Электронная библиотека книг » Александр Черевков » Археологи (СИ) » Текст книги (страница 12)
Археологи (СИ)
  • Текст добавлен: 11 мая 2021, 17:02

Текст книги "Археологи (СИ)"

Автор книги: Александр Черевков

– Следующую ночь ваша очередь дежурить первыми. – напомнил я. – Лишь вы наших ошибок не повторяйте. Все должны равномерно дежурить ночью и хорошо отдыхать. Нет никакой необходимости измываться над своим организмом. Мы должны равномерно соблюдать свою энергию на передвижение каждый день к дому.

Подкрепившись легким завтраком и ароматным напитком, которые приготовили нам девушки. Мы поблагодарили девчат за приятное угощение и за ремонт одежды. Затем уложили все в свои рюкзаки и медленно стали подниматься на гребень зеленой вершины подальше от леса, который нам надоел за эти два дня. Надо было наверху хорошо осмотреться. Определить свое дальнейшее передвижение строго на северо-запад.

– Вот это да! – громко, воскликнул Никифоров Сергей, когда первым взобрался на вершину зеленой горы.

Мы все быстро стали подниматься на эту вершину и обомлели, когда перед собой увидели целую страну горных вершин. Каждый из нас когда-то хоть раз бывал в горах. Я не могу сказать, кто точно был больше, а кто-то меньше в горах. Но точно могу сказать, что такой массы вершин еще никто из нас перед собой не видел. Впереди нас по всему горизонту были многочисленные остроконечные вершины гор покрытые снегом.

– Ты правду сказал, раис, когда мы шли сюда, – напомнил мне, Никифоров Сергей, – что никто из четырех государств не охраняет здесь свою границу. Нет среди людей дураков, чтобы пытаться нарушить эти горы.

– Только такие, как мы, могут решиться на такой необдуманный шаг. – подсказал Алишеров Хамид. – Лишь сам бог может подсказать нам, куда мы тут будем двигаться. Ведь никто из нас никогда не был альпинистом.

– Чего это вы раскисли? – строго, сказал Гиясов Морис. – Любой альпинист может позавидовать нашему снаряжению для передвижения в этих горах. У нас есть небольшие лыжи и скобы для ходьбы в горной обуви...

Я ни стал выслушивать нотации Гиясова Мориса. Раскрыл планшет с географическими картами и посмотрел на местность. Пытаясь определить место нашего нахождения в этих горах, которые надо нам пересечь. Затем на географической карте наметил красным фломастером предполагаемый нами дальнейший путь. Зеленая вершина покрытая мелкой травой, где стояла наша группа, поворачивала на запад и дальше на юг. Туда нам не нужно. Тоже самое с лесом, из которого мы только что выбрались. Так что надо двигаться строго на северо-запад, как мы определили свое передвижение сразу от вершин горного массива Карако-рум.

– Так это же Гиндукуш! – воскликнул я. – Посмотрите на карту. Мы с вами прошли уже половину пути к дому.

Вся группа стала радостно визжать и прыгать. Словно только что покорили вершину или пришли домой. До полной радости было еще далеко, но то что мы целыми и невредимыми прошли такое большое расстояние сквозь пещеры, расщелины в горах и лесные массивы, это для группы все же была большая победа. Теперь нам предстояло себя показать в горах со снежными вершинами, которые, как китайская стена, лежали у наших ног. Нам нужно было тут определить самый легкий путь через громадные гряды вершин Гиндукуша. Мы по карте наметили наш путь к горному перевалу, который находился между двух горных вершин покрытых огромными белыми шапками снега. Там, далеко на перевале, сверкал зайчик нашей надежды на спасение в этих горах. После жестоких испытаний на прочность в каменных лабиринтах горных пещер, этот переход через горный перевал нам казался прогулкой. Мы так легко и свободно двигались вперед, что даже не задумывались о том, какие трудности ожидают нас впереди в очень длинном переходе к дому через горы.

