Текст книги "Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869-1918)"
Автор книги: Сергей Несоленый
Жанры:
Технические науки
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)
В день прихода в Нагасаки мы имели несчастье потерять в море матроса 1– й статьи Ивана Надеждина. Около 8 ч утра, вахтенный начальник послал людей на марс поправить паруса и Надеждин, поправляя парус на верхнем фор-марсарее, у топа, на левом ноке, упал в воду и утонул. Моментально брошены были спасательные круги, которые он не взял, остановлена машина и спущен катер, но все оказалось бесполезным. По произведенному дознанию оказалось, что он, падая ударился о фока топенант, скользнул по фоковым вантам, вскользь задел выстрел и, ударившись головой о запасной якорь, свалился в воду и кода же всплыл на поверхности воды, то лежал на воде ничком и не шевелился. Нужно полагать он расшибся и был в бессознательном состоянии.
31 марта, с раннего утра, приступил к погрузке угля до полного запаса, дополнил до двухмесячного запаса провизию, взял 10 быков, и, по прошествии суток, снялся с якоря в 5 ч пополудни и под 8 котлами вышел под парами для следования в Посьет, причем ход фрегата был 11 узлов. 1 апреля в Цусимском поливе получили SO, который, постепенно усиливаясь, дошел до 8 баллов; фрегат с марселями и фоком шел до 13 узлов. После полудня, вследствие все более усиливавшегося ветра, закрепили верхние марсели и крюйсель, так как фрегат очень рыскал, а у фока взяли один риф. С 6 ч вечера развело большое волнение, фрегат сильно бросало и когда розмахи доходили до 3° стали замечать перебой винта, уменьшил ход до малого и затем вскоре пришлось вовсе остановить машину и остаться под одними парусами.
К 8 ч вечера сила ветра доходила до степени шторма, но, несмотря на это, барометр, который за целые сутки все падал, начал трогаться кверху. После 8 ч вдруг начало стихать и в 9 ч 30 мин вечера, подходя к о-ву Matusima, налетел шквал от W. Дав ход машине и закрепив прямые паруса, пошли под косыми. С полуночи все время была большая и неправильная волна, от которой палубу обдавало брызгами от срывавшихся верхушек волн. В 3 ч 30 мин утра фрегат черпнул всем полубаком и левым (наветренным) шкафутом мы должны были уменьшить ход. После выхода солнца начало стихать и волнение улегаться.
3 апреля, с рассветом, пришел вид мыса Гамова, а в 8 ч 30 мин утра стал на якорь на рейде Паллада.
От Нагасаки до Посьета, 630 миль, пройдено в 63 ч, средняя скорость 10 узлов, под одними парусами находились Зч.
По приходе в Посьет, я телеграфировал главному командиру портов Восточного океана и, вследствие полученного ответа, на другой день перешел в Новгородскую бухту и стал на якорь против поста, предварительно сделав промер и поставив на опасных местах шлюпки, так как вехи еще не были поставлены.
Здесь застал лед. Бухта Экспедиция еще замерзши и температура воздуха доходит до 1,5° тепла. Поплававши более двух лет в теплых климатах, немудрено, что все мы мерзнем.
От 15 ноября 1883 з.
Коломбо, на острове Цейлон
12 октября, в 9 ч утра адмирал перенес свой флаг на клипер “Наездник”, а в 10 ч утра, по сигналу, совместно с ним снялись с якоря. При выходе из залива Иеддо получили NO 5–6 с дождем и пасмурностью, почему сигналом приказано было: “поднять винт и поставить паруса”; затем “идти по назначению, и адмирал желает счастливого плавания”. Отсалютовал адмиралу 13 выстрелами, взял курс в Вандименов пролив, вдоль восточного берега Японии. На параллели Кобе расстались с клипером “Наездник”.
16 октября ветер начал стихать, по мере приближения к Вандименову проливу течение усиливалось, почему, в 6 ч 30 мин утра, фрегат вступил под пары и в тот же день, в 7 ч вечера, прошел пролив, причем на острове Такезима сильно действовал вулкан. Выйдя из пролива, вследствие штиля продолжал идти под парами, имел курс в Формозский пролив на маякИгпаЬои!
17 октября, в 10 ч 30 мин утра, задул легкий SSO-2; прекратили пары и вступили под паруса, с тем расчетом, что этот ветер перейдет в NO муссон, но до 18-го числа он дул маловетрием от разных румбов и тем заставил около 8 ч утра снова дать ход машине. В 5 ч пополудни нашел шквал с дождем, и в этом направлении продолжал дуть с сильными порывами, постепенно переходя к N причем развело довольно крупную волну. Розмахи по временам доходили на подветренную сторону до 32° и несмотря на это качка была плавная и фрегат шел довольно спокойно и хорошо. 19-го числа, около 7 ч утра, ветер установился от N, прекратили пары, вступили под паруса и с этого момента попали на муссон.
В 10 ч утра, 20-го числа, подошли на вид маяка Turnabout, и определившись по нему, пошли проливом, имея свежий муссон и ход фрегата до 10,5 узлов. В ночь с 21 октября на 22-е, для уменьшения хода, чтобы к рассвету подойти к входу на рейд, остался на ночь под нижними марселями. В 6 ч утра стал на якорь на Гонконгском рейде. На рейде застал клипер “Опричник”, английский корабль блокшив “Victor-Emanuel” под командорским флагом и корвет “Cleopatra”, французский фрегат “Vistorieuse” под контр-адмиральским флагом и германский корвет “Stosch" под контр-адмиральским флагом. Отсалютовав, согласно уставу, английской нации и флагманам, получил немедленно ответ равным числом выстрелов.
Всего пройдено от Иокогамы до Гонконга 1560 миль в 9 суток 23 ч. Под парами 570 миль в 57 ч 30 мин, под парусами 990 миль в 181,5 ч. Средняя скорость перехода 6,5 узла. Под парами средняя скорость 10 улов, под парусами 5,5 узла.
Во время стоянки фрегата в Гонконге пришел из Европы германский фрегат “Stein”, чтобы произвести смену командира, офицеры и команда корвета “Stosch", которые кончили срок своего пребывания в этих водах, а корвет должен остаться и будет продолжать плавать с новым составом. Корвет “Stein” шел кругом мыса Доброй Надежды и имел удивительно счастливое плавание:
в 28 дней сделал переход от мыса Зондского пролива. В Зондском проливе, вследствие происшедшей катастрофы, пришлось идти по лоту, имея впереди паровой катер. Корвет на днях оставляет Гонконг и следует за нами, через Суэц домой.
Пополнив запас топлива и взяв свежей провизии, 25 октября, в 4 ч пополудни, снялся с якоря для следования в Сингапур. Выйдя восточным проходом и пройдя траверз острова Lemma остановил машину, поднял винт и поставил паруса. Ветер был от О, ход фрегата доходил до 7 узлов, при этих обстоятельствах мы дошли до банки Macclosfield. Здесь ветер перешел к NO, 2–3 и фрегат в продолжении суток шел со скоростью от 3 до 5 узлов; затем муссон снова усилился и довел фрегат, при ходе 7,5 узлов, до параллели 5,5° N, где совсем заштилело. Проштилевав около полусуток, причем в это время налетели легкие шквалы от разных румбов с проливными дождями, 2 ноября, в 8 ч утра, вступили под пары и на другой день в 1 ч пополудни, вошли в Сингапурский рейд, отсалютовали нации и, прияв лоцмана, прошли прямо в New Harbour к угольным складам, где в 2 ч отшвартовались. На рейде были следующие английские лодки: “Pegasis”, “Maypie” и “Fly”.
Всего до Сингапура пройдено в 8 суток 22 часа 1510 миль, скорость перехода 7,1 узла. Под парами пройдено в 32,5 ч 325 миль, средняя скорость 10 узлов. Под парусами пройдено в 7 суток 13,5 ч 1185 миль, средняя скорость 6,5 узла.
6 ноября, окончив расчеты с берегом и дополнив до полного запаса топливо, в 4 ч пополудни вышли из Сингапура под парами для следования в Коломбо. Весь Малакский пролив прошли при полном штиле и почти постоянном дожде. Ход фрегата был 10,5 узлов.
