355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » "Завтра" Газета » Газета Завтра 826 (90 2009) » Текст книги (страница 9)
Газета Завтра 826 (90 2009)
  • Текст добавлен: 9 октября 2016, 01:15

Текст книги "Газета Завтра 826 (90 2009)"


Автор книги: "Завтра" Газета


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)

Андрей Смирнов АПОСТРОФ

Дмитрий Лекух. «Я Русский». – М.: Литпром, 2009. – 284 с.

Название почившего в бозе печатного органа Народной национальной партии давно стало знаковым для целого сегмента российского общества. Фанатские майки с этой надписью и имперской гаммой цветов успели засветиться на международной арене.

Вызывают они очень много вопросов у "свободомыслящих" граждан с повышенным содержанием политкорректности в крови.

Факт, что некоторая часть русского правого движения начинает со "Слава России", а продолжает условным "Зиг хайль". Определённая, но далеко не вся.

При этом абсолютно все ревностные обличители этого самого "зигхайля" на нём никогда не останавливаются. Далее объектом их негодований и атак становится любой патриотический и националистический призыв. Помнится, пару лет назад популярные комментаторы возмущались слоганом "Русские, вперёд!". Дескать, татарин Билялетдинов сильно обидится. Сомневаюсь, что без либеральных "адвокатов" футболисты обратили бы на это внимание. Тем более на мировой арене – все мы русские.

Книги Дмитрия Лекуха привычно вызывают вал противоречивых мнений и споров. Кто-то упорно накладывает трафарет главного героя на автора и удивляется несоответствию, напрочь забывая афористичные строки Саши Чёрного про поэта и даму.

Иные недовольны коллизиями – "дескать, я там был, всё было совсем по-другому". Это естественно, но наивно. Вменяют Лекуху и то, что, собственно, футбола и даже околофутбола недостаточно. Однако ещё после первой книги "Мы к вам приедем" было довольно удачно и правильно замечено, что футбол здесь скорее повод, нежели причина. Вопросы разлиты в воздухе, и даже репрессивная канализация обществом их носителей ничего не даст, неизбежно появятся новые вопрошающие.

Почему социально адаптированные, успешные граждане ведут образ жизни, что для обывателя – шестнадцатилетнее мальчишество?

В новой книге повзрослевший "топ-бой" Данила, ставший к тому же главой "фирмы", сталкивается с новыми вызовами. Лекух, при всём обилии "морали", скорее ведёт с заинтересованным читателем диалог, поясняет выбранную позицию. Это не апология, не хроника, не автобиография, это произведение, которое ставит вопросы. Ведь даже отличные формулы из прошлых книг скорее мысли вслух, нежели аксиомы, "ценные указания".

Но этика здесь предельно чёткая. Так, блог футбольных фанатов исчерпывающе высказался по поводу начала войны в Осетии: "В войнах нет невиновных и виноватых, правых и неправых. В войнах есть свои и чужие". Свой, тот с кем ты стреляешь в одну сторону. Подобный "негибкий", "нетолерантный" подход по жизни даёт куда больше самим участникам.

Безусловно, это общество, где уважают силу. Но во главу угла ставится не физическая сила, хотя её, несомненно, ценят. Главное – это сила характера, осознание внутреннего достоинства. И именно футбол и околофутбол даёт эту уверенность в себе, в противовес окружающей культуре расслабленности. Пожалуй, из этого текста о мире можно узнать больше чем из докладов и выступлений ответственных разъяснять по чину – геополитиков и социологов.

Лекуха регулярно упрекают в некоторой картонности, прямолинейности персонажей. Думается, его интересует не конкретный человек, а тип. Футбольный фанат социально активен, но политически нем, не партиен; погружён в "мир капитализма", но не буржуазен; самолюбив и умеет покрасоваться. Он вполне "гражданин мира" – эль, виски, модные марки одежды, английский рок, но при этом патриот до мозга костей.

По словам Лекуха, "футбольные фанаты, а тем более футбольные хулиганы – патриоты праворадикального толка по самой своей стихийной сути: они не могут быть другими точно так же, как представители сексуальных меньшинств не могут не быть ультра-либералами. Всё просто: сначала ты "стоишь" и иногда даже дерешься за свой клуб, потом точно так же – за сборную своей страны. А позже начинаешь понимать, что и всю страну ты воспринимаешь, как сборную, чью честь ты должен защищать всегда, при любых обстоятельствах, любыми силами и средствами. И это перестаёт быть "гражданским долгом, а становится твоим – осознанным выбором".

Этот патриотизм не носит абстрактный характер. Скорее, он ступенчатый и начинается с себя. Способность отвечать за свои слова и поступки, способность подставить плечо товарищу, встать за свой круг и так далее. При выходе на национальный уровень даже хулиганские топ-фирмы уживаются между собой и взаимодействуют. Активно не любят друг друга, но делают общее дело.

Перипетии книги "Я Русский" удивительным образом напомнили мне роман "Мифогенная любовь каст", где на события Второй мировой накладывается пласт сражения, в котором принимают участие сказочные и литературные герои, от Карлсона до Кощея Бессмертного.

Так и здесь параллельно сборной и клубам на международной арене за честь страны ведут свою войну фанаты. С союзниками и разведчиками, вызовами на поединок и предательством "тыловых крыс".

Для фанатского сообщества очевидно: вы можете не интересоваться политикой, но знайте, что политика интересуется вами.

"Хотя как такое забудешь? Поющий оскорбления "Велодром", арабский баннер "Да здравствует свободное Косово!" Вот ведь… Нас за баннер "Косово – это Сербия!" местные копы чуть в кутузку не уволокли. А им – хоть бы хны. Приехавшие поддержать "Спартак" сербские парни из "Ультра клана" от ненависти чуть решётку не сгрызли.

Типа, футбол вне политики, ага. Я уже поверил. Ничего. Придёт наше время".

Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ

Когда мне тяжко – знаю об одном: ничто на свете не поможет, кроме хотя бы пары дней в родимом доме. И вот я побывал недавно в нём. Родной Донбасс… Потомственный трудяга, далёкий свет, не меркнущий в судьбе. Какой огонь ты высекал из мрака! Какие люди пели о тебе! Один из них сумел своё творенье вложить нам в души прочно и давно: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!»

Я сохраняю в сердце строки эти, горящие, как в топке антрацит, – и слышен мне в негаснущем завете вопрос, что шлют из прошлого отцы: "Ну как он там, Донбасс, не сданный нами? Звенят ли песни на степных ветрах, полощется ли в небе наше знамя, горят ли наши звёзды на копрах?" Что им ответить? Что нам, брат, поведать про звёзды и про знамя им сейчас? Ответа нет… Но поиски ответа – да не покинут в этой жизни нас.

Иллюзии приходят и уходят, любая суета идёт на слом, но вечен человек труда в природе, и вечна наша память о былом. И с нами та великая Держава, где живы, всем забвеньям вопреки, Стаханова немеркнущая слава, стахановцев ударные полки. И песни с нами – старые, родные, летящие на крыльях птичьих стай. А если песни живы и доныне – жить и тебе, донецкий славный край.

И даже если нас судьба и годы из отчих мест когда-то увели – твои заветы продолжаем гордо в жизнь проводить в любом конце земли. Чтоб было право честно и пристойно ответ свой дать отцам через года: Донбасс вошёл в историю достойно – и в ней по праву будет он всегда. Поклон тебе, отечество моё, за то, что не игра ты, не враньё, за то, что одолев эпохи сложность, в кругу друзей хранишь от бед и гроз, даря порой волшебную возможность вернуться в дом, где я когда-то рос…


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю