Текст книги "Потомки скифов"
Автор книги: Владимир Владко
Жанр:
Альтернативная история
сообщить о нарушении
Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц)
Он вынул сильно похудевшую записную книжку.
– Как видите, у меня теперь только остатки ее, – пошутил он. – Лида израсходовала почти все страницы на оживленную переписку с Артемом… Ну ничего, немного осталось. Вот, смотрите…
Три головы склонились над этим рисунком.
– Что скажете, Артем? – спросил геолог. – Неужели не понимаете? Ай-ай-ай! Не заметили такой простой вещи. А ведь я учил вас ориентироваться на местности. Ну, отвечайте мне, куда направилось становище скифов?
– На запад, – покорно ответил Артем.
– И это направление не нарушалось?
– Нарушалось. Процессия уклонялась на север.
– Хорошо. Выходит, вы все же заметили это?
Юноша задумался. И услышал голос Лиды:
– Вспомнила, Иван Семенович! Вы обращали мое внимание на то, что процессия все время как бы обходила с левой стороны каменную стену обрыва!
– Что же из этого следует?
Теперь задумалась и девушка. Действительно, какие же выводы можно из этого сделать?
Не дождавшись ответа от Артема и Лиды, геолог принялся объяснять:
– Вначале процессия двигалась на запад, потом стала понемногу сворачивать на север, затем уклонилась на восток и, наконец, как видите, повернула на юг. Смотрите!
На чертеже путь процессии образовал почти замкнутый круг.
– Не забывайте, что путь скифов закончился на юге, – продолжал Иван Семенович.
И вдруг юноша понял.
– Иван Семенович! – вырвалось у него. – Иван Семенович, но ведь это так просто, что мне даже стыдно за мою недогадливость!
– Ну?
– Траурная процессия сделала кольцо вокруг нашей сталактитовой пещеры! Ведь это она! Та самая, где мы едва не погибли от газа? Как я не понял этого раньше!.. Ведь и я заметил резкую перемену направления. Дмитрий Борисович, помните, мы говорили с вами об этом?
Дмитрий Борисович покачал головой.
– Кажется, был такой разговор, но не помню, чтобы он нас натолкнул на подобные выводы, – честно признался археолог.
– Но ведь я прав, Иван Семенович? Прав? – возбужденно говорил Артем.
– Полностью, – подтвердил геолог. – Мы возвратились в нашу сталактитовую пещеру, но несколько севернее. И должно быть, сейчас остается пройти всего полтора-два километра, чтобы добраться до знакомого нам места. Разумеется, если только мой компас не врет. Я ему все время доверял, однако на всякий случай давайте сверим. Где ваш компас?
Артем подал свой ручной компас. Стрелки обоих приборов показывали одинаковое направление.
– Значит, все в порядке, – уверенно сказал Иван Семенович. – Пошли, друзья! Времени терять нельзя, запасы карбида у нас невелики.
Не успели они тронуться в путь, как Артем остановился.
– Но, Иван Семенович, – сказал юноша, – там же газ. Как же мы?..
Геолог махнул рукой.
– Не беспокойтесь! Мы успеем только издали заметить его, этот газ. Если только он еще остался.
Маленький отряд шел между сталагмитами, сверяя направление по компасам. Впереди шагал Иван Семенович. Артем старался не отставать от него.
Теперь он ясно представил себе все.
…Огромный подземный простор, где невольно очутилось племя кочевников, не был, разумеется, бесконечным. Он имел форму неправильного круга или полукруга. Центр его составлял гигантский столб из каменистых пород, и похоронная процессия прошла длинный путь именно вокруг этого столба. А внутри его по удивительной игре природы помещалась их пещера! Как просто – и в то же время как сложно!
По сравнению с подземным простором сталактитовая пещера была ничтожно малой, хотя сама по себе являлась гигантской. И вот теперь они идут к тому самому месту, где начались их удивительные приключения. Не ошибиться бы только в направлении!
Но была еще одна загадка, которая не давала покоя Артему.
– Иван Семенович, – сказал он, – у меня вопрос.
– Какой?
– Насчет газа. Откуда он взялся? Не из скифского же мира?
– Я тоже думаю, что не оттуда.
– Так откуда же?
– Пока не узнаем состава газа, трудно сказать что-либо определенное. Видимо, он образовался в результате каких-то процессов, возможно органических.
– Он ядовитый? – спросил Артем.
– Если бы он был ядовитый, мы бы не могли сейчас обсуждать этот вопрос, – улыбнулся геолог. – Нет, он не ядовитый, а просто нейтральный, лишенный кислорода, а следовательно, непригодный для дыхания. Ну, может быть, еще с примесью какого-нибудь наркотизирующего вещества, что и заставило нас потерять сознание. Этот газ накапливался в пещере веками, не имея выхода. Вспомните какие мощные породы вокруг нас! Потому-то природа так долго и сохраняла его – до тех самых пор, пока мы не освободили, случайно пробив стену. Газ вышел оттуда…
– И едва не удушил нас, – добавил Дмитрий Борисович, поеживаясь при одном воспоминании об этом эпизоде.
– Да, это была довольно-таки неприятная история, – заметил Иван Семенович, сверяя направление но компасу. – К счастью, и она и остальные наши приключения уже позади…
– Если только нам не придется опять столкнуться с этим газом. – не мог скрыть своих опасений Дмитрий Борисович.
– Какие страшные мысли! – засмеялся геолог. – Что-то вы плохо настроены сегодня! Ручаюсь, что мы не встретим даже остатков газа.
– Почему вы так уверены в этом?
– Потому что подобные газы очень нестойки и быстро разлагаются, смешиваясь с воздухом.
– И мы беспрепятственно сможем пройти к сделанному нами проему? – спросил Артем.
– Безусловно, – уверенно произнес Иван Семенович. – И не только мы, но и те, которые придут следом за нами.
Какое-то время друзья шли молча. Дмитрий Борисович поймал себя на мысли, что пережитые приключения казались ему теперь удивительным сном – столь невероятны они были. Но этот тяжелый металлический шлем на его голове – это же не сон! И скифская секира в его собственной руке – тоже не сон!
И удивительная жизнь скифского племени кочевников в подземном просторе – вполне реальная жизнь. Неслыханно! Ведь это открытие, сделанное им и его друзьями, пусть даже помимо их воли, составит целую эпоху в развитии археологии и истории. Он живо представил себе реакцию на его сенсационное сообщение: восторги одних, сомнения других, издевательские реплики третьих. И вот он бросает вызов скептикам, предлагая им спуститься в царство скифов и самим убедиться в том, что действитель* ность фантастичнее самых невероятных измышлений. У Дмитрия Борисоиича голова пошла кругом: открывались сказочные перспективы!
– Иван Семенович, дорогой! – воскликнул он. – Вы только подумайте! Мы сможем еще раз вернуться к скифам, уже в составе археологической экспедиции. Мы вернемся к ним, как к друзьям…
Вдруг он умолк. Перед его глазами возникло бледное лицо Варкана.
– К друзьям, – как эхо повторил Артем, вздыхая. – К друзьям, кроме нашего бедного Варкана…
Юноша тяжело переживал гибель побратима. Никогда больше не увидит его Артем, никогда не пожмет его руку, не отблагодарит за свое спасение…
От этих печальных мыслей юношу отвлек веселый возглас Ивана Семеновича:
– Прошу вас, друзья! Вот оно, место нашей встречи с газом!
Он не ошибся. Знакомые сталагмиты, знакомый неширокий проем в стене, из которого некогда била мощная струя неведомого серого газа. Теперь проем был свободен, удушливый газ, как и предсказывал Иван Семенович, рассеялся.
Вот лежит погасшая карбидка Лиды. Все оставалось таким же самым. Только исчез удушливый газ. Словно бы ничего и не случилось в этой пещере.
Молча друзья оглядывались вокруг. Артем проверил свою карбидку: горючего в ней на самом деле оставалось на донышке. Ну, теперь это уже не страшно, можно зажечь другую. Так он и сделал. Как приятно, что теперь не нужно экономить свет!
– Что же, друзья, – нарушил паузу Иван Семенович, – кажется, время возвращаться домой? Как вы думаете? Вероятно, мы сыты приключениями?
Артем взглянул на геолога и заметил ироническое выражение его прищуренных глаз. Почему он усмехается? Неужели Иван Семенович снова придумал что-нибудь? Но что именно?..
Он осмотрелся вокруг. Сталагмиты, каменная стена… проем…
– Нет! – неожиданно вырвалось у него. – Нет, еще не все! Нельзя идти домой!
Дмитрий Борисович с недоумением уставился на него. Удивилась и Лида: неужели ему не хватило приключений? Только Иван Семенович лукаво глядел на юношу, хорошо понимая его душевное состояние.
– Нет, не все! – пылко продолжал Артем. – А о самой главной цели нашей подземной разведки забыли? О завещании Прониса?
Иван Семенович, наконец, рассмеялся, как человек, который долго сдерживал себя.
– Я-то не забыл, – сказал он. – А вот Дмитрий Борисович с Лидой, кажется, забыли. Да и наш Артем уже совсем готов был возвращаться домой…
– Нет, нет, это не совсем так, – смущенно оправдывался Артем. – Ну, на минутку выпало из головы. Да и не в этом дело, Иван Семенович! Мы должны, не теряя времени, проверить все до конца.
– Так что же, согласны, товарищи? – обратился геолог к остальным.
Впрочем, об этом можно было и не спрашивать – кто же мог возражать против того, чтобы закончить разведку по плану Прониса? А Артем был уже около проема, чтобы возглавить заключительный поход.
– Пошли! – скомандовал Иван Семенович.
Артем исчез в проеме, освещая путь карбидкои. Друзья последовали за ним. За каменными глыбами открывался новый подземный ход. Не прошли участники экспедиции и нескольких метров, как раздался радостный голос юноши:
– Видите? Видите? Все так, как сказано в завещании Прониса!
Артем показывал друзьям на высеченный в стене рисунок головы скифа в металлическом шлеме. Та самая пятая голова, о которой говорилось в свитке, найденном в бронзовом ларце! Однако изображение это не было похоже на те, которые встречались раньше. Прежние поражали, даже пугали подчеркнутой суровостью черт, а этот рисунок был мягче. Кого напоминал он?
Первой догадалась Лида.
– Товарищи, – сказала она взволнованно, – это же лицо… лицо нашего бедного Варкака!
С минуту все молча смотрели на изображение, ярко освещенное карбидкой. Да, рисунок на стене удивительно напоминал Варкана… И еще раз воспоминания об отважном скифе охватили всех. Однако Иван Семенович решительно сказал:
– Пошли дальше, друзья! Мы еще успеем возвратиться сюда… помянуть нашего храброго Варкана. И даже побывать на том месте, где мы навсегда расстались с ним. Пошли дальше, друзья!
– Да, дальше… – вздохнул Артем, еще раз бросив взгляд на рисунок.
Они свернули в маленькое, узкое ответвление, возле которого было высечено в стене изображение кабана. Это опять совпадало с указаниями свитка. Но никто уже не обращал внимания на рисунок, потому что через несколько шагов карбидка осветила необыкновенное, фантастическое зрелище. Артем замер как вкопанный, остановились и остальные.
Ответвление расширилось, образуя нечто похожее на комнату. Весь пол ее был усыпан круглыми желтоватыми камешками. Они тускло отсвечивали в свете карбидок. И так же тускло поблескивали камешки, вкрапленные в стены. Древняя бронзовая лопата валялась на полу…
Иван Семенович нагнулся, поднял один камешек, внимательно осмотрел его, взвешивая на ладони.
– Это золотые самородки, друзья мои, – сказал он. – Это и есть залежи, найденные некогда Пронисом, к которым была потеряна дорога…
– Большая сокровищница, о которой нам рассказывал Ронис! – взволнованно добавил Артем. Геолог обвел взглядом пещеру, ее пол и стены.
– Это неслыханное богатство, – произнес он охрипшим от волнения голосом. – Большая жила золота проходит здесь. И она рассыпалась бесчисленными самородками. Подземный золотой фонд! Друзья мои, за этим стоит посылать экспедицию! Сколько золота сразу! Это достойный подарок нашей Родине!..
– Сокровищница Прониса… – тихо произнес Дмитрий Борисович.
– Она ждала нас тысячи лет, – добавила Лида.
– Я уже не говорю о потрясающем научном значении нашего открытия, – взволнованно сказал Иван Семенович. Он помолчал и добавил: – Пора, друзья! Отдохнем немного, тогда можно будет и возвращаться. Надо немедленно сообщить, телеграфировать о находке. Артем, голубчик, возьмите с собою два-три самородка, чтобы эта необыкновенная пещера не показалась нам потом, на поверхности земли, странным сном.
Отряд вышел из ответвления и направился обратно в сталактитовую пещеру. С каменной стены на них смотрело, как живое, лицо неизвестного скифа. Артем немного отстал от друзей. Да, это лицо было удивительно похоже на лицо его побратима…
– Варкан, Варкан!.. – прошептал он и прикрыл глаза.
…Костер в лесу… они с Дмитрием Борисовичем слушают беседу двух друзей, страстные споры Рониса и Варкана, их планы… Отблески от костра блуждают по подвижному, энергичному лицу молодого скифа… Вот Ронис ушел, Варкан остался с ними один… Лесная тишина… Тяжелые, непроницаемые тучи на неестественном небе пещеры… тихий, дружеский голос Варкана, храброго, самоотверженного Варкана…
– Артем! Что это вы там задержались? Догоняйте! – донесся издалека голос Ивана Семеновича.
– Артемушка, где ты? – торопила его Лида.
– Сейчас, сейчас, иду! Догоняю! – крикнул Артем.