Текст книги "Фельдмаршал Румянцев"
Автор книги: Арсений Замостьянов
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 18 (всего у книги 18 страниц)
Румянцев и в последние часы, покуда не лишился чувств, демонстрировал властный характер. Но поделать уже ничего не мог.
В заключении медицинской комиссии тоже говорилось о сопротивлении знатного пациента: «7 числа в 6 часов пополуночи больной находится в том же положении, как вчера от нас донесено, чрез ночь и еще теперь мало можно приметить признаков воспоминания и, как теперь мы не имели уже причин опасаться сопротивления больного, хотя же недействительность системы нервов, к сожалению, и мало надежды нам преподавала, чтоб все наши труды были полезны, то, однако ж, вместно согласились, взирая находящиеся еще малые жизненные силы, следующее испытание к избавлению сего знаменитого мужа предпринимать приступили: дать ему довольное количество раствора соли виносурменной и также промывальное с уксуса и нашатырного спирта. Но так сие раздражение в больном не произвело никакой перемены, то повторяли мы еще с большим количеством соли виносурменной и чрез раздражение пера в горле старались произвесть возбуждение к рвоте; после сего, дабы дать помощь чревоподобной движение кишок, еще избрали клистер табачного дыма, и как напоследок мы оными не достигли своих предметов, то велели узвар табачной к тому намерению промывательное поставить и сие несколько раз повторять, но и оное не произвело желаемого действия, потом мы взяли прибежище к купоросному этеру с холодною водою, разженною в клистир поставить и пластырь из шпанских мух на живот положить; однако ж все сии наши старания не были в состоянии спасти сего высокого больного и исторгнуть его из челюстей смерти; ибо 8-го числа пополуночи в 9-ть часов и три четверти скончался он спокойно».
Не сумел Румянцев толком послужить ни отцу – императору Петру III, ни сыну – императору Павлу Петровичу. Как будто получил предназначение: служить победно только императрицам, прекрасным дамам. К их ногам бросал прусские и турецкие трофеи, их славу приумножал, проливая кровь.
О последних хлопотах по умершему мы узнаём из письма младшего Апраксина генералу Прозоровскому. Особенно впечатляет начало эпистолы – удивительно искреннее: «К сожалению целого отечества, генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский сего утра в 9 часов 45 минут в вечность преселился. Письмо на имя покойного, полученное чрез нарочного курьера, вчерашнюю ночь проехавшего из Петербурга через Ташан, кое принял генерал-майор князь Дашков с объявлением, что курьер при вручении оного изъяснил, что он имеет приказание, отдавши здесь, не мешкать ни одного часа и ехать в Тульчин с другими письмами к графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому, вашему сиятельству подношу; в последних часах болезни фельдмаршала по моему извещению прибыли киевский губернатор Милашевич, генерал-майор князь Дашков и комендант переяславский Фок, а сию минуту нечаянно и генерал-майор Шошин приехал явиться, который через меня и просит дозволения у вашего сиятельства через несколько времени при теле остаться для отдания последнего долга».
Император Павел – при всей его непредсказуемости – к смерти фельдмаршала отнёсся почтительно: объявил трёхдневный траур «в память великих заслуг фельдмаршала Румянцева перед Отечеством». Сам был скорбен в эти дни. Соответствующим образом вели себя и сановники: многие – искренне, другие – с оглядкой на монарха. Суворова ожидала опала, а потом – два блистательных похода, смертельная болезнь и новая опала. Всё это – за три с половиной года, прошедшие от смерти Румянцева до смерти Суворова.
Так проходит мирская слава – умер полководец, и, кажется, ничто в мире не изменилось. Небо не упало на землю. Фельдмаршал завещал, чтобы его похоронили в Киеве, в Лавре – и сыновья исполнили волю покойного. Есть исторический анекдот – не слишком достоверный, – в котором Екатерина при посещении Киева в 1787-м попеняла Румянцеву, что в городе маловато добротных построек. «Моё дело – брать города, а не строить их, а ещё менее – их украшать», – мрачно отшутился фельдмаршал.
Но киевляне долго помнили Румянцева как спасителя Подола – исторического района «матери городов русских». Подольские слободы расположены на берегу Днепра, у подножия холмов – и эти улочки по весне страдали от наводнений. Тогда и созрел план генерала Миллера – уничтожить Подол, а тамошние храмы отстроить заново на безопасном месте. Румянцев отверг эту идею, спас старинный район.
На несколько дней Киево-Печерская лавра превратилась в мемориал полководца: туда съезжались старые вояки, генералы, побывала на панихидах вся малороссийская аристократия. Хоронили победителя с подобающими воинскими почестями – стояли у могилы и седые ветераны Кагула.
Мы не можем увидеть своими глазами могилу Петра Александровича Румянцева – так обратимся к тем, кто бывал у надгробия фельдмаршала.
Откроем Бантыш-Каменского: «Прах Задунайского покоится в Киево-Печерской Лавре, у левого крылоса Соборной церкви Успения Св. Богородицы. Великолепный памятник, сооруженный старшим сыном его, не мог, по огромности, поставлен быть на том месте, но помещен при входе в церковь с южной стороны, где погребены два Архимандрита. Государственный Канцлер, с высочайшего утверждения, пожертвовал в 1805 году капитал, из процентов которого шесть особ военнослуживших получают каждый год по тысяче рублей, имея жительство в построенном для них доме. Они обязаны во время панихид, отправляемых на память Фельдмаршала, и церковного Соборного служения, окружать его могилу. Их избирает ныне Дума Военного ордена Св. Георгия». Так было, пока не пришла в древний город большая война. В ноябре 1941 года Успенский собор взорвали, а вместе с ним – и могилу великого полководца.
Румянцев стал первым нецарственным героем России, удостоенным памятника. Император Павел I воздал полководцу высшие посмертные почести: в центре столицы, на Марсовом поле, был воздвигнут обелиск «Румянцева победам»: «На сооружение в память побед генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского обелиска, предполагаемого быть на площади между Летним садом и Ломбардом, повелеваем исчисленную сумму 82 441 рубль отпускать в распоряжение нашего гофмаршала графа Тизенгаузена, сколь он ея когда потребует». Обелиск получился вполне капитальный. Мраморный пьедестал обелиска украшен барельефами с изображениями воинских доспехов, бронзовыми венками и гирляндами. Общая высота гранитного обелиска, который увенчан бронзовым шаром и сидящим на нём орлом, составляет более 21 метра. На пьедестале памятника имеется надпись: «Румянцева победам». Над проектом работал Винченцо Бренна – художник и архитектор, немало творивший для Гатчины.
Много раз обелиск переносили – и первым, кто потревожил его, оказался Александр Васильевич Суворов. Когда на Марсовом поле ставили памятник графу Рымникскому – обелиск в честь графа Задунайского перенесли на другой конец площади, к Мраморному дворцу. В 1818 году обелиск вторично перенесли, и его новое местоположение стало именоваться Румянцевской площадью. Что ж, место избрали со смыслом: здесь, на Васильевском острове, прежде располагался плац, а неподалёку – дворец Меншикова, в котором располагался Кадетский корпус, альма-матер фельдмаршала. Уже в 1860-е годы вокруг обелиска разбили Румянцевский сад – одно из незабываемых мест Петербурга.
В записках Льва Николаевича Энгельгардта (будущего генерал-майора, который переживёт многих современников) есть интересный эпизод – разговор со старым гренадером, ветераном разных кампаний – вскоре после смерти Потёмкина:
«Проезжая квартиры старого Екатеринославского полка, заехал на квартиру унтер-офицера, чтобы он нарядил мне две перемены лошадей; нашел у него несколько старых гренадер, которые хотели было выйти; я их остановил и начал с ними разговаривать. Между прочим спросил: “Скажите, ребята, вы были 3-го гренадерского полка, всегда были при главной квартире славного нашего фельдмаршала (Румянцева. – А. З.) и были его любимым полком; потом также был полк сей при покойном светлейшем князе и также его любимым полком, в котором он был и шеф; один из них уже умер, а другой так стар, что, конечно, никогда уже не будет командовать армиею; кого из них вы более любили?” Один гренадер отвечал: “Покойный его светлость (Потёмкин. – А. З.) был нам отец, облегчил нашу службу, довольствовал нас всеми потребностями; словом сказать, мы были избалованные его дети; не будем уже мы иметь подобного ему командира; дай Бог ему вечную память!” Тут он прослезился, отер свои глаза; но вдруг глаза его оживились, приосанился и сказал: “А при батюшке нашем, графе Петре Александровиче, хотя и жутко нам было, но служба была веселая; молодец он был, и как он, бывало, взглянет, то как рублем подарит, и оживлял нас особым духом храбрости”». Слова седого солдата дороже многих высокопарных оценок.
Старый солдат не солжёт. Всё-таки Румянцева уважали сильнее прочих. Жутко, но весело – такова служба у фельдмаршала, не любившего простоев и поблажек.
Таким он был, фельдмаршал Румянцев, хитрый политик, смелый стратег, проницательный тактик. Вертопрах и мудрец. Магнетический полководец. И – друг человеков, герой столетия, которое мы называем веком Просвещения. Александр Андреевич Безбородко – выученик Румянцева – говорил о тех золотых временах, обращаясь к молодым политикам: «Не знаю, как при вас будет, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». После Румянцева империя ещё полвека – хотя и не без шероховатостей – будет демонстрировать молодые силы, а потом что-то сломается. Самодержавие не выдержит реформ, не выдержит скепсиса молодёжи и неповоротливого консерватизма стариков. Как не похож закат Российской империи на прорывные времена Румянцева. У побед одни рецепты, у поражений – другие. Где бы нам занять мудрости, чтобы в истории нам открывались пути к развитию, а не к деградации; к победам, а не к распаду?
«Победа» – вот главное слово в русской судьбе, в нашей истории. Об этом помнит Румянцевский обелиск на Васильевском острове, об этом помнят леса Восточной Пруссии и воды Кагула.
Москва, 2014
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ П.А. РУМЯНЦЕВА
1725, 4 января – в семье дипломата и воина А.И. Румянцева родился сын Пётр.
1735 – Пётр Румянцев записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк.
1739 – назначен на дипломатическую службу и зачислен в состав русского посольства в Берлине.
1740 – отозван из Берлина и направлен в Сухопутный шляхетский корпус для обучения.
Октябрь – произведён в подпоручики и направлен в армию.
1741, июнь – произведён в поручики.
Сентябрь – произведён в капитаны.
1743, июль – Абоский мир со шведами. А.И. Румянцев посылает сына Петра в Петербург с известием о заключении мира. П.А. Румянцев пожалован в полковники.
1744 – А.И. Румянцев указом императрицы Елизаветы возведён в графское достоинство. Таким образом, графский титул получает и его сын, полковник Пётр Румянцев.
1748 – Пётр Румянцев женится на Екатерине Михайловне Голицыной, дочери генерал-фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына.
1751 – родился старший сын П.А. Румянцева Михаил.
1754, 3 апреля – родился сын П.А. Румянцева Николай, будущий канцлер и основатель Румянцевского музея.
1755, 15 марта – родился третий, младший сын П.А. Румянцева Сергей.
Декабрь – П.А. Румянцев произведён в генерал-майоры.
1757, 19 августа – участвует в сражении при Гросс-Егерсдорфе, первом крупном сражении русской армии в Семилетней войне. Умелые действия П.А. Румянцева решили исход сражения.
1758, январь – произведён в генерал-поручики.
1759, 1 августа – участвует в Кунерсдорфском сражении. Крупнейшая победа русской армии над прусской армией Фридриха Великого.
1761, 13 августа – 5 декабря – руководит проведением Кольбергской операции. После нескольких сражений крепость Кольберг взята русскими войсками.
1762, февраль – произведён в генерал-аншефы. Император Пётр III награждает П.А. Румянцева орденами Святого Андрея Первозванного и Святой Анны.
1764, ноябрь – назначен президентом Малороссийской коллегии и генерал-губернатором Малороссии.
1768, ноябрь – начало Русско-турецкой войны. П.А. Румянцев – командующий Второй армией.
1769, август – назначен командующим Первой армией.
1770, 17 июня – разбивает турецко-крымско-татарский корпус под командованием хана Каплан-Гирея.
7 июля – разбивает 80-тысячный татарско-турецкий корпус при Ларге.
21 июля – разбивает вдесятеро превосходящие силы противника, которыми командовал великий визирь Иваззаде.
Август – получает чин генерал-фельдмаршала. Составляет «Обряд службы» – свой главный военно-теоретический труд.
1771 – предпринимает осаду Силистрии, но без штурма отводит армию за Дунай.
1774 – рейд армии Румянцева отрезает турецкой армии сообщение с Адрианополем.
1775, 10 июля – заключён Кючук-Кайнарджийский мир. Высочайшим указом поведено генерал-фельдмаршалу графу Петру Александровичу Румянцеву присоединить к фамилии наименование «Задунайский».
1776, декабрь – Румянцев – почётный член Академии наук.
1787, сентябрь – начало второй екатерининской Русско-турецкой войны. Румянцев – командующий Украинской армией, действующей против турок.
1789, апрель – после объединения двух армий с Румянцева слагают полномочия командующего армией.
1794, апрель – назначен главнокомандующим армией в Польше.
1796, 8 декабря – граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский скончался в селе Ташань Полтавской губернии.
1799 – в Петербурге, на Марсовом поле, установлен памятник П.А. Румянцеву.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М., 1947.
Румянцев П.А. Документы. Т. 1–3. М.: Воениздат, 1953–1959.
Фельдмаршал Румянцев. Документы, письма, воспоминания. М., 2001.
Великая и Малая Россия. Труды и дни фельдмаршала. М.,2014.
Анекдоты, объясняющие дух фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского. СПб., 1811.
Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 1999 (серия «ЖЗЛ»).
Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Т. 1–2. М., 1991.
Бобровский П.О. История лейб-гвардии Преображенского полка. М., 2007.
Богданович М.Н. Походы Румянцева, Потемкина и Суворова в Турции. СПб., 1852.
Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им для потомков. Т. 1–3. М.;Л., 1931.
Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. Т. 1–2. М., 1991.
Буганов В. И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. М., 1992.
Генерал-фельдмаршал граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский пред последнею Турецкою войною. Начертание благодарного очевидца Н.А. Лесницкого, бывшего его питомца и секретаря // Отечественные записки. Ч. 24. 1825. №66.
Греч Н.И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930.
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. Т. 1–2. М., 2005.
Давыдов Д.В. Военные записки. М., 1940.
Державин Г.Р. Сочинения: В 7 т. 2-е акад. изд. / Под ред. Я.К. Грота. СПб., 1868–1878.
Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир. М., 1955.
Елисеева О.И. Григорий Потёмкин. М.: Молодая гвардия, 2006 (серия «ЖЗЛ»).
Замостьянов А.А. Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век. М: Молодая гвардия, 2013 (серия «ЖЗЛ»).
Замостьянов А.А. Гений войны Суворов. М., 2013.
Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785–1789). СПб., 1865.
Записки императрицы Екатерины II. М.: Наука, 1990.
Золотарёв В. А., Межевич М. Н., Скородумов Д.Е. Во славу Отечества Российского… М., 1984.
Зорин А.В. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001.
Каманин И.К биографии Г.Н. Теплова // Киевская старина. Год седьмой. Т. 23. Киев, 1888.
Керсновский А.А. История русской армии. Т. 1–4. М., 1992.
Клокман Ю.Р. Фельдмаршал Румянцев в период Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1951.
Ковалевский П.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Психиатрические эскизы из истории. СПб., 1905.
Кони Ф.А. История Фридриха Великого. М., 1997.
Коробков Н.М. Фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. М., 1944.
Лещинский Л.М. Военные победы и полководцы русского народа второй половины XVIII века. М.: Воениздат, 1959.
Лиштенан Ф.Д. Елизавета Петровна. Императрица, не похожая на других. М., 2012.
Лопатин В.С. Потёмкин и Суворов. М.: Наука, 1992.
Лопатин В.С. Суворов. М.: Молодая гвардия, 2012 (серия «ЖЗЛ»).
Лопатников В.А. Канцлер Румянцев. М.: Молодая гвардия, 2011 (серия «ЖЗЛ»).
Лубченков Ю.Н. Фельдмаршал службы российской: Историческое повествование. М., 1988.
Масловский Д.Ф. Русская армия в Семилетнюю войну. Кн. 1–3. М., 1886–1891.
Масловский Д.Ф. Строевая и полевая служба русских войск времён императора Петра. М., 2012.
Массон К. Секретные записки о России, и в частности о конце царствования Екатерины II и правлении Павла I. M., 1918.
Меерович Г.И. Румянцев в Петербурге. Л.: Лениздат, 1987.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1984.
Петелин В.В. Фельдмаршал Румянцев: Документальное повествование. М: Воениздат, 1989.
Писаренко К.А. Елизавета Петровна. М.: Молодая гвардия, 2014 (серия «ЖЗЛ»).
Письма графини Е.М. Румянцевой к ее супругу. СПб., 1888.
Полевой Н.А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса Российских войск. СПб., 1858.
Полевой Н.А. Русские полководцы, или жизнь и подвиги российских полководцев, от времен Императора Петра Великого до царствования Императора Николая I. Жизнеописания составлены Николаем Полевым. СПб.: Типография Константина Жернакова, 1845.
Попов М.Г. Боевые песни русского солдата. СПб., 1893.
Прунцов В.В. Полководец Румянцев. М., 1946.
Пыляев М.И. Старый Петербург. Л., 1990.
Романовский А. Армия Фридриха Великого. М., 2013.
Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.
Русская литература конца XVIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте. Л., 1983.
Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб., 2000.
Старков Я.М. Рассказы старого воина. М., 1847.
Суворов А.В. Документы / Под ред. Г.П. Мещерякова. Т. 1–4. М., 1949–1953.
Теплов Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Фрейзер Д. Фридрих Великий. М., 2003.
Чичагов Н. Жизнь генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. М., 1849.
Энгельгардт Л.Н. Записки. М., 1997.