сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]
Оптический видоискатель — визитная карточка любой нормальной камеры. Не будет большим преувеличением с моей стороны заметить, что от его характеристик в большой мере зависит комфортность съемочного процесса. В большинстве любительских цифровых зеркалок (из тех, что есть на рынке) видоискатель оставляет желать много лучшего, и D70/D50 в этом плане тоже далеко не предел мечтаний: в частности, осуществлять фокусировку вручную на этих аппаратах очень муторно (да, честно говоря, производитель на это и не рассчитывает). Видоискатель D200 точнее всего будет охарактеризовать словом «шикарный» — не стану утверждать, что он точно такой же, как в топовой модели D2X, но, по крайней мере, очень близок к нему. Он покрывает 95% площади кадра при увеличении ~0,94х, плюс играет роль специальное покрытие Bright View Clear Matte II для повышения яркости, но все эти цифры и буквы мало что говорят по сравнению с реальными ощущениями. С D200 действительно очень комфортно фокусироваться вручную, и это здорово, поскольку одна из его фич — возможность полноценной работы с неавтофокусной оптикой (наконец-то!). Тем более при установке старых «механических» Nikkor’ов 11 будет работать экспозамер, причем для более корректной его работы в меню можно установить (и это желательно сделать) фокусное расстояние объектива и максимальную апертуру, после чего вам останется только «навести на резкость», скомпоновать снимок и… получить очередной «шедевр». Есть у видоискателя и опция включения сетки, что удобно, например, при выравнивании линии горизонта.
Быстрый и точный автофокус — одна из отличительных особенностей «никоновских» камер, и D200 — не исключение. В ней реализован 11-точечный автофокус на основе новейшего датчика Multi-CAM 1000, который при необходимости может легким движением руки превращаться в 7-точечный (при этом часть боковых точек объединяются в две группы). Помимо того, что автофокус быстр, цепок, и отлично работает даже в условиях низкой освещенности, 11 точек намного удобнее, чем, к примеру, 5 у младших моделей, — проще, выбрав точку, сразу фокусироваться на нужной области кадра и делать снимок, нежели вначале фокусироваться, а затем перекадрировать. Можно выбрать четыре различных режима фокусировки — однозонный, динамический с выбором зоны, групповой динамический и динамический с приоритетом ближайшего объекта. Разумеется, для всех режимов можно выбрать следящий или покадровый автофокус.
Как уже говорилось, в D200 есть два режима серийной съемки — «медленный» и «быстрый». В первом случае скорость варьируется от 1 до 4 кадров в секунду, а во втором камера «строчит» с номинальной скоростью 5 fps. Солидный объем буферной памяти позволяет записать с такой скоростью непрерывную серию из 22 кадров в RAW или 37 кадров — в JPEG с минимальной компрессией. С учетом того, что несжатый 12 RAW в D200 занимает аж 15 Мбайт, можно только порадоваться, насколько «быстрой» вышла камера. Кстати, несмотря на солидный объем RAW-файлов, вовсе не обязательно гоняться за картами памяти с индексами 100х или 133х — тривиальной Sandisk Ultra II (64х) вполне достаточно для работы без каких-либо ограничений. А вот об объеме карты желательно задуматься; впрочем, по сравнению со стоимостью камеры и оптики даже 4-гигабайтные карты нынче покажутся дешевыми.
Экспозамер и баланс белого
Многие, кому довелось «проапгрейдиться на D200», спустя некоторое время отмечали, что проблемы с некорректным замером экспозиции и неправильным балансом белого практически сошли на нет. Это неудивительно, ведь в D200 используется топовая на сегодняшний день система экспозамера 3D Color Matrix Metering II на основе 1005-пиксельного RGB-сенсора. Как владелец подтверждаю: в самом деле, такие неприятные явления, как «недосветы» или «пересветы» исчезли практически полностью, и даже в автоматическом режиме (хотя им я принципиально не пользуюсь) баланс белого отрабатывает очень неплохо (если использовать пресеты — почти идеально). Довольно часто камера чуть-чуть недодерживает кадр (известный прием, поскольку всегда легче подтянуть тени, чем бороться с пережженными «светами»), но если D70 делала это довольно грубо, то D200 — весьма деликатно: если и недодержит, то совсем чуть-чуть, в пределах 0,3 ступени, так что определить это можно только по гистограмме. Традиционно поддерживаются три режима экспозамера: матричный (очень хорош, с приобретением D200 почти всегда им и пользуюсь), центровзвешенный и точечный, когда используется только 2% площади кадра. Кроме установки пресетов баланса белого, есть, конечно, замер по серой карте 13 , а также возможность установить цветовую температуру прямо в камере с точностью до градуса (хотя то же самое можно сделать и при конвертации, если снимать в RAW). Еще один жирный плюс камере стоит поставить за корректную работу со вспышкой (как внешней, так и внутренней) — за несколько месяцев эксплуатации я ни разу не заметил, чтобы вспышка вдруг «пережгла» картинку (на D70 такое бывало и довольно часто) — свет дозируется очень точно.
Дисплей
Еще одна отличительная особенность D200 — великолепный большой дисплей с диагональю 2,5” и разрешением 230 000 пикселей. Пусть он не влияет непосредственно на процесс съемки и, соответственно, не столь важен, как видоискатель или автофокус, но на нем намного удобнее, чем раньше, оценивать полученный результат. Более мощный процессор обеспечивает быструю «прокрутку» увеличенной картинки, оптимизирован и сам процесс просмотра. Теперь на дисплее можно просмотреть гистограммы для каждого из RGB-каналов. Следует отметить и вспомогательный монохромный дисплей, на котором отображается исчерпывающая информация о параметрах съемки — на сегодня у D200 он самый большой в классе.
Сенсор
В качестве регистрирующего элемента в D200 используется CCD-матрица формата DX (23,6x15,8 мм) производства Sony с разрешением 10,2 млн. эффективных пикселей. Высокое разрешение сенсора позволяет записывать изображение максимального размера 3872x2592 точки, что, с одной стороны, дает большую свободу при последующем кадрировании, с другой — позволяет печатать изображения большого формата (до A3 включительно). И, конечно, стоит отметить увеличенный (по сравнению с D70/D50) динамический диапазон.
Рабочий диапазон чувствительности сенсора — от 100 до 1600 единиц ISO (если надо еще выше, можно установить режим повышенной чувствительности — до 3200 единиц ISO) — и может изменяться ступенями по 1, Ѕ или 1/3 EV. Поддерживается режим и автоматической установки чувствительности для минимально возможной выдержки.
Но в высоком разрешении матрицы кроются и минусы. Так, высокая плотность регистрирующих ячеек требует от оптики высокой разрешающей способности, то есть даже не надейтесь использовать с D200 бюджетные объективы — они будут просто-напросто «мылить». Лучший результат будет, если снимать светосильной оптикой с фиксированным фокусным расстоянием, либо достаточно дорогими качественными «зумами».
Второй неприятный момент — с увеличением плотности пикселей растут и шумы, тут уж ничего не поделаешь. И хотя шум D200, как и прочих камер Nikon, монохроматический, «под пленочное зерно», он начинает раздражать, уже начиная с ISO 800 и выше (замечу, что на D70 при ISO 800 шумы были вполне терпимы). С другой стороны, минимальное ISO в 100 единиц все же, на мой взгляд, более полезное «приобретение», частично компенсирующее проблему повышенных шумов на высоких значениях чувствительности.
О грустном
После таких дифирамбов необходимо отметить и недостатки (а то меня, как пить дать, обвинят в предвзятости). К счастью таких, на которых стоит заострять внимание, у D200 всего два. Первый — слишком «мягкое» изображение при записи в JPEG. Поначалу у бывших владельцев D70 картинка в режиме «шарпенинга» по умолчанию (Normal) вызывает легкий шок. Все дело в достаточно мощном противомуаровом фильтре, который в сочетании с более тонкими градиентными переходами (приятное следствие расширенного динамического диапазона) создает впечатление легкой «замыленности». Поэтому, если вы привыкли к «звенящей резкости» D70, картинка с D200 потребует небольшой дополнительной обработки. Если снимать в JPEG, просто повысьте значение «шарпенинга» до +1 или даже +2 — по вкусу. А при съемке в RAW можно воспользоваться более тонким приемом: установив значение «шарпенинга» в Medium Low («средне-низкий»), сконвертировать изображение в TIFF, затем открыть его в Photoshop’е, перевести из цветового пространства RGB в Lab и слегка «подшарпить» канал яркости Lightness (после чего, разумеется, надо перевести картинку опять в RGB, или в CMYK, если вы готовите изображение для полиграфии). После такой несложной комбинации снимок будет выглядеть просто идеально, и намного лучше, чем после внутрикамерного «шарпа», результат работы которого, на мой вкус, грубоват.
Второй недостаток D200, к сожалению, выяснился только спустя некоторое время после начала продаж: завышенные требования камеры к емкости собственной батареи. Если D70 в буквальном смысле слова невозможно «посадить» (заряда батареи обычно хватает, чтобы сделать более тысячи кадров), то аккумулятор D200 позволяет «всего» 400—600 снимков (причем верхнее значение обычно достигается после «раскачки» новой батареи), а если у вас прицеплен объектив со стабилизатором (включенным), батарея сядет значительно быстрее. Проблема решается либо покупкой дополнительного аккумулятора, либо (что правильнее) — батарейной ручки. Помимо того, что в нее можно установить либо две фирменные батареи, либо шесть аккумуляторов АА (можно найти в любой ближайшей лавочке), ручка существенно повышает удобство при съемке вертикальных кадров — ведь на ней полностью продублировано управление. Лично я приобрел сей аксессуар почти сразу после покупки камеры, о чем не пожалел ни разу. Кстати, отмечу, в D200 используются проприетарные батареи EN-EL3е (1500 мАч) с дополнительным (третьим) контактом, с помощью которого камера может очень точно считывать остаточную емкость и сообщать об этом пользователю (в процентах или в примерном количестве оставшихся кадров). Батареи EN-EL3 в D200 использовать нельзя, но в то же самое время EN-EL3е можно устанавливать в D70, D50 и даже в D100 (зарядные устройства взаимозаменяемы в обе стороны).
Подводя итог сказанному, позволю себе краткое резюме: у Nikon в очередной раз получилась очень удачная камера с богатыми возможностями и широким спектром применения. При вполне доступной цене она станет отличным инструментом как для любителя, так и для профессионала (учитывая традиционную надежность аппаратов Nikon). D200 — явно не камера-однодневка: можно быть уверенным, что как минимум ближайшие 2—3 года о смене «тушки» вам задумываться не придется.
Рубрика: ЖЕЛЕЗНОЕ ПИСЬМО
Саратовские страдания
Автор: Сергей Вильянов.
Около года назад моим главным хобби было тестирование разнообразных DVD-рекордеров и носителей информации. На фоне всеобщей скуки, царящей тогда в компьютерной отрасли, запись DVD представляла собой квест почище разгадки «Кода Да Винчи» — особенно в его киношной интерпретации.
Нет, ну серьезно! Разгонять процессоры уже тогда не имело ровно никакого смысла, потому что производительность даже младших моделей была и без того достаточной для домашних приложений, а рисковать исключительно тестов ради — не в моих правилах. Видеокарты тоже разочаровывали: их производители смекнули, что некоторые умники поставили превращение младших моделей в старшие чуть ли не на поток, и прикрыли это перспективнейшее для выгодных экспериментов направление с двух сторон. Во-первых, они перестали выпускать бюджетные модели с 256-битной памятью и наспех заблокированными конвейерами, как это было с Radeon 9500/9800SE. Во-вторых, производители смекнули, что неплохо бы повнимательнее относиться к отбору чипов, — в результате сегментирование модельного ряда стало еще более мелким. Забудьте о привычном делении на младших и старших, или, на худой конец, младших, средних и старших. Теперь модельный ряд принято дробить, как гречневую крупу, и в прайс-листах можно встретить что угодно — от «тихого ужаса с бантиком» (какой-нибудь Radeon X1300Pro) до набора «Разгони сам!» (Radeon X1800GTO 14 ), и разобраться в этом изобилии нелегко даже человеку с солидным опытом самостоятельных апгрейдов.
А вот с DVD год назад было совсем не так! Во-первых, новые прошивки появлялись чуть ли не каждый день, и все они — официально или не очень — всерьез улучшали работу привода. Купил восьмискоростную «писалку», попользовался месяц, а потом — р-р-раз! — и превратил ее в шестнадцатискоростную. И заметьте — совершенно бесплатно. Купил болванки с надписью «4х» на коробочке, залил в привод доработанный firmware — и пишешь их на 8х, потрясая окружающих собственной находчивостью. Наконец, посмотрел медиакод понравившихся дорогих болванок, проверил его по базе программы DVD Identifier, нашел там полные аналоги в два раза дешевле — и экономишь в свое удовольствие.
Истратив на болванки около четырех тысяч рублей, я подумал, что неплохо бы поделиться собранной информацией с читателями, а заодно гонораром отбить затраты.
Получившийся в результате труд «Записки переписчика» был опубликован в прошлогоднем августовском ДК, а потом, просочившись в Сеть, многократно перепечатывался на различных ресурсах, включая форумы поддержки на официальных сайтах производителей приводов. Разумеется, меня тут же причислили к лику экспертов, и с полгода я раздавал устные и письменные советы на тему «Какой привод взять, чтобы хорошо писал и перешивался?» Как правило, в совете содержалась рекомендация купить свежую модель с лейблом NEC — в силу высокого качества, доступности цены и изобилия альтернативных прошивок по адресу www.micheldeboer.nl/firmware .
Я продолжал покупать на рынке болванки, и продавцы уже сами стали предлагать мне для опытов экземпляры из вновь прибывших партий. В итоге дома образовалась изрядная куча чистых носителей (я ведь покупал штуки по три-четыре каждой разновидности!), а копиями сборника саундтреков, что делались во время тестирования, я одарил даже самых дальних знакомых своих коллег и начал всерьез подумывать о раздачах около метро.
А потом мне эта игра взяла и надоела. Во-первых, подешевели болванки. Шутка ли, сейчас отличный во всех отношениях шестнадцатискоростной DVD+R Philips или TDK стоит чуть дороже двенадцати рублей 15 ! Ну какой смысл при таких ценах тратить время на эксперименты с экземплярами непонятного происхождения? Да, теперь они стоят не 12—15 рублей, как год назад, а 9—10, но двухрублевой разницы маловато даже для возникновения чисто спортивного интереса, не говоря уж об экономической целесообразности. И еще не забудьте — noname редко записывается быстрее, чем на скорости 8х, а я бы посоветовал ограничиться даже 4х.
Во-вторых, подешевели сами приводы. Пока они стоили от сотни долларов и выше, а сама технология записи нуждалась в доработке, в них имело смысл серьезно разбираться. Теперь загляните в прайс-листы и удивитесь вместе со мной — недавно вышедшая флагманская модель NEC ND-4571A, не обученная разве что петь спиричуелс 16 во время записи очередного диска, стоит в рознице 44 доллара! И это едва ли не самая дорогая модель на рынке, потому что цена, дышащего ей в спину рекордера Pioneer DVR-111 — $41, а за уступающий им разве что в «породистости» LG GSA-H10N просят всего $34. Только неугомонный Plextor продолжает вымогать больше сотни за свои перемаркированные BenQ, которые под родным брендом стоят от силы $40, но это пусть будет на остатках совести этой некогда уважаемой компании.
В результате, учитывая, что технология записи DVD за последние года три ее хождения в потребительские массы была вылизана до блеска, особого смысла в тщательном выборе привода не стало. Все они теперь примерно одинаковые, и качественную болванку даже самый дешевый рекордер запишет без проблем. Флагманы отличаются от простых жгущих только тем, что умеют еще и рисовать на дисках разные узоры, но лично я, поиграв с этой функцией дня три, практически забыл о ее существовании. Наверное потому, что на обработку поверхности одного диска по технологии LabelFlash уходит 22 минуты 20 секунд. Извините, но я могу минуты за три напечатать на нем полноцветное изображение на принтере Epson R200, причем ощутимо дешевле: за диски с поддержкой LightScribe или LabelFlash просят от 30 до 40 рублей, тогда как шестнадцатискоростной Verbatim с printable-слоем обойдется всего в 15, и вряд ли чернил на него уйдет еще на 15—25.