сообщить о нарушении
Текущая страница: 36 (всего у книги 41 страниц)
Тело умершего бальзамировали и положили в цинковый гроб, который потом поставили в деревянный. У головы покойного, слева, установили цилиндрический серебряный сосуд с забальзамированным сердцем полководца. 27 апреля траурная процессия двинулась в Петербург. Гроб с телом и сердцем установили на колеснице, запряженной шестеркой коней. Траурная процессия в течение полутора месяцев следовала через многие города, и везде сооружались траурные арки, совершались траурные богослужения, звонили колокола. Россия прощалась со своим спасителем.
13 июня состоялись похороны в Петербурге. Император прислал рескрипт супруге фельдмаршала: "Болезненная и великая не для одних Вас, но и для всего Отечества потеря. Не Вы одни проливаете о нем слезы - с Вами плачу и я и плачет вся Россия".
Это страшное горе не сломило вдову. Она по-прежнему оставалась главой семьи. Ее дом по-прежнему был одним из лучших артистических и литературных салонов Петербурга. Приходили старые друзья - Крылов, Гнедич, князь Шаховской. Появились новые - Грибоедов, Жуковский. Однажды восьмилетний внук Костя Опочинин (сын младшей дочери Дарьи) читал из "Светланы", а сама Екатерина Ильинична декламировала "Стансы". Взволнованный Жуковский написал в семейный альбом:
Я счастлив был неизъяснимо!
Семью вождя великого я зрел.
Жизнь продолжалась. С одной стороны, Екатерина Ильинична разделила успехи и славу мужа. В день коронации Павла I ей был пожалован орден святой Екатерины, а после Бородинского сражения она была произведена в статс-дамы. Ее окружали лучшие люди эпохи. У нее были красавицы дочери - Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина и Дарья. Александр I назначил пенсию и оплатил все долги семейства. Ее популярность была такова, что при проезде через Тарусу в 1817 году в церквах звонили колокола, а народ выпряг лошадей и вез ее карету.
Но это, можно сказать, парадная сторона жизни. А было и другое. Горе, стесненность в материальных средствах, неприязнь двора и императора. Предательство. Потери близких. Когда мы теряем родителей, это горе. Но потерять ребенка. Это... это невыносимо в любом возрасте. Первенец Кутузовых, Матвей, умер в младенчестве - его "заспала" кормилица. Вот и теперь. Надо помогать дочерям. Далеко в Италии Елизавета. Овдовела Екатерина, потом потеряла мужа Прасковья, и на ее руках остались десять сирот...
Княгиня Екатерина Ильинична скончалась 23 июня 1824 года в Петербурге и похоронена в церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры. Ее последняя воля - быть погребенной вместе с мужем в Казанском соборе - не была исполнена. "Ни хоронить, ни отпевать в Казанской церкви не позволю",- решил Александр I. Продолжал сводить счеты с Кутузовым?
Ушел в прошлое век XIX. Октябрьский вихрь промчался над Россией в 1917-м, разметая все камни. Может быть, пришло время их собирать?
На мой вопрос "что вы почувствовали, узнав о принадлежности к роду Кутузова?" наша современница, москвичка Ольга Николаевна Невская ответила кратко: "Ответственность". В ее красивом лице легко угадывались изысканные черты Прасковьи Михайловны.
Собрались в Москве потомки Михаила Илларионовича и Екатерины Ильиничны. Родственники и сродственники. Станут ли они семьей?.. И это важно не только для них, но и для всей России.
10. Убийство в усадьбе
(Алексей Аракчеев)
История эта, потрясшая просвещенную Россию, произошла в усадьбе Грузино, что в 135 верстах от Санкт-Петербурга. В старину здесь существовал грузинский погост при Воскресенском Деревяницком монастыре, отсюда и название, но с ударением на "у" - Гр(зино.
Усадьба переходила от хозяина к хозяину, пока 12 декабря 1796 года император Павел I не подарил ее Алексею Андреевичу Аракчееву. Имя это известно еще со школьной скамьи. Помнится, детьми учили пушкинское:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Царь - это уже император Александр I. Добро и зло его правления воплотились в двух именах: Сперанский и Аракчеев. Последнего называют самым знаменитым "злодеем" в истории России. Поэт Боратынский был беспощаден в своем приговоре: "Как имя страшное владыки преисподней".
"Аракчеевщина" - синоним такого страшного явления, как полицейский режим в обществе. В придворных кругах у него было прозвище Змей. Вот этот Змей и обвил Россию, удушил в ней всякие проблески свободы и реформирования. Так и хочется воскликнуть: "Храни нас, Господи, от новых Аракчеевых!"
Алексей Андреевич родился 23 сентября 1769 года. Он происходя из древнего и благородного рода, его предки были жалованы от государей за службу царскому престолу. Отец нашего героя, Андрей Андреевич, обедневший офицер в отставке, поселился в Бежицком уезде Тверской губернии и владел всего 20 душами крестьян. Человек он был мягкий, слабохарактерный, в доме всем заправляла жена Елизавета Андреевна, урожденная Ветлицкая. Женщина властная, педантичная, жестокая. Муж-подкаблучник не вмешивался в воспитание сыновей, а их было трое. Особенно любим был матерью старший, Алексей. От нее он, видимо, унаследовал и жестокость, и гневливость. Как отмечал его современник Г. С. Батеньков, "может в жару гнева наделать множество бед".
Был Алексей Андреевич нехорош собой, "страшен физически": "Походил на большую обезьяну в мундире; он был высок ростом, худощав и жилист.... Большие мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону. Цвет лица был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, рот огромный, лоб нависший. Наконец, у него были впалые серые глаза, и все выражение его лица представляло смесь ума и злости".
Таков он в воспоминаниях современников.
Согласитесь, трудно жить с такой внешностью, с таким характером. А если учесть, что Аракчеев обладал удивительным свойством вызывать к себе отвращение, то нельзя ему не посочувствовать. Ведь хотим мы этого или нет, но наша внешность во многом определяет нашу судьбу. Конечно, много было прекрасных злодеев, более того - зло чаще всего рядится в красоту. Но когда оно так обнажено! Нужно в душе иметь Бога, чтобы не поддаться искушению мстить природе.
Аракчеев как будто был воплощен для свершения зла, а его вид как будто предостерегал: берегитесь! Женщины, натуры чуткие, бежали прочь от него. Но все по порядку.
Ребенком Алексей Андреевич рос полностью под влиянием матери. Елизавета Андреевна мечтала о высокой карьере для сына, поэтому после обучения его у приходского дьячка отдала мальчика в санкт-петербургский Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. После выпуска в 1787 году Аракчеева оставляют преподавателем математики и зкзерсиции обучению строю и приемам обращения с оружием. Потом он постарается построить всю Россию.
Аракчеев преуспел, и вот его уже рекомендуют графу Салтыкову в качестве учителя математики для детей. И именно граф выдвинул кандидатуру молодого человека великому князю Павлу Петровичу, когда тому в 1792 году понадобился квалифицированный артиллерист. Так началось восхождение Аракчеева на высшие государственные должности. Как во всяком восхождении, здесь были и падения, и взлеты, но не будем пересказывать его карьерную судьбу. Это дело историков, изучающих пути возвышения политиков. Наше с вами дело - его человеческая судьба.
Став императором, Павел I, как мы уже упоминали, подарил Аракчееву усадьбу Грузино. Алексей Андреевич отдался ее благоустройству со всей энергией своей деятельной натуры. Прежде всего он заказал проект своему однокашнику Федору Ивановичу Демерцову, который создал оригинальный усадебный комплекс с многочисленными постройками, садами и парками. Современники сравнивали эти сады с вавилонскими "висячими садами". В дальнейшем ведущим архитектором усадьбы был Василий Петрович Стасов, строивший, между прочим, в обеих столицах и Царском Селе. Этот маленький Версаль любил посещать император Александр I, для которого были построены покои.
