Текст книги "Бенкендорф"
Автор книги: Дмитрий Олейников
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 29 (всего у книги 29 страниц)
Напряжения сил Бенкендорфу хватило на то, чтобы пережить необычно суровую, вьюжную зиму. А весной 1844 года стало ясно, что последняя надежда поправить здоровье – это поездка в Европу, на воды (несколько лет назад граф с помощью именно этого средства вернулся к государственной деятельности). Было решено ехать в модный тогда Карлсбад (ныне Карловы Вары в Чехии). Александр Христофорович сдал дела Орлову, формально – временно, но скорее всего догадываясь, что навсегда.
Спутницей Бенкендорфа в этом путешествии, несмотря на осуждение света, стала Амалия. Если, рассудил свет, с её стороны это и была страсть, то страсть к деньгам: стало известно, что графу «государь в щедрости своей пожаловал на эту поездку 500 000 рублей серебром», но почти всю сумму Бенкендорфу пришлось потратить на улаживание финансовых дел (в том числе и долгов Крюднерши), так что он повёз с собой не более сотой части пожалованных денег123.
Бенкендорф приехал на воды 9 июня. А. Я. Булгаков записал в дневнике: «Новосильцов П. П., видавший гр. Бенкендорфа в Карлсбаде, сказывал, что он походит более на мертвеца, нежели на живого человека. Целительные источники могут излечивать некоторые болезни, но не могут возобновить жизненную силу там, где она безвозвратно потеряна»124.
В один из дождливых летних дней на водах появились Воронцовы125. Михаилу Семёновичу вскоре предстояло новое блистательное поприще – на Кавказе, где положение в 1844 году стало критическим. Старые боевые товарищи попрощались, понимая, что больше не встретятся.
Специально для того, чтобы увидеть своего «доброго начальника», в Карлсбад выбрался А. Ф. Львов: «Я нашёл его в положении весьма тяжёлом; воды на него не действовали, он едва ходил… Как он мне обрадовался, с каким искренним удовольствием рассказывал обо всём, что слышал обо мне в Дрездене»126. В начале осени Львов приехал в Реймс к прибытию парохода, на котором Бенкендорф возвращался в Россию. Но увидеться им уже не довелось: пароход шёл не останавливаясь, – Бенкендорф спешил в Фалль, чтобы там умереть. Рядом с графом была его старшая дочь, графиня Аппони: она провожала отца до Амстердама – города, напоминавшего о триумфе тридцатилетней давности… Дальше Бенкендорфа сопровождал племянник, Константин Константинович.
Одиннадцатого сентября 1844 года, когда до Ревеля оставалось около двух сотен миль и на горизонте показались тёмные полосы побережья Моонзундских островов, Бенкендорф понял, что до дома ему добраться живым не суждено. Он позвал Константина и взял с него обещание «испросить прощения у жены своей во всех нанесённых ей огорчениях и просить её, в знак примирения и прощения, снять с его руки кольцо и носить на себе, что и было… исполнено». Последние слова Александра Христофоровича были загадочными для присутствующих. Граф произнёс по-немецки: «Dort oben auf dem Berge» («Там наверху, на горе». – Д. О.).
А Елизавета Андреевна высматривала корабль с высокой фалльской башни. Через подзорную трубу она увидела, что «Геркулес» прошёл мимо, в Ревель. Там в Домском соборе, под укреплённым на одной из колонн родовым гербом Бенкендорфов127 гроб с телом графа простоял ночь. Горели две сальные свечи, и два жандарма несли почётный караул.
Наутро гроб доставили в Фалль. Последний обряд происходил в одной из оранжерей – лютеранской церкви в усадьбе не было. Пастору была передана высочайшая воля Николая I: упомянуть в надгробном слове, каким роковым считает для себя государь 1844 год, унёсший у него дочь и друга128. Сам император написал в Польшу наместнику И. Ф. Паскевичу: «Тяжёлый сей год лишил меня… моего верного Бенкендорфа, которого службу и дружбу 19 лет безотлучно при мне не забуду и не заменю. Все об нём жалеют»129. Бюсты Бенкендорфа в рабочих кабинетах Зимнего дворца и петергофского Коттеджа стали молчаливым напоминанием Николаю о долгой «службе и дружбе» графа.
…Елизавета Андреевна объяснила смысл последней фразы Александра Христофоровича: он просил похоронить его в том спокойном и отдалённом уголке усадебного парка, который давно был избран супругами для родового погоста. Там пока стояла только часовня в память родителей Бенкендорфа; могила самого графа была первой.
В 1857 году рядом с могильной плитой Александра Христофоровича легла плита Елизаветы Андреевны; в 1880-м рядом обрела вечный покой их дочь Мария Александровна Волконская, в 1896-м – её супруг, светлейший князь Григорий Петрович Волконский. В 1897 году неподалёку была похоронена внучка А. X. Бенкендорфа Елизавета Григорьевна, в 1909-м – её муж, сын декабриста Волконского Михаил Сергеевич; наконец, последним, в 1921-м, – внучатый племянник Бенкендорфа, Павел Константинович. Часовня и семь уцелевших, хотя и повреждённых, плит сохранились до наших дней и составляют семейное кладбище Бенкендорфов-Волконских.
…«Могилы расположены на уступе полугоры; вниз спускается зелёный, с двух сторон обрамлённый луг, за лугом внизу, далеко впереди, опять лес, за лесом море; сзади, на горе, наверху, огромный деревянный крест, который виден с моря»130.
Александр Христофорович должен был стать историей – а стал мифом. В большинстве учебников и исторических монографий, в работах литературоведов и уж тем более в художественных произведениях под этикеткой «граф Бенкендорф» действовал – и даже пел басом – некий вольно трактуемый художественный образ, в создание которого внесли лепту весьма авторитетные исследователи прошлого века. Осторожное, но выразительное тыняновское «остзейская немота Бенкендорфа стала небом Петербурга» («Смерть Вазир-Мухтара») со временем дополнилось обидным «цензурная сверхнянька Пушкина» (С. Я. Штрайх), ритуальным «жестокий, невежественный и бездарный генерал» академика Н. М. Дружинина, модернистским «булгаковская воландовская „осетрина второй, третьей и даже последней свежести“» Н. Я. Эйдельмана131. Некий поэт даже назвал графа «предберией»132.
«Один умный человек сказал, что Ермолов, в понятиях русских, не человек, а популяризованная идея», – отмечал в своих воспоминаниях М. А. Корф133. Это высказывание в полной мере можно отнести к Бенкендорфу. Да и неудивительно – за полтора века не было предпринято ни одной попытки серьёзного жизнеописания этого выдающегося деятеля, а значительная часть его мемуаров заросла архивной пылью. Эта несправедливость подтолкнула автора к изучению реальной биографии Александра Христофоровича. Так появилась эта книга, цель которой – не переиначить миф с чёрного на белый, а собрать воедино факты и свидетельства, дающие более или менее прочные основания для суждений и выводов. Ибо, как написал когда-то латышский поэт Имант Зиедонис:
Все мы бутылки, и банки, и афишные тумбы.
Всех оклеивают и будут оклеивать.
Это – обычай. Это необходимость.
И всё же я говорю о диалектически неизбежной необходимости – необходимости сдирать!
Автору хотелось бы поблагодарить многих людей, чья помощь способствовала созданию этой книги. Особую признательность я выражаю А. Н. Боханову, убедившему меня серьёзно заняться биографией Александра Христофоровича, О. Ю. Захаровой, обратившей внимание на значимость в его жизни фигуры М. Ю. Воронцова, Дэвиду Схиммельпеннинку ван дер Ойе, предоставившему уникальную информацию о периоде биографии Бенкендорфа, связанном с освобождением Голландии. Большое спасибо моим учителям В. Ф. Антонову и Н. М. Пирумовой, делившимся со мной секретами исследовательского ремесла, и моей жене Наташе, без всесторонней помощи которой эта книга никогда не увидела бы свет.
Основные даты жизни
1782, 23 июня – родился в семье премьер-майора Христофора Ивановича Бенкендорфа и Анны Юлианы, урождённой баронессы Шиллинг фон Канштадт. 1793–1795– воспитывался в пансионе в Байрейте (Бавария).
1796–1798 – воспитывался в пансионе аббата Николя в Петербурге.
1797, март – смерть матери, начало покровительства со стороны императрицы Марии Фёдоровны.
1798 – начал военную службу унтер-офицером Семёновского полка.
1798, 31 декабря – прапорщик и флигель-адъютант.
1799, 7 октября – подпоручик.
1800, 22 ноября – поручик.
1801, лето – сближение с кругом гвардейских офицеров, в числе которых М. С. Воронцов и поэт С. Н. Марин.
1802–1804 – участвовал в инспекционной поездке генерала Е. М. Спренгтпортена по Поволжью, Уралу, Сибири, Забайкалью, Якутии, Кавказу, Крыму и визите в Турцию и Грецию.
1803, осень – поступил вместе с М. С. Воронцовым волонтёром под начало главнокомандующего в Грузии П. Д. Цицианова.
2 декабря – боевое крещение в бою при обложении крепости Гянджа, награждён орденом Святой Анны 3-й степени.
1804, январь – участвовал в экспедиции генерала Гулякова по защите северо-восточной границы Грузии от лезгинских набегов, награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
1804–1805 – командовал легионом албанских и греческих добровольцев в составе русского экспедиционного корпуса на острове Корфу.
1805, сентябрь – декабрь – участвовал в русско-австро-французской войне в составе корпуса П. А. Толстого, действовавшего в Померании, Мекленбурге и Ганновере.
1806, 29 марта – штабс-капитан.
Осень (до лета 1807) – участвовал в русско-прусско-французской войне, в том числе в сражении при Прейсиш-Эйлау 26–27 января 1807 года.
1807, 13 февраля – капитан, награждён орденом Святой Анны 2-й степени.
2 марта – полковник.
1807, 20 октября – 1808, май – пребывание в составе русского посольства в Париже. Роман с актрисой Жорж.
1809 – участвовал в Русско-турецкой войне, отмечен высочайшим благоволением.
1810 – вступил в масонскую ложу «Соединённых друзей» (состоял до 1818 года); разработал первый проект «когорты добромыслящих» – прообраза высшей тайной полиции. Начало дружбы с С. Г. Волконским.
1811 – возвратился на театр боевых действий Русско-турецкой войны, за сражение при Рущуке 22 июня награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
1812, июнь – июль – с началом войны против Наполеона поддерживал связь между армиями Барклая де Толли и Багратиона.
Июль – октябрь – командовал отрядами «летучего корпуса» Ф. Ф. Винцингероде; за атаку при Велиже 27 июля произведён в генерал-майоры.
11 октября – стал первым комендантом освобождённой от французов Москвы.
23 октября – декабрь – преследовал неприятеля в составе отряда П. В. Голенищева-Кутузова.
1813 – участвовал в Заграничных походах русской армии, награждён орденами Святого Георгия 3-й степени, Святой Анны 1-й степени, Святого Владимира 2-й степени, золотой шпагой с алмазами «За храбрость», прусским орденом Красного орла; участвовал в Битве народов под Лейпцигом 4–6 октября 1813 года.
Ноябрь – декабрь – командовал отрядом, освободившим Голландию, и способствовал восстановлению её независимости. Награждён Большим крестом шведского ордена Меча, голландской шпагой «За Амстердам и Бреду», английской золотой саблей «За подвиги в 1813 году».
1814, январь – март – участвовал в боевых действиях во Франции под командой корпуса Винцингероде и Воронцова, в том числе в сражениях при Краоне, Лаоне и Сен-Дизье.
29 августа – командир бригады 1-й уланской дивизии, дислоцированной в Витебске.
1816, 9 апреля – начальник 2-й драгунской дивизии, дислоцированной в Гадяче (Полтавская губерния).
1817 – публикация в «Военном журнале» (№ 3 и 6) воспоминаний о войнах с Наполеоном.
Лето – расследовал по поручению императора злоупотребления властей Воронежской губернии.
