355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Павел Мариковский » Неожиданные встречи » Текст книги (страница 23)
Неожиданные встречи
  • Текст добавлен: 12 октября 2016, 01:38

Текст книги "Неожиданные встречи"


Автор книги: Павел Мариковский



сообщить о нарушении

Текущая страница: 23 (всего у книги 23 страниц)

Наш бивак находился неподалеку. Утром я поспешил проведать змей и опять застал их вместе. Еще через два дня я вновь пошел взглянуть на них. Светлая самка была буквально расплющена колесом грузовика, водитель которого не поленился ради такого дела свернуть в сторону из колеи. Коричневый самец лежал рядом тоже мертвый. Он не расстался со своей подругой и после того, как ее обезобразила машина. Его убили потом ударами нескольких острых камней…

Природа наша, населенная живыми существами, безвозвратно беднеет и оскудевает. Немало среди нас тех, кто отнимает у животных то, что больше всего ценит для себя, – жизнь.

Окружающие нас «твари» не столь уж и примитивны, психика многих животных во много раз сложнее и богаче, чем принято об этом думать до сего времени, и я в этом имел возможность убедиться не раз за долгую жизнь натуралиста-зоолога. Это следует растолковать тем, кто по черствости и темноте душевной так легко лишает жизни животных.

ЗМЕИ-СТРАДАЛЬЦЫ

Удивительные существа эти змеи: длинное тело, покрытое гладкой, с четким рисунком чешуей, яркие немигающие глаза, таинственный, раздвоенный на конце язычок, постоянно высовывающийся из плотно закрытого рта, и легкие, поразительно грациозные движения. Змеи способны передвигаться не только по суше, но и в воде, лазать по деревьям, по отвесным стенам скал и зданий. И узор на их чешуе красив – тонкий, ажурный, иногда блещущий яркими красками, или с нежными переливами затейливых сочетаний цветов; упругое, гладкое, словно полированное тело, отбрасывающее солнечные блики… И самое главное – какая-то загадочная мудрость, исходящая от всего существа змеи.

Природа обидела змей тем, что неравномерно распределила способности их защиты и нападения. Многие змеи совершенно безобидны, тогда как некоторые обладают ядовитыми железами и острыми зубами с каналами в них для впрыскивания отравы в тело врага или добычи. Яд змей, подчас очень сильный, несравнимый с другими органическими ядами, способен причинить неимоверные страдания вплоть до гибели в считанные часы или даже минуты.

Ядовитые змеи породили инстинктивный страх и ненависть ко всем этим пресмыкающимся и навлекли на виновных и безвинных проклятие всего рода человеческого. Признайтесь, подавляющее большинство из нас, увидев змею, испугается и постарается или ее убить, или подобру-поздорову убраться подальше. Проклял человек всех змей, хотя многие из них не виноваты и несут незаслуженную и страшную кару из-за своих сородичей.

В представлении обывателей змеи наделены коварством, хитры, лицемерны, злобны и беспощадны. О неприязни к ним слагают пословицы, легенды, сказания, пишут стихи.

Не убьешь змею сразу – потом раскаешься.

Ударил змею – убей ее, не то она обернется и укусит тебя.

Убей и ящерицу, если у нее голова змеи.

Знаменитый узбекский писатель, ученый, художник и музыкант Алишер Навои поучал:

 
Змею увидел, бей – не упусти;
Беды избежишь на своем пути.
 

Иван Бунин посвятил змее стихотворение:

 
Исчадье, проклятое в раю.
Какое наслаждение расплющить
Головку копьевидную твою,
Твой лик раскосый и зовущий.
 

Лиля Брик высказалась в категоричной форме следующим поучением:

«Мало вырастить сына, посадить одно дерево, уничтожить змею, до последней зари не тревожь время, совесть мою».

Янушкевич, путешествовавший по Казахстану более ста лет назад, рассказывает: «Наши спутники киргизы особенно отличались страстью к искоренению бедных джиланов и херсетке (змеи и ящерицы. – П. М.), били виновных и невинных, тысячами падали они под ударами киргизского кнута, и я уверен, что наша дорога, устланная трупами этой ползающей братии, через месяц послужит какому-нибудь каравану лучшей вехой при переходе через пустыню».

Далее он добавляет: «Киргиз считает своим священным долгом, словно аист, очищать степь от змей. Он никогда не пропустит змею, если он встретит ее, хотя бы торопясь по срочному делу, задержится, убьет ее камчой. Если случайно камчи с собой нет, он до тех пор ищет палку, пока не найдет, возвращается с нею к месту, где увидел свою жертву».

Подробно и с удовольствием описывает венгерский путешественник А. Рока Таш охоту, поимку и растерзание змеи, случайно заползшей в кузов машины. Кто она была – не важно. Змея, одним словом!

Убивают несчастных змей, часто ни в чем не виновных, с радостью и наслаждением.

«Кетменем разрубишь змею надвое, и эти две змеи самостоятельно движутся в разные стороны. Чувство брезгливости и отвращения закипает в тебе, и ты разрубаешь гадину на десять, на двадцать, на сорок частей – и все они продолжают извиваться», – рассказывает о своем отношении к змеям Ф. Мухаммадиев.

Змеи служат прообразом многоголовых чудовищ-драконов. С древних времен сказаниями о них полон фольклор всех народов мира.

«Змей – предмет отвращения и поклонения, – рассказывает французский писатель Ф. Шатобриан, – а люди питают к нему беспощадную ненависть либо преклоняются перед его мудростью. Ложь взывает к нему, осторожность заявляет на него права, зависть носит его в сердце, а красноречие – на своем жезле. В аду он превращается в бич фурий, на небесах вечности делают его своим символом».

Талантливая ученая и писательница Елена Блаватская, поклонница оккультных наук, сообщает, что легенды всех народов и племен, цивилизованных или диких, указывают на великую мудрость и хитрость змея. Он чародей и гипнотизирует птицу своим взглядом, и даже сам человек очень часто не может противостоять его колдовскому влиянию. Туземцы Индии и Аравии питаются сердцем и печенью змей, чтобы научиться языку всех животных, ибо змее приписываются эти способности. Змеи всегда были прообразом последовательного или периодического возрождения. Змеи были великой эмблемой таинственных мистерий. И никогда не были так унижены в древности, как сейчас, в наш век свержения идолов не во имя Истины, но ради прославления грубой материи. Они имели значение в оккультных науках. При древе жизни библейском змей был божественным представителем. В средние века змеи стали образом зла и дьявола.

А змеи, какими бы они ни были, никогда сами первыми не нападают на человека, всеми силами стараются избежать с ним встречи, предупредить его нападение, совершая ложные выпады, шипя или грохоча специальными погремушками на хвосте, и, только будучи вынуждены защищать свою жизнь, прибегают к крайней мере, нанося удар ядоносными зубами. А несчастные неядовитые змеи, когда им не удается скрыться от преследования, стараются подражать движениям ядовитых змей или сворачиваются плотным клубком, пряча свою голову под ним, пытаясь спасти жизнь.

Но кое-где люди все же отличают ядовитых змей от неядовитых. В русской пословице, например, говорится: «На трусливого и уж – змея», то есть безобидного ужа вроде бы и змеей нельзя назвать.

В Казахстане обитает четырнадцать видов змей, и только два из них ядовитые: степная гадюка и щитомордник. Их легко отличить: у обеих голова кажется слегка вздутой к затылку по сравнению с шеей и имеет как бы копьевидную форму оттого, что по бокам ее челюстей находятся ядовитые железы. Но некоторые неядовитые змеи, подражая ядовитым, умеют при опасности расширять заднюю часть головы. Гадюку легко узнать по черной полосе, протянувшейся по спинной поверхности тела и состоящей из ромбовидных пятен. Окраска щитомордника варьирует от светло-коричневой до почти черной и отличается поперечными размытыми темными полосами. У него на голове вблизи глаз хорошо заметна ямка. Но самый верный признак ядовитой змеи – это щелевидный, как у кошки, зрачок. Но такой же щелевидный зрачок имеет и миролюбивый удавчик. Его легко узнать по короткому толстому хвосту. Все же остальные змеи Казахстана, кроме упомянутых, неядовиты и даже, если взять их в руки, редко кусают или укусят только раз и несильно, а потом покорно отдаются на волю поработителя.

На щитомордника обижаются коневоды: любопытные жеребята, увидев свернувшуюся колечком змею, суют к ней морду, что та воспринимает как нападение. Укус щитомордника, родственника тропических гремучих змей, довольно болезнен, но редко заканчивается смертью. А гадюка совсем малоядовита.

При укусе ядовитой змеи следует тотчас же постараться тщательно и основательно, сплевывая слюну, высосать яд из ранки. Не дай Бог, как иногда советуют, перевязывать пораненную конечность выше места укуса. Не стоит также вырезать место укуса и прижигать его каленым железом. Пока его разогреют, яд успеет распространиться по телу, а ожог может стать долго незаживающей раной. Испугавшийся человек способен вырезать слишком большой кусок тела и тем самым вызвать неприятные последствия. Тугая повязка на конечности может оказаться причиной гангрены из-за остановки кровообращения.

Лучшее средство лечения, конечно, специальная сыворотка. Но в Казахстане случаи укуса щитомордником очень редки, поэтому и трудно найти сыворотку в лечебных заведениях. Другое дело – тропические страны. Там много опасных ядовитых змей, и немало людей погибает от их укусов, особенно когда по бедности не носят обувь.

А в общем проклятые человеком и считающиеся исчадием ада змеи полезны и являются необходимым звеном природы, поддерживающим равновесие между живыми существами. Они прежде всего уничтожают мелких мышевидных грызунов, крупных насекомых. Степная гадюка в пятидесятых годах в пустынях была столь многочисленна, что зоолог В. Г. Коваленко, изучавшая эту змею, за несколько однодневных походов в окрестностях Чемолгана изловила их около четырех сотен и только у одной нашла остатки яичек мелкой птички. Все остальные усиленно истребляли только саранчу. В то время, несмотря на обилие змей, там не было слышно о случаях укуса ими людей.

И еще, как не сказать тривиальную фразу о том, что во всем вредном есть и полезное: и щитомордник и гадюка – поставщики яда, идущего на изготовление лекарств. Одно из них, приготовленное в виде мази «Випросал», помогает прекрасно при судорогах в конечностях и радикулите.

Сейчас вряд ли за день усиленных поисков вокруг той же станции Чемолган можно встретить хотя бы одну степную гадюку. Все змеи страдают от оскудения природы, и стало их очень мало. Так что посадите дерево, постройте дом, вырастите сына, да и дочь, но не убивайте змею, пощадите ее. Не воображайте, что совершаете подвиг, лишая ее жизни. Змея – весьма уязвимое животное, требующее всемерной охраны и заботливого к себе отношения, как и все живущее на свете.

КТО БЫ ЭТО МОГ БЫТЬ?

Поездка вокруг Балхаша, разведка туристических маршрутов и страшная спешка. Третий день, как солнце за облаками, и они, неподвижные, висят на одном месте, не собираясь никуда уплывать. Иногда проглянет солнце, и тогда неожиданно богатой лазурью засверкают воды озера и как будто повеселеют чайки серебристые. Только одни они остались на Балхаше. Все остальные исчезли. Не стало рыбы, умирает Балхаш от деятельности человека и созданного им нелепого Капчагайского водохранилища, а также от засухи.

На ухабах подбрасывает машину, и все время хватаешься за поручни, чтобы не стукнуться лбом. Проезжаем соленую часть озера с запада на восток. Иногда дорога отходит от озера или, наоборот, озеро – от дороги. И тогда вокруг одна пустыня с пригоревшими от солнца и недостатка влаги растениями.

Дорога, полузаросшая растениями, бежит перед глазами, никого на ней не видно: ни кобылочек, ни ящериц, ни змей. Лишь один раз проскочила симпатичная кургузая пищуха и поспешно скрылась в своем убежище. А сколько их было прежде!

И вдруг вижу: торопливо семеня ножками, пробежало и скрылось в зарослях терескена ярко-черное создание. Секунда раздумья – и машина уже промчалась десяток метров, и упрямый водитель нехотя ее притормаживает. Но что увидишь в зарослях растительности!

Я в большом недоумении. Кто бы это мог быть? Никак не придумать. Ярко-черный житель, да еще и в пустыне. Может быть, какой-нибудь грызун-меланист. Или животное, еще не известное науке и, как всегда в подобных случаях, кажущееся необычным и с необыкновенным образом жизни?

Если бы это было, как прежде. Перекопал бы норки, пересмотрел бы все кустики. А теперь кто я, пассажир-проводник и советчик среди нетерпеливых и торопящихся домой людей. Так и осталось в памяти черное как смоль существо, похожее на мышку.

Еще вспомнилась очень давняя встреча конца пятидесятых годов – путешествие на первом выпуске автомашины «Москвич» по Чуи-Илийским горам западнее станции Отар. Когда-то я любил эти горы пустыни, малолюдные, скалистые, изобиловавшие насекомыми, а также наскальными рисунками.

Как всегда, пока мои помощники устраивали бивак, забрался на гору осмотреться, наметить предстоящий маршрут. А потом стремительно, почти бегом, опираясь на длинную палку, спускаясь по большой каменистой осыпи, увидал совершенно необыкновенное животное. Это было что-то среднее между зверьком, змеей или большущим червем. Узкое длинное тело как будто было покрыто шерстью. Темно-коричневый зверек торопливо мелькнул перед ногами, извивая свое тело по-змеиному и семеня очень маленькими и коротенькими ножками. Он так быстро скрылся среди щебня осыпи, что я не успел упасть на него, чтобы схватить руками. Искать его было бессмысленно среди великого нагромождения камней осыпи. Подумалось, что существо, вероятно, обитатель каменистых осыпей. Но кто он? Без сомнения, это было что-то необыкновенное и неизвестное науке.

Может быть, мне показалось? Но перед глазами, будто запечатленный на фотографии, стоял образ зверька во всем его странном обличье. Вообще, конечно, следовало порыться несколько дней на этом месте, раскидывая камни в разные стороны. Но откуда мне взять время, к тому же обремененному научными заданиями в области энтомологии.

Потом я узнал, в Альпах среди народов ходят рассказы о подобном зверьке, только большего размера. Местные жители называют его лапчатым червяком (Tatrewurm). Ученые-скептики в его существование не верят. И вот моя встреча. Вероятно, все же есть такой зверек с длинным телом и короткими ножками для того, чтобы удобнее пробираться среди каменистых осыпей. Вообще каменистые осыпи – совершенно особенное место для жизни животных, и, наверное, если приняться за их изучение, можно будет найти немало новых, неизвестных науке видов животных. Дело за будущими энтузиастами.



    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю