Текст книги "Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова""
Автор книги: Александр Белов
Жанры:
История
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)
Броненосец «Айова»
(Сведения о корабле, опубликованные в английском справочнике «JANE'S FIGHTING SHIPS». 1900)
В соответствии с приказом Сэмпсона от 21 июня, который определял действия кораблей при высадке десанта в Дайкири 22 июня, «Айова», как «Массачусетс», «Бруклин» и «Орегон» должен был оставаться на своём месте, контролируя выход из бухты, чтобы пресечь возможную попытку прорыва испанской эскадры. В этот день все паровые и гребные суда, кроме одной шлюпки, «Айове» следовало направить к флагману, для обеспечения перевозки десанта. По испанским данным, 22 июня «Айова» вместе с «Техасом» и «Бруклином» вели перестрелку с батареями Морро и Сокапа. 23 июня «Айова» вместе с другими броненосными кораблями стоял в 6 милях от входа в бухту Сантьяго.
На рассвете 26 (или 28) июня "Айова" снова уходил от Сантьяго к Гуантанамо для дозаправки, но 29 июня вернулся к Сантьяго, где и находился до боя 3 июля.
Перед боем 3 июля "Айова" находился в центре блокадной линии примерно в 3 милях от форта Морро между броненосцами "Орегон" и "Техас", удерживаясь машинами носом к входу в бухту и имея пар для малого хода. Крейсер "Нью Йорк", который по диспозиции должен был стоять между "Айовой" и "Орегоном", отсутствовал, как и броненосец "Массачусетс", место которого было между "Айовой" и "Техасом".
Увидев выходящие корабли испанцев и прекратив воскресный смотр, командир "Айовы" начал бой, первым из своей эскадры открыв огонь с 30 каб. и пойдя прямо на противника. На расстоянии 12,5 каб. броненосец повернул влево и дал залп правым бортом по крейсеру "Инфанта Мария Тереза". Затем он развернулся в сторону испанцев, а на расстоянии 9,5 каб. повторил манёвр с левым поворотом, снова произведя залп по "Инфанта Мария Тереза". Потом "Айова" опять пошёл прямо на неприятеля, а на расстоянии 7 каб. окончательно развернулся влево и лёг на параллельный с ним курс, открыв огонь по крейсеру "Кристобаль Колон".
Позднее командир американского броненосца говорил, что в начале боя он шёл на врага с целью нанесения таранного удара, но сблизиться вплотную не успел. По испанским миноносцам "Айова" вёл стрельбу с дистанции 20-22 каб., нанося повреждения своей скорострельной артиллерией и отгоняя прислугу от пушек. Его 152-мм и малокалиберные орудия поддерживали огнём "Индиану", "Орегон" и "Техас", встретивших снарядами выходящие из бухты "Плутон" и "Фурор". Вскоре "Айова" прекратил огонь по миноносцам и занялся преследованием крейсеров противника. Густые клубы порохового дыма сильно затрудняли видимость с корабля.
По свидетельствам современников, снаряды с "Айовы" попали в концевой крейсер испанской колонны "Алмиранте Окуендо". Его кормовые башни после поворота на курс преследования в бою практически не участвовали. Будучи самым новым из броненосцев, "Айова" в этом бою двигался ещё медленнее, чем уже ставший ветераном "Техас". У него за всё время боя так и не было задействовано два котла из пяти. Сначала "Айова" шёл третьим после "Бруклина" и "Техаса" со скоростью не выше 11 узлов. Затем он позволил "Орегону" обогнать себя, отстал от своей колонны и, прервав погоню за единственным остававшимся крейсером противника "Кристобаль Колон", пошёл к сидевшему на рифах крейсеру "Визкайя" (тот загорелся от огня "Бруклина" с "Орегоном" и выбросился на берег уже после того, как "Айова" и "Техас" отстали от своих). Экипаж броненосца пытался оказать помощь экипажу погибающего корабля, а заодно стремился высадить призовую партию.
В бою 3 июля "Айова" выпустил 1469 снарядов: по 31 12– и 8 – дюймовых, 251 4-дюймовых, 1056 57-мм, 100 37-мм. По испанским крейсерам "Айова" стрелял в основном своим главным калибром, поддержанным скорострельными пушками. Осмотр американцами после боя вражеских кораблей показал, что в "Инфанта Мария Тереза" попали и разорвались два 305-мм снаряда, нанеся обширные, но неопасные повреждения. Возможно, они были с "Айовы" (или с "Техаса"). Сколько из двенадцати 203-мм снарядов, поразивших испанский флагман, принадлежало "Айове", установить было невозможно.
