14 (всего у книги 14 страниц)
Найти актёра…
Найти актёра…
ПРОФЕССИЯ – КАСТИНГ-ДИРЕКТОР
Она пришла в кино, можно сказать, случайно. По образованию Вера АНОСОВА – историк искусств, но работу по этой профессии не нашла. Попробовав себя как постановщицу фотосессий, она почувствовала, что только кино – её место и призвание. А подбор актёров – захватывающий процесс.
- Вера, как становятся помощниками режиссёра по подбору актёров, или, как принято сейчас говорить, кастинг-директорами?
– Нельзя сказать, что это человек, который недоучился до режиссёра или в какой-то момент не достиг режиссёрского успеха. Моя профессия – совсем другая. Кино – это сложение усилий, это сотни специальностей. Без их совокупности ничего стоящего никакой, даже самый гениальный режиссёр не сможет сделать, не сможет воплотить задуманное в полной мере. И каждый режиссёр это понимает. Он знает, что такое команда.
Зачастую в кино приходят люди из других профессий. Это типичная ситуация. Могу сказать о себе. Совместилось несколько вещей. Я окончила исторический факультет в университете, став историком искусств. Это оказалось невостребовано. Как любой творческий человек, стала искать нишу, где можно реализовать себя, зарабатывать, чтобы жить. Когда вдруг попала в кино, сразу влюбилась в его мир, его атмосферу. К тому же я очень люблю общаться. А эта профессия идеально подходит для коммуникаторов, как сейчас говорят на западный манер. Но поговорить – это ведь не работа, это можно и на кухне или в сетях. Контактность, доброжелательность, да. Нужны, однако, и взыскательность, вкус, понимание психологии, корректность, объективность и ещё многое другое.
- Как строится взаимодействие между режиссёром фильма и кастинг-директором?
– Вот смотрите, классическая ситуация. Изначально режиссёр-постановщик должен видеть картину в целом, основной её смысл. В его сознании должны сложиться характеры героев, их изломы, развитие. Моя задача – понять именно это, нащупать, что для режиссёра значат такие довольно расплывчатые понятия, как «красивая», «романтическая», «боевой», «мстительный», с какими лицами и актёрскими возможностями он их ассоциирует. Честно скажу, в реальности в силу разных причин режиссёры далеко не всегда отчётливо видят образы всех своих будущих героев, фокусируясь лишь на самых главных. Ведь они и на самом деле – точка отсчёта. Вот тут – в развитие – и нужна будет моя помощь как профессионала. У меня в голове и в компьютере есть некая актёрская база данных. Поэтому прежде всего я должна внимательно слушать режиссёра, осознать его замысел по максимуму, а потом уж заниматься подбором, опираясь на массу факторов. Важна, конечно, не только внешность, но и степень актёрского дарования, актёрская энергетика. Очень много даёт внимательное прочтение сценария, его осмысление. Тогда может сложиться своё впечатление о героях, их особенностях, а в итоге – о совместимости тех или иных актёров.
- Произошёл отбор. Ваша миссия на данном проекте закончена?
– Нет. Кастинг-директор – это не только художественная часть. Он также работает в производстве и курирует финансовую часть взаимодействия с актёрами (смета ведь не резиновая), согласует графики съёмок. Моя задача, таким образом, комплексная. К тому же я подбираю backup-состав, команду запасных. Нужно быть готовыми к любым форс-мажорным обстоятельствам. И эти запасные актёры также должны состыковываться между собой, укладываться в смету, иметь свободное время для работы в фильме. Такие вот задачки со множеством неизвестных[?] Решать их мне очень нравится.
- Что собой представляет процесс кастинга? На первый взгляд всё понятно. Но ведь есть особенности.
– Сначала подбираю фотографии актёров, режиссёр-постановщик смотрит, назначает кому-то встречи. По итогам первичного собеседования определяется, кто больше подходит. После этого играются эпизоды на кинопробах. Но бывает, что приходится подбирать актёров без режиссёрской подстраховки. Особенно если проект очень срочный. Но подобная ситуация – некомфортная. Однако надо справляться.
- А не думали о том, чтобы сменить амплуа, самой снять фильм?
– Я же вам говорила: кино – сложение усилий. Хороший фильм, работа над ним всегда и всем, кто на нём занят, дарят радость, кроме хлопот и нервотрёпки, конечно. Надо заниматься тем, в чём ты профессионален. Толково подобрать актёров – это у меня получается и доставляет колоссальное удовольствие.
Беседовала Мария ИГОРЕВА
: Empty data received from address
Empty data received from address [ url ].
: Empty data received from address
Empty data received from address [ url ].
: Empty data received from address
Empty data received from address [ url ].
: Empty data received from address
Empty data received from address [ url ].
Клуб «12 стульев»
Клуб «12 стульев»
БЫЛОЕ
ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ
Однажды во время Великой Отечественной войны в часть, где служил кинодраматург Иосиф Прут, привезли фильм «Два бойца». Иосиф Леонидович похвастался однополчанам, что песни для этой картины написал его товарищ Никита Богословский. Старшина не поверил. Больше того – он даже рассердился и сказал:
– Тамбовский волк тебе товарищ. А чтобы впредь не врал, получай наряд вне очереди.
Вскоре в ту часть привезли картину «Секретарь райкома». Когда в титрах появилась надпись «Сценарий Иосифа Прута», тот же старшина ехидно спросил драматурга:
– Скажешь, это ты?
– Нет, – вздохнул Прут. – Это однофамилец.
СЛЫШАЛ ЗВОН[?]
Вскоре после окончания войны джаз-оркестр Утёсова, гастролировавший по Дальнему Востоку, прибыл в Биробиджан, где должны были состояться пять концертов. Встретивший их администратор местной филармонии сразу предложил отменить первое выступление. На недоумённый вопрос Леонида Осиповича он объяснил:
– Понимаете, сегодня в обкоме будет закрытый просмотр фильма «Смерть Риббентропа». Очень интересно. Ажиотаж вокруг него страшный. Несколько человек из вашего оркестра я смогу провести.
Конечно, отменять концерт не хотелось. Но и фильм посмотреть – заманчиво. Наверное, это про Нюрнбергский процесс. Где его ещё увидишь?
В общем, решили пойти в кино. После бурных споров выделили из оркестра несколько человек, самых достойных, и администратор повёл их в обком. Там с большим трудом провёл в зал. Наконец фильм начался, и тут выяснилось, что администратор всё на свете перепутал: не «смерть», а «жизнь». И не Риббентропа, а Рембрандта!
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА
После того как Пётр Алейников сыграл в фильме «Большая жизнь» шахтёра Ваню Курского, он стал невероятно любим в шахтёрских краях. И вот однажды, вскоре после выхода фильма на экраны, он с группой молодых артистов выехал на гастроли в Донбасс. Алейников являлся «гвоздём» программы, поэтому его выступление объявляли последним. Но стоило Петру Мартыновичу выйти на сцену, как тут же к нему бежали зрители с цветами, бутылками, прочими сувенирами. Его обнимали, целовали, качали, и это продолжалось минут пятнадцать. После чего он, растроганный, покидал сцену[?]
За все десять дней Алейников так ни разу и не выступил. Тем не менее в каждой рецензии местных газет писалось, что наибольшим успехом у зрителей пользовалось выступление «нашего доброго и любимого Петра Алейникова».
НА ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ
Рине Зелёной очень нравилась Любовь Орлова, она мечтала сняться с ней в одном фильме. Когда режиссёр Г. Александров готовился к съёмкам «Весны», Рина Васильевна уговаривала его дать ей роль.
– Рина, у меня там нет женских ролей, – сказал он.
– Тогда дайте мужскую.
ЗНАТОК ПРОИЗВОДСТВА
В 70-е годы прошлого века Сергею Мартинсону, как и многим другим звёздам экрана, часто приходилось ездить на выступления. На этих так называемых творческих вечерах он рассказывал о своей работе в кино, читал и даже пел. Одно время его аккомпаниатором был Левон Оганезов, который и рассказал мне об этом случае.
Однажды они возвращались на машине после выступления в подмосковной Балашихе. Мартинсон сидел рядом с водителем, Оганезов – сзади. Сергей Александрович всю дорогу молчал. И вдруг, когда они въехали в Москву и проезжали мимо завода «Серп и молот», он сказал:
– На этом заводе три цеха. В одном делают серпы, в другом – молоты.
Сказав это, он замолчал. Естественно, Оганезов спросил:
– Ну а в третьем что делают, Сергей Александрович?
– Третий – сборочный.
Александр ХОРТ
Курьёзы
Курьёзы
Новый жанр
А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-чёрного эпизода плясок опричников изрёк:
– Опера.
Его сосед по просмотровому залу напомнил:
– Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».
– То была опера днём, а это – опера ночью.
Долг платежом красен
Во времена борьбы с космополитизмом режиссёр М. Донской кричал режиссёру С. Юткевичу, доктору искусствоведения:
– Серёжа! Положи докторскую на стол!
После этого случая Донской и Юткевич оказались в одно время в Доме творчества «Болшево». На завтрак подавали докторскую колбасу. На столе у Донского появилась тарелка с колбасой и рядом записка: «Марк, ты просил докторскую – получи!»
На все времена
Актриса, известная своими лёгкими, многочисленными и небескорыстными связями с деятелями разного ранга и окраски, возникла из небытия, опубликовав мемуары о своей интимной жизни.
Её ровесник, сценарист, прочитав эти откровения, заметил:
– Она – на все времена. Только раньше она торговала своим телом, а теперь – воспоминаниями о своём теле.
С позиции летописца
Поэт Михаил Светлов приехал в Сочи. Вышел на пляж, окинул лежбище цепким взглядом, увидел множество старых друзей и подруг и изрёк:
– Тела давно минувших дней.
С кого спрашивать
Режиссёр выступал перед курсантами военно-финансового училища. Его спросили:
– Сколько стоит средний фильм?
– Спросите у среднего режиссёра. Я знаю, сколько стоит хороший.
Примета
Постаревшая красавица из Дома ветеранов кино, побывавшая замужем за несколькими режиссёрами, на мой вопрос, что было модным в конце тридцатых годов, без тени раздумий заявила:
– В конце тридцатых было модно жениться на мне.
Из книги Леонида Марягина «Изнанка экрана»
186
186
ИТОГ
Начало действия Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов можно отнести к 1999 году. За это время менялось законодательство, менялась ситуация в стране и в соответствии с этим менялись и формы поддержки кинематографистов. Неизменным оставался лишь принципиальный подход: основной целью программы было не извлечение прибыли, а действенная помощь тем компаниям, тем творческим коллективам (прежде всего, конечно, московским), которые были готовы с полной творческой и человеческой отдачей делать кино, ориентированное на общечеловеческие ценности. Иными словами, доброе, правдивое, содержательное, позитивное кино.
Всего за это время выпущено 186 фильмов. Из них – 128 картин в период с 1999 по 2007 год. О многих из них мы рассказали в выпусках «Нашего московского кино». Даже в кризисные годы, в период с 2008 по 2011 год, было создано 58 телефильмов, в том числе 11 детских, 10 по военно-патриотической тематике, 17 экранизаций классиков русской литературы и современных авторов и 12 картин о сегодняшней жизни, о нас с вами.
Конечно, случались не очень удачные работы, но на то оно и творчество. Однако были и замечательные, таких большинство. Фильмы, созданные в рамках программы, участвовали практически во всех значимых кинофестивалях – как в России, так и за рубежом. Завоёвано множество дипломов, специальных призов, включая несколько Гран-при. Можно вспомнить, например, двухсерийный фильм «Подмосковная элегия», который в 2002 году поставил Валерий Ахадов и в котором снялись Михаил Ульянов, Ада Роговцева, Ирина Купченко, Виктор Сергачёв, Светлана Немоляева и другие замечательные актёры. Фильм завоевал множество призов, а главное – полюбился зрителям. В создании фильмов программы участвовали и многие другие выдающиеся мастера нашего кино.
Думается, что время даст этому проекту московских властей высокую оценку.