355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Анатолий Малахов » Под покровом мантии » Текст книги (страница 12)
Под покровом мантии
  • Текст добавлен: 8 октября 2016, 17:06

Текст книги "Под покровом мантии"


Автор книги: Анатолий Малахов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)

Кусочки керна из Кольской скважины подверглись проверке во всех геохимических лабораториях мира, и всюду получался один и тот же результат. Значит, правы те ученые, которые говорили о безмерном возрасте Земли.

К этому времени поступили и результаты бурения других скважин. Не меньший интерес вызвала Уральская скважина, в которой с большой глубины было поднято какое-то странное вещество. Сначала ученых смущало, что на сравнительно большом интервале, исчисляемом километрами, им не удается поднять на поверхность ни кусочка горной породы. В то же время в зоне буровой скважины распространялся резкий запах бензина.

И вот один из буровых мастеров предложил сконструировать особые аппараты, которые могли доставать с глубины сильно сжатое вещество. Сделали грунтонос и подняли на поверхность какую-то плотную черную массу. Это была нефть. Спрессованная до состояния твердого вещества нефть!

Значит, можно на самом Урале вести разведку на глубинную нефть, значит нефть – это продукт недр Земли?..

В свое время мы, выходит, неправильно ориентировали поиски нефти только на поверхности земной коры. «Королева недр» верна себе: находится в таких глубинах, которые длительное время были недоступными для человечества. И вот сейчас распахнулись ее палаты. Сейчас можно ориентировать все поисково-разведочные работы по нефти на большие глубины!

И в проектных институтах закипела работа. Срочно принялись разрабатывать проекты новых буровых скважин на глубину, достигнутую сверхглубокой Уральской скважиной.

А в это время поступали новые сведения. Скважина района Прикаспия дала интереснейшие сведения. Там не только получили твердую нефть, а и целый ряд нефтепродуктов. Один из них – озокерит, или горный воск, возникающий в результате выветривания легкой нефти. Он давно был известен в некоторых участках нашей Земли. Найден он и в районе острова Челекен на Каспии и в пределах Западной Украины. Никто не предполагал, что на большой глубине могут быть гигантские залежи этого воскоподобного вещества – озокерита.

Еще более поразительное известие принесла сверхглубокая буровая из района Курильских островов. Там впервые были вскрыты породы рубежа Мохо. Скважина врезалась в вещество, находящееся действительно под очень большим давлением, но при низкой температуре. Когда это вещество было поднято на поверхность, то оно оказалось обычной спрессованной горной породой типа базальтов. В ней было большое содержание разнообразных металлов: меди, редких элементов и других металлов.

Никаких расплавов Курильская скважина не встретила.

Неонептунисты торжествовали! Ведь оправдались те их выводы, которые длительное время считались дискуссионными. Вся мировая печать была заполнена данными, окончательно ниспровергавшими магматическую теорию рудо– и горообразования.

Все встало на свои места. В срочно пересоставленных учебниках излагались уже не гипотетические мысли, а конкретные сведения. Возникали проекты создания глубоких и сверхглубоких шахт. Предполагалось, что такие шахтные стволы будут бурить с огромным начальным диаметром в несколько десятков метров, чтобы постепенно свести их к обычной норме.

Переворот в технике исследования подкорового вещества Земли с помощью первых пяти разведочных скважин открыл новые горизонты перед наукой. На ВДНХ перед павильоном Академии наук постоянно стояла очередь. Здесь демонстрировали кристалл чистейшей воды, размером в человеческий рост. Это был синтетический алмаз, полученный на основе тех данных, которыми обогатилось человечество при бурении сверхглубокой скважины, проникшей в зону низких температур. Оказывается, алмазы гигантских размеров сравнительно легко рождаются в этих условиях!

Чтобы у посетителей выставки не возникло сомнения в искусственном происхождении алмаза, внутри него из сочетаний других цветных минералов были вмонтированы слова: «Мир, труд, свобода…»

Наконец был поднят керн из зоны разрыва Мохо. Кусок его поступил в биологическую лабораторию. Неожиданно в нем были обнаружены следы жизни! Это невероятное открытие взволновало всех ученых даже больше, чем твердая порода и гигантские алмазы. Жизнь не ограничивается тонкой пленкой, расположенной вблизи поверхности Земли. Жизнь есть и на таких недоступных глубинах!

Еще задолго до того, как была пробурена эта скважина, советской ученой Т. Л. Гинзбург-Карагичевой были обнаружены бактерии на глубине в три километра в одной из скважин Апшеронского полуострова. Эти бактерии отличались от поверхностных тем, что они в процессе жизнедеятельности легко приспособились к условиям жизни без доступа кислорода. Но бактерии, поднятые из сверхглубоких скважин, усваивали кислород. Они были высшими по сравнению с теми, которые открыла Гинзбург-Карагичева. Кислород они добывали путем разложения горных пород на составные части! Это были особые кислородные бактерии.

И вновь перед учеными встал вопрос: как же произошла жизнь на Земле? Опять стали возникать многочисленные гипотезы, сущность которых сводилась к тому, что жизнь проникала на поверхность из недр нашей планеты. Но как она зародилась там? Ученым было над чем задуматься.


За разрывом Мохо

Поздним вечером, когда на Курильской буровой скважине осталась лишь ночная смена буровых инженеров, неожиданно возникло странное явление, переполошившее весь город буровиков. Всюду раздавались сигналы тревоги. Весь город, все жители его стянулись к буровой.

А буровая действительно выглядела необычно. Она вся была расцвечена странными огнями, вся светилась ярким светом. Кисточки холодного огня вспыхивали на кончиках пальцев людей, этим светом горели их волосы. Вся вышка странно гудела и жужжала. В воздухе чувствовался сильный запах озона.

Явление такого свечения было известно людям давно. В древнем Риме оно получило название огней Кастора и Поллукса. В XVI–XVII веках его стали называть по имени святых, в честь которых была построена та или иная церковь. Свечение чаще всего наблюдалось на заостренных высоких предметах. Свечение креста, венчающего церковь, чаще всего и видели люди. Такие огни одно время называли огнями святого Эразма, потом их стали называть огнями святого Эльма и, наконец, просто огнями Эльма. Эти огни и взбудоражили поселок буровиков на Курильских островах.

Огни Эльма, как правило, возникают в тех случаях, когда наблюдается огромная напряженность электрического поля в атмосфере. Иногда оно достигает огромных значений – до 30 тысяч вольт на сантиметр.

Срочно были введены в действие измерительные приборы. Оказалось, что в данном случае было встречено необычное напряжение электрического поля, исчисляемое миллионами вольт на сантиметр!

Ежедневно вахтенные журналы регистрировали увеличенные значения напряжения электрического поля. Чем глубже буровой снаряд врезался в недра Земли, тем больше и больше нарастало напряжение.

Консилиум специалистов всех стран не мог разгадать причин этого явления. Лишь в результате накопления фактов стал вырисовываться ответ. Здесь исследователи – разведчики недр встретились с постоянным потоком электричества, источник которого располагался в зоне, близкой к мантии Земли.

Блуждающие токи, обнаруженные учеными в поверхностной зоне, не шли ни в какое сравнение с тем, что встретилось вблизи рубежа Мохо. Значит, правы были те ученые, которые высказывали мысль о земном «динамо»! Подтвердились их представления о том, что Земля – это гигантский электромагнит. Но даже эти ученые не предполагали, что электрическое поле может встретиться так близко от поверхности Земли, непосредственно под земной корой. Они говорили, что земное «динамо» связано с электрическим током, движущимся в зоне, близкой к ядру Земли, под покровом мантии. И вдруг оказалось, что земное «динамо» есть вблизи раздела Мохоровичича!

