Текст книги "Да обойдут тебя лавины"
Автор книги: Сергей Бершов
Соавторы: Александра Парахоня
сообщить о нарушении
Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)
А. П.– Экспедиция на Манаслу была уникальна уже тем, что это – первая экспедиция самой первой национальной спортивной команды Украины. То, что она увенчалась покорением вершины, говорит об огромном потенциале Украинского альпинизма.
С. Б.– Кто спорит! Это доказано многими поколениями восходителей, начиная с легендарного Погребецкого, возглавлявшего украинскую экспедицию 1931-го года, которая первой покорила неприступный Хан-Тенгри.
Целью восхождения на Манаслу было первопрохождение по восточной стене, остающейся нерешенной пока проблемой гималайского альпинизма. Нашей команде предстояло пройти комбинированный скально-ледовый маршрут протяженностью более 3 километров. Основные трудности на нем: грозящий ледовыми обвалами путь до висячего ледника на высоте 7000 м и начинающаяся за ним крутая 800-метровая скальная стена. Команда, в которую вошли сильнейшие восходители, была готова пройти задуманный маршрут. Но кто мог ожидать, что погода буквально взбесится и оставит для нормальной работы лишь считанные дни из полутора месяцев. Под пятиметровым слоем снега была погребена большая часть снаряжения. Пришлось отказаться от запланированного варианта маршрута и сосредоточиться на запасном. Команда в составе харьковчан Алексея Макарова, Игоря Свергуна и Виктора Пастуха, пройдя по юго-восточному гребню с 4 ночевками на подъеме, 6 мая 1991 года подняла сине-желтый флаг Украины на вершине Манаслу (8163 м). Спускались ребята по классическому пути – на север, совершив таким образом за неделю траверс Манаслу. Маршрут был пройден по-настоящему красиво: в альпийском стиле, без использования кислороду Восхождение по достоинству оценил альпинистский мир, тем более, что команды Швейцарии, Ирландии и Италии, одновременно с нами, но по другим маршрутам пытавшиеся взойти на Манаслу, постигла неудача.
А. П.– А тебя среди покорителей вершины, увы, не было...
С. Б.– Погода внесла свои недобрые коррективы и в психологический климат в команде. Ко всему, у меня не сложились отношения с руководством экспедиции. Словом, хоть и находился в отличной форме, oт восхождения отказался. Думаю, что поступил правильно. На гору надо идти с мыслями о вершине, а не о том, кто что сказал и о чем промолчал...
А. П.– Наверное, ты прав. Но как же твое жизненное кредо – никогда не сходить с дистанции, как бы ни было трудно?
С. Б.– А я и не считаю, что сошел с дистанции. Знаешь поговорку: «Гора с горой не сходится...»
А. П.– «А человек...»
С. Б.– ...А человек с горой – обязательно. Если он, конечно – альпинист. Об одном жалею. О том, что увидел Гималаи только в 35. Успею ли покорить все восьмитысячники?