Текст книги "Авиация и космонавтика 2012 02"
Автор книги: Авиация и космонавтика Журнал
Жанры:
Транспорт и авиация
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
Военно-транспортныи самолет АН-12
И. ПРИХОДЧЕНКО, В. МАРКОВСКИЙ
Продолжение. Начало в АиК N96-11/2010, 1,3,5-12/2011 г.
ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА
С насыщением ВТА новой техникой число Ан-12 постепенно стало сокращаться. Если в 1980 году ими были оснащены 10 авиаполков из 20 имевшихся в ВТА, в которых насчитывалось 376 машин этого типа, то спустя пять лет их оставалось уже 244 в шести полках – менее половины общего авиапарка. Другие части успели перейти на Ил-76 и Ан-22. Тем не менее списывать «ан-двенадцатые» не торопились – по грузоподъемности самолет занимал очень выгодную нишу и был достаточно экономичен, благодаря чему машины этого типа даже с переходом на новую технику, вплоть до Ан-124, оставались в отрядах управления авиадивизий, где они полностью удовлетворяли потребностям местных перевозок в интересах соединений и входивших в них частей. В штате оснащённых Ил-76 и «Антеями» полков обычно сохранялся один отряд Ан-12 из трёх машин. Обычной задачей Ан-12 здесь являлась перевозка личного состава и запчастей, а самыми тяжелыми грузами была аэродромная техника и авиадвигатели, для доставки которых более мощные самолеты были избыточными (сорокатонной грузоподъемности Ил-76 гонять с подобным грузом было накладно – за час полета он расходовал 10 т керосина, в то время как Ан-12 потреблял в пять с лишним раз меньше).
С началом войны в Афганистане, значение Ан-12 как транспортного самолета резко возросло. Впрочем, об этом подробно говорилось в публикациях минувшего года. Роль Ан-12 внутри страны также оставалась значительной. В ходе крупных учений «Запад-81» силами пяти дивизий ВТА парашютным и посадочным способом были десантированы воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада – всего 6814 человек и 325 единиц боевой техники. Разрядка разрядкой, а порох оставался сухим – проведённые с размахом августовские учения стали тому убедительным подтверждением. Первый этап десантной операции, осуществлённый 27 августа, был осуществлен с одновременным участием четырёх военно-транспортных авиадивизий, выходивших к площадкам десантирования четырьмя параллельными колоннами, прикрываемыми «эскортом» из трёх эскадрилий истребителей МиГ-21 и МиГ-23 с 36 машинами сопровождения.
Высадка шедшего в первой волне воздушного десанта заняла всего 45 минут. Задача была выполнена с участием 95 Ил-76, 40 Ан-22 и 145 Ан-12 – почти половины всех машин этого типа, имевшихся тогда в строю ВТА. Парашютное десантирование людей и техники в зонах высадки производилось с высот 300–400 м. Затем по плану учений 3 сентября последовала высадка ещё одного десанта. Всего в проведении учений «Запад-81» принимали участие 1100 самолётов всех родов ВВС (треть из них – из состава ВТА), которые произвели 26000 самолёто-вылетов. Масштабы учений приобретут тем большую значимость, если сказать, что этот показатель сопоставим с общим годичным налётом российских ВВС в начале 2000-х годов.
В «зрелом возрасте» Ан-12 относился к наиболее надежным самолетам ВВС. Так, межремонтный ресурс двигателей АИ-20 был доведен до 8000 часов, а общий назначенный срок службы – до беспрецедентной цифры в 20000 часов. По уровню безотказности самолетных систем и агрегатов Ан– 12 даже стал превышать общие требования ВВС, однако личный состав иной раз относился к правилам без особого почтения (к слову, к этому времени должность командира корабля считалась доступной и для старшего лейтенанта с 3-м классом). Практически все летные происшествия, имевшие место в последнюю «пятилетку» советского периода 1988–1992 годов службы, имели причиной ошибки экипажа и руководства полетами, за исключением одного случая, причина которого так и осталась не выясненной.
В сентябре 1994 года лишь по прихоти судьбы благополучно завершился инцидент, когда в течение полутора часов в воздухе носился «летучий голландец» – оставшийся без управления Ан-12. При выруливании на взлет для принятия опоздавшего пассажира открыли нижний люк, в спешке затем толком не закрыв его. По мере набора высоты из-за кислородного голодания все шесть членов экипажа оказались без сознания. Самолет вышел на эшелон 8000 м и пустился в свободный полет. Произвольно меняя курс и высоту и не выходя на связь, он преодолел три зоны управления воздушным движением гражданской авиации и три округа ПВО, оставивших его перемещения без внимания. При очередном снижении, уже за Уралом, очнулся крепыш-борттехник, приведший в чувство одного из летчиков. Отчаявшись понять, куда занесло самолет, экипаж сел в первом подвернувшемся аэропорту, уже на земле узнав, куда они долетели.
Из числа летавших на Ан-12 авиаполков судьба оказалась не очень благосклонной к трём из них – приказами вышестоящего командования 229-й, 374-й и 224-й ВТАП были расформированы "в расцвете сил". Первым из них директивой Главного Штаба ВВС от 10 мая 1971 года в связи с запланированным переводом 12-й авиадивизии на новые штаты из её состава был исключён и расформирован 229-й полк. Следом, директивой ГШ ВВС от 18 июня 1975 года из состава дивизии вывели и передали ивановскому учебному Центру 374-й полк, получивший статус инструкторского; там он прослужил недолго, будучи в 1979 году расформированным; взамен на его базе образовали две инструкторских эскадрильи на самолётах Ан-12 и Ил-76.
История 224-й полка завершилась не столь ординарным образом… Осенью 1973 года в части произошла скандальная история: часовой, стоявший на посту по охране боевого Красного знамени части, в качестве сувенира под грядущий "дембиль" вырезал из знамени изрядный кусок. Происшествие имело самые суровые последствия – часть, утратившая воинский символ (знамя), как того и требует Боевой Устав, подлежала расформированию. Личный состав полка был перераспределён по соседним частям.
Ко времени распада СССР в составе ВТА оставались только два полка, укомплектованных Ан-12, при общем их количестве в строю 120 машин (это составляло менее 20 % всего парка «транспортников»). Дальнейшие события привели к тотальному сокращению в ходе реформ и организационно-штатных мероприятий. Директивой Генштаба ВС РФ от 1 июля 1993 года предусматривалось сохранение в строю четырех авиадивизий ВТА, которым, к тому же, предстояло самостоятельно зарабатывать деньги для армии, выполняя коммерческие перевозки. Соответствующее распоряжение президента России появилось уже 15 января 1993 года, обязывая ВТА работать согласно требований гражданской авиации, пройдя лицензирование и сертификацию на право перевозок. Резоны этого были очевидны: экипажи получили возможность поддерживать выучку, летая на оплаченном заказчиками топливе, осваивать международные линии и новые маршруты по всему миру, сохранялась готовность и состояние техники, да и заработанные деньги никогда не были лишними (приносимая ВТА прибыль составляла 5–7 млн. долларов в год, хотя эта цифра представляется более чем скромной и приличествующей разве что провинциальной авиакомпании, однако именно её обнародовал в своём интервью в начале 2001 года командующий ВТА генерал-лейтенант В.Денисов).
Звездочки на борту этого Ан-12 нанесены в память об участии в чеченской кампании. Транспортная авиация привлекалась к переброске грузов и техники на аэродромы Моздока, Буденновска, Беслана и Владикавказа, а в самой Чечне – Грозный-Северный и Ханкала
Самолет Ан-12ПП, ставший транспортником, взлетаете аэродрома Грозный-Северный. 2-я чеченская кампания, лето 2000 года
Принадлежащий Дальней Авиации Ан– 12БК с изображением мамонта под Полярной звездой. Познания в астрономии подвели автора эмблемы, и на правом борту фюзеляжа созвездие Большой медведицы нарисовано зеркально
Взлет Ан-12БК, принадлежащего авиации Тихоокеанского флота. Судя по виду «борта 21», гоняли его на службе нещадно. Эмблема с изображением хищной касатки и камчатских сопок, украшающает борт Ан– 12БК из состава 317-го ОСАП с аэродрома Петропавловско-Камчатского
Что до конкретных задач «платных» перевозок, то они отнюдь не ограничивались участием в миротворческих операциях, финансируемых по линии ООН – в нашей стране по-прежнему остаётся мае-
са мест, куда, как в песне, «только самолётом можно долететь». Самолёты сдавались в аренду многочисленным частным авиакомпаниям, зачастую – на весьма невнятных условиях, что не раз приводило к проблемам с их возвратом из рук коммерсантов. Грузом обычно являлся самый разнообразный ширпотреб, благо в стране с и без того хроническим дефицитом вообще разучились производить и «товары народного потребления», и продукты, из-за чего гружёный водкой «Распутин» и спиртом «Рояль» самолёт встречался изголодавшимся (и мучимым жаждой) населением с восторгом, позволяя озолотиться оборотистым хозяевам груза.
С Дальнего Востока, помимо китайской «мануфактуры», тогда возили легковые машины-«японки»; желающий прикупить «тойоту» или «хонду» с удивлением узнавал, что железная дорога встанет ему почти что в стоимость машины, а перегнать её своим ходом – дело и вовсе практически немыслимое. В грузовой кабине Ан-12 умещалось до трёх легковушек, однако знающий экипаж подходил к делу творчески, используя «скрытые резервы» – под конец погрузки ещё одну машину цепляли на кран-балку, поднимавшую до 2000 кг, и автомобиль путешествовал в подвешенном над грузолюком виде.
Помощью друзей-авиаторов пользовались и при возвращении домой по окончании службы за рубежом и в удалённых районах. Договориться с транспортниками часто оказывалось проще, нежели «выбивать» причитающийся железнодорожный контейнер под нажитое на службе имущество (к примеру, при выводе войск из Германии ежемесячно требовалось 4–6 тысяч контейнеров, а стоимость перевозки одного вагона по территории ФРГ на 1992 год назначалась в 1440 немецких марок, по Польше – 1774 марки и даже по Белоруссии – 70 тысяч рублей). Автор был лично знаком с человеком, сумевшим вывезти из дальневосточного гарнизона дорогой его сердцу «Москвич», уговорив лётчиков загрузить его на борт Ан-12.
К 1997 году число соединений ВТА урезали до двух. К этому времени Ан-12 в военной авиации уже не относили к основным типам, отводя им вспомогательные роли в «штабных» эскадрильях и отрядах управления, где основной задачей являлись курьерские перевозки. Тем не менее, в отставку «двенадцатые» не собираются и по сей день. Продолжению эксплуатации немолодых уже самолетов, выпущенных 25 и более лет назад, способствует их экономичность, выдающаяся среди военных машин: в ценах весны 2005 года, расходы на час полета Ан-12 составляли 30 тыс. рублей (порядка 1000$), что было на уровне эксплуатации легких учебных самолетов Л-39.
Примечательно, что списываемые за штат Ан-12 отнюдь не собирались отправлять в металлолом (как поступили с тысячами боевых самолетов, за считанные годы «переваренных» базами разделки и поглощенных пунктами приема цветного металла). Транспортник, способный зарабатывать деньги, был весьма привлекателен для гражданских авиакомпаний, заинтересованных в недорогой и хорошо освоенной машине, благо и в летчиках для нее недостатка не было – только в 1998 году в ходе очередных организационно-штатных мероприятий (ОШМ, как еще на казенным языке именуется сокращение) ряды личного состава "поредели" почти на треть и из ВТА были уволены 1080 человек.
Ан-12БК с изображением зоркой совы с аэродрома Левашово. Самолет 138-го авиаполка транспортной авиации Ленинградского ВО
Ан– 12БК-ИС с изображением уссурийского тигра управления дальневосточной 1-й Воздушной Армии в Хабаровске
Сотни покидавших ВВС Ан-12 тут же меняли «прописку», получая регистрацию самых неожиданных фирм и экзотических государств. Что касается стоимости, то «поношенный» Ан-12 обходился чуть дороже приличной иномарки. Популярности Ан-12 в мире способствовало также ужесточение экологических мер по борьбе с шумом и выбросом вредных веществ двигателями авиатехники. Принятие в европейских странах и США новых, все более высоких пороговых норм по шумности и эмиссии, самым буквальным образом закрыло небо многим типам машин, включая и Ил-76, основным «грузовикам» целого ряда стран и авиакомпаний. Однако нет худа без добра – ветеран Ан-12 этим нормативам полностью удовлетворял, что вновь оживило интерес к недорогой, экономичной и надежной машине, пусть даже та и готовилась встретить свое пятидесятилетие.
Капремонтами и продлением ресурса Ан-12 занимались 123-й авиационно-ремонтный завод (АРЗ) в Старой Русе и 325-й АРЗ в Таганроге. На таганрогском заводе, с 1968 года специализировавшемся на различных видах ремонта Ан– 12, прошли капремонт более 1100 самолётов этого типа (притом, что общее число выпущенных машин превосходит 1200, следует учитывать, что многие машины проходили «капиталку» не единожды). В комплексе работ последних лет, помимо демонтажа вооружения и спецоборудования, выполнялось усиление планера, снятие неиспользуемых дополнительных баков под полом кабины и проводилась установка новой навигационно-связной аппаратуры, обеспечивающей эксплуатацию на международных трассах.
(Окончание следует)
Фотоархив
Г ражданская авиация Камчатки
ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ АЭРОПОРТА ЕЛИЗОВО
Аэропорт Халактырка, 1970-е гг.
Аэропорт Усть-Хайрюзово
Аэропорт Елизово в 1980-е гг. (внизу) и в наши дни (справа)
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Фоторепортаж Михаила Никольского и Ильшата Тавабилова
Фото Ильшата Тавабилова
Фото Дмитрия Пичугина
Фото Михаила Никольского