Текст книги "На арене с Гошей"
Автор книги: Иван Кудрявцев
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 30 (всего у книги 44 страниц)
Добродушный увалень?
Очень широко распространено представление о медведе как о безобидном, добродушном увальне, чуть ли не домашнем животном. Таким он изображается во многих литературных произведениях. Таким он воспринимается малышами, когда их угощают вкусными конфетами «Мишка» или когда им рассказывают сказки, где медведю обычно отводится роль разумного, справедливого существа, всецело преданного человеку. Представление это, не имеющее под собой никакой почвы, не только глубоко ошибочно, но и чрезвычайно вредно, так как сплошь и рядом порождает беспечность, особенно у детей, нередко чреватую очень тяжелыми последствиями.
Иногда несчастья происходят даже с опытными, знающими людьми. В пятидесятых годах семья артистов советского цирка была потрясена трагической гибелью на манеже во время представления заслуженного артиста Литовской ССР А. Кличиса. Он стал жертвой своего любимого медведя Андрика, которого воспитывал, как говорят, с пеленок и с которым выступал ни много ни мало – двенадцать лет.
Даже в моей сравнительно еще небольшой практике были настораживающие случаи. Однажды в Хабаровске, когда шло уже наше выступление, я за кулисами внезапно получил от Гоши сильный удар лапой. Упав на пол, я тут же был подхвачен им и стиснут в железных объятиях. Неизвестно, чем бы завершилось это, не услышь он в то же мгновение пронзительный женский крик:
– Не смей, Гоша, сейчас же пусти!
Моя жена, хоть и была напугана, но не потеряла присутствия духа и громко крикнула на зверя, зная, что он, как все медведи, довольно-таки пуглив. Услышав ее резкий возглас, Гоша оставил меня и кинулся на манеж. Там он быстро схватил самокат и начал кружить по арене, демонстрируя ничего не подозревавшей публике трюк за трюком. Он работал исключительно четко и легко, видимо, чувствуя вину за только что совершенный проступок, едва не закончившийся катастрофой.
Вот другой, куда более тяжелый случай. Во время школьных каникул в 1974 году в числе большой группы артистов цирка и эстрады я участвовал в представлении в Московском Дворце спорта в Лужниках. Работали мы, как всегда в такое время, много и напряженно. Когда наступил последний день, решено было после заключительного представления устроить товарищеский ужин для всего коллектива. Так и сделали. Порядком уставшие, но с чувством успешно выполненной серьезной работы уселись мы в тот поздний зимний вечер за длинный, хорошо сервированный стол.
Было весело и шумно. Кто-то предложил тост за нас, цирковых. С тем же добрым чувством наши товарищи подняли бокалы за друзей-эстрадников. И тут одна из них вдруг воскликнула:
– А отдельно предлагается тост за чудесного, талантливого медведя Гошу!
Все дружно захлопали в ладоши.
А через каких-нибудь пять минут раздался чей-то взволнованный возглас:
– Кудрявцев! Скорее за кулисы, беда!..
Я и два моих ассистента бросились за кулисы.
Оказалось, что той самой молоденькой артистке, предложившей тост за Гошу, взбрела в голову идея тотчас же побаловать Гошу. Она подбежала к его клетке и, схватив лежавший тут же пучок моркови, просунула руку, намереваясь угостить медведя.
– Гоша, Гошенька милый!– расчувствовалась девушка.
Медведь поднялся и подошел. Тут, видимо, его обостренного обоняния коснулся еле уловимый алкогольный запах. А надо сказать, что в отличие от всех остальных животных, которые совершенно не выносят спиртного (на этой почве не раз происходили очень серьезные, даже трагические случаи), медведи совсем не прочь выпить. Видимо, решив, что его собираются угостить вином, он потянулся к руке артистки, но не обнаружив в ней желанного напитка, яростно укусил ее. Так крайне неосмотрительное и весьма неуместное угощение привело к катастрофическому исходу: молодая, совсем недавно вступившая на путь искусства артистка лишилась кисти правой руки...
Как видите, представление о мишках как об этаких безобидных увальнях весьма далеко от истины.
Хочу оговориться, что Гоша действительно отличается от других медведей известным добродушием. Но это качество следует понимать очень и очень условно: у "добряка" этого, как и у всякого зверя, зубы и лапы всегда начеку. А многие, не понимая столь простейшей истины и движимые лучшими побуждениями, то и дело норовят погладить его или похлопать по спине.
Во время погрузки или разгрузки животных обычно собирается толпа, среди которой обязательно находится один, а то и несколько "смельчаков", пытающихся просунуть руку в Гошину клетку, чтобы приласкать его, потрепать лоснящуюся шерсть. И люди часто обижаются на меня и других работников цирка, категорически запрещающих эти неуместные изъявления добрых чувств.
Находятся и такие, что пытаются нас вразумить и объясняют мне:
– Ничего нам медведь не сделает, вы не бойтесь... Он же дрессированный, да к тому же очень добродушный...
Теперь хочу предложить вниманию читателя другой эпизод, который завершился счастливо, лишь благодаря смелости и энергии одного из наших самых мудрых и опытных дрессировщиков. Несколько лет назад, теплым летним днем, жители западногерманского города Штутгарта были ошеломлены: средь бела дня на быстро мчащемся мотоцикле, крепко сжимая руль, прочно восседал... медведь. Громадный бурый медведь, обитатель далекой сибирской тайги, как ни в чем не бывало ехал по самому центру большого европейского города, будто торопясь по какому-то неотложному делу. Оторопевшие водители резко останавливали автомашины, полицейский на перекрестке замер от удивления, весь транспорт остановился.
Однако очень скоро лохматого мотоциклиста обогнал какой-то автомобиль. Из него выскочили трое мужчин, и один из них повелительным жестом указал медведю левый поворот. Тот резко переложил руль влево и тут же шлепнулся на мостовую. Двое мужчин тотчас же схватили зверя за поводок, болтающийся на его шее, усадили в автомобиль и умчались. А третий уселся на мотоцикл и, оставляя за собой узенький шлейф прозрачно-голубоватого дыма, быстро уехал.
Что же произошло? А вот что. Во время очередной репетиции один из питомцев знаменитого советского дрессировщика, народного артиста СССР Валентина Ивановича Филатова, полностью завершив весь комплекс упражнений, как всегда, после команды "домой!", уехал с манежа за кулисы. Но тут он заметил, что ворота на улицу почему-то раскрыты (впоследствии выяснилось, что в это самое время разгружали реквизит и аппаратуру). Не долго думая, медведь выехал на залитую солнцем улицу и...
И далее произошло все то, что описано выше.
Кончилась эта история самым неожиданным образом. Утром следующего дня Валентина Ивановича пригласили в полицейское управление, где старший чиновник в присутствии своих коллег торжественно заявил:
– Господин Филатов, вчера вечером в цирке ваши медведи покорили всех своим беспримерным мастерством на манеже. Но то, что случилось перед тем на улице,– превыше всего,
С этими словами он вручил артисту для его медведя водительские права международного класса.
Размышляя над этим случаем, я с восхищением думаю об энергии и молниеносной реакции, которыми обладал В. И. Филатов. Только благодаря этим, исключительно важным чертам, присущим непревзойденному мастеру, все тогда обошлось благополучно.
Прошу читателя простить мне это мрачное, но очень, по-моему, необходимое отступление. Я считаю своим долгом, обязанностью каждого, кто так или иначе имеет отношение к хищным зверям, всячески развенчать миф о добродушии медведей. И чем скорее будет покончено с этим мифом, тем лучше будет и для зрителей, и для артистов.