Текст книги "Авиация и космонавтика 2016 09"
Автор книги: авторов Коллектив
Жанры:
Газеты и журналы
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 7 страниц)
Днем 10 сентября 2009 г. недалеко от столицы штата Андхра-Прадеш пропал вертолет с премьер-министром штата Аручунал-Прадеш Редди на борту. Место падения («пятно» площадью 4 км2) удалось примерно определить на основе пеленгации последнего посланного с борта вертолета SMS-сообщения. На протяжении семи часов район предполагаемого падения безуспешно обследовали вертолеты Ми-8 и «Читак», самолет Do-228. Ближе к ночи с авиабазы Барейли были подняты два Су-30МКИ. Самолеты находились в воздухе четыре часа. Их экипажи тоже ничего не обнаружили. Еще одна пара «сушек» взлетела с Барейли в 2 часа ночи.
На этот раз обломки вертолета удалось найти. Полет продолжался шесть часов, экипажи Су-30МКИ впервые в истории ВВС Индии выполнили дозаправку в воздухе от танкера Ил-78 при выполнении реального задания.
В мае 2011 г., оснащенные разведывательными контейнерами, Су-30МКИ с авиабазы Барейли привлекались к поискам пропавшего вертолета, на борту которого находился Дорджи Ханду. Он, как и Редди, являлся министром правительства штата Аручанал-Прадеш. Поиски с использованием двух вертолетов Ми-17 результата не дали. Наземная поисково-спасательная операция, в которой приняли участие более 150 человек, также успеха не имела. Место катастрофы установили лишь после полета пары Су-30МКИ.
Отдельная история – полеты VIP– персон. Моду на полеты первых лиц государств на истребителях ввел В.В. Путин. С памятного полета и/о Президента России на спарке Су-27УБ (экипаж Харчевский/Путин) в Чечню, количество президентов, лично опробовавших истребители, поддается учету с трудом. Сие увлечение не прошло мимо индийских политиков (не только президентов). Все они выбирали самолет №1 индийских ВВС – Су-30МКИ. К полетам политиков на боевых самолетах можно, а порой и нужно относиться с определенной долей иронии. Не факт, что само VIP-лицо получало от таких полетов удовольствие, но партия (или имиджмейкеры) сказала: надо!
Первым президентом Индии, выполнившим полет на Су-30МКИ стал Абдул Калам. Впрочем, в данном случае ирония совершенно не уместна! Калам с детства мечтал стать военным летчиком, поступал в авиационное училище, но не прошел по здоровью. Неудавшиеся летчики часто становятся авиационными инженерами, как Калам. В Индии Калам получил прозвище «Rocket man». Вклад Калама в развитие авиакосмической и атомной промышленности Индии переоценить сложно. Его заслугой во многом является и проект «БраМос». На склоне жизни Калам стал политиком. А мечту детства Калам осуществил 8 июня 2006 г. на 75 году жизни! Переднюю кабину Су-30МКИ в том полете занимал командир 20-й эскадрильи уинг– коммендер Аджай Ратори. Президент Индии не ограничился ролью простого пассажира. Он самостоятельно управлял истребителем около десяти минут, выполнил правый и левый виражи, наблюдал работу самолетов в группе по воздушной и наземной цели, автономно и по наведению с земли. Президентскому истребителю тогда «аккомпанировали» еще два Су-30МКИ из 30-й эскадрильи. Максимальная высота полета «президентского» Су-30МКИ составила 7500 м, максимальная достигнутая скорость М=1,25. Конечно, президент Калам использовал служебное положение в личных целях – никакой политики или желания привлечь к себе внимание в этом полете не было. Он хотел воплотить свою мечту в жизнь. И заслужил это право. На ТВ и фотокадрах, сделанных после полета, хорошо видна поистине детская радость президента.
Вслед за «дедушкой» на Су-30МКИ в ноябре 2009 г. слетала «бабушка» – следующий президент Индии Пратибха Патил. Ей, как и Камалу, перевалило за 74 года. Второй президентский полет действительно носил сугубо демонстрационно-политический характер – к авиации г-жа Патил отношения никогда не имела и летчицей стать не мечтала. Истребитель с президентом на борту просто покружил на высоте 2 км в окрестностях авиабазы Пуна. Пилотировал истребитель командир 20-й эскадрильи уинг-коммендер С. Саян.
На Су-30МКИ летали и другие индийские VIP-персоны. Так, в марте 2011 г. на авиабазе Барейли выполнил полет министр обороны Индии М.М. Паллам,истребитель пилотировал уинг-коммендер Амит Видж. В августе 2015 г. ознакомительный полет на Су-30МКИ совершил командующий сухопутными войсками Индии генерал Далбир Сингх.
Для прощания с небом самолет Су-30МКИ выбрал командующий ВВС Индии маршал авиации Норман Анил Кумар Броуни. Свой последний самостоятельный полет маршал выполнил 28 ноября 2013 г. на авиабазе Пуна. Состав экипажа поразительный: Броуни/ Броуни. Вторым членом экипажа являлся скуадрон-лидер Омар Броуни – сын маршала. Выбор маршалом Су-30МКИ не удивителен – Броуни командовал авиабазой Пуна в 2000-2003 гг. Именно под руководством Броуни летчики ВВС Индии осваивали Су-30МКИ.
Достаточно длинный список видных индусов (выше приведена малая часть), слетавших на Су-30МКИ, дополнили высокопоставленные иностранцы.
Во время проведения совместных учений «Индрадхануш» в октябре 2006 г. на Су-30МКИ слетал командующий ВВС Великобритании маршал авиации Гленн Торпи. Возможность выполнить полет на Су-30МКИ была предоставлена командующему ВВС Австралии маршалу авиации Джеффри Брауну. Небольшой по продолжительности полет на Су-30МКИ австралиец выполнил в окрестностях авиабазы Джодхпур 4 декабря 2012 г. Этот полет не афишировался и отнюдь не являлся «покатушками». Полет Брауна носил сугубо прикладной характер: Австралия давно и очень серьезно интересуется всеми самолетами семейства Су-27/30 в контексте своего соперничества с Китаем.
Президент Абдул Калам после полета на Су-30МКИ
Президент Пратибха Патил перед полетом
Во время совместных индо-французских учений «Гаруда-V» в июне 2014 на Су-30МКИ летал командующий ВВС Франции генерал Денис Мерсье.
Как ни странно, но боевой самолет оказался востребован и для сугубо мирных целей. В 2015 г. Су-30МКИ использовали для срочной доставки донорских органов. 47-летнюю домохозяйку Лалиту Сарвади 18 июля сбила машина. Женщину, находившуюся в тяжелом состоянии, доставили в военный госпиталь Пуны. Врачи помочь не смогли – наступила клиническая смерть, 26 июля мозг прекратил работу. Сын Лалиты Сарвади разрешил использовать органы матери (почку и печень) в качестве донорских. В кратчайшее время власти решили массу проблем – от юридических до логистических. Логистика имела первостепенное значение, поскольку органы требовалось доставить в Дели для пересадки двум находящимся в критическом состоянии пациентам. Оба пациента имели самое непосредственное отношение к вооруженным силам Индии – один ранее служил в армии, второй был сыном сержанта ВВС. Сначала по «зеленому коридору» всего за восемь минут органы доставили из госпиталя в аэропорт Пуна, где несли боевое дежурство Су-30МКИ. Один из дежурных истребителей взлетел 26 июля в 23:20 и через 40 мин он выполнил посадку в Дели (расстояние между Пуной и Дели по прямой 1400 км). Операции по трансплантации органов прошли успешно.
Использование истребителя для спасения человеческих жизней широко обсуждалось в прессе и интернете не только Индии, но и соседнего Пакистана. Подавляющее число комментариев пакистанцев можно свести к одному: «У индусов есть Су-30МКИ». Ответ на вопрос «Почему именно Су-30МКИ?» был уже серьезным:«Самый скоростной из имевшихся в Пуне».
Продолжение следует
Фото А. Гольца и из общедоступной сети Интернет.
Фотоальбом
Штурмовик Су-25УБ из состава 226-го ШАП
Фото: А. Захаренко. Место: аэродром Домна. Дата: май 2011 г.
Конкурс «Морской Ас-2016»
Фото Д. Пичугина