Согласно рапорту командира "Айова", некоторое время он вёл сосредоточенную стрельбу по "Кристобаль Колон", а по данным очевидцев, его снаряды попадали и в "Алмиранте Окуендо". Высоко расположенные над водой и более удачно, чем на "Индиане", размещённые, 203-мм башни корабля были в бою весьма полезными. 102-мм скорострельные пушки, имевшиеся на броненосце, оказались достаточно эффективными, дав 12 попаданий. Сколько из 57-мм снарядов "Айовы" попало в испанские миноносцы, выяснить было невозможно.
3 июля "Айова" получил 10 попаданий испанских снарядов: двух калибром 152 мм (могли быть как 6-дюймовые с "Кристобаль Колон", так и 5,5-дюймовые с других крейсеров) и восьми малокалиберных. Первые два попали в район коффердама (вероятно, носового правого борта) несколько выше ватерлинии, причём один разорвался, а другой нет. Если бортовая броня в этом бою свои достоинства проявить не успела, то коффердамы с водонепроницаемыми отсеками, заполненные целлюлозой, пригодились. По имеющимся данным, повреждения от этих попаданий оказались неопасными. Из малокалиберных снарядов четыре попали в борт "Айовы", а четыре – в мостики. Людских потерь в бою 3 июля броненосец не имел. Командир "Айовы" всё время сражения находился в боевой рубке вместе со штурманом и рулевым, считая это место лучшим для управления кораблём в бою.
Варианты окраски кораблей в 1908 г. (по данным журнала «Naval and Military Record»)
Страна | Окраска кораблей | |
крупных | минных | |
Англия | Серая | Чёрная,в тропических водах – белая |
Франция | Чёрная, на надстройках – белая (или грязно-белая) | Серая |
Г ермания | серая | Чёрная |
Япония | серая | серая |
Италия | тёмно-серая | тёмно-серая |
Россия | Чёрная, за границей – белая | Чёрная, за границей – белая |
США | Белая, на надстройках – жёлтая | зелёно-бутылочная |
Австрия | Аквамариновая | Аквамариновая |
Вероятно, «Айова» продолжал находиться около Сантьяго до капитуляции противника 14 июля. За это время броненосец мог участвовать в обстрелах береговых фортов испанцев. После сдачи города и до окончания военной кампании корабль блокировал южные берега Кубы. К концу войны состояние «Айовы» оказалось удовлетворительным, и броненосец входил в число 11 кораблей I класса действующего флота Соединённых Штатов.
П осле войны, примерно в сентябре 1898 г., "Айова" с "Орегоном" пришли в гавань Нью-Йорка, где их торжественно встретили. Там оба броненосца прошли трёхнедельный ремонт. [10]
С 12 октября 1898 г. "Айова" был зачислен в состав Тихоокеанского флота и перешёл к новому месту службы. Организуемая на Филиппинах станция хотя бы иногда требовала присутствия броненосцев, и "Айова" совершил попытку добраться до Манилы. Поход оказался тяжёлым, и вместо Манилы броненосец появился в Сан-Франциско, где ему потребовался ремонт. "Орегон", сумевший к 18 марта 1899 г. дойти без поломок от Нью-Йорка до Филиппин, сгладил досаду от неудачного плавания "Айовы" и ещё раз подтвердил свою высокую репутацию.
11 июня 1899 г. "Айова" вошёл в сухой док порта Бремертон, после чего на два с половиной года стал учебным судном Тихоокеанского флота.
С февраля 1902 г. броненосец стал флагманом Южно-Атлантической эскадры, all сентября того же года он сел на мель у южных берегов Бразилии.
Первая половина следующего, 1903 года оказалась для "Айовы" не самой удачной: 9 апреля у него произошёл взрыв в одной из орудийных башен, а 21 апреля в Пенсаколе на броненосце произошёл разрыв главного паропровода. В отличие от кораблей типа "Индиана", "Айова" выводился из боевого состава флота не дважды, а даже трижды и первый раз с 30 июня 1903 г. по 23 декабря 1903 г. С 23 декабря 1903 г., как и в годы юности, броненосец был зачислен в списки эскадры Северо-Атлантического океана.
4 февраля 1904 г. на корабле произошёл взрыв в одной из 203-мм башен.
В 1906 г. с "Айовы" были сняты торпедные аппараты.
Броненосец «Айова».
(Сведения о корабле, опубликованные в английском справочнике «JANE'S FIGHTING SHIPS» 1909)
По справочным данным 1906 г., длина броненосца «Айова» равнялась 110 м; ширина 22 м; осадка 7,3 м; водоизмещение 11520 т; индикаторная мощность машин 12 100 л.с; скорость 17 узлов; толщина брони, мм: палубной 76/70, боевой рубки 254, пояса по ватерлинии 355, тяжёлой артиллерии 381/ 203, средней артиллерии 178; запас угля 630/1600 т; радиус действия 4500 миль; вооружение 4 305, 8 203/ 30. 6 102 скорострельных, 20 57-мм, 4 37 мм, 4 пулемёта, 4 надводных торпедных аппарата. [4]
С 6 июля 1907 г. "Айова" стал числиться в резерве.
При выводе из состава флота во второй раз (с 23 июля 1908 г. по 2 мая 1910 г.) корабль прошёл ремонт и перевооружение, на нём установили ажурную грот-мачту с дальномером, постом управления артиллерийским огнём и прожекторными площадками (в 1909 г. [9] или в 1911 г. [11]). Как и у "Индианы", установить её оказалось несложно, так как кормовая часть надстройки была достаточно свободной. Прежнюю надстройку "Айовы" с мостиками сложной формы упростили, мостики заменили маленькими площадками, а боевую рубку заметно увеличили. В 1911 г. все броненосцы, построенные после "Айовы", имели две ажурные мачты и новые боевые рубки.[11]
В это же время (1909 г., [9]) на "Айове" выполнили противопожарные усовершенствования в артиллерийских башнях (как на всех построенных и строящихся броненосцах, после трагедии на "Миссури" (ВВ 11), у которого при стрельбе возле м. Виргиния 13 апреля 1904 г. произошёл прорыв пороховых газов левого орудия кормовой башни, в результате чего воспламенились заряды сначала в башне, а затем в перегрузочном отделении [5]). На "Айове", вероятно, как и на "Индиане", одноступенчатые снарядные и зарядные подъёмники оказались заменёнными на двухступенчатые.
В отличие от броненосцев типа "Индиана", 76-мм пушки на "Айове" не устанавливались. Изменения в составе и размещении скорострельной артиллерии корабля оказались следующими. При перевооружении "Айовы" (в 1909 г., [9]) число 102-мм скорострельных пушек увеличилось с шести до десяти, а 57-мм уменьшилось с двадцати до четырёх (остались, вероятно, лишь казематные 102– и 57-мм). Два 102мм орудия с кормовой части надстройки сняли, к ним добавили ещё четыре таких же и установили по одной 4-дюймовой пушке на крыше каждой из шести 305– и 203-мм башен. [11] Все шестнадцать 57-мм орудий с надстройки и мостиков сняли. В результате освободилось достаточно места для установки новых грот-мачты, боевой рубки и мостиков. В завершение модернизации, "Айову", как и корабли типа "Индиана", перекрасили в защитный серый цвет.
По данным справочника на 1909 г., "Айова" модернизировался в 1909 г., его водоизмещение составляло 11520 т; скорость 17,1 узлов; радиус действия 5 300 миль (при 10 узлах); толщина брони, мм: палубной 76/70, боевой рубки 254, пояса по ватерлинии 457, защиты тяжёлой артиллерии 406, средней артиллерии 178; вооружение 4 305/35, 8 203/30, 4 102/40, 22 57-мм, 4 37 мм и 4 пулемёта. Торпедных аппаратов на корабле не было. Экипаж состоял из 650 человек. [1]
«Айова» в 1910-х гг.
Со 2 мая 1910 г. до мая 1914 г. броненосец числился как учебное судно Атлантического резервного флота.
Третий раз из состава флота "Айова" выводился с 23 мая 1914 г. по 23 апреля 1917 г. К последней дате США уже вступили в первую мировую войну. В 1917 г. броненосец шесть месяцев успел послужить как радиоцентр в Филадельфии (штат П енсильвания), а в 1918 г. числился как учебное судно на Гемптонском рейде. Как и кораблей типа "Индиана", его коснулось сокращение скорострельных пушек, снимаемых для вооружения транспортов, шедших в Европу: к 1918 г. на "Айове" оставалось лишь четыре 4-дюймовых орудия. [11] По иным данным, эти четыре 102-мм пушки были зенитными, заменившими собой все прежние десять на башнях и в казематах. [5].
31 марта 1919 г. "Айову" в последний раз вывели из состава флота.
2 сентября 1919 г. (29 марта 1919 г. [9]) корабль переименовали в броненосец береговой обороны № 4 (Coast Battleship № 4).
4 февраля 1920 г. бывшую "Айову" исключили из списков флота, но затем приказ отменили, и корабль переоборудовали в первую американскую радиоуправляемую самоходную цель. 20 сентября 1920 г. она получила наименование "IX-6". 23 марта 1923 г. во время учебных стрельб при манёврах флота в Панамском заливе цель "IX-6" была потоплена 356-мм снарядами линкора "Миссисипи" (ВВ41). Вторично бывший броненосец исключили из списков военно-морского флота четырьмя днями позже – 27 марта 1923 г. [11; 9; 5]
В целом проект "Айовы" оказался значительным шагом вперёд, по сравнению с броненосцами типа "Индиана". Развивая его, совершенствуя конструкцию и набирая опыт в постройке мореходных многобашенных кораблей, американцы смогли бы достаточно быстро создать собственные дредноуты, обогнав британцев и оказавшись в военном кораблестроении первыми.
Но эволюция их судостроения в области броненосцев пошла иным путём. Стремясь добиться наивыгоднейших углов обстрела для 203мм пушек, они построили два броненосца типа "Кирсардж" (1898 г.) с двухъярусными башнями в оконечностях. Затем последовали три корабля типа "Иллинойс" (1897 г.), внешне схожие с британскими броненосцами типа "Маджестик" (1895 г.) и три типа "Мэн" (1901 г.), напоминавшие русский "Ретвизан" (1900 г.), построенный у Крампа. И те и другие корабли башен с 203-мм орудиями уже не несли. Но пять броненосцев типа "Виргиния" (1904 г.) вновь получили по две двухъярусные башни в оконечностях, подобные установленным на "Кирсардже", и две 203-мм башни в средней части побортно. Два корабля типа "Коннектикут" (1904 г.) и четыре типа "Вермонт" (1905 г.) напоминали собой улучшенные "Индианы", а два последовавшие за ними броненосца типа "Миссисипи" (1905 г.) оказались очень похожими на "Айову". Британия тем временем 10 февраля 1906 г. спустила на воду "Дредноут" водоизмещением 18289 т, который своим появлением сразу обесценил все броненосцы мира, построенные до него, в том числе и американские.
Испытание броневой плиты Карнеги
(Из журнала «Морской сборник» № 3 за 1896 г.)
8-го февраля (н.ст.) на опытном полигоне Indian Head произведено было, по словам «Army and Navy Joirnal», испытание одной из 7-д броневых плит, предназначавшихся для башни 8-д орудий броненосца «Айова», но забракованной фирмой Карнеги из-за двух трещин в гарвеированной её поверхности (на левой стороне). Стрельба была произведена снарядами Карпентера и Уилера-Стерлинга, имевшими скорости в 1620 и 1816 ф. в сек. Первый снаряд ударил плиту в расстоянии около 3 ф. от левой кромки и как раз между обеими трещинами. Углубившись на 2 д., он разбился, причём головная его часть приварилась к плите. Последняя не потерпела от удара никаких повреждений; на ней не появилось новых трещин и старые не изменились. Такие же результаты дал и второй выстрел. Испытание этой плиты доказало – по словам журнала – артиллерийским экспертам правильность теории, что трещины в гарвеированной поверхности брони только увеличивают её баллистическое сопротивление.
Литература
1. Бойль Р.К. «Боевые флоты европейских держав, СШСА и Японии. Морская справочная книжка.» СПБ, 1909.
2. Будиловский И.В. "Военные флоты и морская справочная книжка за 1891 год.", СПБ, 1891. (Составил под личным наблюдением Е. И. В. Великого князя Александра Михайловича (ВКАМ) л-т И. В. Будиловский), за 1895 г., СПБ, 1895., за 1897 г., СПБ, 1897., за 1899 г., СПБ, 1899., за 1901 г., СПБ, 1901., за 1903 г., СПБ, 1903., за 1904 г., СПБ, 1904., за 1906 г., СПБ, 1906.
3. Горз Джозеф Н. "Подъём затонувших кораблей": Пер. с англ., Л, «Судостроение», 1978 г.
4. Миклашевский A.M. "Военные флоты всего мира. Морская справочная книжка 1906 г. Первый год издания." СПБ, 1906 г.
5. Морской исторический сборник, выпуск 4, СПБ, 1993 г.
6. Морской сборник, 1861-1914 гг.
7. Потёмкин В.П., ред., Хвостов В.М., Минц И.И. "История дипломатии. Дипломатия в новое время: 1872– 1919 гг." М-Л, Государственное издательство политической литературы, 1945 г.
8. Шершов А.П. "История военного кораблестроения.", М-Л, Военмориздат, 1940 г.
9. Conway's All the Worlds Fighting Ships 1860-1905, London, 1979 r.
10. Emerson William C, THE BATTLESHIP USS OREGON, WARSHIP, Naval Institute Press, 1990 r.
11. Friedman Norman, U.S. BATTLESHIPS, an illustrated design history, by the United States Naval Institute, Annapolis, Maryland, 1985г.
«Мэн» (вверху) и «Техас» на достройке. Начало 1890-х гг.
Броненосец «Мэн» Оба фото середины 1890-х гг.
Гибель «Мэна» в 1898 г. на рейде Гаваны (вверху) Броненосец "Техас. Фото начала 1890-х гг.
«Техас» во время войны с Испанией. 1898 г.
Броненосец «Техас». Оба фото начала 1900-х гг.
Броненосец «Индиана». Оба фото середины 1890-х гг.
Опытовое судно «Сан Маркос» (быв. «Техас») после обстрела. 1911 г.
Орудия главного калибра «Индианы» (вверху) и «Массачусетса». Оба фото середины 1890-х гг.
Броненосец «Орегон» у Кубы во время войны с Испанией. 1898 г.
Орудия главного калибра «Индианы» (вверху) и «Орегона». Оба фото середины 1890-х гг.
Броненосец «Орегон» в конце 1890-х гг. (вверху и в центре)
Броненосец «Индиана» в конце 1890-х
Броненосец «Массачусетс» во время войны с Испанией (вверху) «Орегон» в китайском порту Таку. 1900 г.
Броненосец «Массачусетс» (вверху и в центре) Оба фото периода 1908-10-х гг.
Броненосец «Орегон» в 1910-х гг.
На фото броненосец «Орегон» в доке. 1912 г. Ниже «Орегон» в середине 1910-х гг.
Броненосец «Айова» на ходовых испытаниях в 1895 г. (вверху) во время выхода из завода в 1896 г. (в центре) и в начале 1900-х гг.
Броненосец "А й о ва " в различные периоды службы.
Броненосец «Айова». Оба фото середины 1910-х гг.
Командир броненосца капитан 1 ранга Эванс рассказал подробности о ночной борьбе экипажа «Индианы» с раскрепившимися башнями: "Вскоре после того как мы ушли с Гемптонского рейда, раскрепились сразу все четыре 8-дюймовые башни. Это произошло около 2 ч пополудни. Мы скрепили обе передние башни вместе, снайтовив 5-дюймовыми перлинями их орудия и взяв потом перлиня за битенги. Подобным же образом были закреплены и задние башни. Это было далеко не лёгким делом. Около 2 часов ночи порвались перлиня, связывающие передние башни. Шторм в то время был весьма силён, и броненосец имел такую боковую качку, что размахи её доходили до 36°. Палубы были залиты водою, что, вместе с качкою, делало работу весьма опасною. Было темно, как в чернилах, и мы не могли видеть, как следует править, чтобы держаться против волны, а действовали только по догадке.
Работа в такой шторм была сопряжена с большою опасностью, и я боялся, что потеряю два или три десятка людей; и вообще, если бы только у меня не было лучшей в мире команды, то я не знаю, как бы мы и выпутались из этой беды.