Дальнейшие исследования электрического поля привели к интересным выводам. Напряжение электрического поля изменялось в связи с теми процессами, которые протекали на Солнце. Ученые установили короткопериодические вариации напряженности электрического поля вблизи раздела Мохо, связанные с изменениями в жизни Солнца. Они обнаружили суточные, месячные, годовые вариации. Подтвердилось, таким образом, высказывание некоторых ученых о том, что жизнь Солнца и жизнь нашей Земли связаны едиными процессами. В различных странах возникли проекты использования электрического поля земных недр. Большое значение получил проект инженера Иванова. В этом проекте предлагалось построить энергетическое кольцо Земли, пробурив серию сверхглубоких скважин. Одну из них следовало бурить в районе Земли Принца Уэлса, там, где располагается северный магнитный полюс, другую в Антарктиде – у южного магнитного полюса. Ряд промежуточных буровых скважин надо было пробурить в различных участках земного шара и затем связать их в единое энергетическое кольцо.

Человечество получило даровой источник электроэнергии небывалой мощности. Отпала необходимость в строительстве целого ряда дорогих электростанций. Новый источник энергии открывал необъятные перспективы покорения природы человеком.

Возник и новый проект использования термоперепадов. Этот термин стал особенно часто употребляемым в инженерной литературе. Теория термоперепадов давно была разработана учеными. В свое время много говорилось о проекте отопления города с помощью холодной воды, получаемой конвекционными токами. Холодной водой, как это ни парадоксально, можно обогревать здания. А в этой сверхглубокой буровой скважине были получены очень большие перепады температур. На разнице поверхностных и глубинных температур и основывался проект использования энергии тепла глубин.

Смелые и даже дерзостные предложения следовали одно за другим. Здесь был и проект использования радиации, идущей из глубины недр планеты. Радиацию открыли с помощью специальных приборов, опущенных в зону рубежа Мохо. Оказалось, что из центра Земли к поверхности идет огромный поток всепроникающих нейтрино и других частиц, что сама Земля – излучатель этих частиц, рожденных сложными ядерными процессами!..


Кто же прав?

Хуже всего – неясность. Я видел в воображении увлекательные куски ленты, а сценария, тем более фильма из них, я себе не мог представить. Ведь не монтировать же фильм из трех-четырех самостоятельных кусков ленты, объединенных только противоположностью научных идей!..

Часто бывает так: чем больше углубляешься в какой-то вопрос, тем больше испытываешь скудость знаний. Так и получилось у меня со сценарием. Единственный итог, к которому я пришел на основании обзора всех многочисленных мнений о внутреннем состоянии Земли, был тот, что нужны эксперименты. Срочно нужны глубокие буровые скважины, которые бы вскрыли вещество мантии Земли. Необходимо готовить, создавать новые приборы, которые рассказали бы нам о том, что находится под покровом мантии в зоне ядра. Только после этих конкретных данных, после получения новых источников информации откроются перед нами новые перспективы.

Мы с режиссером в конце концов пришли к выводу, что сценарий пока не получается. Пришлось честно признаться в том, что наука еще не дает определенного ответа на волнующие нас вопросы. Показать борьбу мнений, дискуссии, столкновения? Но не лучше ли сделать это в художественном фильме, чтоб была не только борьба идей, но и столкновение характеров? Пока. А потом и наука скажет свое слово.

Собирая материалы о внутреннем строении Земли, я перестал заниматься поисками геологов, с которыми четверть века тому назад обсуждал дискуссионные вопросы. Как-то стала привычной мысль о безвозвратной утрате друзей, встретившихся на XVII Международном геологическом конгрессе.

Но вот однажды я получил объемистый пакет. В нем был пригласительный билет на совещание-конференцию, посвященную столетию со дня рождения В. И. Вернадского. На билете с портретом академика были золотом вытиснены даты: «1863–1963». Вместе с билетом была прислана программа конференции.

Газеты и журналы опубликовали новые факты из жизни и деятельности этого великого ученого. Пожалуй, для меня было самым интересным письмо В. И. Вернадского профессору Б. П. Личкову, написанное им в 1933 году и опубликованное в журнале «Природа». Вернадский писал:

«…Мы незаметно подошли в геологии к коренному перевороту; очень важно отбросить из наших представлений космогонические гипотезы о Земле: я думаю, Кант-Лапласовская гипотеза, расплавленная земля и т. п. являются фантазиями и мешают и сейчас нашей работе. Думаю я это давно, еще с молодости, но теперь только это вылилось конкретно. Картина, которая открывается, совсем другая. Планета – холодное тело; оболочки, правильно меняющиеся, неизменны в геологическом времени и созданы геологическими процессами. Отчего не появиться быстро (в масштабе геологического времени) из захваченного притяжением Солнца большого „метеорита“ современной Земли?»

Сейчас этот переворот назрел, а отчасти уже и осуществляется. Вот почему так широко и торжественно отмечался юбилей одного из его провозвестников.

Почтить память Вернадского съехались ученые не только нашей страны. Это был своеобразный международный съезд. С докладами и с предварительными сообщениями в печати выступили крупные ученые Венгрии, Соединенных Штатов Америки, Канады, Южно-Африканского Союза, Франции, Чехословакии, Румынии, Федеративной Республики Германии, Германской Демократической Республики, Индии, Японии и других стран.

Конечно, в числе докладчиков были и советские: академики, члены-корреспонденты Академии наук, доктора и кандидаты наук. Темы докладов – и наших и зарубежных ученых – касались химии и физики коры, мантии и ядра Земли. В докладах были отражены разнообразные течения в области геологии, геохимии и геофизики.

Всех нас, участников конференции, разместили в различных гостиницах Москвы, но большинство делегатов попало в центр.

Не сговариваясь, перед открытием конференции многие из ее участников собрались вечером в ресторане «Метрополь». Так же как и двадцать пять лет назад, за отдельными столиками восседали прославленные ученые, и всюду, по всему залу, бурлила молодежь.

И вдруг я услышал чей-то молодой голос:

– Образование полезных ископаемых произошло немагматическим путем!

Что я слышу? Минуло четверть века, и молодежь перешла в лагерь трансформистов?

Но, видимо, я поторопился с выводом. Тут же нашлись и магматисты, споры разгорелись. Слышались реплики противников.

И кто-то опять предложил:

– Давайте спросим корифеев науки! Узнаем их мнение!..

И шумная ватага молодых ученых хлынула в центр зала…

Я не стал записывать имен этих юношей.

Кто знает, может быть, один из них четверть века спустя будет дописывать эту книгу и сам разыщет своих друзей.

Содержание

Много загадок

Спор … 5

В огненной купели … 7

Гибель Гондваны … 18

Каменные ритмы … 26

Законы или загадки? … 33

Черные артерии глубин … 41

Слово неонептунистов … 47

«Мы не должны ждать милостей…» … 54

Поток информации

Сигнал в неизвестное … 61

Шифр кода тяжести … 79

И в жар и в холод … 89

Чего нет в учебнике … 94

Токи блуждающие … 103

Внимание: радиоактивные сигналы! … 106

Первые итоги … 114

Из космоса – в недра земные … 116

Преданья старины глубокой … 126

Поиски неведомого

Сначала неудачи … 135

География неведомого … 139

Рассказ первого камня … 143

Говорит камень с Кольского … 151

Повесть о третьем и четвертом камнях … 155

Весточка от пятого камня … 159

Придворные «королевы недр» … 162

Искусственная мантия … 170

И здесь синтез … 174

В мире неразгаданного

По стопам классиков … 181

Если правы магматисты … 185

У твердости тоже предел … 191

«Нет магмы под корой!» … 193

За разрывом Мохо … 198

Кто же прав? … 200


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю