Текст книги "Задание выполнено"
Автор книги: А. Вайда
Жанр:
Шпионские детективы
сообщить о нарушении
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)
АРЕСТ ФАУ-5
Дверь бесшумно открылась, и в кабинет капитана Попеску вошел полковник.
– Как дела, товарищ капитан? Систематизировали данные, которыми мы располагаем? Сделали их оценку? Какие конкретные данные мы имеем для разоблачения Фау-пять? Ведь все вертится вокруг этой загадочной особы…
– Товарищ полковник, к сожалению, имеющихся у нас данных пока недостаточно. Без сомнения, Фау-пять – центральная фигура, шеф группы, но ни Гереску, ни агент двести восемнадцать его не знают, так они, по крайней мере, заявляют. Может быть, Панайтеску…
Полковник сел в кресло. Попеску наскоро прибрал на столе бумаги. Поверх бумаг лежали две фотографии: одна – та, что с большим трудом капитан обнаружил в комнате квартиранта старухи Палуды, другая – уборщицы научно-исследовательского института. Пока капитан разбирал дела, Адамеску внимательно разглядывал обе фотографии. Лица, изображенные на них, имели некоторое сходство.
Адамеску с притворным безразличием положил на стол фотокарточки и обратился к капитану:
– Давайте просмотрим имеющиеся в нашем распоряжении материалы, а затем сделаем выводы. – Полковник подвинул к себе пачку документов.
– Товарищ полковник, я уже докладывал вам, что ни один из арестованных бандитов не знает в лицо Фау-пять. Все члены шпионской группы держали с ним связь через Панайтеску, «продавца» комиссионного магазина. Меня удивляет молчание лейтенанта Мирона, которому поручено вести наблюдение за этим «продавцом». Боюсь, как бы с ним опять чего не случилось…
В то время как капитан Попеску говорил о предстоящих трудностях следствия по делу Фау-5, полковник, кажется, думал совсем о другом. Он взял чистый лист бумаги и начал что-то чертить, потом проговорил, обращаясь к Попеску:
– Таким образом, мы споткнулись на неизвестной Фау-пять.
– Неизвестная! Вы склонны думать, что Фау-пять – женщина?
– Во всяком случае, «неизвестная» женского рода.
Затем, бросив взгляд на фотографии, он продолжал:
– Мы решали уравнение с несколькими неизвестными. Скажем, с пятью. Четверо, включая и Панайтеску, нам уже известны. Теперь нам остается найти пятого, который, думаю, будет последним, то есть Фау-пять.
– Какие же элементы мы знаем об этой неизвестной величине в нашем уравнении?
– Во-первых, письмо от Фау-пять, найденное у Гереску, написано рукой женщины, которая, по всем признакам, является весьма образованной особой. В частности, она знает не только румынский, но и английский язык; во-вторых, квартплату за агента двести восемнадцать вносила женщина; в-третьих, она, если она на самом деле женщина, никогда непосредственно не вступала в связь со всеми своими сообщниками, но, тем не менее, была информирована обо всех их действиях.
Капитану Попеску казалось, что полковник читает его мысли и выводы. Поднявшись из-за стола, капитан вытянулся по-уставному и четко произнес:
– Товарищ полковник, разрешите мне на часок отлучиться. – Адамеску недоуменно посмотрел на него и, взглянув на часы, разрешил ему идти.
Через четверть часа капитан Попеску уже поднимался по лестнице научно-исследовательского института. Он был уверен, что именно здесь он найдет пятое и последнее неизвестное из уравнения полковника Адамеску.
Дверь кабинета директора института была незапертой. Капитан осторожно вошел. Шторы на окнах были опущены. В кабинете царил полумрак. Попеску включил свет. Перед ним стояла уборщица.
Капитан даже растерялся от неожиданности, но тут же опомнился и резко спросил:
– Что вы здесь делаете?
– Я убирала соседнюю комнату, – начала женщина дрожащим голосом, заправляя выбившуюся из-под платка прядь волос, – вдруг слышу какой-то шум. Я подумала, что пришел товарищ директор, а в кабинете не убрано. Дверь не заперта, захожу в кабинет – нет никого. Вижу – сейф открыт. Какой, думаю, рассеянный товарищ директор… Ушел, не закрыв сейфа! Вот при директоре Барбу этого никогда бы не случилось…
Пока женщина говорила, капитан успел окинуть взглядом кабинет Василеску. Бумаги в сейфе были перевернуты, видно, там что-то искали. На этажерке лежал карманный фонарик – второе доказательство, что тот, кто рылся в сейфе, был застигнут врасплох. Все ясно! Попеску решил уравнение полковника! Невольно улыбнувшись, он подошел к женщине и спокойно произнес:
– Фау-пять, ваша шпионская карьера закончена! Вы арестованы, мадам Стратулат!
Женщина притворилась, что ничего не понимает:
– Шпионская карьера? Арестована? Что вы, госп… товарищ офицер? Разве вы не знаете, кто я?
– Конечно, мадам, знаю! И я застал вас на месте преступления. Мы предвидели, что вы сами начнете действовать.
– Я?! – наигранно удивляясь, продолжала женщина. – Я стану копаться в сейфе?! Да что я понимаю в этих бумагах, упаси меня бог! Клянусь на кресте, товарищ капитан. Я зашла потому, что слышала шум…
– …И открыла сейф ключом, который второпях положила рядом с карманным фонариком? – эти слова произнес капитан Панделе, выходя из замаскированного укрытия. Женщина в ужасе попятилась. Все трое вышли в коридор. Попеску – впереди, за ним – «уборщица», а следом за ней – Панделе. Улучив момент, женщина резко метнулась в сторону другого кабинета, дверь которого была открыта. Капитан Панделе успел преградить ей путь.
– Пожалуйста, не спешите, госпожа! Будьте любезны, отдайте оружие.
Женщина повиновалась. В этот момент в соседней комнате раздались два пистолетных выстрела. Попеску, крикнув Панделе, чтобы он не спускал с нее глаз, побежал на выстрелы.
В комнате он увидел, что там на полу в жестокой схватке катаются двое мужчин. Один из них, рослый детина, в узких шерстяных штанах и клетчатой рубашке, пытался дотянуться до пистолета, валявшегося в двух шагах от него. «Кто это еще может быть?» мелькнуло в голове капитана, но тут же он узнал лейтенанта Мирона. Капитан поднял пистолет и, направив его на второго, приказал:
– Вставайте, Панайтеску! В коридоре вас ждет Фау-пять.
Человек с глазами навыкате, выпустив из объятий лейтенанта Мирона, встал и поднял руки вверх.
– Вовремя подоспели, товарищ капитан, – радостно сказал лейтенант Мирон, поднимаясь с пола. – Нельзя сказать, чтобы эта скотина была слабосильной.
– Обыщите его, товарищ лейтенант!
Лейтенант обыскал шпиона, затем виновато произнес:
– Извините меня, товарищ капитан, что я не смог информировать вас. Ни на минуту не мог выпустить из вида этого типа. Этот зверюга слишком много имеет троп. Вчера я чуть было не упустил его.
– Потом доложите, – строго прервал его капитан и, обращаясь к Панайтеску, приказал:
– Идемте, господин Панайтеску, больше вам здесь делать нечего!
Встретившись в коридоре с «уборщицей», Панайтеску мертвенно побледнел. Он попытался бежать, но Мирон вовремя подставил ему подножку, и бандит во весь рост растянулся на полу.
– Нет, господин, – помогая ему встать, заговорил лейтенант, – теперь уж вам не вырваться, все ваши старания напрасны. – Затем, посмотрев внимательно на «уборщицу», Мирон сказал:
– Товарищ капитан, да это и есть та самая старушка, которая гуляла с ребенком в коляске в парке Свободы.
ФИНАЛ
– Докладывайте, товарищ капитан!
Алексе Попеску посмотрел на полковника, затем обвел взглядом сотрудников своего отдела – лейтенанта Мирона, лейтенанта Петреску и капитана Панделе. Они вместе с капитаном были вызваны в кабинет полковника Адамеску на заключительный разбор операции по разоблачению шпионской группы Фау-5.
– Из банды шпионов, разоблаченной в тысяча девятьсот пятидесятом году, – начал капитан Попеску, – двум диверсантам удалось безнаказанно скрыться. Это были Панайтеску и Фау-пять. На некоторое время они прекратили свою подрывную деятельность и устроились на работу, заняв незаметные должности. Настоящее имя Фау-пять – Аличе Стратулат. Она много лет работала уборщицей в Министерстве электропромышленности. Это важная фигура иностранной разведки, на содержании которой находилась вся шпионская группа.
В связи с решением Советского правительства об оказании странам народной демократии технической помощи в области мирного использования атомной энергии в Бухаресте был открыт институт специальных исследований. Вражеская агентура хотела получить информацию о работе этого института и с этой целью предприняла все, чтобы в институте работал их человек. Самой подходящей кандидатурой явилась испытанная шпионка Аличе Стратулат, от которой потребовали, чтобы она любой ценой перевелась на работу в этот институт. Для активизации шпионской деятельности, по инициативе Фау-пять, была сколочена целая группа, в которую входили, кроме Панайтеску, Павел Гереску, Мари Емелиан и инженер Гику Василой, проживающий в городе Яссы. Ему была поручена вербовка новых членов шпионской группы.
Агентура, в частности, получила некоторые сведения о научной работе ученого Иоргу Емелиана, что, естественно, вызвало у ее хозяев соответствующий интерес.
Фау-пять поручили в первую очередь заняться научными исследованиями инженера Емелиана. По ее просьбе пятнадцатого мая были сброшены, как вам известно, два парашютиста, один из которых – агент двести восемнадцать, бывший майор «Железной гвардии», брат ученого. Второго послали с ним в качестве подручного, чтобы он отвлек внимание от главного шпиона…
Видя, что агент двести восемнадцать провалился в своей попытке получить необходимую документацию через своего брата, Фау-пять приняла решение как можно скорее убрать ученого и своего агента двести восемнадцать, который стал лишним и поэтому опасным. Осуществление этого замысла было поручено шпиону и убийце Панайтеску.
Для того чтобы заманить инженера, агент двести восемнадцать написал брату письмо, в котором просил в последний раз встретиться с ним в назначенном месте, откуда он хотел увести его в ресторан в парке Бэняса. Письмо инженеру передала Мари Емелиан. Как и Панайтеску, Эмиль Емелиан и Мари Емелиан знали о цели приглашения ученого в ресторан. Сентиментальный по натуре и недостаточно осторожный, Иоргу Емелиан пришел на встречу с братом. В ресторане агент двести восемнадцать познакомил брата с Панайтеску, который сначала предложил ученому продать за высокую цену копию своей работы. Ученый, несмотря ни на какие уговоры и угрозы, категорически отказался это сделать. Тогда Панайтеску дождался, пока ученый вышел из ресторана и в сопровождении брата углубился в лес. Выйдя из засады, он нанес Иоргу Емелиану удар в затылок, потом задушил его. Покончив с инженером, Панайтеску пытался убрать также и агента двести восемнадцать…
Доклад капитана подходил к концу, когда полковник вдруг прервал его вопросом:
– Товарищ капитан, а не скажете ли вы, по какой причине было совершено убийство Стратулата?
Откашлявшись, Попеску ответил:
– Отбыв срок наказания, Стратулат вернулся в Бухарест, где случайно встретился с Аличе Стратулат, своей бывшей женой. Последняя решила снова вовлечь его в шпионскую группу, которой она руководила. Но Стратулат категорически отверг это предложение. Отказ для него оказался роковым. Фау-пять, боясь разоблачения со стороны Стратулата, решила убрать его с пути. Она поручила это Иону Панайтеску, своему доверенному лицу…
– Таким образом, товарищи, – подвел итог полковник Адамеску, – дело Фау-пять можно считать почти законченным.
Офицеры весело заулыбались. Проведенной операцией по разоблачению диверсантов они были вполне удовлетворены. Капитан Алексе Попеску с трудом сдерживал свою радость. Вдруг глаза его остановились на большом букете цветов в вазе на окне. Он сразу вспомнил, что не успел еще купить цветы для Ленуцы. Но теперь, когда задание выполнено, он пулей полетит в больницу и где-нибудь по дороге купит цветы.
Полковник встал, прикурил сигарету и взглянул на вещи, отобранные у диверсантов.
– Чтобы считать дело законченным, – произнес он, – нам нужно, во-первых, арестовать соучастника банды в городе Яссы – Гику Василой, и, во-вторых, произвести обыск в квартире Панайтеску и Аличе Стратулат.
– Товарищ полковник, не считаете ли вы целесообразным для проведения операции командировать кого-нибудь в Яссы? – спросил лейтенант Мирон, подразумевая под «кем-нибудь» самого себя.
– Хорошо, об этом я подумаю. – Полковник положил в папку заключение об операции по разоблачению шпионской группы Фау-5 и спрятал в сейф документы, затем он обратился к капитану Попеску.
– Я иду на доклад к генералу. К моему возвращению прошу подготовить опись всех вещей, изъятых у диверсантов.
– Товарищ полковник, разрешите напомнить вам о задержанном Пачуре. Как поступить с ним? О стороже Букуре я уже побеспокоился, – улыбнулся Попеску.
– Я еще вчера докладывал об этом генералу. Надеюсь, что сейчас получу от него ответ и на этот вопрос.
После ухода полковника капитан Попеску с помощью своих подчиненных и капитана Панделе стал составлять опись вещей, отобранных у арестованных шпионов. Вскоре вернулся полковник.
– Как идут дела?
– Все готово, товарищ полковник, – доложил капитан Попеску, протягивая Адамеску опись. – Посмотрите, пожалуйста. У этой пудреницы на крышке какие-то непонятные цифры. Она принадлежит Фау-пять и была найдена в подсобной комнатке института.
– М-да! – произнес полковник, рассматривая цифры на пудренице. – Видно, эта волчица еще что-то скрывает.
– Что решили в отношении Пачури, товарищ полковник? – напомнил капитан.
– Его нужно освободить, обеспечить работой. Если человек раскаивается в своей вине и желает честно жить и трудиться, государство идет ему навстречу. А что вы скажете, товарищ капитан, если в Яссы мы командируем капитана Панделе?
– Согласен, товарищ полковник.
Мирон и Петреску нахмурились, как будто с ними обошлись несправедливо: каждому из них хотелось самому поехать в Яссы. Видя это, полковник не замедлил их успокоить:
– Лейтенанту Мирону поручаю произвести обыск квартиры Панайтеску, а лейтенанту Петреску – квартиры Аличе Стратулат.
Капитан Попеску был очень удивлен, не получив никакого поручения. У него даже мелькнула мысль, не скомпрометировал ли он себя чем-нибудь в глазах полковника. Встав по стойке «смирно», он обратился к Адамеску:
– Товарищ полковник, разрешите вам напомнить, что я еще не получил никакого задания…
– Знаю, вы правы! – с притворной озабоченностью ответил Адамеску и, сдвинув брови, стал поглаживать подбородок. Затем он вышел из-за стола, прошелся по кабинету и, как будто что-то припоминая, остановился около капитана.
– Для вас, товарищ Попеску, у меня есть особое задание. – Его взгляд остановился на букете цветов. Он взял букет, передал его капитану и торжественно произнес:
– Товарищ капитан, ваша миссия на сегодняшний день – самая важная и ответственная! Поручаем вам сходить в больницу и передать от нашего коллектива вот этот букет и самые добрые пожелания вашей супруге, а вместе с ней и новому гражданину нашей Родины.
– Слушаюсь, товарищ полковник, – не в силах скрыть радостную улыбку, ответил капитан Попеску.
– И еще, товарищ капитан. В течение суток вход в управление для вас будет закрыт. Отдыхайте! Дело шпионской группы Фау-пять можно считать законченным.
СОДЕРЖАНИЕ
Тревожная ночь…………….. 5
Задание капитана Алексе Попеску…….. 8
Встреча на опушке леса…………. 12
Показания Пачури……………. 17
Странная кража…………….. 22
Первые вехи……………… 27
Женщина с коляской………….. 31
Встреча………………… 39
Старая фотография………….. 44
Директива Фау-5……………. 50
Неудавшаяся попытка………….. 53
Вести из парка Свободы…………. 58
Переживания агента 218………… 62
Колебания инженера Емелиана………. 68
Домашние тревоги……………. 74
Убийство в лесу Бэняса…………. 79
Лжекапитан появляется вновь………. 84
Когда почва уходит из-под ног………. 94
Проблески надежды…………… 99
Разговор с полковником………… 103
Новые данные……………… 107
В институте специальных исследований…… 111
Горе женщины……………… 116
Агроном Михайляну…………… 124
Новая атака диверсантов…………. 128
Показания агента 218………….. 132
Последнее свидание госпожи Мари…….. 141
Продавец из комиссионного магазина……. 144
Арест Мари Емелиан…………… 149
Неожиданный визит…………… 153
Логово на улице Спэтарулуй………. 158
Арест Фау-5………………. 161
Финал………………… 166