Текст книги "Полдень, XXI век (ноябрь 2012)"
Автор книги: Вокруг Света Журнал
Жанры:
Публицистика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
Научный закон есть утверждение, обладающее такими признаками:
1) оно истинно лишь при определённых условиях, 2) при этих условиях оно истинно всегда и везде, 3) условия, при которых истинно такое утверждение, никогда не реализуются в действительности полностью.
Социальные законы суть правила поведения: меньше дать и больше взять, меньше ответственности и больше почёта и т. д. Люди стремятся официально выглядеть тем лучше, чем они хуже становятся на самом деле. Они сначала усиленно скрывают правду, а потом не могут узнать её даже при желании. Врут потому, что обман есть наиболее выгодная форма социального поведения. Есть и объективные законы дезинформации – вроде законов тяготения…
Социальная оценка проблемы как важной или неважной не совпадает с её гносеологической оценкой как трудной или нетрудной. Но в силу социальных отношений важную проблему оценивают и как гносеологически трудную. Ошибка неизбежна – как социальное явление.
Основной закон отношения социального и официального – стремление к их соответствию и даже совпадению. Но в массовом исполнении даже величайшая мудрость совпадает с величайшей глупостью.
Один из глубочайших социальных законов: индивид должен быть ограничен во всех отношениях…
Об обществеОсновная трудность понимания общественных явлений в том, чтобы найти способ организации видения очевидного, способ понимания повседневности.
Общество можно представить как огромное число клеточек, связанных друг с другом и осуществляющих действия независимо от того, есть в них человек или нет. Социальным индивидом может быть не только отдельный человек, но и группа людей, объединение групп, даже целая страна. Социальное действие есть действие индивида. Люди осуществляют их в силу социальных законов. Социальная группа есть скопление из двух и более социальных индивидов (не всякое). Социальные отношения суть отношения индивида к своей группе, группы к своему индивиду, индивида к обществу, общества к индивиду…
Для построения любого общества достаточно иметь некоторое множество индивидов и предоставить их самим себе… Социальные системы относятся к числу эмпирических. Отсюда два типа исследовательских задач:
1) исследование самой системы, 2) решение проблем с учётом того, что приходится иметь дело с системой. Для теории социальных систем безразлично, сложилась та или иная система естественно или была изобретена искусственно. Социальная оппозиция должна перестать рядиться в чуждые ей оболочки науки и искусства, должна выступать в своей собственной роли.
Из любых исходных предпосылок можно вывести любое общественное устройство. Из допущения свободы и равенства – отеческий террор и привилегии. Из допущения насилия – разгул свирепой демократии. Содержание предпосылок не играет роли.
Социальный тип общества в значительной мере характеризуется типом руководителя. Вопрос о руководителях – один из центральных для социологии. Если руководство хочет добра, оно должно стремиться к стабильности, а не к преобразованиям. Власть имеет огромную разрушительную и ничтожную созидательную силу. Она не способна систематически выполнять свои обещания. Позитивным обещаниям власти никто не верит, не верит и она сама…
С точки зрения науки «ибанское» общество – громоздкая по размерам и числу элементов, но примитивная по организации социальная система, стремящаяся к полной однородности и стабилизирующаяся на минимальном уровне положительных и максимальном уровне отрицательных параметров. (И наоборот! Как ни странно…) Общество, провозглашающее лозунг, согласно которому интересы народа в целом превыше интересов отдельного человека, есть общество неправовое. Формула организации таких социальных систем: величины полного порядка и беспорядка совпадают. Математически, если причины и последствия соизмеримы, то следствие не превосходит причины.
Чтобы эту систему развалить, должна быть приложена энергия, близкая к бесконечности. Или система развалится сама без всяких усилий, но какова величина времени при этом… (Да, некоторые построения Логика через сорок лет выглядят несколько «фантастическими», но это не так.) Ещё одно из таких утверждений: нужна гласность. В любой форме…
Нельзя уничтожить плохое свойство действительности, не уничтожив связанное с ним хорошее. Нельзя создать хорошее, не породив связанное с ним плохое…
Социальная жизнь подчиняется законам комбинаторики. Разговоры о какой-то принципиальной сложности познания общественных явлений суть сказки невежественных в этой области людей. В принципе все свойства социальных систем поддаются измерению. Чем тщательнее скрываются социальные тайны, тем явственнее они вылезают наружу.
Тема политики – самая скользкая тема разговоров на социальные темы. Политика есть вопрос о власти. Но не всегда вопрос о власти есть политика. Программа преобразований проста: 1) минимизация аппарата управления, 2) свобода действий руководителей и персональная ответственность за результат, 3) право руководимых на самозащиту. (Программа проста, но всё-таки «фантастична».)
Общества без морали не бывает. Мораль как социально значимая величина – лишь способ поведения. Совесть относится к волевым поступкам людей по отношению к другим людям. Социальным законом является тенденция к неморальным (несовестным) поступкам. Но основу подлинно человеческого бытия составляет правда. Правда о себе, о других. Беспощадная правда…
О человекеТаинственная «душа» – лишь общеизвестный бардак, возведённый в энную степень, перенесённый в голову, но не преобразованный в ней. Негативные и позитивные качества бывают настолько похожи, что люди долго не замечают разницы. Как правило, они становятся жертвами своих собственных измышлений. Самые гнусные поступки совершают обычно порядочные люди. Самые страшные драмы разыгрываются у всех на виду. Это наша обыденная жизнь.
Родители должны испытывать ответственность за детей, если хотят, чтобы было кому за них отомстить. Жертвы всегда напрасны. Сознание жертвенности поступков мучительно, ложно и бесплодно. Поступки должны оцениваться исключительно по цели и результатам.
Призыв познать человека – ложная проблема. Что такое человек? Комбинация конечного числа признаков. Правда, люди ничто так часто не нарушают, как законы логики. Существует проблема надёжности человека – лучше одному. Не легче, но честнее. Если человек приучается избегать тайны, он – социальная штучка и не более. Пустышка. Но вот «принципиальных» быстро загоняют в безвыходные тупики и обрекают на страдания…
Имея дело с женщиной, будь готов к неожиданностям. Настоящие мужчины не играют в хоккей, футбол и политику. Настоящие мужчины вообще не играют.
Мы слишком много думаем и мало делаем. Много думаем, потому что не умеем действовать. Жизнь без страха смерти и прочих отрицательных чувств лишена человеческого содержания. Истина банальна: поступайте, как считаете нужным, время решит, чему и как быть.
О наукеНауки есть естественные и неестественные (то бишь общественные)… Учение о мире – чисто социологическое явление, ничего общего, кроме словесной формы, не имеющее с наукой. Идеология и наука суть взаимно исключающие явления.
(Советскую науку Логик не жаловал, показывая целью большинства «учёных» «как можно больше наговорить нечто невнятное, с десятком непонятных терминов»… Вроде такого: «Будем рассматривать общество как гомогенную систему из конечного множества суперперсонализированных элементов, отображаемую на гомоморфное подмножество кортежей»… Вот это «наука»!)
Об интеллигенцииИнтеллигент – некое социальное явление из общесоциальной среды… Невозможно провести чёткие грани этого явления. Образованность и интеллигентность тесно связаны, но это не одно и то же. Интеллигентность общества – способность общества к объективному самопознанию, духовному самоусовершенствованию. Интеллигентность критична и оппозиционна по самой своей функции в обществе. Интеллигент – это говорящий правду об обществе вообще и о власти в том числе. Чтобы уничтожить интеллигенцию, не надо даже на неё нападать. Достаточно её не охранять…
Немного парадоксов Зиновьева (они чуть ли не на каждой странице).
– Наивность есть тоже идеология.
– Диалектическая логика учит, что все понятия и вещи изворотливы, скользки.
– Всё устаревшее и отжившее надо душить в зародыше.
– Чужой – это сначала всегда свой.
– Суждения о прошлом, которые кажутся истинными теперь, не обязательно истинны в прошлом.
– Потому ты такой трусливый… Ты, оказывается, поэт.
– Если катастрофа кратковременна, она воспринимается как случайность.
Растянута во времени – не воспринимается как катастрофа.
– Если в какой-нибудь области культуры её представители начинают беспокоиться о её чистоте – верный признак того, что дело нечисто.
Вот такая книга получилась у Александра Александровича Зиновьева (1922–2006), девяносто лет со дня рождения которого (в обычном селе Костромской губернии) – в конце октября. Книга необычная, книга непривычная, так и не получившая должного резонанса в научном мире.
Так ведь крестьянский сын, ставший истинным философом и открывателем фундаментальных социологических законов, «человек из Утопии», создавший «жанр социологического романа», довольно органично сочетающего науку и беллетристику, сам же писал: «При рождении я не давал подписки одобрять всё то, что они натворили. Я никому ничего не должен. Моё моральное право что-то принимать в этом мире, а что-то отвергать…»
Вот «коллеги» и не приняли… Романы – пусть в них соединены народной смеховой культурой в традициях Рабле лучшие черты произведений Щедрина, Бердяева, Высоцкого – всё-таки «беллетристика». Даже друг, философ Карл Кантор писал прежде всего о том, что «в 1976 году на небосклоне мировой литературы взошла новая звезда русского искусства».
К тому же Зиновьев своей социомеханикой лишал человека последних объективных оснований для самомнения и гордости. Зиновьев – «страшный человек», не оставляющий места для иллюзий и игры. А жить без этого, похоже, нельзя… Когда всё облекается в беспощадные формулировки, то становится невыносимо скучно… Сам Логик считал, что перспектив распространения и реализации его трудов нет. Ведь человек, овладевший его теорией-методом, будет лучше понимать реальность, отбрасывая всяческие иллюзии. А зачем?..
Тем не менее в начале XXI века о социомеханике как «реальной» науке стали говорить вполне серьёзно, хотя в словарях расшифровки термина нет до сих пор. Питерские исследователи прошлого, настоящего и будущего Сергей Переслегин, Николай Ютанов, Андрей Столяров термином этим оперируют вовсю. По их формулировкам, «социомеханика» – философская дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности динамики гипотетических социальных систем, или – комплекс представлений об эволюции тех же систем. Но тот же Переслегин выводит социомеханику из произведений Ивана Ефремова, он даже написал примечательный текст под названием «Социомеханика в романах Ефремова».
Термин входит в научный оборот, социомеханика применяется для выработки экономических стратегий (С. Сурков), специалист по развитию интеллекта В. Венгер рассматривает её вообще как «базис для науки»! Только вот «имажинативную социомеханику» Зиновьева – как дисциплину не совсем научную, вроде как по-луфантастическую, забывают… Напрасно, ну какой же из Логика фантаст?
3. Информаторий
Конкурс НФ-рассказа «Если сегодня завтра»
Стартовал конкурс научно-фантастического рассказа «Если сегодня завтра».
Конкурс совместно проводят компания IBS, журнал «Наука и жизнь» и посольство республики Франция в России.
Цель конкурса – развитие научной фантастики в России и выявление новых идей для технологического прорыва ближайших лет.
На основной Конкурс (1-я, 2-я и 3-я премии, 70 000, 50 000 и 30 000 рублей соответственно; по итогам конкурса публикуется сборник произведений-победителей) принимаются неопубликованные произведения на русском языке, написанные в жанре «твердой» научной фантастики, объемом не менее 1 авторского листа (40 000 знаков) и не более 3 авторских листов (120 000 знаков). Произведения, основанные на ненаучных допущениях, как и относящиеся к другим жанрам, (например, фэнтези), на конкурс не принимаются.
Ключевая тема произведений Конкурса – технологическая сингулярность, связанная со следующими стремительно развивающимися технологическими областями:
– Компьютерные системы и сети
– Искусственный интеллект и робототехника
– Альтернативные источники энергии
– Биотехнологии и биоинформатика
– Нанотехнологии
– Нейротехнологии в медицине
Посольство республики Франция в России учреждает специальную номинацию для участников – Премию им. Жюля Верна.
В этой номинации рассматриваются произведения, раскрывающие тему «Игра времени:
«Много авторов-фантастов пишут о путешествиях в будущее. Но есть один аспект – разница между течением времени, в которое путешественник попал, и течением времени его реальной жизни»
Etienne Klein
Специальная премия журнала «Наука и жизнь» (20 ООО рублей и публикация в журнале «Наука и жизнь») присуждается произведению, содержащему научную гипотезу, оригинальное фантастическое решение существующей задачи.
В рамках Конкурса учреждается специальная премия для журналистов и СМИ за лучшую статью на тему «Научная фантастика» или «Технологическая сингулярность».
Жюри конкурса:
Рыбаков Вячеслав Михайлович, председатель жюри, писатель, лауреат Государственной премии РСФСР, востоковед, публицист и киносценарист;
Рубанов Андрей Викторович, писатель;
Синицына Людмила Алексеевна, заведующая литературным отделом журнала «Наука и жизнь»;
Пескин Евгений Георгиевич, заместитель генерального директора IBS;
Байдак Вера Алексеевна, директор издательства «Октопус».
Сроки подачи рукописей – до 30 ноября 2012 года.
Подробно условия конкурса изложены на сайте www. todayistomorrow.ru
Все вопросы организаторам конкурса можно задать на страничке конкурса в сети Facebook: TodaylsTomorrow
Оргкомитет
Наши авторы
Владимир Венгловский(38 лет). Образование – высшее техническое. Ведущий инженер-программист. Имеет около десятка опубликованных рассказов на русском и украинском языках в журналах и сборниках. Обладатель главного приза фестиваля фантастики «Карпатская мантикора» и фестиваля «Нереальное Красноярье» в 2011 г. Участник и призер многих сетевых конкурсов. Живет в Житомире (Украина). В нашем альманахе печатался рассказ «Досчитать до ста» (№ 4 за 2012 г.).
Майк Гелприн(род. в 1961 г. в Ленинграде) окончил Ленинградский политехнический институт. Сменил множество работ и профессий. Писать начал в 2006-м, увлёкся писательством отчаянно и бесповоротно. Написал около сотни повестей и рассказов, закончил первый роман. Победитель и призёр множества сетевых литературных конкурсов. В нашем альманахе печатался неоднократно. С 1994-го живёт в США.
Владимир Голубев(род. в 1954 г. в г. Кинешма Ивановской обл.). Учился в Рязанском радиотехническом институте. Писать фантастику начал в 2005 г. Автор книги «Гол престижа». Печатался в журналах: «Уральский следопыт», «Порог», «Шалтай-болтай», «Безымянная звезда». В нашем издании произведения автора публиковались неоднократно.
Андрей Закревский(родился в 1977 г. в Запорожье), окончил музыкальную и физико-математическую школы. Работает директором по развитию.
Глеб Корин(псевдоним Александра Бескровного, род. в 1958 г. в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области, где и живет), окончил Львовский полиграфический институт (вечерний факультет в Киеве) по специальности «конструирование, иллюстрация, оформление печатной продукции», художник-график. Преподает иконопись, работает журналистом (член редакционного совета журнала «Православный взглядъ», http://praw.km.ua/), публикует статьи под настоящими фамилией и именем. Сетевые публикации: http://samlib.ru/editorsAAorin_g/; http://www.proza.ru/avtor/korin25925
Аарон К. Макдауэлл(настоящее имя – Сергей Емец, род. в 1985 г. в городке Новомосковск, Украина) – образование музыкальное и высшее техническое. В прошлом вокалист и фронтмен группы «Восприятие Света», ныне бас-гитарист группы «Теорiя Бачення». С раннего детства, прочитав Толкина и Бредбэри, «заболел» фантастикой и фэнтези. Любит музыку, футбол и киберспорт. Ныне проживает в Днепропетровске.
Виталий Мацарский(род. в 1950 г. в Харькове), учился в ХГУ и в Москве, в пединституте. Закончил Курсы переводчиков ООН и по их окончании направлен синхронным переводчиком в Отделение ООН в Женеве. Позже работал в центральном аппарате МИД СССР, а затем в Постпредстве при Отделении ООН в Женеве. Опубликовано две переводных книги (с английского): «Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна» А. Пайса и «Мечта Эйнштейна» Б. Паркера. Работает в секретариате Конвенции ООН об изменении климата (Бонн, Германия).
Валерий Окулов(род. в 1950 г. в Иванове), окончил ИЭИ, более тридцати лет работает инженером-электриком в различных фирмах. С детства занимался НФ-библиографией. В нашем альманахе печатался неоднократно.
Константин Фрумкин(род. в 1970 г.). По образованию – экономист, работает журналистом. Кандидат культурологии. Автор нескольких десятков философских и культурологических публикаций, в том числе книги «Философия и психология фантастики». Сопредседатель клуба любителей философии ОФИР (http:// www.nounivers.narod.ru/ofir/release.htm). В нашем издании печатался неоднократно. Живет в Москве.
Дмитрий Юдин(род. в Санкт-Петербурге), окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «политолог». Живет по-прежнему в Санкт-Петербурге, работает учителем истории и обществознания в одной из частных питерских школ.