Электронная библиотека книг » Марк Пуссе » Семь походов по Восточному Саяну » Текст книги (страница 4)
Семь походов по Восточному Саяну
  • Текст добавлен: 12 октября 2016, 03:39

Текст книги "Семь походов по Восточному Саяну"

Автор книги: Марк Пуссе

Такой случай упустить нельзя. Я попросил Олега и Гошку остаться в избе, сам же решил поохотиться с промысловиками.

Проплыв минут сорок вверх, мы выключили мотор и вылезли на левый берег, прошли по нему с полкилометра, пересекли исхоженный лосями мыс и по мелководью перешли на островок. «Вот это место», – шепнул Николай. Метрах в тридцати за мелководной протокой, под упавшим на соседние кроны кедром, были замаскированы петли.

Быстро натыкали елочек, бросили на землю оленью шкуру, рядом – меховую доху. «Желаем удачи. Утром приплывем!» Иван Романенко с Николаем Колеватовым ушли. Шкура хорошо защищает от сырости.

Смеркалось. Неподвижность моя обманула гоголей. Парочка их резвилась всего в пятнадцати метрах от скрадка. Уже перед темнотой метрах в ста слева гоготнули и плюхнулись в воду гуси. Мирно плавающие птицы – хорошая маскировка.

Уже давно трудно дышалось, и вот с темнотой река заполнилась шумом хлынувшего ливня. Я поспешно накрылся дохой. Теперь уже все надежды на утро. Я начал клевать носом…

Где-то в полночь меня как током ударило. Сзади скрадка скрипнуло, раз, другой, третий. Медведь! Шевелиться под дохой нельзя, хищник может наброситься. Затаился. «Сейчас начнет обнюхивать…» И еще мысль: как успеть повернуть ружье и выстрелить.

Неожиданно возле моего лица мелькнула мышь. Скрип, скрип… Сплюнув, я откинул доху. Оказывается, мышам приглянулась меховая подстилка, и они начали ее «стричь», а я-то со сна подумал, что это скрипит галька под тяжелыми лапами хищника.

Медведь так и не пришел, а часов в семь за мной приплыли таежники. Сочувствуя моим неудачам, Филипп провел со мной еще двое суток на известных ему еланях. Мы снова лазили за двумя медведями – и снова неудача. После очередного совещания в избушке экипаж нашей лодки решил начать спуск к «неудачливой» елани. А вдруг встретим старого знакомого?

Вечером опять пошел дождь, и промысловики нам пояснили: «Видите те колья? Дойдет вода до верха, надо уплывать. Иначе не пройти Семеновскую шиверу».

По Кизиру плыли медленно и в полной тишине. К приметным затескам на левом берегу подплыли в шесть часов вечера. Стали готовиться к ночевке, заготавливать дрова. Дождило, снова предстояла сырая ночевка. Ночью нас окутал туман. Было сыро, неуютно. С нетерпением ждали рассвета.

Плавание продолжили в начале десятого. Едва остановились у лагеря экспедиции, где собирались обсохнуть, услышали рокот моторов. Сверху показались лодки промысловиков. «В Кизире быстро поднимается вода. Возьмите у нас бензин и скорее вниз!»

Остаток дня перетаскивали лодки новым для нас путем, через десятиметровую переволоку третьего порога. Теперь, когда с нами столь опытные люди, решил рискнуть судном и Олег. Каждую лодку подводили к выступающему каменистому языку, разгружали и затаскивали на гребень. Затем спускали в небольшую лагунку, расположенную чуть ниже слива. Вода здесь кипит. Малейшая неосторожность – и лодку разобьет о камни.

Отдохнув в левобережной лагуне, начали форсировать каменную гряду. От берега уходили лодка за лодкой. Надо промчаться между камнями, что пониже порога. Когда свою лодку повел Иван, давший сразу полный газ, все дружно закричали: «Правее, правее!» В последние мгновения владелец моторки все-таки успел подвернуть.