После 1815 года Александр I целиком доверил управление государством Аракчееву. Впервые в истории России приказы "временщика были по силе равны царским". А Грузино стало вотчиной временщика, где он отрабатывал и реализовывал свои взгляды на устройство страны. Жестоко и беспощадно. Регламентирован был каждый шаг жителей усадьбы. Нарушение очень строго каралось. За крестьянами велась тайная слежка. Вот как описывает этот порядок энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Дома в деревне выстроены были по однообразному плану; во избежание грязи на улицах крестьянам запрещено держать свиней; издано положение о метелках для подметания улиц, о занавесках на кроватях, об окраске крыш... был издан указ, по которому "всякая баба должна ежегодно рожать, и лучше сына, чем дочь"; за дочь - штраф, за выкидыш - штраф, а если вовсе не родит - десять аршин холста. 1 января ежегодно Аракчееву представлялись списки неженатых и незамужних и делались пометы, кого и на ком женить".
И так далее... Нам всем сейчас порядка в стране хочется. Ведь могут и такой предложить.
Нужны были полицейские, чтобы соблюдать этот порядок. Видимо, институт слежения и благочиния в пределах Грузина был доведен до совершенства. А хозяйкой этого порядка стала домоправительница Настасья Федоровна Минкина. Вот где зло спряталось за нежностью линий, за кротостью взгляда.
Мы уже говорили, что женщины не жаловали Аракчеева. Аристократки не допускали даже мысли, намека на близость с ним. И это при его власти, которая так магически действует на женщин! Алексей Андреевич вынужден был смириться и довольствоваться дамами полусвета. Единственный раз уже 37-летний влиятельный человек решил устроить свою жизнь и связать ее с приличной женщиной. Правда, и здесь не обошлось без вмешательства матери. Но и Елизавету Андреевну можно понять. Она уже стара, ей хочется внуков. В невесты мать выбрала Наталью Хомутову. Милая девушка 18 лет. В день свадьбы, 4 февраля 1806 года, Александр I пожаловал невесте фрейлинский шарф и орден святой Екатерины. Очень высокая честь. Но что ей, Наталье, до этих наград, когда... Впрочем, не будем гадать. Известно, что через год она убежала от своего мужа. Аракчеев спокойно перенес разрыв. Супруги более не виделись. А ведь это самое начало XIX века - это не начало XXI! Тогда могли силой вернуть к мужу или отправить в монастырь. Почему Алексей Андреевич, такой беспощадный, не воспользовался властью? Ответ, возможно, в том, что была Минкина. Она присматривала за хозяйством, за крестьянами и за... Аракчеевым. Появилась в усадьбе еще в 1800 году. Можете себе представить, как она обрадовалась, женитьбе своего "отца и друга" графа Аракчеева. И как она относилась к молодой жене?
Считается, что Аракчеев купил Минкину вместе с ее мужем у помещика Шлятера. "В своем месте,- гласит предание,- просто овчаркой была - овец, значит, пасла, а как граф ее купил, так тумана на него напустила и в такую силу вошла, что не приведи Господь".
Она действительно вошла в силу, и сила это было немалая. Настасья сразу стала хозяйкой усадьбы: следила за строительством. Сохранилась ее переписка с грузинским головой, которому она давала различные указания. Вела сложное хозяйство, о чем сообщает графу: "У нас все, слава Богу, хорошо: люди и скот здоровы. ... Я занимаюсь домашним - при вас некогда будет! - как вареньем, так и сушкою зелени и бельем и постелями; все хочется до вас кончить - мой друг, чтобы видели, что Н. вас любит!"
Всесильный Аракчеев был очень привязан к Минкиной. Воспитанный властной матерью, нелюбимый женщинами, он отдал себя полностью. У него не было иного выхода. Только эта женщина с ангельским личиком могла утолить его эротические фантазии. Крестьяне звали Настасью "ведьмой", "колдуньей". Что там говорить, в каждой женщине есть "ведьминский напиток". Но здесь его было через край. На острове посреди большого пруда Аракчеев приказал выстроить себе павильон, единственный ключ от которого хранился только у него. Хитроумные приспособления приводили в движение зеркала, отражающие непристойные картинки. Как видим, ничто не ново в этом подлунном мире. Нова только техника исполнения. И нам ли судить изобретательных любовников, когда многие наши современники в кругу семьи, в присутствии детей (!) на домашнем экране смотрят и про то, и про это?!