9 ноября, пройдя остров Pulo-Rondo, взял курс на маяк Great-Rossus и, так как встретили маловетрие от W-та, продолжали плавание под парами до 2 ч 30 мин пополудни 10 ноября. В это время задул легкий ветер из NO четверти и чтобы дать отдохнуть кочегарам, которым при довольно высокой температуре не легко было управляться, прекратили пары и вступили под паруса, но к сожалению к вечеру этот ветер стих и начали налетать легкие шквалы от разных румбов с проливным дождем и мы подвигались очень медленно вперед. 12 ноября совсем заштилело и потому в 8 ч утра снова дал ход машине, и при таких обстоятельствах продолжал плавание до самого Цейлона.
14 ноября в 8 ч вечера пришел на вид Коломбо и не дождавшись лоцмана, в 10 ч вечера стал на якорь на внешнем рейде, на глубине 9 сажень, а на другой день с рассветом, под проводкой лоцмана перешел за моллу, где отшвартовался. Весь переход в 1550 миль сделан в 8 суток и 7 ч. Скорость перехода 7,8 узла. Под парами 157,5 ч. 1440 миль, средняя скорость 9,2 узла. На рейде застали пароход, добровольного флота “Петербург” и английский корвет “Briton”. На этих переходах команду, вследствие постоянных дождей, пришлось занимать только теоретическими занятиями, под руководством офицеров. Занимались артиллерийскими вопросами, сборкой и разборкой оружия, грамотностью; в последней команда делает большие успехи, многие занимаются арифметикой и знают твердо дроби. Из числа всей команды найдется не более двух человек неграмотных.
Благодаря сырым погодам мы не чувствовали особого зноя, но пары разводят очень высокую температуру по фрегату и несмотря на это здоровье всех служащих, благодаря бога, вполне хорошо.
Офицеры “Герцога-Эдинбургского” на отдыхе
Моряки Балтики. 1910-е гг.
От 14 декабря 1883 з. Порт-Саид
Окончив приемку угля и расчеты с берегом, 17 ноября в 4 ч пополудни, вышел из Коломбо для следования в Аден.
По выходе из-за моллы взял курс между Лакедивскими и Мальдивскими островами. Имея первоначальный штиль и затем вместо предполагаемого муссона противное маловетрие от W и течение, продолжал идти под парами до 20 ноября когда получили легкий NO, подняли винт и вступили под паруса.
При таких обстоятельствах фрегат шел до 28 ноября. За 150 миль от острова Сокотора ветер начал стихать и заходить. Чтобы не терять ходу, изменил первоначальное направление и взял курс на южную сторону острова. В это время, нужно полагать, мы разошлись с фрегатом “Минин”, который за четыре дня до нашего прихода оставил Аден.
29 ноября, с рассветом, увидели остров Сокотору.
3 декабря, в полночь, открылся Аденский маяк, а в 4 ч утра, подойдя ко входу, легли в дрейф, в 6 ч утра дал ход машине и в 8 ч стал на якорь на Аденском рейде. Всего от Коломбо до Адена пройдено 2150 миль, в 15 суток 15,5 ч. Под парами 578 миль, в 2 суток23,75 ч, средняя скорость 8 узлов. Под парусами 1572 мили, в 12 суток 15,75 ч, средняя скорость 5,1 узла. На рейде застал французскую лодку “Infernel” и итальянскую лодку “Corridi".
Весь переход имели хорошую и умеренную погоду и можно смело сказать, что это лучшее время для перехода океаном. Правда муссон не вполне еще был установившись, но, тем не менее, он настолько дул, что мы могли большую часть перехода идти под парусами и производить парусные и артиллерийские учения. Кроме того, 27 ноября была пробита ночная тревога: связавши койки, батарея через 5 мин была готова к бою, и первый выстрел с снарядом последовал через 5,5 мин.
30 ноября, около 11 ч утра, у острова Abdo-atkiri, параллельно нашему курсу, обогнал нас грузовой пароход, который шел под парами и парусами, мы шли в это время под парусами. Проходя траверз фрегата не более как в 18-ти кабельтовых, пароход не поднял флага. Для того чтобы заставить его поднять флаг, я, согласно международному праву, приказал сделать холостой выстрел, но пароход флага не поднимал; тогда я приказал пустить снаряд по направлению у него за кормой. Пароход однако же и после этого не поднял флага, прибавил ходу и хотел уходить. Видя его упорство не поднимать флаг, я привел и пустил другой снаряд впереди по его носу, после чего пароход поднял английский флаг и ушел вперед.
В Адене пополнили запас топлива и на другой день, в 6 ч вечера, снялись с якоря для следования на Суэц. В 4 ч утра, 5 числа, прошли Бабельмандебским проливом и вступили в Красное море, где получили довольно ровный попутный ветер и поставили, в 7 ч утра, прямые паруса. В полдень, пройдя узкости, остановили машину и остались под парусами, при этом ход фрегата был от 6,5 до 7-ми узлов, но такие благоприятные обстоятельства продолжались всего сутки и 6-го, в полдень, ветер начал стихать и давал ходу до 4 узлов, а 7-го утром совсем заштилело. На фрегате закрепили в 7 ч утра паруса и дали ход машине, пройдя таким образом остальной путь под парами. Машина, несмотря на довольно свежий и противный ветер, работала очень хорошо; идя под 8 котлами, при 45-ти оборотах, имея в котлах до 48-ми фунтов пару, ход все время был 8,5 узлов.
11 декабря, в 9 ч утра, стал на якорь в Суэце.
Всего от Адена до Суэца пройдено 1330 миль, под парами 1103 мили, в 4 суток 21,25 ч; средняя скорость 9,4 узла. Под парусами 227 миль, в 1 сутки 18 ч; средняя скорость 5,1 узла.
От Иокогамы до Суэца пройдено всего 8100 миль. Под парами 4016 миль, в 17 суток 18,5 ч. Под парусами 4084 мили, 31 сутки и 4 ч. В Суэце, вследствие того, что фрегат проходил уже каналом, не производили обмера и плата произведена на тех же основаниях, как и прошлый раз. Компания предложила, что если фрегат готов, то может в канал входить, так как он свободен. В 2 ч пополудни прибыл лоцман и мы пошли в канал, но пройдя 8 миль должны были на ночь отшвартоваться у берега.
На другой день, в 6,5 ч утра пошли дальше, но через полчаса пришлось отшвартоваться по случаю ставшего впереди на мель парохода, который своими средствами не мог сняться и пришлось из Суэца потребовать буксирный пароход и с помощью его он сошел только к вечеру с мели и освободил путь. Благодаря этому случаю, мы и три парохода, которые шли за нами, потеряли целые сутки.
13-го числа, в 6,5 ч утра, пошли дальше и успели за весь день пойти 34 мили. На другой день, с рассветом, тронулись с места и в 2 ч пополудни прибыли в Порт– Саид, пробыв на канале ровно трое суток.
От 30 мая 1883 з.
12 мая, в 6 ч вечера, вышел из Шербурга для следования в Киль. В канале встретил О с небольшой пасмурностью, но к утру пасмурность настолько усилилась, что, подойдя к плавучему маяку на расстояние 4-х миль, не видел его. Бросил диплот и, убедившись по глубине, что счисление верно, продолжал плавание. К вечеру заштилело и сделалась совершенно ясная погода с противным маловетрием; такие обстоятельства сопровождали фрегат до 15 мая когда находились в 150 милях от Скагерака, где получили ветер от NW. Это дало возможность до вечера нести прямые паруса. В полдень пройдя Скаген, приял лоцмана, под проводкой которого прошли Категат и Большой Бельт, и 17 мая, в 5 ч 30 мин вошел в Кильскую бухту, причем, проходя мимо крепости Friedrichsort, отсалютовал нации, на что ответили тем же числом выстрелов. В 6 ч встал на бочку и отсалютовал адмиралу.
Всего от Шербурга до Киля пройдено 920 миль в 5 суток. Средняя скорость 7,6 узла.
На рейде застали суда, под флагом контр-адмирала графа Monts: башенные броненосные корветы “Baden”, “Sachsen”, “Wurtlemberg”, “Bayern" и кроме того авизо “Blitz”. Броненосные канонерские лодки под флагом капитана 1-го ранга Deinhardt, имеющего свой флаг на авизо “Grille”. Лодки “Biene”, “Hummel”, “Crocodill”, “Hamaeleon”. Минный отряд, под флагом капитана 2 ранга Tirpitz на корвете “Biucher”, которым он сам командует. Миноноски “laeger”, “Vorwarts”, “Scharf”, “Flink”, “Tapfer” и “Shtolze". Учебные парусные суда: фрегат “Niobe”, бриги “Undine” и “Rover”.
Полуброненосный фрегат “Nansa” занимает брандвахтенный пост и на нем флаг контр-адмирала Wickede, начальника здешнего порта. Все отряды, за исключением фрегата, отправлялись в практическое плавание и, как говорят в начале августа месяца должны соединиться в Данциге, где предполагается произвести маневры.
Продолжительная стоянка в Киле произошла вследствие окраски фрегата, что вполне удалось, благодаря хорошей погоде. Как только операция эта была закончена, 26 мая, в 4 ч 30 мин пополудни, снялся с якоря для следования в Кронштадт. 27 мая, прошли все узкости, обогнули плавучий маяк Идер-Клюбель, и здесь воспользовались ясной погодой проверили компасы, у которых девиация значительно изменилась с увеличением широты.
29-го, в 11 ч вечера, пришли на вид Оденсгольмского маяка и прошел весь Финский залив при самых лучших обстоятельствах. 30-го числа, в2 ч пополуночи, между Готландом и Сомерсом встретили батарею “Кремль”.
Из Киля до Кронштадта пройдено 750 миль в 92 ч, средняя скорость 7,8 узла.
Капитан 2 ранга Гирс 2-й.
В приведенных материалах использовались следующие меры длины и веса:
1 дюйм = 25,4 см; 1 фут = 0,305 м; 1 сажень = 1,83 м (морская шестифутовая); 1 миля = 1852 м; 1 кабельтов = 185,2 м; 1 пуд = 16,38 кг; 1 фунт = 0,41 кг
Вверху, два фото внизу: “Генерал-Адмирал” в первые годы службы
В дальнем плавании. 1880-е гг.
“Г енерал– Адмирал” в Северо– Американских соединенных штатах.
Апрель 1893 г. Гавань Нью-Йорка.
“Генерал-Адмирал” во Франции (вверху) и в Северо-Американских соединенных штатах (справа). 1893 г.
“Генерал-Адмирал” дальнем плавании. Конец 1890-х гг.
Полуброненосный фрегат ‘Терцог Эдинбургский”
Заложен 15 сентября 1870 г. на Балтийском механическом и судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Зачислен в списки 30 декабря 1872 г. Спущен на воду 29 августа 1875 г. Вступил в строй в 1877 г. С 1906 г. учебный корабль. С 1909 г. минный заградитель.
Вверху и снизу: “Герцог Эдинбургский” в первые годы службы
Вверху: “Герцог Эдинбургский” в дальнем плавании. Конец 1890-х гг. Далее: до модернизации (вверху) и во время модернизации
Вверху и внизу: “Герцог Эдинбургский” на Балтике. 1900–1902 гг.
“Герцог Эдинбургский” на Балтике. 1900–1902 гг.
Вверху: Минные заградители “Онега” (б. “Герцог Эдинбургский") и “Нарова” (б. “Генерал Адмирал”) в годы первой мировой войны в Гельсингфорсе Учебное судно “Баррикада” (б. “Онега”, б. “Герцог Эдинбургский”) на Балтике. 1930-е гг.
1 ноября шторм усилился, размахи корабля доходили до 28 градусов. Машина работала исправно, но от сильной качки и ветра стали один за другим обрываться цепные бакштаги, удерживавшие дымовую трубу – труба свалилась на правый борт, смяв бортовые вентиляторы, На другой день шторм еще более усилился, размахи “Генерал-Адмирала” доходили до 30 градусов, свалившаяся труба стала биться о вентиляторы, разрушая их все больше и угрожая обрушиться на палубу. Видя это, командир корабля капитан 1-го ранга Серков приказал обрубить последние удерживающие ее цепи, причем это было сделано так умело, что труба моментально улетела за борт, не причинив фрегату никакого вреда.