19 ноября – женился на вдове Елизавете Андреевне Бибиковой (урождённой Донец-Захаржевской).
1819, 18 марта – начальник штаба гвардейского корпуса в Петербурге.
22 июля – генерал-адъютант.
1820, октябрь – участвовал в расследовании «семёновской истории».
1821, май (или сентябрь) – передал Александру I «Записку о Союзе благоденствия» М. К. Грибовского.
20 сентября – генерал-лейтенант.
1 декабря – начальник 1-й кирасирской дивизии.
1824, 7 ноября – участвовал в спасательной операции во время наводнения в Петербурге.
1824, 8 ноября – 1825, 14 марта – временный комендант Васильевского острова, ликвидировал последствия наводнения. Награждён золотой табакеркой с портретом Александра I и 50 тысячами рублей.
1825, 14 декабря – участвовал в подавлении восстания декабристов, назначен временным комендантом Васильевского острова (до 16 декабря).
17 декабря – член следственного комитета по делу декабристов.
25 декабря – награждён орденом Святого Александра Невского.
1826, 3 июля – шеф жандармов, начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, главнокомандующий Императорской главной квартирой.
6 декабря – сенатор.
1827– покупка имения Фалль под Ревелем.
1828, май – сентябрь – 1837– сопровождал и обеспечивал безопасность Николая I во всех дальних поездках.
1829, 21 апреля – генерал от кавалерии.
1830, 30 сентября – награждён орденом Святого Владимира 1-й степени.
1831, 8 февраля – член Государственного совета и Комитета министров.
1832, 10 ноября – граф Российской империи.
1837, март – июль – тяжёлая болезнь.
1839 – почётный член и попечитель Демидовского дома призрения трудящихся.
1840, 22 августа – награждён почётным знаком отличия за 40 лет беспорочной службы.
1840–1842– участвовал в работе правительственных комитетов: о дворовых людях, по преобразованию еврейского быта, об устройстве железной дороги Москва – Петербург, по делам Закавказского края.
1842, 16 сентября – 16 октября – командирован в Лифляндскую губернию для усмирения крестьянских волнений.
1844, весна – поездка на лечение в Карлсбад.
11 сентября – умер на корабле «Геркулес». Похоронен на семейном кладбище в имении Фалль.
Литература
14 декабря 1825 года: Воспоминания очевидцев. СПб.,1999. 14 декабря 1825 года и его истолкователи (Герцен и Огарёв против барона Корфа). М., 1994.
Архангельский А. Н. Александр I. М., 2005.
«Видок Фиглярин»: Письма и агентурные записки Ф. В. Булгарина в III отделение. М., 1998.
Волконский С. Г. Записки. Иркутск, 1991. Волконский С. М. Мои воспоминания: В 2 т. М., 1992. Выскочков Л. В. Николай I. М., 2003.
Гордин Я. А. Мистики и охранители: Дело о масонском заговоре. СПб., 1999.
Григорьев Б. Н., Колоколов Б. Г. Повседневная жизнь российских жандармов. М. 2007.
Давыдов Ю. В. Синие тюльпаны. М., 1995.
Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. М., 2001.
Лапин В. В. Семёновская история: 16–18 октября 1820 года. Л., 1991. Лемке М. Николаевские жандармы и литература. 1826–1855. СПб., 1909.
Николай I. Муж. Отец. Император. М., 2000. Россия под надзором: Отчёты III отделения. 1827–1869. М., 2006. Стогов Э. И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I. М., 2003.
Пыпин А. Н. Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX века. М. 1997.
Рууд Ч., Степанов С. А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М. 1993.
Сидорова М. В. «Застывшая беззаботность»: имение А. X. Бенкендорфа «Фалль» под Ревелем // В тени «больших стилей»: Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2002.
Черкасов П. П. Русский агент во Франции. М., 2008. Чукарев А. Г. Тайная полиция Николая I (1826–1855). Кн. 1, 2. Ярославль, 2002.
Шильдер Н. К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. М. 1997. Кн. 1, 2.
Шумигорский Е. С. Императрица Мария Фёдоровна (1759–1828). СПб., 1892. Т. 1.