Текст книги "Техника и вооружение 2013 12"
Автор книги: авторов Коллектив
Жанры:
Газеты и журналы
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 9 страниц)
После завершения специспытаний плавсредство в 1957 г. было принято на вооружение Советской Армии под обозначением ПСТ-54.
На разработку плавсредства Г.Н. Москвин в 1957 г. получил авторское свидетельство № 12605.
Поскольку работа отдела имела специфическую направленность, его сотрудники привлекались как соисполнители ряда комплексных тем. Самостоятельная проблема, решаемая отделом в середине 1960-х гг., касалась использования подводных крыльев в целях увеличения скорости форсирования водных преград. В ходе проектных работ были определены параметры макета массой 1750 кг, повторявшего обводы танка ПТ-76, уменьшенного в 2 раза. На испытательной базе института для испытаний был приспособлен естественный водоем – запруда на реке.
Как показали последующие испытания макета танка с подводными крыльями, после выхода «на крыло» был достигнут вполне ожидаемый эффект: скорость возросла с 11–12 км/ч до 23–30 км/ч при удельной мощности 25 л.с./т. Проводил работы А.Н. Стеркин при участии ЦНИИ кораблестроения.
«Луноход»
9 июня 1961 г. Г.Н. Москвин был назначен начальником отдела № 21 специальных колесных машин высокой проходимости.
Создание такого отдела в составе ВНИИ-100 было осуществлено в связи с реорганизацией государственной системы управления оборонной промышленностью и с образованием Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКОТ) согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 6 декабря 1957 г.
В круг вопросов, решаемых новым отделом, вошли определение основных направлений разработки образцов новой техники и участие в разработках:
– боевых бронированных машин;
– специальных транспортеров-носителей вооружения и спецоборудования (комплексов);
– небронированных транспортных средств универсального применения с повышенными параметрами подвижности (вплоть до автопоездов с активными осями).
Одной из первых тем было проведение анализа и разработка предложений по унификации номенклатуры специальных колесных машин военного применения. В ходе этой работы было осуществлено ознакомление с оборонной тематикой работы основных КБ автомобильной промышленности. Специалисты отдела принимали участие в испытаниях опытных образцов, знакомились с работой ряда творческих коллективов, с опытными образцами техники и результатами их испытаний, установили связь с заказчиком – организациями и службами Министерства обороны.
Но работу отдела свернули в 1966 г., поскольку в конце 1965 г. было принято правительственное решение о восстановлении структуры управления предприятиями отрасли через соответствующие министерства.
В этот период практически одновременно другое структурное подразделение института, которое возглавил А.Л. Кемурджиан, развернуло научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, направленную на создание транспортного средства для исследований поверхности Луны – «Лунохода».
Первоначально создание «Лунохода» было поручено Научно-исследовательскому автотракторному институту (НАТИ). Но союз ОКБ С.П. Королева с НАТИ не состоялся. В мае 1963 г. решение задачи создания «Лунохода» было возложено на ВНИИ-100, поскольку обе организации (ОКБ С.П. Королева и ВНИИ-100) входили в ГКОТ.
Средний танк Т-55, оснащенный индивидуальным плавсредством ПСТ-54.
Макет танка, оборудованный подводными крыльями.
Сформированный в институте коллектив по космической тематике развернул работу в нескольких направлениях, в том числе – по созданию самоходного автоматического шасси. Первоначальной задачей было определение технической концепции подобного аппарата. Рассматривались возможности его реализации с точки зрения обеспечения проходимости, надежности, тягово-сцепных качеств и долговечности в условиях низкого уровня достоверности относительно прочностных характеристик и несущих свойств лунного грунта, в условиях вакуума, пониженной гравитации и широкого диапазона температур.
Наиболее важным на данном этапе был вопрос выбора типа движителя: гусеничный или колесный. После углубленного многостороннего анализа типа движителей предпочтение было отдано колесному варианту.
На начальном этапе создания «Лунохода» к работам был приглашен и Г.Н. Москвин. Он без колебаний высказался в пользу варианта многоосного полноприводного колесного шасси.
* * *
В последний период творческой работы с 1967 г. Г.Н. Москвину поручались отдельные виды работ по основной тематике института – военным гусеничным машинам. В частности, он в должности заместителя начальника отдела № 2 принимал участие в решении вопросов доработки конструкции и постановки на производство нового основного танка Т-64А и его дальнейшего совершенствования.
С октября 1970 г. Г.Н. Москвин в составе другого отдела вел разработки некоторых видов нестандартного оборудования для нужд института.
Завершилась трудовая деятельность Г.Н. Москвина во ВНИИТрансмаше в 1972 г. Согласно поданному им заявлению, он был уволен с 25 мая по собственному желанию.
Григорий Николаевич Москвин умер 2 октября 1986 г. после тяжелой болезни.
Г.Н. Москвин, 1970-е гг.
Использованы фото из семейного архива Г.Н. Москвина и архивов М. Павлова, Д. Пичугина и А. Хлопотова.
В журнале № 11/2013 г. была допущена опечатка. Подпись к верхнему цветному рисунку на стр. 37 следует читать: «Опытный танк КВ-13».
Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Инттерполитех-2013»
Москва, 22–25 октября 2013 г.
Фоторепортаж Василия Изъюрова.
Бронированный автомобиль Урал-ВВ на шасси Урал-4320.
Шонипрванный автомобиль повышенной защищенности КамАЗ-63968 «Тайфун».
Французский легкий бронеавтомобиль ASTAIS-VBL.
Французский бронеавтомобиль PVP AVP с колесной формулой 4x4 компании Renault Truck Defense.
Бронеавтомобили китайской компании Dongfeng.
Бронеавтомобиль для перевозки заключенных MIDS с колесной формулой 4x4 компании Renault Truck Defense.
Беспилотные летательные аппараты вертолетного типа «Горизонт Эйр S-100» с оптико-электронной системой наблюдения и с малогабаритной РЛС.
Многофункциональный поисково-спасательный катер «Лидер 10».
Фото О. Пермяковой.