Текст книги "Пусть каждый исполнит свой долг"
Автор книги: Яков Гордин
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

Чтобы не дать шведам прорвать свой боевой порядок или опрокинуть его, Голицын и построил войска в четыре линии. Это было глубокое, мощное построение.
Около полудня шведы пошли вперед, перешли реку. Все передвижения и шведов и русских в тот день совершались медленно – по колено, а то и по пояс в снегу. Подойдя к русским на расстояние ружейного выстрела, неприятельская пехота открыла огонь. «Сколько воевал, а такого сильного огня не видел!» – говорил потом Голицын.
Шведы стреляли и шли вперед. Подпустив их поближе, русская пехота дала залп. Но ряды русских батальонов первой линии уже сильно поредели – шведы были хорошие стрелки.
Армфельд решил, что пришло время для решительного удара. Правое крыло его пехоты бросилось в штыки. Русские батальоны подались, но во фланг атакующим пошли два драгунских эскадрона.
Шведы откатились.
Армфельд тут же бросил вперед два эскадрона и финское ополчение. Дважды атакуя в одном и том же месте, шведы плотно утрамбовали снег перед русским фронтом, затратив на это много сил. И теперь русские пошли в контратаку по этому утрамбованному снегу.
Кавалеристы и необученные, плохо вооруженные финны не выдержали ответного удара и побежали. С левого и правого русских флангов стали разворачиваться драгуны и охватывать противника. Их поддержала сосредоточенная на флангах артиллерия…
Голицын отдал приказ – и по реке в тыл Армфельду, дробя копытами лед, галопом пошли свежие драгунские полки и казацкие сотни.
Большинство шведской конницы, командир которой генерал Ла-Барр не одобрял действий Армфельда, ускакало, не приняв боя.
А с пехотой случилось то, чего так боялся шведский генерал, – ее оттеснили в лес, в глубокие снега, где она оказалась беспомощна.
Бригадир Чекин со своими драгунами около двух верст гнал и рубил бегущего противника. Но и драгунские кони быстро выбивались из сил в сугробах. Погоню пришлось прекратить. Да в ней и не было особой надобности.
В снегах вокруг Лапполы коченело 5133 убитых шведа и финна. 535 человек попало в плен.
Голицын потерял 421 солдата убитыми и 1047 ранеными.
Бой был жестокий, потери тяжелые.
Но задачу свою генерал-лейтенант выполнил блестяще. Шведский корпус в Финляндии перестал существовать.
5. Гангутский триумф
К весне 1714 года Финляндия была в руках Апраксина. Або снова был занят русскими. Аландские острова лежали рядом. Можно было думать о десанте в Швецию.
Но шведский флот господствовал на Балтике. И это очень затрудняло действия.
Русский галерный флот все возможное время крейсировал вдоль побережья – перевозил припасы, перебрасывал войска. Но галеры непрерывно находились под угрозой – на свободном от шхер участке залива шведы могли неожиданным ударом своих кораблей перехватить и уничтожить их. В открытых водах галера не могла тягаться с большим парусным кораблем. Корабль способен был просто раздавить ее.
В мае корпус Голицына сосредоточился в Або. Но подвозить туда провиант и порох по суше было далеко и трудно. Галеры получили задание – пробиться к Або морем. Без этого войскам Голицына грозил голод.
19 июня Апраксин повел галеры из Гельсингфорса на запад.
Вскоре после выступления русское командование получило известие, что шведский флот стоит у мыса Гангут. Район Гангута был самым опасным для галер – шхер там почти не было. Год назад Боцис так и не смог, несмотря на свою находчивость и храбрость, прорваться мимо Гангута.
Но в этот раз надо было принимать решительные меры. Иначе снабжение армии морем срывалось и высадка десанта в Швецию становилась невозможной.
Апраксин приказал трем гвардейским батальонам занять мыс Гангут и устроить там батареи, чтобы шведы не могли подойти к нему вплотную.
Русский флот остановился недалеко от мыса в шхерах, а Голицын с несколькими полками двинулся из Або к Гангуту.
Голицын пришел к Гангуту 10 июля. А 20 июля прибыл туда на фрегате сам Петр. Для прорыва были стянуты большие силы – 13 000 солдат, посаженных на галеры.
В шведском флоте, преградившем путь, было 14 больших кораблей, 4 фрегата, несколько небольших парусных судов и 6 галер. Артиллерия шведских судов в открытом бою могла разнести русские галеры.
Произведя разведку, Петр сразу же предложил план действий. Он хотел из бревен и досок построить волок через мыс, перетащить по нему часть галер, чтобы они угрожали шведскому флоту с тыла. Он надеялся, что шведов удастся отвлечь от мыса и главные силы пройдут опасные места.