Настасья Федоровна искусно владела любовной игрой, с удовольствием предавалась и тайным порокам. Но понимала: как ни исполняет она его самые заветные желания, но природа мужская требует разнообразия. Она не ревновала по пустякам: "Скажу, друг мой добрый, что часто в вас сомневаюсь, но все прощаю... Что делать, что молоденькие берут верх над дружбой; но ваша слуга Н. всегда будет, до конца жизни одинакова". И еще: "...Любви много, и более не могу любить". Она сделала для себя вывод - надо крепче привязать любовника-друга. Настасья выставила "тяжелую артиллерию". Впрочем этим приемом часто пользуются женщины. Поскольку сама была бездетна.. то интригу придумала в стиле "мыльных опер". В одной из дальних деревень выкупила у беременной вдовы-крестьянки неродившегося сына. Искусно сымитировав собственную беременность, "подарила" счастливому Аракчееву наследника. Алексей Андреевич на радостях расстарался: "организовал" дворянство своей ненаглядной. И стала бывшая крепостная Настасья Минкина госпожой Шумской, а сын получил метрику на имя Михаила Андреевича Шуйского.
Вы спросите: а как же муж Минкиной ко всему этому относился? Предание гласит, что забила она несчастного розгами по приезде в Грузино. Жестокость госпожи Шумской и прежде была чудовищной. Несколько мужиков покончили с собой. А теперь она и вовсе перешла все границы. Доведенные до отчаяния крестьяне изуверски убили свою мучительницу. Поводом послужило издевательство над горничной красавицей Прасковьей. Дня не проходило, чтобы госпожа не измывалась над девушкой: розги, линейки, зонтик, заточение в сырой подвал. Что только девушки ни делали, чтобы отомстить ей, однажды даже подсыпали Минкиной в еду яд для крыс: не почувствовала. После очередного приступа бешенства хозяйки, когда она горячими щипцами для завивки волос ударила девушку по лицу, брат Прасковьи не выдержал, схватил нож и... Крестьяне ему помогли. Жестокость за жестокость.
Наказание было страшным. Брата и сестру подвергли публичной порке. 175 ударов кнутом не мог выдержать человек. Они скончались во время казни. Присутствующий при этом офицер А. Гиббе, вспоминал: "Мне, невольному свидетелю казни, при воспоминании об этой трагедии и теперь еще слышатся резкие свистящие звуки ударов кнутом, страшные стоны и крики истязаемых и какой-то глухой, подавленный вздох тысячной толпы народа, в назидание которой совершалось наказание".
Похоронили Минкину скромно. На памятнике надпись: "Здесь покоиться прах Анастасии". Аракчеев обезумел от горя. В письме к Александру I признается: "Случившееся со мною несчастие потерянием верного друга, жившего у меня в доме 25 лет, здоровье и рассудок мой так расстроило и ослабило, что я одной смерти себе желаю..."
Но судьба готовила ему другое испытание. Разбирая бумаги убиенной, Алексей Андреевич обнаружил свидетельство того, что его сын, любимый Миша... ему не сын. Только черствый человек может остаться равнодушным к его трагедии. Аракчеев приказал убрать памятник Анастасии. Сына же не оставил. Помогал ему до конца дней своих. Опекал его, хотел в монастырь его устроить, но не успел. Михаил Андреевич, потрясенный правдой своего рождения, сломался. Запил, опустился и умер в 48 лет в больнице для неимущих.
А для Алексея Андреевича мир рухнул. Предательство любимой женщины. Вероломное предательство. Смерть Александра I и отставка после восстания декабристов. Одинокий человек, некогда такой могущественный, жил в Грузине, устроил там обстановку, которая всем должна была напоминать о его благодетеле Александре I - соорудил перед церковью бронзовый памятник императору. Но никто не навещал опального временщика. Жизнь шла свои чередом. А Аракчеев пытался остановить время - заказал за границей часы с бюстом Александра I. В 11 часов дня (время, когда тот скончался) часы играли молитву "Со святыми упокой".
Алексей Андреевич скончался 21 апреля 1834 года и был похоронен в церкви Грузина. Его имя, наводившее ужас, стало постепенно забываться. И память о нем сохранилась только в монографиях по истории и едких эпиграммах.
11. "И перепутаны пути..."
(Александр Колчак)