Текст книги "Фантастика 1980"
Автор книги: Кир Булычев
Соавторы: Александр Куприн,Ольга Ларионова,Андрей Балабуха,Михаил Пухов,Владимир Михановский,Андрей Дмитрук,Спартак Ахметов,Юрий Медведев,Владимир Рыбин,Альберт Валентинов
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 29 (всего у книги 29 страниц)
А они говорят, что ни одна из «летающих тарелок» не была зарегистрирована локаторами за пределами земной атмосферы.
Иногда испускаемые ими беспорядочные радиосигналы излучают и безжизненные Юпитер, Сатурн, Уран. В то же время, несмотря на круглосуточные наблюдения за эфиром многочисленными радиостанциями, упорядоченные сигналы ни разу приняты не были. Английский ученый Я. Ридпас, недавно обобщивший итоги тридцатилетних исследований НЛО как космических кораблей инопланетян, справедливо замечает, что в это предположение можно лишь верить, как в бога; подкрепить его научными данными невозможно. – Если же обратиться конкретно к светящимся газообразным шарам, сигарам и дискам…
– …То окажется, что они стоят в ряду таких аномальных явлений, как шаровые молнии, Петрозаводский феномен, ангел-эхо.
– Ангел-эхо?
– Журналисты порою склонны к интригующим заголовкам, ученые – к интригующим названиям. Известный метод статистических испытаний называется «Монте-Карло», хотя, конечно, для игры в рулетку не годится. Представьте, что экран локатора показывает цель в ста метрах от наблюдателя, а глаза ее не видят. Вот вам и ангел-эхо, оно же радиолокационный призрак.
Посланный сигнал отразился от небольшой, сантиметров десять в диаметре, ионизированной зоны. На сей раз – прозрачной, невидимой.
– Образно говоря, перед нами, по-видимому, целая вереница воздушных замков. Большие и совсем маленькие, светящиеся и невидимые. Сотворенные в мастерской природы с широким использованием эффекта хемилюминесценции. – Любопытно, что такая вполне земная постановка вопроса не могла переубедить верящих в космических пришельцев. Свечение в атмосфере вызывают выхлопные газы прилетающих инопланетных кораблей, утверждали они. Пресса капиталистических стран буквально пестрела различными псевдонаучными публикациями на этот счет. США осуществили три дорогостоящих правительственных проекта для их проверки с привлечением частных компаний и большого числа ученых. Вывод оказался одинаков: говорить о внеземном происхождении «летающих тарелок» нет оснований.
– А как объяснить, что в последнее время, судя по сообщениям зарубежной прессы, их появление участилось? Не аргумент ли это в пользу версии с посещением инопланетян?
– Наоборот, перед нами свидетельство влияния человеческой цивилизации на атмосферу. По подсчетам уже упоминавшегося выше английского ученого Я. Ридпаса, в 90 процентах случаев за «летающие тарелки» принимают предметы как естественного, так и искусственного происхождения (метеориты, самолеты, спутники и т. п.). Вторых становится все больше.
А главное – свечению воздуха способствует загрязнение атмосферы. Так, при появлении Петрозаводского феномена над городом в загрязненном выхлопными газами автомобилей воздушном пространстве яркость светящейся зоны несколько увеличилась. Некоторые из вызывающих хемилюминесценцию составов возникают в результате фотохимического смога: в огромном количестве выброшенные автомашинами в воздух вещества реагируют между собой и образуют новые. Чем чище атмосфера, тем меньше вероятность появления «летающих тарелок».
– Для меня такое земное объяснение звучит достаточно убедительно. Но согласитесь: одно дело, скажем, ежедневно работать с использующими принцип хемилюминесценции приборами где-нибудь на заводе, и другое – увидеть приближающийся светящийся диск с самолета или вспыхнувшую в утреннем небе над Петрозаводском огромную, исторгающую снопы лучей звезду. Большая психологическая разница.
– И сократить ее может заочное знакомство с зонами хемилюминесценции (ХЛ) на страницах прессы. Летчикам она особенно необходима. Страшна не встреча с зоной ХЛ, а неподготовленность к ней, могущая, особенно в свете россказней о «гуманоидах», привести экипаж к панике и катастрофе.
По просьбе читателей я выступил со статьей на эту тему в журнале «Авиация и космонавтика».
– Некоторые приведенные в ней сведения интересны и с чисто познавательной точки зрения. Давайте вкратце познакомим с ними наших читателей, по возможности не повторяя уже сказанного.
– С удовольствием. Зоны ХЛ возникают на высоте до 70 километров. Иногда неожиданно – например, при прорыве в приземные слои атмосферы стратосферного озона. Кстати, во время свечения Петрозаводского феномена резко пахло озоном.
Величина зон – от сантиметров до нескольких километров в диаметре. Обычная длительность существования – полчаса-час. Ночью они виднее, чем днем, когда из-за яркого солнца подчас и вовсе незаметны. Свет может пульсировать и в зависимости от вступающих в реакцию веществ быть разного цвета – синего, голубого, оранжевого и т. д. Так, в зоне ХЛ Петрозаводского феномена наблюдалась ярко-красная посредине и белая с краев промоина.
Между прочим, по окраске можно судить, насколько опасна для организма вызвавшая явление воздушная среда. Так, синяя и голубая указывают на преобладание озона и атомов кислорода, в значительных количествах более токсичных, чем дающие оранжевый и красный цвета окись и двуокись азота. Концентрация ионов и электронов в зонах ХЛ возрастает по сравнению с обычным воздухом в тысячи, миллионы раз. Резко повышается электрическая проводимость. Может возникнуть собственное весьма значительное электромагнитное излучение в миллиметровом, сантиметровом и дециметровом диапазонах.
Инженеры, работавшие в вычислительных центрах в районе наблюдения Петрозаводского феномена, отметили в ту ночь крупные неполадки в работе ЭВМ, которые затем исчезли.
При очень высокой концентрации энергии веществ в зоне ХЛ они могут и взрываться, словно шаровые молнии, но, как показывают расчеты, вероятность и мощность таких взрывов невелики. Само по себе хемилюминесцентное свечение по спектру близко к солнечному. Оно безвредно. Однако зона ХЛ может нарушить связь, работу электронного и радиолокационного оборудования. Если экипаж дышит воздухом, поступающим снаружи, вместе с ним в самолет могут попасть и вредные для организма вещества. Их присутствие можно определить по появлению резкого, раздражающего запаха, а характер, как уже говорилось, по цвету свечения.
Задача летчика – избежать соприкосновения с зоной ХЛ, а если это не удалось, проявить самообладание и быть особенно внимательным, пока она не останется позади. Иначе возможен случай вроде того, какой произошел однажды с шестью американскими самолетами «Эвейнджер» над Атлантическим океаном. Они, по-видимому, оказались в малоинтенсивной зоне ХЛ, собственное свечение которой в тот яркий солнечный день было совсем незаметным. Проникшие в кабины вместе с наружным воздухом вредные вещества ввергли пилотов в наркотическое состояние, и те погибли. Кстати, наркотизация атмосферного воздуха может вызываться рядом причин. Известен, например, случай, когда один исследователь подвергся наркотическому действию воздушной среды, возникшей в результате ее радиоактивного облучения, Это стоило ученому жизни: он перестал соблюдать технику безопасности и попал под мощное излучение.
– Пожалуйста, еще немного подробнее про случай с американскими летчиками.
– Военные пилоты не смогли вернуться из учебного полета.
Они посадили не рассчитанные для-этого самолеты на воду и утонули. А перед этим перестали замечать великолепно светившее солнце, им показалось, что облака и пространство под самолетом вдруг странно изменили цвет. Люди тренированные, они понимали, что происходит нечто необычное. Но не знали что и потому не смогли противостоять в общем-то не самой сложной ситуации.
– Как я понимаю, речь идет об одном из эпизодов, связанных с Бермудским треугольником?
– Да. Но я сознательно не упоминал его название – нечто подобное могло произойти в любой точке планеты. Даже скорее не над морем, а над сушей, где самолеты чаще летают. И суда гибнут или оказываются по неизвестным причинам оставленными неведомо куда исчезнувшими экипажами не только там.
Тема разговора – опасность, которую иногда могут представлять для человека необычные явления в атмосфере. Оттого, что в ней в результате человеческой деятельности продолжают накапливаться токсичные вещества, эти явления могут участиться. Виновниками собственного изумления можем оказаться мы сами. Что же до густо пересеченного морскими и авиационными линиями Бермудского треугольника, то тамошний климат отличается большой энергоемкостью метеорологических процессов. Значит, даже шаровые молнии, не говоря уже о других необычных атмосферных явлениях, должны здесь встречаться гораздо чаще. Такая молния вполне может, например, неожиданно и мгновенно погубить самолет или небольшое судно.
– Меня как журналиста не может не удивлять, что до беседы с вами я читал о природном характере необычных атмосферных явлений гораздо меньше, чем слышал разговоров о «летающих тарелках» инопланетян и т. п. Думаю, я не одинок. И что быть ближе к истине необходимо не только летчикам.
– На досуге поговорить об инопланетянах многим кажется более привлекательным, чем разбирать довольно сложные физико-химические процессы. В нашей печати, к счастью, прилетам инопланетян места нет, но и противоположная точка зрения редко высказывается. Некоторые центральные газеты коротко сообщили об уникальном по своим характеристикам Петрозаводском феномене в сентябре 1977 года. А в январе 1979-го люди расхватывали номер «Недели» со статьей «Что это там, на небе», где ему отводилось значительное место. Больше года читатели питались слухами и «лекциями», где эпизод в Петрозаводске являлся одним из главных «доказательств» визита все тех же инопланетян. За это время мне так и не удалось опубликовать статью, где давалась научная оценка явления. Переделывал ее раз десять, положительными отзывами она обросла, как еж иглами. И все равно редакция популярного журнала не дала «добро» на острую тему.
Думаю, что дело здесь даже не в ней самой, а в некотором изъяне, наметившемся в подходе к публикациям на научные темы вообще. Попробую подтвердить это на примере публикаций о шаровых молниях, которые, как я уже говорил, одним кажутся явлением заурядным, а другим, наоборот, несуществующим. Казалось бы, здесь заложен элемент драматизации, делающий материал особенно привлекательным для читателя.
И вот один очень уважаемы естественнонаучный популярный журнал несколько лет назад заказал было мне целую серию статей. Две из них опубликовали, дальше дело застопорилось.
В редакции приняли решение ничего не печатать о шаровой молнии, пока на ее счет не будет общепризнанной теории.
А вдруг как эта теория лет пятьсот еще не появится? Пятьсот лет ждать? И наоборот: если не ждать, может, этот срок сократится?!
Прав доктор физико-математических наук В. Сафронов («Журналист» № 4): печатать, гипотезы, а значит, и выносить на обсуждение нерешенные проблемы науки необходимо. Более того, надо стремиться делать это своевременно. Иначе неизбежны казусы вроде того, как получилось когда-то с Тунгусским метеоритом: советским ученым оставалось лишь оценивать гипотезы, опубликованные зарубежными исследователями. Между прочим, первые сообщения о том, что НЛО не космические корабли, а природная плазма и т. п., тоже появились из зарубежных источников.
Иногда в редакциях, как мне кажется, просто перестраховываются – вдруг читатели что-то не так поймут. Чем иначе могут объяснить, что в отечественной прессе мне практически не доводилось читать об ангел-эхо, радиолокационных призраках? Ведь это не просто любопытный природный феномен, сам факт его существования имеет в радиотехнике большое значение. Могу придумать лишь одно – редакционных работников смущало «несерьезное», отдающее мистикой название.
– Считаете ли вы, что для объяснения необычных явлений атмосферы потребуется совершать какие-либо новые фундаментальные открытия в науке?
– Думаю, удастся обойтись теми, что уже имеются. Надо только накопить побольше данных. Хорошо, если бы удалось, например, послать в зону ХЛ метеорологическую ракету и взять оттуда пробу воздуха. Очень важны и просто визуальные наблюдения. Не случайно член-корреспондент АН СССР В. Мигулин и кандидат физико-математических наук Ю. Платов закончили свою статью в «Неделе» просьбой сообщать о подобных явлениях в Отделение общей физики и астрономии.
– Помнится, несколькими месяцами раньше вы обратились с аналогичной просьбой насчет шаровых молний к читателям «Комсомольской правды».
– Сорок строк нонпарели на четвертой странице помогли многим внести свой вклад в науку. Пришли сотни писем.
Я очень благодарен добровольным помощникам науки, В условиях, когда предсказать, где, в какое время возникнет аномалия, почти невозможно, случайные наблюдения чрезвычайно ценны.
Быть может, в разгадке еще не опознанных явлений атмосферы они сыграют решающую роль.