Филипп показал на яму пониже порога:

«Если подползти по скале вот к этому обрыву, можно увидеть в ней огромных тайменей. До семи штук за рыбалку брал спиннингом. Паводок пройдет, вода посветлеет, самое время будет их ловить.

Ночевали на Андрианихе. Кто-то из молодежи сжег портянки и брюки. Есть у саянских охотников шутливая примета: сжег одежду – жена изменила. Вся избушка содрогается от хохота. Молодожен-погорелец, судя по всему, приметой не пренебрегает, заглядывает ко мне в календарь…

Наша флотилия отправляется дальше. В строю кильватера стремительно несутся моторки. Мелькают берега, повороты, островки. Впереди лодка Филиппа. Чтобы удобнее было фотографировать, я попросился к нему. Щелкаю ФЭДами во все стороны.

Второй порог прошли ходом. По Семеновской шивере вели моторки почти не снижая скорости. И в «бане», и в «предбаннике» лодку мотает, как щепку. Филипп, очевидно, зазевался, так как неожиданно сквозь муть и пену я увидел прямо по носу стремительно приближающийся огромный бурый камень. «Правее, правее!» – закричал я. Филипп успел отвернуть, и лодка со скрежетом прошла бортом по граниту камня. Вскоре вышли на чистую воду. «Что же ты? – кричал из своей лодки Николай, – опять решили все потопить?». «Корму вал поднял», – оправдывался Запольский, – лодка руля не слушалась».

Я спросил Филиппа, почему «опять». «Да в прошлом году здесь же, в «предбаннике», с сыном старшим плыли. Я как чувствовал неладное – высадил его на берег. Налетел на камень, лодка пополам, но мне повезло: схватился за пустую канистру. На ней и выплыл…»

Мимо нас стремительно пронеслась стайка чирков, и, как горох, сыпанула в воду. Молнией прошедший сокол развернулся и сел на нависающее над водой дерево. Сокол бьет жертву в воздухе. Как бы зная это, утки плавали спокойно. Таким же выглядел хищник: добыча не уйдет…

21 мая подплыли к Усть-Джебу. На берегу качала ребенка Гошкина жена. Рассмотрев, что мы привезли, возмутилась: «Так ведь это же медведь?! Я его есть не буду. Он поганый!» Помогли помалкивающему товарищу выгрузить его долю, тепло распростились. Родителям же Олега добыча по душе: «Вымочим!»

Ожидая таежников, – они задержались в лагере экспедиции – я разговорился со старшим Мартыновым, тоже жителем Зимовья. Прошлой осенью он и его сыновья впервые поднялись «на моторе» в верхнее течение Казыра и у Ванькиной избушки встретились с нашим проводником в первых походах Тутаевым и другими тофами.

Оказалось, что у Мартынова есть подробная карта Казыра. Я заикнулся было, нельзя ли ее сфотографировать, но мой собеседник вдруг потерял интерес к разговору и смолк.

Последняя ночевка – в Курагино, до него плыли еще километров шестьдесят, в гостеприимной семье Запольского. Бывший десантник-парашютист, он и сейчас по-военному собран, подтянут. Делает все четко.

Вечером, после жаркой баньки, таежник рассказал про нелегкое детство… «Отца моего убили в 1922 году. Из-за соболей. Возвращался он с другом с соболевки. Сначала застрелили друга, а мой успел уйти. В него стреляли, но осеклось ружье. Километрах в трех от Заимки осторожные бандиты оставили засаду. Изнемогающий отец выбежал на костер и, когда увидел, что это один из тех же, крикнул: «Не убивай за ради детей!..» Бандит спустил его труп под лед. Прошло много лет. Один из убийц поссорился с женой, решил отомстить и тестю. Рассказал все моей матери. Я рос и ждал своего часа. Когда меня взяли в армию, в живых остался только главный. Остальных за бандитизм расстреляли. Вернулся домой, сказал: «Передайте Ивану – за ним должок. Старик прятался от меня. Так и не смог я расплатиться. Сам подох…»

Бывает же так: сегодня, когда предстоит покинуть полюбившийся край, наступила удивительная погода. Все: и горы, и тайга – словно пропитались солнцем.

…Уже давно отступила тайга. За окнами автобуса – бескрайняя степь, холмы. На далеких холмах, выложенные белым кирпичом слова: «Ленин», «Мир». Видно их и из самолета.

До следующего года – мир тишины и приключений!

ГРАНДИОЗНЫЙ – РЯДОМ!

В Абакане мы были приятно удивлены: начались пассажирские перевозки до Курагино.

Строители трассы Абакан – Тайшет дали слово к концу шестьдесят четвертого забить и «серебряный костыль».

Запольский встретил нас с распростертыми объятиями, познакомился с моими товарищами – северодвинскими рабочими Валентином Шаныгиным и Романом Розановым, расспрашивал их о жизни и работе на Севере. Филиппу очень хотелось пойти с нами: «В эти районы промысловики еще не заглядывали, я был бы первый. Нельзя только: операцию недавно перенес».

Двадцать пятого июня поплыли вверх по Тубе – правобережному притоку Енисея, набирающему силы от слияния Казыра, Кизира и Амыла. Когда лодка вошла в устье Казыра, мотор сразу же запел на другой ноте, почувствовав мощь главной саянской реки.

Изредка минуем деревушки. Против каждой – копошащиеся на берегу старики. На удивление – все рыжие!

С песчаных пляжей спугиваем куличков, в воду сбегают стайки утят. В нижнем течении реки есть десятикилометровый участок, где нужно соблюдать осторожность: между отвесных берегов течение убыстряется, есть скалистые прижимы.

До Черемшанки – это километров сто, поднимались одиннадцать часов. Руководитель леспромхоза Мурзаев, председатель сельсовета Латышев – с ними я вел предпоходную переписку – обещали содействовать в заброске к Верхней Казырской, но помешал трагический случай: у Мурзаева накануне утонул брат. Тут уж не до нас.

Утром попутным грузовиком уехали в Жаровское. До него километров двадцать. На участке между Черемшанкой и Жаровском, против деревни Гуляевка, самый большой и непроходимый на Казыре Гуляевский порог. На полпути подобрали двух пешеходов. Они только что столкнулись с перешедшим дорогу медведем, и были очень возбуждены.

В Жаровском нас встретил местный лесник Иван Васильевич Баяндин. Его отец-то и обещал забросить наш отряд до устья Верхнего Китата. «Поднимать на «моторе» буду я сам», – заявил лесник.

Полуторакилометровый Убинский порог обошли лесной дорогой. В Складочном Иван Васильевич принес из леса мотор, бак с бензином, и мы спустили лежащую на берегу лодку на воду. До родной деревушки Баяндиных еще двадцать километров, а дороги больше нет, только тропа.

На сухом, высоком берегу в Нижней Казырской убранная свежими цветами могила:

«Изыскатель А. М. Кошурников, 1905—1942 г.».

В Верхнюю Казырскую прибыли к обеду. Местные жители называют этот поселок еще Верхняя Тридцатка. Вокруг поселка якобы тридцать озер, в которых, как и в крупных озерах западной части Казыр-Кизирского междуречья, «озерские» добычливо ловят щуку, окуня, сига.

Нижне-Китатский порог

Василий Васильевич Баяндин пригласил нас в избу. Долго расспрашивал о походах по другим районам Саян, в частности, по верховьям Казыра. Между прочим, старик называет хакасов, тувинцев, тофаларов собирательно – «татары». «Знатно татары соболюют. Если он нашел след, соболю уже не уйти». Теперь стало ясно происхождение названий притоков Казыра – Татарка, Саетка (сойот – тувинец). Их, конечно, дали «низовские».

Утром 27 июня поплыли к Базыбайскому порогу. День выдался отличный. Солнце позолотило горные вершины, покрыло медью мохнатые кедры на склонах. На небе ни облачка.

Иван часто останавливает моторку, чтобы поудить в уловистых местах. На Нижне-Китатском пороге – это километрах в четырех ниже устья Нижнего Китата – лесник заявил: «Сейчас поймаю ленка или тайменя». И действительно, с четвертого заброса взял двухкилограммового ленка. В прозрачной, как стекло, воде хорошо видно, как мечется схватившая блесну рыба.

Километрах в четырех выше устья Нижнего Китата подплыли к острову Кедровый. «Здесь, на отмели, наши рыбаки и нашли Кошурникова». Баяндин заглушил мотор, мы вылезли на остров почтить память легендарного изыскателя.

…Задание они получили нелегкое: определить возможность строительства железной дороги Абакан – Нижнеудинск вдоль берега Казыра. Сплав инженеры вели поздно, в октябре. Вода в это время малая, плот шел неохотно, цеплялся за камни. Поход затягивался, а тут еще раннее похолодание, снегопады, шуга. И вот, когда изыскание выполнено – доказана возможность строительства дороги левым берегом – и случилось непредвиденное.

Журавлев и Стофато плыли на салике, Кошурников – он вылез, чтобы облегчить плот, – брел берегом…

Нельзя без душевного волнения читать предсмертные строки этого мужественного человека.

«3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера, 2.XI.42 г., произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

В молчании стояли мы против быстрины Кошурникова и смотрели на бегущую воду…

Миновав «баню» – шиверу с огромной скалой посередине реки – а потом шиверу против речки Рыбной, услышали, наконец, Базыбайский порог. До него от Верхней Казырской плыли около семи часов, то есть поднялись километров на шестьдесят. Лагерь разбили на левобережном, усеянном наносником пляжике. Сложили снаряжение, развели костер и осмотрели порог. Он очень бурен, хотя протяженность совсем небольшая. Схваченная скалами река и бьющая в правобережную стену водяная лавина исключают возможность сплава по нему на резиновой лодке. На мощном скальном нагромождении левого берега – памятник из камней. В 1957 году, во время съемки кинофильма о Саянах, здесь утонул кинооператор. Об этом человеке мне рассказывали еще в Верхней Гутаре.

Сколько ни бросал Иван блесну, ни тайменя, ни ленка так и не поймал, зато ближе к вечеру Валентин и Роман были вознаграждены двумя десятками хариусов, из которых и сварили замечательную уху. Пока ели ее (а нас гнус), наступили сумерки. Мои друзья погоняли лихим посвистом притаившегося у тропки зайчишку и легли спать…

С рассветом по камням левого берега перетащили лодку, снаряжение и уже к восьми были готовы к отплытию. Через Ворота лодку протащили на бечеве, а Спиридоновы щечки – берегом по камням. К полудню достигли лагеря экспедиции геологов.

Рассказывая о своих делах, геологи сообщили, что Саяны перспективны как кладовая целого комплекса ценных полезных ископаемых, в том числе и редкоземельных элементов.

Вечером завхоз экспедиции уложил в свой склад нашу надувашку, часть снаряжения – все, что нужно для будущего сплава по Казыру, шутливо взвесил и наши рюкзаки: «По тридцать килограммов! Счастливо вам отдохнуть!».

Уже в сумерках пришла непогодь. Небо заполнили рваные тучи. Укрылись в барак. Прогремел гром, блеснула молния и… ни капли! И так бывает. Провожаемые добрыми напутствиями Баяндина и геологов, на рассвете мы ушли к близ расположенному Верхнему Китату.

Только услыхали гул мощного порога – это в километре выше устья реки – заморосил дождь.

Геологи нас предупреждали: «Выше порога таймени и ленки не поднимаются, там только хариусы».

Несмотря на дождь, Валентин и Роман сделали еще одну попытку половить на спиннинг. Но безуспешно.

Вдоль правого берега Верхнего Китата – обозначенная затесками тропа. Пока что от нее не отрываемся – легче идти. Но именно здесь, на тропах, и подстерегают людей клещи. Запольский предупредил: «На участке Кордово – Курагино в начале мая от укусов энцефалитных клещей пострадали три женщины. Одна умерла». Геологи проходят специальную вакцинацию. Мы же уколов не делали. Еще больше опасных насекомых оказалось у древней избушки первого правобережного ручья.

Первые два дня прошли в борьбе с травяными джунглями. Лето в Саянах встречает путника не только теплом и солнцем. Высокотравье, гнус, дожди отравляют удовольствие.

Трудней всего идти первому. Есть места, где заросли вдвое превышают человеческий рост. Тропка часто теряется, и мы как носороги ломимся через чащу. А дождь все льет и льет, и наши рюкзаки в прямом смысле тяжелеют.

Смотрю на товарищей: как-то себя чувствуют? Валентину 26 лет, отслужил в армии, турист. Трудности принимает как должное. Роман рослее и крепче, но в армию не призывался, быстрее раздражается.

Уже вблизи Татарки, второго на нашем пути ручья, окончательно умаявшись, укрылись от все усиливающегося дождя под развесистым кедром. Тут мы и остановились на ночевку.

Проснулись вместе с тайгою. Вырвавшиеся из-за гор лучи осветили и обрадовали лес. В нем снова закипела жизнь! Предложил оторваться от реки в сторону гор. Там нет леса, высокой травы, гнуса. Может и мишку выследим. В отряде полное единодушие. «Скорей наверх».

Весь этот день лезли по кручам. Уже под вершинами увидели в метрах восьмистах северного оленя. Долго наблюдали, как он пасется. Зверя донимал гнус, и он все время бегал по зеленому плато, подолгу замирая на снежниках.

Еще двое суток мы двигались горными склонами к верховьям Белого Китата – самого крупного из притоков Верхнего Китата. Обходим живописнейшие цирки с богатой альпийской растительностью. Потом идем однообразными гольцами. Осторожно спускаемся с них по каменистым осыпям – курумникам. Наверху чувствуем себя преотлично: здесь прохладно, нет гнуса. Перед нами высятся южные склоны Фигуристого белка с пиком Эдельштейна и ледником Стальнова. (Так их назвал руководитель экспедиции геологов известный профессор А. Г. Вологдин в 1929—1930 годах).

Изрезанные глубокими пропастями южные склоны хребта Крыжина, тем более Фигуристого белка, без альпинистского снаряжения не осилишь, и мы снова поворачиваем на восток. Не без трудностей спустились в долину Белого Китата и сразу же утонули в медвежьих траншеях, высокотравье. Июнь и первая половина июля – время медвежьих свадеб. С конца мая и в июне самку сопровождают несколько самцов, в первой половине июля чаще всего встречаются семейные пары. Ружье держу наперевес.

На следующий день достигли Среднего Китата. Переход через него был наиболее труден. Пришлось валить деревья, наводить переправу. Тут чемерица, маралий корень, медвежья дудка, живокость и, царство певчих и их короткохвостых птенцов. Они непрерывно вспархивают тут и там. Один запутался в стеблях при взлете, и я осторожно его подхватил. Как он жалобно запищал! Я тут же подбросил его в воздух.

Есть в траве и другие обитатели. Перелезая через поваленный кедр, я был остановлен криком идущего сзади Валентина: «Вы стоите на змее!» Он стал тыкать тростью у меня под ногами: «Готова!»

– Большая?!

– Нет маленькая…

Гадюка пустяк. Главное, не наступить на ухо дремлющему мишке…

Десятого июля устроили нечто вроде выходного. Решили отдохнуть, а заодно проявить пленки. Забрались в глухую таежку на берегу ручейка и занялись своим делом.

Во второй половине дня все-таки не утерпели. До верховий рукой подать, и дождь вроде бы стих. Снова полезли наверх. Вскоре лес кончился, пошла горная тундра. Часов в пять подошли к перевальной седловине. Только вылезли – на правом снежнике – марал! Мы замерли. Не очень спешно, зверь исчез в распадке, снова показался и скрылся за вершиной горы. «Я имею разрешение только на отстрел волка и медведя», – парировал я вопросительные взгляды спутников.

Подошли к обрыву. В глубокой пропасти раскинулся великолепный цирк. Он на нашем пути, и мы начали искать спуск. Если идти по падающему вниз ручью, то нужны горные ботинки с триконями. Пошли на север. В одном месте – тут кустарник поплотней – решились. Очень медленно, осторожно начали сползать вниз. Когда до дна оставалось метров триста, в самой глубине, у снежников, я увидел крупного медведя.

Возбужденно шипя на недоумевающих товарищей: «Тише, тише», – я ринулся вниз. Это была не только охота. За десять дней перехода мы не съели и грамма мяса. Ветерок тянул от медведя, можно было надеяться на сближение. С горного склона дно цирка кажется ровным, на самом же деле оно все в холмах и впадинах. Перебежал довольно широкий ручеек. Все время слежу за ветром, осматриваюсь. И вот наконец я снова увидел его: медведь ел черемшу. Как только он поворачивался задом, я делал перебежки. Из-за последнего куста – дальше уже поляна, выстрелил. Медведь ринулся на склон. Этого я ожидал и чуть не выстрелил вторично, но он затоптался на месте, опрокинулся на спину, снова вскочил. Уже на бегу, метров с двадцати я опять повалил его…

Минут через двадцать-тридцать показались товарищи. Занялись тушей. Вырезали добрый пуд мяса и, конечно, печень. Остальное закопали в снег.

Оказывается, от моих выстрелов на противоположный склон убежал второй медведь – мои товарищи его видели. «Скорей всего это самка».

Еще скрадывая мишку, мы заметили невдалеке, на небольшом холме удивительно плотный и уютный лесок из огромных кедров. В корнях поваленного дерева приглашающе зияла пещера. Вокруг масса сушняка, и рядом ручеек с изумительной водой. Прямо-таки санаторий! Здесь решили пожить, отдохнуть, откормиться.

Тринадцатого, закопав поглубже в снег мясо и оставив снаряжение, взяв с собой только самое необходимое, полезли на восточный склон цирка. Карабкались вверх более двух часов. На гребне увидели северных оленей. Они спокойно паслись у снежников. Некоторое время рассматривали их, но вдруг повернул ветер. Крупный рогач выскочил на скалу и замер. Голова его повернута в нашу сторону! Миг – и стадо исчезло.

От водораздельного хребта – по нему бродили весь день – до Грандиозного менее двадцати километров. Подойдя к ручейку, одному из притоков Прорвы, мы долго ахали на открывшуюся красоту и жалели, что у нас не два отпуска. «Грандиозный совсем рядом. Интересно было бы исследовать его с запада».

За этот день набегали по «оленьим хребтам» километров двадцать пять и встретили еще три стада – более двадцати оленей. Попадались и одиночки. Мои товарищи обратили внимание на раздвоенное, одиноко торчащее деревцо. Неожиданно оно зашевелилось: снова олень! Этот оказался любопытным, подошел метров на двести и долго нас сопровождал.

От созерцания нас отвлек практичный Валентин: «Снизу поднимается туман». Это значит – жди непогодь. Конечно, забеспокоились: леса-то на хребте нет. От дождя не укроешься, и костра не разожжешь. Через несколько минут наполз туман и полил холодный дождь. Мы кинулись под нависшую скалу. В наших рюкзаках есть и береста, и сухой спирт. Некоторое время можно жечь, но надвигается ночь.

Пришлось делать стремительный переход к «своему» цирку, и уже в темноте спускаться по склону вниз. Совершенно мокрые, усталые и озябшие, укрылись, наконец, в «санатории», где нас ждала «крыша», сухие дрова и обилие мяса. Всю эту ночь, как впрочем, и две последующие, шел дождь. Вершины гор накрыла плотная шапка тумана. Конечно, о переходе к Казыру вершинами гор не было и речи. Решили снова спускаться в тайгу.

Пятнадцатого июля водрузили в верховьях флаг и пошли вниз, к реке. Спуск к Казыру Верхним Китатом вели по новому пути – левым берегом. Иногда шли по реке, где много рыбачили. Тут неплохо ловится хариус.

Ниже устья Северной, когда отдыхали на речном пляже, к нам подходила медвежья свадьба. Когда мы проснулись и вышли на берег, увидели в траве три свежих траншеи, которых до этого не было. Возможно хищников отпугнул костер.

Ниже устья Белого Китата снова перешли на правый берег Верхнего Китата. Для этого выбрали широкий, тихий и мелкий участок русла. Переходили с шестами, страхуясь веревкой.

Валентин поразил нас своей зрительной памятью: запомнил одну из гор, уточнив тем самым наше местоположение. И вот снова загрохотали пороги. Ближе к Казыру все чаще находим грибы: подберезовики, подосиновики, маслята, сыроежки. На привалах едим чернику.

К вечеру девятнадцатого июля подошли к лагерю экспедиции. Геологи были на маршрутах, в бараках отдыхали вертолетчики: Георгий Павлов, Юрий Метельский и моторист экспедиции Николай Тишкин. Вечер прошел в рассказах, расспросах. Мои товарищи возятся с игривым щенком Тишкина. Ближе к вечеру у входа в барак появилась преогромная жаба. Барбоса от удивления расперло. Крутил хвостом, облаивал ее, но не приближался. Оказывается, по лагерю ползают гадюки, и одна его недавно укусила: «Два дня мучился. Бегал с распухшей мордой в лес искать траву…»

Тишкин согласился сплавать с нами на исследование «щек». «Неужели мы действительно в 1959 году в них влетели?»

До Верх-Китатского порога плыли не более получаса. Сам порог в левобережной протоке посередине реки. Правая протока хотя и бурна, менее опасна. Перенесли мотор, бензин правым берегом, обнос лодки не более ста метров – и снова уплыли вверх, но уже на другой лодке – ее экспедиция держит здесь постоянно.

У устья Большой Маетки поймали полтора десятка крупных хариусов на спиннинг. Затем подплыли к нижним воротам порога «щеки»: он совсем рядом. От Верх-Китатского порога до «щек» не более 8—9 километров. Порог «щеки» – место чрезвычайно живописное. Река прорывается здесь через зажатый в скалах извилистый коридор. Поток ревет и пенится. Походив по берегам, осмотрев порог на всем протяжении, по трехкилометровой тропе обнесли левым берегом мотор и бензобак к лежащей на берегу выше порога лодке и уплыли к речке Яшиха. Теперь уже я окончательно убедился в правоте таежников: в 1959 году мы перевернулись у входа в порог «щеки».

Конечно, сейчас реку не узнать: летом – вода малая. Еще верх-казырский водомер познакомил нас с данными о стоке Казыра: «В пик весеннего паводка, то есть в конце мая – первых днях июня сток – 2 200 м3/сек., в конце июня – 800 м3/сек., в феврале – 28 м3/сек. В весенний паводок вода в верховьях Казыра поднимается до семи метров, а опасный порог «щеки» заполняется «доверху». В этом мы убедились по усыпавшему верхние террасы наноснику.

Теперь уже с уверенностью восстанавливается география нашего плавания в 1959 году. Первая избушка, до которой мы плыли от Ванькиной избы, – у притока Поселенки. Три развалившихся сарая – у Прорвы, записку мы оставили в избушке на Петровой, изба на высоком правом берегу, до которой мы целый день шли после катастрофы, у притока Яшиха.

Распрощавшись с Николаем и оставив ему рогатину, мы отдались течению Казыра. Теперь мы плывем на трехместной надувной лодке.

За двадцатое июля прошли всего семнадцать километров: много рыбачили и дважды варили уху. Шиверу Бачуриха, которую можно было обойти берегом – из чисто спортивного интереса прошли на лодке. В одном месте нас сильно захлестнуло, так что пришлось вычерпывать воду.

То же самое повторилось в Спиридоновых «щечках». В узкости сильный водоворот накренил лодку, но мы вовремя навалились на противоположный борт. По берегам заметно прибавилось березняка, осинника, много малинника, не говоря уже о кедре и пихте.

На следующий день плыли осторожнее. Впереди – Ворота. Ориентировались по левобережному притоку Саетки. Ниже его, на правом берегу, есть коса из гальки, а напротив – на левом – каменистый мыс. С этой косы осмотрелись и форсировали нижерасположенные Ворота левой протокой, частично ведя лодку на бечеве. Здесь же добычливо порыбачили.

После Ворот опять настороже: как бы не влететь в Базыбайский порог. Выше порога в малую летнюю воду на реке видны камни желтого цвета. Они – предупреждение об опасности.

На Базыбайском пороге ловили хариусов, отдыхали. При сплаве ниже порога, вплоть до избушки у левобережного притока Рыбного, промысловики рекомендуют прижиматься к левому берегу, так же форсировать шиверу против избы. Здесь глубже, и нет опасения срубить шпонку. На резиновой же лодке эту шиверу удобнее преодолевать правым берегом. «Ваню» миновали правой протокой. Через быстрину Кошурникова проплыли левой, но прижимаясь к Кедровому острову. Нижне-Китатский порог проплыли левой протокой, в трудных местах – серединой реки.

Я не стал бы так много и подробно писать о речных препятствиях, способах их преодоления, если бы не знал цену этим сведениям. Много людей плавает на саянских реках, и основная причина неудачи, а то и гибели – отсутствие подробных карт и справочного материала. Необходимо учитывать, что преодолевать пороги на Казыре, Кизире надо сообразно «воде». От ее уровня в реках многое меняется. Лучше вовремя выйти на берег, осмотреть препятствие и выбрать наиболее безопасный проход.

Двадцать второго июля поставили своеобразный рекорд: плыли одиннадцать часов подряд. Мы были свидетелями интересных событий: когда проплывали метрах в двадцати от обрывистого берега, под водой раздался мощный плеск. Сильнейшее бурление длилось секунд десять. На прибрежный камень вылетел крупный хариус и, попрыгав на нем, соскользнул в водоворот. В тот же момент из прибрежной травы вырвалась стайка утят. Хлопунцы в панике побежали вверх по реке. Утки с ними не было. Видимо, в глубине охотился таймень. Если он достаточно крупный, он не удовлетворится проглоченным хариусом, и утята, конечно, удирали неспроста. В сибирских реках встречаются очень крупные таймени, в Казыре же тридцатикилограммовые совсем не редки.

Уже в сумерках на прибрежную отмель, за которой виднелся крутой правобережный бугор, вышла кабарга. Узнали ее только тогда, когда повернулась боком. Несмотря на то, что мы не шевелимся, она нас почуяла метров за двести. Постояла с повернутой к нам головой и, не торопясь осторожно удалилась в чащу. За четыре похода кабаргу я увидел впервые.

Семья Баяндиных в Верхне-Казырской и другие жители поселка встретили нас радушно, уговаривали погостить, но до Абакана еще полторы сотни километров, а у нас уже на исходе отпуск. Продолжили сплав.

Моторка, пятнадцатикилометровый пеший переход, во время которого нас чуть не съели слепни и оводы, затем попутный грузовик и наконец поезд доставили нас в Абакан. Абакан обычно переводится на русский как медвежья кровь. Этнографы же дают другое толкование. Не Абакан, а Абахан! Это главная (хан) река абинцев, племенной группы хакасов. Для абинцев эта река была все равно, что для русских Волга-матушка.

Вот мы и на аэродроме, и какие довольные! На всю жизнь запомнится нам и этот месяц настоящего счастья. Его подарили нам Саяны.