355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Василий Ноовбранец » Накануне войны » Текст книги (страница 4)
Накануне войны
  • Текст добавлен: 12 мая 2017, 21:00

Текст книги "Накануне войны"


Автор книги: Василий Ноовбранец



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

КОММЕНТАРИИ КАНДИДАТА ВОЕННЫХ НАУК ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЗОРЯ

По роду своих занятий мне пришлось изучать материалы Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, и я имел доступ к документам, которые свидетельствовали о подготовке гитлеровской Германии к нападению на СССР. Уже в военные и послевоенные годы было ясно, что внезапность войны – это миф, культивируемый сталинским руководством, однако миф этот оказался настолько живуч и жизнестоек, что многие верят в него и сегодня.

Мы только делаем попытки сказать правду о тех годах, в то время как наиболее добросовестные западные историки, давно уже продвинувшись дальше нас в этом вопросе, сделали свои выводы, заявив однозначно: не было внезапного нападения на СССР, советская разведка информировала сталинское руководство не только о подготовке Германии к войне, но и о времени ее начала.

В 1973 году в США вышла книга американского исследователя Бартона Уэлея «Под кодовым названием «Барбаросса», и в ней автор пишет: «Сталину докладывали о признаках и времени готовящегося Гитлером нападения на СССР. На фоне этих докладов кажется невероятным, что Сталин оказался неспособным осознать опасность и не предпринять каких–либо действий по ее предупреждению…»

Говоря о том, что советская разведка сумела заблаговременно вскрыть подготовку Гитлера к войне, американский исследователь делает вывод, что в неудачах начального периода войны главная вина лежит на Сталине и его окружении, не принявших во внимание данных советской военной разведки, попавших в ловушку, расставленную Гитлером.

Подобный вывод в значительной мере подтверждает и маршал Г. К. Жуков. В своих воспоминаниях он рассказывает о проведении в декабре 1940 года военно–стратегической игры, которой руководил начальник Генерального штаба К. А. Мерецков. Эта игра отражала соотношение сил СССР и Германии и учитывала все особенности действий немецко–фашистских войск в Европе. Данные о противнике подготовила военная разведка. Многое в этой игре предопределило то, с чем в, начальный период войны пришлось столкнуться нашим войскам. Ее результаты могли бы стать основой для прогнозирования операций будущих сражений, однако этого не случилось, поскольку ни Сталин, ни его ближайшее окружение не приняли оценки противника, сделанной Генеральным штабом на основе данных нашей военной разведки. Более того, работа военной разведки вызывала недоверие у Сталина, и не одна сотня разведчиков была уничтожена по его указанию.

Сразу же по окончании военно–стратегической игры был смещен с должности начальника Генерального штаба К. А. Мерецков, а на его место назначили Г. К. Жукова, для которого Сталин в то время был величайшим, непогрешимым авторитетом. Все это дает повод считать, что подобное развитие событий после военной игры было одним из наиболее существенных просчетов руководства страны, приведших к трагическим последствиям начального периода Великой Отечественной войны.

Исходя из того, что «Разведывательная сводка № 8» за подписью В. А. Новобранца была подготовлена к декабрю 1940 года, можно считать, что и она была положена в основу оценки противника при планировании проводившейся в том же декабре военно–стратегической игры. Подлинными документами подтвержден и факт его доклада «О франко–германской войне 1939–40 гг.», подготовленного для руководства страны. Сопоставляя данные «Разведывательной сводки № 8» со ставшими известными документами верховного главнокомандования германских вооруженных сил, можно сделать вывод, что наша военная разведка еще до подписания Гитлером Директивы № 21 по варианту «Барбаросса», в которой речь шла о непосредственной агрессии на СССР, еще на ранней стадии вскрыла факты непосредственной подготовки Германии к войне.

Вот как об этом пишет в своей книге Бартон У элей: «Во время войны для Сталина стало очевидным, что ГРУ (Главное разведывательное управление. – Ю. 3.) является основным источником надежной информации, обеспечивающим поступление большого количества точных, своевременных сведений, по существу, по всем замыслам германского верховного главнокомандования. Оно добыло в том числе заблаговременно полные и точные данные по плану «Барбаросса…»

Вскрыть факт подготовки Германии к агрессии на самой ранней стадии было делом сложным. Но еще труднее было сделать это в условиях активно и целенаправленно проводимой нацистами дезинформации, которая, надо это признать, была весьма изощренной. Обвиняя Гитлера в коварстве и вероломстве, следует признать высокий профессионализм немецкой разведки в планировании и проведении дезинформационных мероприятий, их умение учитывать слабые стороны нашего военно–политического руководства.

Вот несколько выдержек из «Документальной хроники непосредственной подготовки вооруженных сил гитлеровской Германии к нападению на СССР (июнь 1940 – 22 июня 1941)», составленной по документам верховного главнокомандования вооруженных сил Германии. Большая их часть прошла международную юридическую экспертизу во время Нюрнбергского процесса и, на мой взгляд, весьма красноречиво свидетельствует о масштабах дезинформационных мероприятий.

«…Директива верховного главнокомандования вооруженных сил относительно мероприятий по введению противника в заблуждение…» «…Независимо от того, будем ли мы… осуществлять высадку в Англии, необходимо постоянно оказывать соответствующее давление на английский народ и вооруженные силы Англии… Обеспечение единообразия… сообщений, которые должны доходить до противника различными путями (в частности, через военного атташе), является задачей… заграничной контрразведки…

В ходе приготовлений речь может идти о введении запрета в определенных районах для передвижения гражданских лиц, чтобы повысить степень достоверности приготовлений… Лица, которым поручено вести соответствующую работу, не должны, кроме круга лиц, определенных главнокомандующими видами вооруженных сил, знать, что речь идет о мерах по введению противника в заблуждение…» (7 августа 1940 г.)

«…Указания ОКВ. Управлению военной разведки и контрразведки.

В ближайшие недели концентрация войск на Востоке значительно увеличится… Из этих наших перегруппировок у России ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что мы подготавливаем наступление на Восток… Для работы собственной разведки, как и для возможных ответов на запросы русской разведки, следует руководствоваться следующими основными принципиальными положениями.

– Маскировать общую численность немецких войск на Востоке, по возможности, распространением слухов и известий о якобы интенсивной замене войсковых соединений, происходящей в этом районе. Передвижения войск обосновывать их переводом в учебные лагеря, переформированием…

– Создавать впечатление, что основное направление в наших перемещениях сдвинуто в южные районы генерал–губернаторства… и что концентрация войск на Севере относительно невелика…

…5. Работы по улучшению сети шоссейных и железных дорог и аэродромов объяснять необходимостью развития вновь завоеванных восточных областей, ссылаясь при этом на то, что они ведутся нормальными темпами и служат главным образом экономическим целям…» (27 августа 1940 г.)

«…Директива верховного главнокомандования вооруженных сил об отсрочке проведения операции «Морской лев» до весны 1941 года.

1. Фюрер принял решение о том, чтобы приготовления к высадке в Англию с настоящего времени и до весны сохранялись лишь как средство политического давления на Англию.

…а) необходимо у англичан сохранять впечатление, что мы продолжаем готовить высадку широким фронтом…» (27 октября 1940 г.)

«…Директива № 21. «План Барбаросса».

…Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операций.

Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они еще не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.1941 г.

Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были разгаданы…

Число офицеров, привлекаемых для первоначальных приготовлений, должно быть максимально ограниченным. Остальных сотрудников, участие которых необходимо, следует привлекать к работе как можно позже и знакомить только с частными сторонами подготовки, необходимыми для исполнения служебных обязанностей… Иначе имеется опасность возникновения серьезнейших политических и военных осложнений в результате раскрытия наших приготовлений, сроки которых еще не назначены…

Адольф Гитлер». (18 декабря 1940 г.)

«Руководящие указания начальника штаба верховного главнокомандования по маскировке подготовки агрессии против Советского Союза.

…Цель маскировки – скрыть от противника подготовку к операции «Барбаросса». Эта главная цель и определяет все меры, направленные на введение противника в заблуждение.

Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо на первом этапе, т. е. приблизительно до середины апреля, сохранять ту неопределенность информации о наших намерениях, которая существует в настоящее время…

…Порядок осуществления дезинформации.

1. Информационная служба (организуется начальником управления разведки и контрразведки). Принцип: экономное использование версии об общей тенденции нашей политики и только по тем каналам и теми способами, которые будут указаны начальником управления разведки и контрразведки.

Последний организует также передачу нашим атташе в нейтральных странах и атташе нейтральных стран в Берлине дезинформационных сведений. Эти сведения должны носить отрывочный характер, но отвечать одной общей тенденции.

…4. По мере накопления на Востоке все более крупных сил нужно будет предпринимать такие меры, которые способны запутать представления о наших дальнейших планах…» (15 февраля 1941 г.)