Петр велел принять все меры предосторожности, чтобы шведы не узнали о строительстве волока. Но они узнали.
Шведский адмирал Ватранг отправил все свои 6 галер в сопровождении фрегата на другую сторону мыса – к тому месту, где кончался волок. Он хотел перехватить русские галеры и расстрелять их у самого берега.
Устройство волока потеряло смысл…
Часть шведской эскадры под командованием вице-адмирала Лилия тоже отошла от главной позиции и встала поодаль.
Это было утром 26 июля.
Петр с Апраксиным наблюдали за действиями шведов с батареи на мысе. Когда Петр увидел, что часть шведских судов ушла дальше от берега и между шведскими позициями образовался разрыв, он решил рискнуть. Ветер совсем утих. Начался штиль.
И тогда 20 русских скамповей под командой капитан-командора Змаевича ринулись в промежуток между шведскими отрядами, обходя главные силы неприятеля со стороны моря.
Ватранг увидел, какую ошибку он допустил, и попытался ее исправить. Шведские корабли снялись с якоря. Шлюпки потащили их на буксире наперерез скамповеям.
Петр, сжав кулаки от волнения, смотрел с берега на это состязание. Гребцы на скамповеях гребли изо всех сил. Шведы явно не успевали. Они открыли огонь, но ядра падали далеко от русских. Шведские матросы в шлюпках скоро выдохлись – тащить огромные корабли тяжело.
Петр отдал приказ, и еще 15 скамповей пошли на прорыв. И они тоже успели.
Теперь по другую сторону мыса скопилось 35 русских галер с экипажами. Они отрезали от эскадры шведские галеры и фрегат.
Стало темнеть, и боевые действия прекратились.
В три часа утра, когда немного рассвело, Петр увидел, что все шведские корабли отбуксированы туда, где вчера прошли скамповеи. Но теперь образовался промежуток между неприятельским флотом и берегом.
– Не смекалист Ватранг, – сказал Петр Апраксину, усмехаясь. – Так мы с ним в кошки-мышки славно можем играть!
Утро было ясное, солнечное. На море полный штиль.
В четыре часа утра остальные русские галеры неожиданно пошли вдоль самого берега. Шведы не ожидали этого рывка и растерялись. Только 3 ближайших к берегу корабля, подтянутые шлюпками, оказались на расстоянии пушечного выстрела. Они открыли частый огонь. Но большого вреда причинить не могли. Погибла только одна русская скамповея.
Гангутский заслон был прорван.
Теперь Петр решил уничтожить галерный отряд шведского шаутбенахта Эреншельда, который выстроился к бою в узком заливе за мысом.
Это была нелегкая задача. Шведы славились своим искусством в морских сражениях. Артиллерия отряда Эреншельда почти в четыре раза превосходила всю артиллерию галерного авангарда.
В заливе, занятом шведами, могло развернуться для боя лишь небольшое число русских скамповей.
Атаковать шведов здесь можно было только в лоб.
Немало испытали солдаты Ингерманландского корпуса за два года войны в Финляндии. Они переносили жестокие морозы, прокладывали путь через дремучие леса и скалы; форсировали стремительные ледяные реки; голодали, дробили кирками финский гранит, строя укрепления; гребли бессчетные часы тяжелыми веслами – и в штиль, и в бурю; они били шведов на Пелкине, атакуя с плотов под убийственным огнем; они били шведов под Лаппола, увязая в глубоких сугробах. Но сегодня – 27 июля 1714 года – им предстояло новое и, быть может, самое тяжкое испытание.
С низких скамповей им предстояло штурмовать многопушечный фрегат и высокие шведские галеры. Под огнем в упор 90 шведских пушек и сотен ружей им предстояло карабкаться на неприятельские суда.
На первых русских атакующих скамповеях находилось 257 преображенцев и офицеры четырех пехотных полков. За ними шли еще 20 скамповей с 3000 отборных солдат.
Командовал авангардом генерал Вейде, попавший в плен под Нарвой и вернувшийся после Полтавы.
В третьем часу дня на мачте адмиральской скамповей взвился синий флаг. Грохнула пушка. Это был сигнал вступать в бой.
С шумным плеском ударили в балтийскую воду сотни весел – скамповей ринулись к шведской эскадре. Их встретил шквал картечи, ядер и пуль. В страшной тесноте скамповеи ломали друг другу весла. Легкие русские суда раскачивались от толчков, и это мешало стрелять. Наконец им удалось подойти вплотную к противнику. И тут началось самое страшное. Один неверный шаг – и солдат летел в воду под удары весел. Легкая рана – и солдат уже в воде. А в лицо атакующим с высоких вражеских бортов била картечь, гремели ружья, грозили острия штыков. Раз за разом шведы отбрасывали уже ворвавшихся на галеры русских…
Но сзади на атакующие скамповеи напирали резервные суда, прижимая их к шведским галерам и фрегату. И постепенно шведы, несущие немалые потери, стали ослабевать. Бой перекинулся на палубы галер. Дрались в сутолоке тесаками, прикладами, кулаками…
Одна за другой спускали флаги шведские галеры.
Последним сдался фрегат…
Шаутбенахт Эреншельд был взят в плен гренадерами капитана Ингерманландского полка Бакеева.
К пяти часам бой закончился.
Русский флот одержал первую крупную морскую победу.
Главные силы шведской эскадры – корабли Вартанга и Лилия – стояли, скованные штилем. Победоносные русские скамповеи ушли в шхеры за Гангутом.
На другой день поднялся ветер, и Вартанг увел шведский флот.
Вся прибрежная линия Финляндии была в руках Петра.
Вскоре после Гангута русские войска высадились на Аландских островах.
Петр послал морскую разведку обследовать подходы к шведским берегам у Стокгольма…
6. Конец Северной войны
В Европе закончилась война за Испанское наследство. Теперь европейские государства могли вмешаться в Северную войну. Постепенно объявили войну Швеции Пруссия, Ганновер, Голландия… Но и эти страны, и Дания думали главным образом о том, чтобы разделить шведские владения в Германии. Они ссорились между собой и подозревали Петра в стремлении захватить германские земли. Из-за этого одна за другой срывались намеченные Петром операции, срывались десанты в Швецию, которые Петр планировал провести из Дании датскими и русскими войсками.
Англия не хотела усиления России, опасаясь, что Петр, утвердившись на Балтике, будет конкурировать с ней в торговых делах.
А в Швецию тем временем вернулся из Турции Карл XII. Он нашел страну совершенно разоренной, свои войска – терпящими поражение за поражением. Рассчитывая на силу флота, Карл объявил блокаду всех портов, которые были в руках России или ее союзников, и выслал в море каперские суда. Шведские каперы захватывали торговые корабли любой страны, недружественной Швеции.
Но русский корабельный флот за эти годы вырос и набрался опыта. Теперь русские моряки не только на веслах, но и под парусами могли тягаться со шведскими.
Война была перенесена к шведским берегам.
Уже в 1714 году в сентябре отряд скамповей под командой генерал-майора Головина, который когда-то прорвался в Полтаву, вышел из финского порта Ваза. Скамповеи пересекли Ботнический залив и высадили десант на шведском берегу возле города Умео.
Впервые за все 14 лет войны выстрелы раздались на шведской территории. Война пришла в Швецию.
Десант сжег Умео, взял несколько мелких судов и вернулся в Финляндию.
Паника охватила прибрежные шведские города и деревни. В любой момент жители могли ждать нового нападения.
Шведский флот вынужден был крейсировать возле Стокгольма, охраняя столицу.
Страна нищала. В деревнях стояли пустые дома. Невозделанные поля глохли. Умирал скот. Закрывались рудники и мастерские – в них некому было работать. Ведь большинстве мужчин или погибло в России, Польше, Литве, Померании, или служило в действующей армии, или находилось в плену… Замирала торговля. Перед вступлением Карла XII на престол в шведском торговом флоте было 775 судов, а к 1718 году их осталось только 209…
Даже упрямый и воинственный Карл начал понимать, что Швеция победить не может. В 1718 году на Аландских островах открылся мирный конгресс. А Карл между тем вторгся в Норвегию, принадлежавшую тогда Дании, и был убит шальной пулей.
Его царствование не принесло Швеции счастья.
На Аландском конгрессе договориться о мире не удалось.
Прошло еще два года войны. Русские десанты подходили к Стокгольму. 27 июля 1720 года генерал Голицын в морском бою у острова Гренгам – в Аландском архипелаге – взял на абордаж 4 шведских фрегата.
Русские корабли крейсировали по всему Балтийскому морю, уничтожая вражеские каперы и препятствуя шведской торговле.
И только теперь, убедившись в своей полной беспомощности, шведское правительство подписало с Россией знаменитый Ништадтский мир.
Это произошло 30 августа 1721 года.
За Россией остались Лифляндия, Эстляндия, Ингрия с Петербургом и часть Карелии. Финляндия почти вся была возвращена Швеции.
Россия получила необходимый ей выход к Балтике.
Но не только в этом было дело. Россия вышла из тяжких испытаний куда более сильной, чем была перед войной. Россия стала первоклассной мировой державой. Это была новая Россия.

Иллюстрации

Всю жизнь Петр I добывал для России выходы к морям.

Чтобы стать великим полководцем, храброму Карлу XII не хватало дальновидности.

Война началась для России с тяжелого поражения под Нарвой.

Первые победы над шведами русские солдаты добыли под командованием фельдмаршала Шереметева.

Под этими штандартами ходили в атаки молодые драгунские полки Петра.


Вошедшие в устье Невы шведские корабли были застигнуты врасплох.

Петербург рос под защитой пушек Петропавловской крепости.

В 1704 году Петр снова осадил Нарву.

Немного было у Петра столь верных и образованных сподвижников, как генерал Яков Брюс – артиллерист, математик, астроном.

Фельдмаршал Огильви хотел быть полезным России, но слишком много думал о собственной славе.

Россия стала второй родиной для саксонского полковника Ренне.

Первый петровский гвардеец Бухвостов.

Короткий ночной отдых – и снова в бой.

Больше всех своих сподвижников Петр любил умного и храброго Меншикова.

Меншиков в битве под Калишем.

Мощная русская артиллерия забрасывала ядрами и бомбами неприятельские крепости.

В бою при Мур-мызе боевое счастье еще раз вернулось к шведам.

Генерал Репнин верно служил Петру.

На генерала Левенгаупта Карл XII возлагал особые надежды.

После битвы под Лесной шведская армия была обречена.

Герой кавалерийских рейдов генерал Боур.


Петр бросил русские полки в контратаку.

Полтавские победители торжественно вернулись в Москву.

На абордаж!

Генерал Михаил Голицын – любимец армии.

Гельсингфорс атаковали стремительно – с моря и с суши.

Адмиралу Апраксину больше приходилось воевать на суше.

Победа русских галер у Гангута ошеломила шведов.

Бой у Гренгама – штыки против корабельных пушек.

Захваченные у Гренгама шведские суда были приведены в Неву.

«Красуйся, град Петров…»
Оглавление
Балтика – это жизнь … 6
Нарвский урок
1. Впереди – Нарва … 8
2. Под Нарвой … 9
3. Шведский король приближается … 10
4. Разгром … 12
5. «Надо спасать армию…» … 15
6. Сражение проиграно – война не кончена … 16
Первые успехи
1. Шведы грозят Архангельску … 18
2. «Вот они, ваши саксонцы!» … 20
3. Европе не до России … 22
4. «Мы можем бить шведов!» … 23
Рождение Петербурга
1. Бой при Гуммельсгофе … 25
2. «Сзади смерть! Только вперед!» … 27
3. Петр идет в огонь … 30
4. Для победы нужна армия … 32
5. Карл увяз в Польше … 33
6. Рождение Петербурга … 34
Вторая Нарва
1. Маскарад … 37
2. «Русским дорого обойдутся эти победы!» … 39
3. Падение Нарвы … 40
4. «Воевать сильно на суше и на море…» … 42
Поражения и победы
1. Шведы идут на Кроншлот … 43
2. Боур берет Митаву … 45
3. Шереметев разбит под Мур-мызой … 47
4. Армия стянута к Гродно … 49
5. «Знамена к ногам нашего брата Августа!» … 51
6. Астрахань восстала … 52
Страшный год
1. Карл идет на Гродно … 54
2. Русская армия заперта … 56
3. Карл ведет гренадер … 57
4. Армия уходит из-под удара … 58
5. Шведы опоздали … 60
6. Взятие Астрахани … 61
7. Карл в Саксонии … 63
8. Ночной абордаж … 64
9. Меншиков гонит Мардефельда … 66
10. Пусть каждый исполнит свой долг! … 69
11. Нашествие неминуемо … 70
12. Шведы идут … 71
Нашествие
1. Совет в Бешенковичах … 73
2. На Дону поднимается Булавин … 74
3. Где ударит Карл? … 77
4. Бой на реке Бабич … 79
5. Левенгаупт опаздывает … 82
6. Карл выручает Росса … 84
7. Петербург растет … 86
8. Любекер не прошел … 87
Дорога к Полтаве
1. Мертвая земля … 89
2. «Солдаты, спасайте своего короля!» … 90
3. Карл в нерешительности … 92
4. Левенгаупт настигнут у Лесной … 93
5. Левенгаупт разгромлен … 96
6. «Государь, прости князя Репнина!» … 98
Полтава
1. Карл мечется по Украине … 99
2. У полтавских валов … 102
3. Шведы идут па штурм … 103
4. Головин прорывает окружение … 104
5. Король ранен … 105
6. Петр выбирает поле боя … 107
7. Полководец говорит с полками … 108
8. «Этой ночью мы атакуем!» … 109
9. Драгуны принимают удар … 111
10. Судьбу решают штыки … 113
11. «Хорошо же вы отблагодарили учителей!» … 118
12. Катастрофа у Переволочно … 119
13. Победа одержана – война не кончена … 121
Война на Балтике
1. Впереди – Финляндия … 122
2. Галеры – на Гельсингфорс! … 124
3. Победу везут на плотах … 126
4. Атака по пояс в снегу … 130
5. Гангутский триумф … 135
6. Конец Северной войны … 139