За пару часов перехода вниз со склона вершины покрытой зеленой травой, мы подошли вплотную к снежному перевалу. Подниматься на перевал во второй части дня не было смысла. Так как ночь нас могла застигнуть на половине пути среди снега. Вполне понятно, что температура воздуха там далеко ни летнее. Резкий перепад температуры мог плохо отразиться на нашем организме. Нам нужно было адаптироваться перед подъемом на горный перевал. Поэтому мы решили хорошо отдохнуть среди цветов альпийских лугов. Девушки принялись собирать какие-то ягоды, которые с огромным удовольствием склевывали многочисленные птахи. Тут же было множество гнезд с кладками яиц. Мы решили не наносить огромный урон местным птахам. Взяли себе из каждого встречного гнезда по одному яичку. В гнездах было по три-четыре яйца. Таким образом, все гнезда были целы и «грабители» вроде нас вполне сыты. Нам даже не нужно было готовить себе обед и ужин. Всю вторую половину дня мы занимались объеданием растительности на поляне.

– Хватит вам обжорством заниматься. – громко, сказал я, своим товарищам. – Пора нам подумать о ночлеге.

Свою палатку для ночлега, мы решили разбить на самой середине альпийского луга. Отсюда далеко до опасных мест, которые могут достать снежные лавины, оползни, селевые потоки и обвалы скальной породы. Мало ли что может произойти на этих альпийских лугах в самой середине котловины между разломом горных массивов Каракорум и Гиндукуш. Сюда вряд ли спуститься тот снежный барс, который стерег нас всю ночь. Альпийский луг ни его стихия. Мы уступили ему место в пещере. Медведи в этих местах не живут. Снежный человек, которым является мой друг Миша, он нам не опасен. Скорее он будет нас охранять от других.

За час нашей возни с палаткой мы создали себе такое уютное место ночлега, что нам мог позавидовать любой путешественник и альпинист. Мы постелили внутри палатки на траву все свои спальные мешки и плащи-палатки. Под голову положили рюкзаки. Впервые за время нашего путешествия решили раздеться до нижнего белья, чтобы наше тело смогло отдохнуть от одежды и освободиться от дурного запаха, который накопился у нас под одеждой от испарения исходящего через поры нашей кожи. Мы уже давно не стеснялись друг друга. Но все-таки мы были интеллигентными людьми и поэтому не могли допустить неприличия друг перед другом. Мы разделили нашу палатку лыжами ровно по середине и головами легли к той перегородки.

– Извините, девчата, но я слегка приоткрою палатку. – сказал Гиясов Морис. – Иначе мы задохнемся от собственного запаха, который сейчас исходит от нас. Как только запах улетучиться, то я прикрою палатку вновь.

– Конечно, открой. – согласилась за всех, Мулукандова Сара. – Но это нас не спасет. Нам нужно помыться в ближайшем водоеме, который встретиться нам на пути. Иначе, мы тут просто сгнием сами от своего запаха.

– Зачем нам водоем? – удивленно, спросил Никифоров Сергей. – Вокруг столько много снега, что хоть плавай в нем. Завтра рано утром выберемся из палатки и снегом хорошо ототрем друг друга от этой грязи и запаха.

– Хватит болтать! – прервал я, разговор товарищей. – Надо хорошо выспаться и до рассвета начать поход.

Все сразу послушались меня и прекратили свою болтовню. Минут через десять весь плохой запах исходящий от нас удалился из палатки. Гиясов Морис обратно поднялся и застегнул изнутри на молнию вход в нашу палатку. Затем все опять стихло и мы медленно стали засыпать. Этот вечер был такой спокойный и благоприятный, что уже ничто не могло нас потревожить наш сон. Над палаткой, как ночной сторож, светила полная луна. Палатка плотно прикрыта со всех сторон. Сюда никто не сможет проникнуть незаметно. Что же касается снежного барса, то он далеко за перевалом в девственном лесу между гор и мы тут ему не нужны.

– Там кто-то есть. – сквозь сон, услышал я, голос Баратовой Матлюбы. – Большая тень человека была рядом.

– Успокойся! – шепотом, сказал я. – Здесь за сотни километров нет ни одной души. Тебе просто показалось.

Баратова Матлюба успокоилась. Но мне было уже не до сна. Я знал, что Баратова Матлюба не ошиблась. Мой друг Миша мог из-за любопытства иметь такую неосторожность и появиться рядом с нашей палаткой. Надо было как-то сказать ему об этом. Чтобы он своим видом до смерти не перепугал моих товарищей. Но как я могу поговорить с Мишей? Ведь он не имеет возможности разговаривать, а я не могу общаться с ним разумом, как это делают в племени людей-птиц. Придется его просто спугнуть от нашей палатки и только. Однако, как это сделать? Подам из палатки какой-то звук. Тогда разбужу всю свою группу. Если выбраться мне из палатки, то могу получить по голове. Ведь я точно не знаю, кто шляется ночью возле нашей палатки. Я долго раздумывал над своим решением. Но когда с моей стороны над палаткой от луны мелькнула огромная мохнатая тень, то я понял, что надо идти на риск. Ведь если мне суждено погибнуть, то погибну все равно. Так хотя бы спасу своих товарищей или погибну первым в борьбе за жизнь своих товарищей, как герой.

– Ты куда это среди ночи лезешь? – тихо спросил меня Гиясов Морис. – Ты людям мешаешь хорошо спать.

– Приспичило! – чуть громче, ответил я, чтобы нас услышал тот, кто у палатки крутится. – Вода бросать буду.

Гиясов Морис повернулся на бок и обратно продолжил спать. Я с шумом расстегнул вход в палатку и под сонное бурчание своих товарищей выбрался наружу. Я тут же оглянулся вокруг палатки и увидел в дали большую фигуру убегающего человека. Даже издали по фигуре было видно, что это необычный человек, а гигант с тяжелой походкой. Так мог передвигаться мой волосатый друг Миша, настоящий медведь или, возможно, что самый настоящий снежный человек(каптар, йети, кара бобо), как еще его там называю в народе. Я долго стоял возле палатки, пока убегающий человек или хищник исчез с моего поля зрения. Затем мне пришлось сделать то, что сказал я Гиясову Морису. На всякий случай мысленно поблагодарил луну за ее помощь. После поежился от прохладного ветерка тихо скользнувшего от снежной вершины к нашим ногам. После чего я осторожно протиснулся в нашу палатку. Беззвучно закрыл молнию на входе и тихо лег спать.

Едва солнечный свет проник сквозь полотно палатки, как тут же мы стали просыпаться. Я приказал парням быстро выбираться в одних плавках из палаток и бежать к ближайшему снегу оттирать от себя накопившиеся запах и грязь на теле. Как этого вчера вечером хотел Никифоров Сергей. Девушки в это время на другой стороне альпийского луга терли друг друга снегом. Над альпийским лугом поднялся такой визг и крик от нашей группы, что если рядом с нашей палаткой был какой-то хищник или снежный человек, то он от страха надолго скрылся от нас. Теперь мы могли спокойно собираться и двигаться дальше через горный перевал. После принятия снежных ванн мы немного позавтракали тем, что нам дала природа здесь на альпийском лугу. Затем собрали в рюкзаки все свои вещи и цепочкой медленно двинулись к намеченному перевалу над которым поблескивало зеркальце моей дочери в руках моего волосатого друга Миши. Наверно он ночью получил хороший урок от меня и поэтому сейчас я видел лишь солнечный зайчик от зеркальца моей дочери.

На подходе к вершине перевала между гор резко изменилась погода. Жаркое лето на полянке с альпийской растительностью давно закончилось. Нас встретил холодный колючий ветер. Пришлось нам переодева-ться в альпинистское снаряжение, которое находилось в наших рюкзаках. Это только частично можно было назвать переодеванием. Мы лишь легкую обувь сменили на тяжелые ботинки с железными шипами, а теплую одежду одели сверху легкой одежды, в которой мы шли с самого каменного котла от храма с могильниками первых про родителей племени людей-птиц. В такой одежде нам было тепло, но уже тяжело двигаться.

– По снегу лучше будет передвигаться на лыжах. – сказал я, парням и девушкам. – Наши лыжи как раз приспособлены к передвижению по склонам горы со снежным покрытием и по глубокому снегу в самой долине.

Мы осторожно ступили на ледник расположенный на горном перевале между двух заснеженных вершин. Снег и лед хрустели под нашими ботинками с шипами. Чтобы не потерять друг друга в снежном вихре поднявшемся вокруг нас, мы закрепились стропами с карабинами за пояс друг друга через каждые два метра. В такой связке медленно пошли через огромный ледник ведущий нас до конца перевала. Дальше были лишь горы. Мы, конечно, рассчитывали пройти перевал до наступления ночи. Но плохая погода тут все испортила. По леднику было опасно идти, так как мог пройти снежный обвал и нас легко снесло бы обратно в расщелину гор к той самой альпийской поляны, до которой мы едва бы долетели живыми. Но в этом переходе со степенью риска было и свое преимущество, так как по снегу и льду было идти легче, чем по скальной породе в расщелине между гор. Поэтому мы шли осторожно, чтобы не вызвать обвал от своих ног и каждый из нас молил своего бога, в которого мы мало верили, чтобы бог спас нас на этом снежном перевале, длины которого мы еще не знали, так как весь ледник был покрыт сплошной пеленой снежной бури. Нам нельзя было останавливаться ни на одну минуту, можно было замерзнуть, так что мы набрались терпение и продолжали двигаться. Нужно было за светлую часть дня, до ночлега, преодолеть опасный участок на перевале. Но вскоре у нас уже не было сил двигаться дальше. Нам нужно было в стороне от схода лавин найти себе самое уютное место на леднике и заночевать здесь до раннего утра. К утру погода могла наладится и тогда мы уже точно смогли бы быстро преодолеть этот сложный перевал через горы. Сейчас надо было где-то укрыться от ненастной погоды. Для такой цели мы выбрали небольшую площадку перед отвесной скалой в стороне от схода лавин. Здесь нам ничто не угрожало. Огромная скала была надежным прикрытием от лавин. Палатку ставить на открытой площадке не было никакого смысла. Мы стали саперными лопатками рыть снег на снежной площадке под скалой. Первые сантиметры нам поддавались легко. Дальше был пласт вечного снега, который настолько утрамбовался, что нам понадобились огромные усилия, чтобы углубиться на два метра и в диаметре на пять метров. На такой площадке мы свободно установили свою палатку и сверху засыпали снегом. Нам нужно было перестраховать самих себя, чтобы не погибнуть тут от природной стихии. Палатка была прочно закреплена. Теперь нам требовалось закрепить свой организм, который уже потерял много калорий на борьбу за сохранение собственной жизни. Хорошо. Что у нас были спиртовые горелки, на которых можно было кипятить воду для чая. Благо, что снега для воды было столько, хоть утопись в снегу. Мы тут же расселись по кругу в палатке и разожгли спиртовую горелку, которая дала нам ни только горячую воду для чая, но также и тепло. Однако мы ни стали рассчитывать на постоянной тепло от спиртовой гарелки. У нас впереди был еще ни один переход через такие сложные перевалы. Поэтому мы ни стали долго использовать спиртовую горелку. Просто укутались плотно в то, что у нас было и после этого стали засыпать.

Никто из нас не знал, сколько времени мы проспали на горном перевале в этом снежном плену. Но видимо желудок стал требовать необходимые ему калории. Нам просто сильно захотелось кушать. Но никто из нас не знал, что твориться там за пределами нашей палатки. Ведь во время сна нас полностью занесло снегом. Я взял саперную лопатку и направился к выходу из палатки. Вдвоем с Гиясовым Морисом мы с большим трудом расстегнули молнию на входе палатки. Дальше была стена снега. Мне пришлось буквально пробиваться словно кроту сквозь толщину снега. О чем я пожалел сразу, как только выбрался из снежного плена. Вокруг нас была настоящая снежная буря. В расщелинах между гор сходила одна за другой снежные лавины. На месте альпийского луга, где мы провели благоприятную ночь отдыха, было сплошное поле снега. Всюду белый снег и ужасно сильный ветер. Не видно ни ближайших горных вершин ни солнечного диска. Лишь по свету за пределами нашей палатки так можно было определить, что сейчас день в полном разгаре.

– Я так думаю, что нам придется быть в снежном плену еще одну ночь. – сказал я, вернувшись в палатку.

– В таком кайфе мы можем и больше задержаться под снегом. – воскликнул Никифоров Сергей. – Сейчас заснем на пару месяцев, как медведи в русской тайге. Лапы у нас жирные, так можно их долго сосать во сне.

– Ну, у тебя шуточки какие-то не уместные. – сказала Касымова Зухра. – Ты лучше бы свои калории берег.

– Хватит вам пререкаться. – одернул я, своих товарищей. – Лучше мы сейчас пророем себе в снегу место для сартира. Девушкам слева, а парням справа. Не оправляться же нам под себя. Так мы погибнем от запаха собственного дерьмы. Никифоров Сергей и Алишеров Хамид роют сартир для дам. Мы с Гиясовым Морисом роем сартир для парней. Только не увлекайтесь объемами сартира. Может вас дальше снести снегом.

Мы тут же разбрелись по своим рабочим местам. Конечно, рыть мы ничего ни стали. Просто своими телами утрамбовывали снег по обе стороны. Падали на снег то влево, то вправо. Постепенно возле палатки получилась площадка под снегом размером как наша палатка. Естественно, что мы тут же оправились по очереди, уступая первенство дамам. Затем мы как животные присыпали снегом то, что осталось там после нас. Под снегом мы провели никем не определенное время. Только когда над нами стала мертвая тишина, то я как руководитель группы решил рискнуть и выбраться наружу. Товарищи тут же серьезно и в шутку перекрестили меня перед рискованной вылазкой. Я взял в руки саперную лопатку и осторожно двинулся к выходу. Мне понадобилось некоторое усилие, чтобы пробиться наружу из снежного плена. Я бы сказал из ледяного плена. Так как за время нашего проживания под снегом от нашего дыхания и от спиртовой горелки снег вокруг нас подтаял и вокруг образовалась ледяная корка прикрытая толщей плотного снега, через который я пробивал дорогу к нашей свободе из снежного плена. На это ушло у меня, примерно, время минут двадцать. Когда я высунул голову из под снега, то сразу обалдел от красоты, которая окружала все снежное пространство. Над моей головой светила полная луна. Дальше в небе миллиарды звезд, сверкающих бриллиантами. Вокруг меня снег, который переливается под лунным светом миллиардами алмазных крупиц. Всюду такая тишина, что даже слышно, как снежинки скатываются с моей головы. Рядом нет ничего живого вокруг.

– Нам надо прямо сейчас покорять вершину горного перевала. – уверенно, сказал я товарищам, когда вернулся обратно в палатку. – Такого случая у нас уже может не быть. Так что дружно все начинаем наши сборы.

Никто из группы не проронил ни слова. Все понимали, что лишняя болтовня и шутки сейчас неуместны. Нам надо было в темпе вытащить все свои вещи из палатки. Затем очистить палатку вокруг и только после этого разобрать все наше жилище на снежной площадке. Подругому палатку снять никак нельзя. Так как за длительное время нашего проживания под снегом вокруг образовалось место вроде пещеры или медвежьей берлоги. Поэтому нам пришлось усиленно работа руками и ногами. Ведь погода могла быстро измениться. Как только все было готово, мы обратно закрепились в единой связке через каждые два метра и медленно пошли в сторону горного перевала. Нам надо было до рассвета выбраться наверх и там определить наше дальнейшее продвижение. Никто из нас не знал, что там за горным перевалом. Опять снежные вершины или долины поросшие густым не проходимым лесом. Любой пейзаж нам нужно было принять на свое покарение. Мы знали, что никто не в силах облегчить нам путь к дому. Такая у нас сейчас мера нашей жизни.

Рассвет еще не успел обрадовать нас своим приходом, как мы были огорчены тем, что увидели за горным перевалом. Дальше внизу за небольшим спуском по склону покрытому мелкой растительностью, нас ждало огромное снежное плато, которое мы не смогли бы преодолеть за два дня. Нам предстояло спускаться туда. Но мы не желали задерживаться на этом горном заснеженном плато. Мы лишь немного передохнули и тут же стали на свои широкие лыжи. Веревочная страховка нам только мешала в данной ситуации. Поэтому мы отстегнулись друг от друга и дальше каждый самостоятельно стал передвигаться по небольшому склону горы вниз на снежное плато в самой середине горных вершин. Нам надо было как можно дальше пройти по этой снежной площадке в несколько десятков километров. Это нас даже вполне устраивало. Не нужно карабкаться куда то на снежные перевалы или продираться сквозь заросли леса. Здесь движение только вперед. За день мы преодолели большую часть снежного плато между горных вершин. Когда солнце направилось к закату, то мы стали разбивать свой лагерь для ночлега прямо сверху на снежном плато. Тут нам любая погода не была страшна. Со всех сторон нас прикрывали снежные вершины Гиндукуша. Если даже начнется пурга, то ей некуда будет нас унести. Так как снежное плато находилось в долине между огромных вершин.

Ночь на снежном плато среди горных вершин прошло относительно спокойно. Лишь среди ночи слегка дул холодный ветер, который никак не мог нам навредить в хорошо упакованной палатке. Мы даже не обратили никакого внимания на этот случайно заблудившийся ветер. В эту ночь мы все прекрасно выспались и бодрые были готовы двигаться дальше вперед к своему дому. Дорогу к которому нельзя измерить временем и расстоянием. Дорога всегда неизмеримо длина в любом измерение, временем и расстоянием нашего пути. Конечно, мы не рассчитывали на совершенно легкий путь своего передвижения по этому снежному плато.

Но когда впереди нас оказался горный перевал изрезанный кусками льда, то мы сразу представили, как было тяжело полярникам покорять южный и северный полюса Земли. Нам пришлось тут буквально врезаться в каждую ледяную глыбу. Так как обходить эти глыбы не было смысла. По очереди забивали в расщелины между льдин железные кольца с острыми наконечниками. Цепляли за эти кольца карабины со стропами и медленно продвигались к вершине перевала. Последнему в нашей связке приходилось выбивать кольца с наконечниками из ледяных глыб и подтягиваться по стропам следом за нами. Когда у первого кончались кольца с остроконечниками, то замыкающий нашу группу передавал накопившиеся у него кольца к первому в цепи. Каждая ледяная глыба тянулись влево и вправо на сотни метров. Некоторые из ледяных глыб можно было измерять километрами. Поэтому нам нужно было продвигаться только вперед через каждую ледяную гряду. Если бы мы даже не успели до вечера пройти эти ледяные торосы на краю снежного плато среди горных вершин, то спокойно могли заночевать среди льда. Здесь всюду было много удобных площадок нам на отдых.

Когда солнце с опаской поглядывало на свой закат, мы увидели сквозь снежную пургу на леднике, что внизу зеленеет трава с точно такой альпийской лужайкой, как та, на которой мы отдыхали. У нас даже появился страх сомнения, что мы вышли в том направлении и могли заблудиться в снежной пелене. Но тут я увидел еле заметный солнечный зайчик на другой стороне поляны и сразу понял, что мы пришли в нужном нам направлении. Весь перевал остался за нами. Мы преодолели еще один сложный переход через горы к нашему общему дому. Я тут же достал из планшета очередную географическую карту, чтобы на ней красным фломастером наметить приблизительное место нашего нахождения и указать дальнейший путь через эти горы. Теперь нам нужно было спуститься к альпийскому лугу и найти там новое безопасное место для нашего ночлега в горах, в стороне от расщелины гор. Ведь в этом месте в любое время могла пройти лавина с гор. Об этом нам напоминали своей белизной на зеленой поляне огромные куски льда, как айсберги в синем океане. У нас не стерлась с памяти картина урагана на горном перевале, когда некогда зеленый альпийский луг превратился за несколько часов в поле покрытое белым снегом. Ведь там погибли все не рожденные птахи, яички которых мы ни стали собирать себе на пропитание, чтобы таким образом сохранить живую природу. Однако, сама природа распорядилась иначе с не рожденными птахами, похоронила их снежным покровом. На зеленую траву альпийского луга мы ступили тогда, когда ночь звездным шатром окружила нас. Чтобы не попасть в ловушку снежной лавины, признаки которой присутствовали всюду, мы прошли в другой конец альпийского луга и забрались в боковую пещеру на склоне горы, с которой нам не грозило быть засыпанны-ми снежным обвалом. Мы ни стали готовить свой завтрак. Лишь выпили с печением горячий чай из своих термосов и вскоре легли спать в глубь пещеры. Мы обратно не выставили охрану возле своей пещеры, так как были уверены, что кроме нас в этих опасных местах гор, больше нигде нет ни единой человеческой души. Опасения наши насчет снежной лавины оказалось не были напрасны. Проснулись мы еще до утра от сильного грохота в горах. Когда грохот под раннее утро утих, то мы выглянули из пещеры и не увидели зеленой альпийской поляны. Всюду лежал взъерошенный снег, который накрыл всю поляну и решил надолго остаться лежать в этих местах огромным бушлатом лавины. Нам обратно предстояло пробиваться по снегу.

– Ну, командир, что теперь будем делать дальше? – нерешительно, спросил Алишеров Хамид. – Как идти?

– Нам надо выбираться из этой снежной лавины. – ответил я. – Если лавина повториться, то нам тогда никак не выбраться отсюда. Завтракать будем вдали от этого опасного места. Нам надо спешить. Все! Подъем!

Повинуясь моей команде однокурсники пристегнулись страховкой карабинов за пояса, чтобы не потерять друг друга и стали выбираться следом за мной из снежного завала. Снег был настолько глубокий и рыхлый, что нам приходилось порой утопать по самый пояс в снегу, а иногда и пробиваться сквозь снежные шапки между камней в конце альпийской поляны занесенной полностью снегом. Лишь в конце этого дня, голодные и уставшие, мы выбрались из снежного плена на небольшое, каменное плато. За которым, находился большой альпийский луг густо заросший опийным маком. Мне это сразу не понравилось. Уж лучше бы мы остались на горной вершине и по ней обошли эти места. Однажды, мне уже приходилось с нарядом милиции и солдат бывать на альпийских лугах Таджикистана, где мы уничтожали посадку индийской конопли и опийного мака. Там не обошлось без перестрелки с хозяевами наркотических полей. Были раненые. Здесь у нас не было никакого оружия. Мы легко могли здесь стать рабами-заложниками хозяев этого наркотического поля.

– Вот это да! Какая красота! – доверчиво, воскликнула Касымова Зухра, когда увидела поляну красного мака.

– Опасная красота. – серьезно, сказал Никифоров Сергей. – Здесь опийный мак. Тут в этих местах я бывал во время службы в армии. Мы пришли в северный Афганистан. На этих полях всюду осталась кровь моих друзей по службе армии. Нам надо быть тут осторожными, чтобы ни стать заложниками и рабами в этих полях.

Никифоров Сергей снял головной убор и встал на одно калено склонив голову перед памятью своих друзей-однополчан. Мы тоже приклонили колено перед памятью советских солдат, которые безвинно сложили свои головы в этих чужих им краях. За десять лет войны в Афганистане каждый из нас был причастен к этим событиям, которые совершенно не нужны были нам. В горах Афганистана погибло много моих знакомых, которые приезжали сюда с мирным грузом. Привозили караваны хлеба афганцам, когда я работал художником на автобазе-2937. Я сам едва не угодил сопровождающим каравана с хлебом в Афганистан. Чистая случай-ность спасла меня от неминуемой гибели, когда машины каравана с хлебом, который сопро-вождал я, попали в аварию по пути в Афганистан. Тогда меня наказали за эту аварию партийным взысканием и не пустили в Афганистан. Затем я доказал свою невиновность в этой аварии. С меня сняли партийное взыскание, но в Афганистан не пустили, к этому времени мои сослуживцы по автобазе уже погибли в Афганистане и больше никто из нашей автобазы не поехал с мирным грузом в Афганистан. Кто отказался, тех посадили в тюрьмы.

– Если мы выберемся из этих мест живыми и невредимыми. – грустно, сказал Никифоров Сергей. – Считайте, что мы с вами родились под счастливой звездой. Здесь всюду есть ловушки на таких доверчивых людей.

– Ты лучше скажи, куда нам идти? – спросил я, Никифорова Сергея. – Нужно быстрее смыться с этих мест.

– За ночь надо пройти не заметными вокруг этого поля и дальше строго на север. – ответил Никифоров Сергей. – За Ваханским хребтом река Пяндж. Ну, а дальше Памир, откуда мы прибыли. Прямая дорога домой.

Почти до середины ночи мы обходили поле опийного мака. Стараясь скрываться за кустами, растущими вокруг всего поля. Далеко внизу поля мелькали огоньки кишлаков, но мы не могли идти к людям, так как стали бы легкой добычей хозяев опийного мака, которым нужны рабы на уборку этих плантаций наркотического зелья. Поэтому мы спешили быстрее уйти из опасной зоны. Лишь когда кишлак с ядовитым полем исчез из нашего поля зрения, мы стали искать место для своего ночлега. Но рядом ничего подходящего не было. Мы отправились дальше в горы. С надеждой найти подходящее место для своего ночлега, пещеру или скалу.

– Вон, там есть пещера. – сказал Гиясов Морис, показывая в расщелину между камней с огромной дырой.

Когда мы подошли к пещеры Никифоров Сергей внимательно осмотрел ее вход и не обнаружил ничего подозрительного. Никифоров Сергей любезно пригласил нас на ночлег в глубину длинной пещеры. Где как-то странно пахло, чем-то живым. Я уже подумал, что там находится мой друг Миша и хотел подготовить своих однокурсников к неожиданной встречи. Как, вдруг, что-то с грохотом опустилось. Мы сразу поняли, что попали в ловушку и рванули в сторону грохота. Но вскоре наткнулись на огромную решетку из бамбуковых стволов. Я видел в документальных фильмах про Афганистан эти ловушки. С таких клеток даже тигры не сбегут.

– Чего боялся, на то и нарвался. – зло, сказал Никифоров Сергей. – Нам придется здесь долго вшей кормить.

Девушки стали плакать. Мы не утешали их, так как сами едва сдерживали слезы. Надо же было такому случиться! Ведь, мы прошли самый сложный путь к дому, сквозь горы и перевалы. Нам оставалось только добраться до реки Пяндж, а там и рукой подать до своего дома. Нас могли подвезти пограничники или горные памирцы до города Хорог. Дальше, машины и самолет. Влипли в такую переделку почти у самого дома.

– Мы тут не одни. – тихо, сказал Гиясов Морис, когда девушки прекратили плакать и стало тихо. – Кто-то шевелится и дышит в глубине этой пещеры. Надо пойти посмотреть, кто еще там есть в таком плену пещеры.

Никифоров Сергей включил свой фонарик и мы пошли в глубину пещеры. Как только луч фонарика уперся во что-то в глубине пещеры, мы в страхе застыли от увиденного зрелища. Выросшие на фильмах и рассказах о войне с фашистами, привыкшие к американским фильмам ужасов, мы никак не предполагали, что увидим нечто подобное из ужасов собственными глазами. В глубине пещеры, за такой же бамбуковой клеткой, которая находилась за нашей спиной, сидели, я боюсь, это как-то назвать, ни то звери, ни то люди. Это было что-то еще живое поросшее волосами и шерстью среди обглоданных костей таких же существ, как и они сами. Слегка преодолев страх, мы стали внимательно разглядывать то, что в страхе от света фонарика забилось под кучу соломы, которая была и на их лице, если это можно назвать лицом, значить они питались и соломой, так как ничего другого съедобного животному миру в пещере не находилось. Перед нами были мужчины и женщины. Точнее сказать, то, что от них осталось. Дистрофики концлагеря «Бухинвальд», пусть тут они простят меня за такое сравнение, вероятно, выглядели жирнее, чем то, что предстало тут перед нашими глазами. Ужас пронизал наше сознание. Ведь, это наше будущее находилось перед нашим взором, если мы уже не выберемся наружу. Даже было страшно подумать, что мы тоже вскоре будем питаться друг другом.