«…Распоряжение начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил от 12 мая 1941 г. по проведению второй фазы дезинформации противника в целях сохранения скрытности сосредоточения сил против Советского Союза.

– Вторая фаза дезинформации противника начинается с введением максимально уплотненного графика движения эшелонов 22 мая. В этот момент усилия высших штабов и прочих участвующих в дезинформации органов должны быть в повышенной мере направлены на то, чтобы представить сосредоточение сил к операции «Барбаросса» как широко задуманный маневр с целью ввести в заблуждение… противника. По этой же причине необходимо особенно энергично продолжать подготовку к Нападению на Англию. Принцип таков: чем ближе день начала операций, тем грубее могут быть средства, используемые для маскировки наших намерений…

– Все наши усилия окажутся напрасными, если немецкие войска определенно узнают о предстоящем нападении и распространят эти сведения по стране… Распоряжения по этому вопросу должны разрабатываться для всех вооруженных сил в централизованном порядке…

…4….вскоре на ряд министерств будут возложены задания, связанные с демонстративными действиями против Англии…»

Американский историк Бартон Уэлей, работая над своей книгой, опирался на библиографический материал и документы из архивов США, Великобритании, ФРГ и других западных стран, что дало ему возможность проанализировать более 100 вариантов информации о подготовке германской агрессии против СССР, добытой нашими разведчиками, а также примерно 70 эпизодов, связанных с мероприятиями, которые проводили нацисты с целью дезинформировать руководство нашей страны. Вот что пишет Бартон Уэлей о работе германской разведки: «Ошибочная оценка Сталиным положения накануне войны была прямым следствием проводившейся Гитлером дезинформации, при которой умело использовалась некоторая часть достоверных данных, домыслы и слухи. С помощью такой дезинформации достигалась маскировка направления и времени удара, а также скрывалось само намерение нанести его…»

Нужно отметить, что дезинформация поступала по многим каналам, в том числе и по тем, которые использовались нашей военной разведкой. Например, тот служащий германского посольства в Москве, который упоминается В. А. Новобранцем, наряду с достоверными сведениями сообщал данные, поступавшие в посольство в результате централизованной дезинформации. Материалы подобного характера шли в руководство и через органы наркоматов иностранных и внутренних дел, и зачастую их передавали Сталину непосредственно, без соответствующего анализа, который могла квалифицированно сделать только военная разведка. И она делала его вопреки Сталину, что нередко приводило к трагическому для наших разведчиков финалу. Например, только война спасла от гибели В. А. Новобранца.

Из–за страха разоблачения мифа о «внезапности» войны были арестованы и многие годы провели в сталинских лагерях сотни разведчиков, чьи имена канули в Лету. Замалчивалась деятельность Шандора Радо, Леопольда Треппера, Рихарда Зорге и многих других. Долгие годы считалось, что, к примеру, «Красная капелла» – мифическая, никогда не существовавшая разведывательная организация, чуть ли не выдуманная гитлеровцами. В этом утверждении правда лишь то, что название это придумано гестаповцами, хотя организация советской военной разведки в Германии существовала и действовала.

Времена меняются, и мы наконец начинаем узнавать о событиях нашей истории не только из иностранных источников, но и по воспоминаниям участников этих событий, которые подтверждаются имеющимися документами. 'Хотя воспоминания В. А. Новобранца не раскрывают структуру, организацией методы работы нашей военной разведки, однако о ее деятельности в предвоенный период сказано немало и правдиво. Особый интерес заслуживает его рассказ о том, как обрабатывалась и докладывалась руководству информация о противнике накануне войны. Теперь, когда мы знаем о том, чего это стоило нашим разведчикам, их работа обретает трагически высокий смысл.

Немецкая разведка сделала свое дело. 22 июня 1941 года генерал Гальдер записал в своем дневнике: «…Все армии… перешли в наступление согласно плану. Наступление наших войск явилось для противника полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через р. Буг и другие реки всюду захвачены нашими войсками без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать. Можно ожидать еще большего влияния элемента внезапности на дальнейший ход событий в результате быстрого продвижения наших подвижных частей…»

К чему привело преступное небрежение Сталина работой советских разведчиков, его недальновидность и неспособность оценить военную и политическую ситуацию того времени, говорит не только этот фрагмент из дневника Гальдера, но и весь ход боевых действий начала войны.

Войны, в которой наш народ понес величайшие потери.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю