412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Ал Коруд » Генеральный попаданец 4 (СИ) » Текст книги (страница 23)
Генеральный попаданец 4 (СИ)
  • Текст добавлен: 25 июля 2025, 13:08

Текст книги "Генеральный попаданец 4 (СИ)"


Автор книги: Ал Коруд



сообщить о нарушении

Текущая страница: 23 (всего у книги 23 страниц)

– Не буду углубляться слишком далеко, товарищи. Но в ближайшее время я жду от вас созыва Пленума вашего центрального комитета и ваш уход с постов. И это не обсуждается. Считайте это решение правом старшего товарища. Мы уже через подобное проходили и в итоге становились сильнее.

Дубчек смиренно склонился, зато Шик попытался позировать:

– Это возмутительно! Нельзя вмешиваться в политику независимого государства.

Я подхожу к рыночнику-шибздику и наклоняюсь к нему вплотную:

– Господин хороший. Не бывает таких маленьких независимых государств. Уйдете от нас, ляжете под немцев или американцев. Только поменяете хозяев. Мы же к вам намного ближе, тоже славяне и желаем взаимовыгодного сотрудничества. И если бы вы приехали на прошедшую в июле Московскую экономическую конференцию, то узнали много чего интересного. Например, что такое устойчивая система и каковы факторы ее устойчивости. К вашему сведению: самая оптимальная для производства товаров и услуг территория с населением в 250–300 млн человек. То есть СЭВ как раз подпадает под эти характеристики. Мы позарез нужны друг другу, а вы все в детские игры играете.

Судя по затравленному взгляду, Шик даже не слыхал об этом. В моем мире американский экономист Пол Кругман основные положения своей теории представил в 10-страничной статье, опубликованной в Journal of International Economics в 1979 году. Впоследствии он развивал эту теорию в 20 книгах и свыше 200 научных публикациях. Кругман создал новую экономическую теорию, которая объясняет процессы и результаты свободной торговли, урбанизации и глобализации. Согласно теории Кругмана, процветание различных стран объясняется эффектом масштаба: в долгосрочной перспективе экономически выгоднее производить большое количество одинаковых товаров и услуг.

При этом экономическое преимущество будет у той страны, население которой больше. «Сокращение расходов на транспорт запускает процесс, при котором растущее население города приводит к увеличению производства продукции, большей заработной плате и диверсифицированным поставкам товаров, что, в свою очередь, стимулирует миграцию в города» – так вкратце сформулировал комитет теорию Кругмана.

С моей подачи наши «рыночники» сумели за два года сами обосновать подобную теорию. На конференции шли жаркие споры между различными научными школами, как применить ее в наших условиях. Но судя по некоторым выступлениям – выход есть. И, как всегда, прогрессивными головами оказались люди из провинции. Так что будет целесообразно сократить количество экономических институтов в Москве и поддерживать центры экономической мысли в регионах. Даже Киев смог меня удивить. Вот что значит убрать из русского города отбитых селюков с их идиотской идеологией.

– Едем в посольство!

В Праге у меня усиленная охрана и основная ее часть вне официального кортежа. Завтра еще запланирована встреча с творческой молодёжью, и я точно знаю о планируемой там провокации. Ничего, я не тот полуграмотный Ильич, у меня есть чем встретить выкрики из зала. Большевиков просто так не возьмешь! Огромная ошибка советских бонз заключалась в том, что они отвыкли работать с публикой. Чем и пленил нас Горбачев. В паблисити он и Раиса умели. Интересно, кто их научил? Ну а меня обучили как раз они, товарищи советские идеологи-демагоги. Так что по ушам я проедусь лучше любого «Голоса Америки».

– Леонид Ильич, Москва на проводе.

– Давай.

Я снова бодр и уверен в себе. Мы преодолели несколько острейших международных кризисов. И я точно изменил историю мира и Советского Союза! Звонил Устинов.

– Китайцы согласны заключить договор.

– Тогда вылетайте, Дмитрий Федорович, и заключайте. Мое мнение вы знаете.

Не успел положить трубку, как раздался новый звонок. Я просил по мелочам в поездке меня не беспокоить, но новость, услышанная от Грибанова, начальника моей личной спецслужбы надолго вывела меня из себя. Ай да, Никитка, а да сволочь!

Информация к размышлению: Народные волнения в странах соцлагеря 1953–1989

3 мая 1953 – (Народная Республика) Болгария

Забастовки и «хаотические демонстрации» рабочих табачных фабрик в окрестностях гг. Пловдив и Хасково, вызванные введением более высоких норм выработки в сельском хозяйстве. Сотни рабочих вышли на улицы, требуя их отмены и прибытия представителей высшего руководства для обсуждения накопившихся вопросов, связанных с социально-экономическим развитием страны. Места выступлений посетил опальный представитель коммунистический верхушки А. Югов, в своё время работавший в Пловдиве и знакомый демонстрантам. По поручению ЦК БКП он провёл с ними переговоры, пообещав учесть требования и содействовать отмене непопулярных решений правительства. После этого визита волнения быстро улеглись и нормальная работа предприятий возобновилась. Предполагаемые организаторы стачек репрессироованы органами госбезопасности, однако позиции прежнего, сталинистского руководства в стране и партии в свете открытого проявления населением недовольства проводимой политикой оказались заметно ослаблены, что привело к переменам в верхах в 1956.

31 мая – 2 июня 1953 – Чехословацкая Республика

Серьёзные волнения, вызванные проведённой 30 мая денежной реформой, которая сильно ударила по жизненному уровню трудящихся (понижение заработной платы при одновременном увеличении норм выработки, обесценивание сбережений, отмена субсидирования социально значимых продуктов питания). 31 мая прекратилась работа на 19 крупнейших промышленных предприятиях Богемии и Моравии (в частности, всеобщую стачку объявили рабочие угольных шахт Моравска Остравы), общее количество бастующих оценивается в 360.000 человек, из них подавляющая часть вышла на демонстрации. В г. Пльзень начались стихийные манифестации (до 5000 участников), которые, в отличие от других городов страны, переросли в уличные столкновения. Демонстранты скандировали антиправительственные лозунги, требовали проведения свободных выборов, затем ворвались в городскую ратушу и порвали портреты Сталина и Готвальда, подожгли здание городского отделения госбезопасности, начали сооружать на улицах баррикады. Регулярные войска отказались открывать огонь на поражение, после чего из Праги вызваны специальные полицейские силы (8000 человек). В результате арестовано около 150 человек, причиной возмущения объявлены «происки агентов империализма».

15–18 июня 1953 – Германская Демократическая Республика

Массовые антиправительственные выступления, вызванные недовольством проводимой коммунистическим правительством социально-экономической политикой. Ещё в апреле волну возмущения вызвало повышение цен на продукты питания, товары широкого потребления и транспорт. В конце мая появилось постановление правительства о повышении норм выработки для рабочих, вызвавшее сильное недовольство. 15 июня в Берлине начались первые забастовки – среди строителей на Сталин-аллее, которые 16 июня переросли в демонстрации, а 17-го – во всеобщую забастовку. Численность манифестантов достигла 150.000 человек, были выдвинуты требования экономического (отмена новых норм, снижение цен) и политического (отставка коммунистического правительства, объединение двух Германий и проведение свободных выборов) характера. Постепенно начались беспорядки: разгромы полицейских участков, резиденций гос– и парторганов, уничтожение символов коммунистического режима. В город введены советские войска и «народная полиция», после того, как демонстранты отказались подчиниться требованию разойтись, применено оружие. В результате погибло (убито и позднее казнено) не менее 125 человек, 100 человек осуждено к тюремному заключению.

Тем временем волнения перекинулись на всю территорию ГДР, в первую очередь на индустриальные центры, где стихийно возникали забастовочные комитеты и советы рабочих; наибольший размах они приняли в гг. Дрезден, Лейпциг, Магдебург, Гёрлиц, Ниски и Риза, где на улицы вышли десятки тысяч человек, начались беспорядки по берлинскому сценарию, имели место столкновения с полицией (особенно при нападениях на участки и тюрьмы). 18 июня в большинстве районов страны введено чрезвычайное положение (до 25 июня), ситуация постепенно нормализовалась. В июле имела место вторая волна забастовок (10–11 июля на предприятиях фирмы «Carl Zeiss» в г. Йена, 16–17 июля – на заводе «Buna» в Шкопау), однако с меньшим размахом. Правительство СССР приветствовало «ликвидацию попытки фашистского мятежа», а 23 августа приняло решение о списании репараций Восточной Германии.

28–29 июня 1956 – Польская Народная Республика

Волнения в Познани: рабочие местных предприятий, собравшись на демонстрацию в центре города, потребовали улучшения условий труда и продовольственного снабжения, большей степени политической свободы, а также вывода советских войск. Несли лозунги «Свободы!», «Хлеба!», «Бога!», «Долой коммунизм!». Сперва мероприятие проходило организованно, затем, после стычек между милицией и демонстрантами, события вышли из-под контроля властей и в городе начались массовые беспорядки. Рабочие разгромили здание отделения ПОРП, взяли штурмом тюрьму, освободив заключённых. В город введены регулярные войска, однако солдаты отказались усмирять демонстрантов, братались с ними. После этого было введено военное положение, к наведению порядка подключены танковые части войск МВД, при подавлении волнений применено стрелковое оружие (в т.ч. пулемёты), в результате чего погибло, по разным данным, от 57 до 78 человек, ранено около 500 (с обеих сторон).

События, получившие название «Познанский июнь», имели широкий резонанс в стране и привели к нарастанию общественной активности. Крайне напряжённое положение сложилось в Лодзи, городах Силезии. 19–21 октября состоялся VIII пленум ЦК ПОРП, на котором во главе компартии встал ранее опальный В. Гомулка, пользовавшийся репутацией реформатора и очень популярный у демонстрантов. Это событие подхлестнуло уличные акции, которые в конце года достигли пика, порой выливаясь в серьёзные беспорядки. Так, 18 ноября осложнилось положение в Быдгоще, где демонстранты вступили в схватки с милицией, разгромив несколько её отделений, а также уничтожили «глушилки», мешавшие слушать западные радиостанции. 10 декабря похожие события имели место в Щецине: там участники волнений напали на городскую тюрьму, прокуратуру, отделения милиции и консульство СССР. Вообще же митинги, демонстрации и марши протеста против атрибутов коммунистической диктатуры (идеология, репрессии, цензура) прошли в сотнях городов страны, часто пикетированиям и нападениям подвергались резиденции местных органов госбезопасности. Также крайнее недовольство демонстрантов вызывало советское присутствие, особенно военное. Конец октября ознаменовался многочисленными осквернениями памятников в честь солдат Красной армии, сожжениями флагов СССР и портретов министра обороны К. К. Рокоссовского, в городах Нижней Силезии, где располагались подразделения Северной группы войск, отмечались попытки нападений на советских граждан.

На фоне всех этих событий Гомулка в обмен на обещание взять ситуацию под контроль добился от СССР значительных уступок: были списаны долги ПНР, достигнуто соглашение о более выгодных торговых отношениях с СССР, получено разрешение прекратить проведение коллективизации и нормализовать отношения с католической церковью, а также провести собственную кампанию реабилитации жертв политических репрессий; кроме того, из Польши были удалены многие советские «советники», в первую очередь крайне непопулярный Рокоссовский. В стране началась политика мягких реформ, получившая название «Гомулковская оттепель».

23 октября – 10 ноября 1956 – Венгерская Народная Республика

«Венгерская революция», она же «Венгерский контрреволюционный мятеж»: самое массовое на тот момент выступление против просоветского режима в странах соцлагеря. Нараставшие в атмосфере борьбы за власть в верхах после разоблачения культа личности Сталина и подхлёстнутые волнениями в Польше, критические настроения привели к образованию некоммунистических студенческих организаций. Аресты бывших руководителей государственной безопасности, ответственных за массовые репрессии рубежа 1940−50-х, стали поводом к обострению ситуации, а перезахоронение 6 октября жертв репрессий вылилось в мощную манифестацию жителей Будапешта. 23 октября в городе начались демонстрации студентов и интеллигенции (до 200.000 участников), в ходе которых были выдвинуты требования свободных выборов, отказа от коммунистической символики и идеологии, вывода советских войск из страны. Резкая отпроведь демонстрантам от руководства страны привела к первым уличным столкновениям. Назначение премьер-министром пользовавшегося репутацией реформатора И. Надя воодушевило протестующих, к тому же на их сторону стали переходить военнослужащие и полицейские. В столицу Венгрии были введены советские войска, 24–28 октября бои на улицах города, с обеих сторон погибло около 100 и ранено около 300 человек. 29 октября войска покинули Будапешт по соглашению с новым венгерским руководством, в городе начались самосуды над коммунистами и особенно работниками ГБ (погибло около 40 человек); революционная активность распространилась по всей стране, правительство объявило о выходе из ОВД и СЭВ и проведении свободных выборов.

Советское руководство приняло решение повторно ввести войска для восстановления status quo, что и было сделано 4 ноября. Ожесточённые бои продолжались до 8 ноября, в это время Надь обратился в ООН с просьбой о помощи в защите нейтралитета Венгрии, однако ответа не получил. 10 ноября рабочие советы и студенческие группы приняли решение прекратить огонь. Потери сторон составили 2300 убитых и свыше 19.000 раненых со стороны венгров, советские войска потеряли свыше 700 человек убитыми и пропавшими без вести и более 1500 ранеными. Сразу же после подавления восстания начались массовые аресты: задержали около 5000 человек, всего же преследованию подверглось около 26.000; казнено по приговорам судов около 350. Почти 200.000 человек бежало из страны. Несмотря на силовое вмешательство извне, уличные столкновения населения с местными и советскими войсками, а также массовые забастовки эпизодически шли до января 1957: так, 8 декабря оружие было применено против демонстрантов в Шалготарьяне, в результате 131 человек убиты и ранены.

27 октября 1956 – Румынская Народная Республика

Под влиянияем событий в Венгрии начались волнения в Румынии. Они охватили не только трансильванские города Тимишоара и Клуж, в которых проживало много венгров, но и чисто румынские Бухарест и Яссы. Взбунтовались в первую очередь студенты, которые потребовали улучшения питания в студенческих столовых и отказа от обязательного изучения русского языка. 29 октября на митинг протеста вышли железнодорожники Бухареста, которые выразили недовольство условиями жизни и труда. Недовольство последних оказалось кратковременным, после повышения зарплаты они вернулись на рабочие места. Студенты же 30 октября создали независимую организацию в Тимишоаре, в которую вступили 1000 человек. После этого власти ввели в крупных городах военное положение, силы госбезопасности («секуритате») разогнали митингующих и разгромили их объединения. Были арестованы 2500 человек, несколько сотен получили различные срока тюремного заключения, 4 приговорены к расстрелу. Впрочем, власти пошли студентам навстречу и отменили обучение русскому языку.

30–31 октября 1967 – Чехословацкая Социалистическая Республика

Студенческие выступления в Праге: учащиеся технического колледжа проводили в отеле «Страхов» встречу с корреспондентами молодежного журнала «Млада фронта», их особенно возмущали перебои со светом и отоплением. Во время встречи выключился свет. Началась стихийная демонстрация, её участники (около 1500 человек) пошли маршем на Градчаны, скандируя «Хотим учиться! Хотим света!» Путь им преградили отряды милиции, тогда студенты устроили митинг. Представители властей предложили им подать свои требования в письменном виде в соответствующие инстанции. Возмущённые демонстранты ответили отказом, после чего были разогнаны с применением дубинок, водомётов и слезоточивого газа. Эти события привели к распространению в студенческой среде радикальных настроений.

30 января 1968 – Польская Народная Республика

Студенты вузов Варшавы организуют демонстрацию протеста против политической цензуры. В качестве демонстрации лояльности руководству СССР в стране начинается цензура литературной классики (большая часть которой носила антироссийский характер); кроме того, продолжается антирелигиозная кампания, а также усиливается давление на крестьян, которых заставляют объединяться в «сельскохозяйственные товарищества» (колхозы). Обстановка постепенно накаляется, кульминации протесты достигают в начале марта, когда в одном из театров Варшавы ставится пьеса по поэме А. Мицкевича «Дзяды». Спектакль вызвал антисоветскую демонстрацию, а запрещение его цензурой спровоцировало бурное возмущение интеллигенции. 8 марта прошёл несанкционированный митинг в Варшавском университете, на котором студенты требовали отмены цензуры. Собрание было разогнано милицией, многие его участники арестованы. После этого митинги солидарности и демонстрации протеста состоялись во всех польских университетах. Власти ответили увольнениями и арестами. Волнения были объявлены «провокацией сионистов», в стране разворачиваются «антисионистская» и «антиревизионистская» кампании, в результате которых в течение 1968−69 из страны эмигрируют большинство польских евреев и многие представителей интеллигенции. Однако эта политика приводит к сильному снижению авторитета главы компартии Гомулки.

Май-июнь 1968 – (Социалистическая Федеративная Республика) Югославия

Массовые студенческие демонстрации в Белградском, Сараевском, Загребском и Люблянском университетах. Особо большой размах они получили в Белграде – поначалу недовольные лишь скверными условиями жизни в общежитиях, очень быстро студенты начали протестовать против трудностей и ошибок в проведении экономической реформы, выдвинули лозунги «Бездомным студентам – общежития!», «Долой красную буржуазию!» и т.п. Демонстрации разогнаны полицией, а их участники арестованы; партийные органы и скупщина рекомендовали правительству улучшить бытовые условия, но в идеологическом плане никаких уступок сделано не было. В октябре-ноябре волна выступлений прокатилась по краю Косово и Метохия. Сначала студенты Приштинского университета вышли на демонстрации под лозунгами «Косово – республика!» и «Долой сербский колониализм!» К ним присоединились школьники и рабочие. Выдвигались требования культурной автономии, независимости университета, права на албанский флаг. При разгоне одного из митингов в столкновении с полицией был убит студент. В ответ по всему городу начались беспорядки, для пресечения которых введены армейские подразделения при поддержке танков. В декабре албанские демонстранты в городах Западной Македонии Тетове и Гостеваре выдвинули националистические требования: принять новую конституцию, предоставить Косову статус республики, в составе которой объединить территории разных республик (в т.ч. Западную Македонию), населённые албанцами. Эти выступления также разогнаны полицией, однако федеральные власти вскоре пошли на удовлетворение ряда требований (вместо «Косово и Метохия» край стал именоваться «Косово», разрешено использование албанского государственного флага как флага автономии, создана система квотирования рабочих и административных мест, преподавание в Приштинском университете переведено на албанский)


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю