Текст книги "Как живет польский солдат"
Автор книги: Н. Краснопольский
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
Как и чем вооружен польский солдат
Теперь, ознакомившись с жизнью польского солдата, давайте посмотрим, каково его вооружение, какова его боевая подготовка.
Польский солдат-пехотинец носит на себе винтовку, 120 патронов, ранец с шинелью и котелком, лопатку, флягу, противогаз – общим весом 25–28 килограммов (62–70 фунтов). Все офицеры носят сабли и револьверы.
Кроме винтовки, на вооружении пехоты состоят гранатометы, ручные и станковые пулеметы, 37-миллиметровые пушки и минометы Стокса. Пулеметчики носят вместо винтовок карабины. Все это оружие разнокалиберное. Большая часть пехоты вооружена немецкой винтовкой Маузера и французской винтовкой Бертье. На винтовках имеются штыки плоской формы в виде ножа. Винтовки эти не лучше, кое в чем и хуже, наших (более сложное устройство, бьют несколько хуже наших).
Пулеметы, как ручные, так и станковые, разных систем. Есть и «Льюисы», и «Шоши», и «Максимы», и «Кольты», и «Гочкисы», и «Шварцлозе». «Льюисы» и «Шоши» такие же, как и у нас; другие пулеметы сложнее, чем наши, и дают больше задержек при стрельбе.
Лучший пулемет – немецкий «Максим». Он устроен так же, как и наш, только рукоятка в нем двигается в обратном направлении, чем у нас, да еще в нем затыльник откидной.
Легкая артиллерия вооружена французскими 75-миллиметровыми пушками и 105-миллиметровыми австрийскими гаубицами. По качеству французские пушки несколько хуже наших трехдюймовок, австрийские гаубицы очень хороши. Тяжелая артиллерия имеет 155-миллиметровые пушки и 15-миллиметровые гаубицы.
Конница имеет карабины, ручные и станковые пулеметы (вьючные и на тачанках), сабли, а первые шеренги носят пики с флажками цветов полка. Конная артиллерия вооружена русскими трехдюймовками.

Занятия по стрелковой подготовке.
Авиация вооружена французскими самолетами. За последние 2 года поляки купили во Франции все лучшие самолеты. Особенно хороши истребители. Разведчики несколько хуже; они недостаточно хорошо управляются, из-за чего бывают частые аварии.
В последнее время на вооружение поступили очень хорошие бомбардировщики типа Бреге-19. Как раз на самолете этой системы французские летчики сделали полет в 4 800 километров за 29 часов без посадки.
Танки у поляков небольшие, системы Рено. На них установлены 37-миллим. орудия или станковые пулеметы Гочкиса. Запас боевых припасов на танке 225 снарядов и 12 ящиков картечи или 4 500 пулеметных патронов.
Танков куплено во Франции около 120–150 штук. Вес их – пять с половиной тонн (около 316 пудов). Скорость по хорошей дороге – 7–8 верст в час. Команду танка составляют 2 чел. Толщина брони – от 6 до 16 миллим. Броня пробивается у смотровых щелей бронебойными ружейными пулями, у дверец – пулями из специальных противотанковых ружей и пулеметов, вся вообще броня уязвима для легкого миномета. Гусеницы приводятся в негодность связкой ручных гранат.
За последнее время Польша, очевидно, постарается ввести на вооружение танковых частей средние и тяжелые танки. Кроме того, уже имеются специальные невооруженные танки для создания дымовой завесы впереди своей наступающей пехоты.
Противогаз у поляков хороший, последнего французского образца с переменным патроном. Если уголь в патроне (коробке) износится и станет пропускать отравляющие вещества, то коробка заменяется запасной.
Организация польской армии
Основной род войск польской армии – пехота, которая в мирное время исчисляется в 125 000 чел. Пехоты всего 90 полков, сведенных в 30 дивизий. Самое маленькое подразделение – секция (звено) из 6 человек. Звенья бывают гренадерские, в котором один человек имеет гранатомет, и фузильерские, имеющие ручной пулемет. Два звена – гренадерское и фузильерское – составляют отделение (дружину). Четыре отделения составляют взвод (плутонг). Таким образом, в польском взводе 54 бойца (из них один офицер), 4 ручных пулемета, 4 гранатомета, 45 винтовок и 1 револьвер. Станковых пулеметов ни во взводе, ни в роте нет. По огневой силе польский взвод несколько сильнее нашего; зато наша рота по огню сильнее польской роты.
Полк состоит из 3 батальонов, батальон – из 3 рот, в роте (компании) 3 взвода. Кроме того, батальоны имеют еще роту станковых пулеметов и взвод батальонной артиллерии. В пулеметной роте 8 пулеметов, во взводе батальонной артиллерии – один миномет и одно 37-миллим. орудие. В военное время полк усиливается еще химическим взводом.
3 шволежерских, 27 уланских и 10 конно-стрелковых полков – вот и вся польская конница. Названия полков исторические, сохранившиеся со времен наполеоновских войн, когда в состав армии французского императора Наполеона входили польские конные уланские и шволежерские полки. Сейчас разницы между этими полками ни в вооружении, ни в организации нет. Только шволежеры имеют более легкую седловку.
В кавалерийском полку 4 сабельных и 1 пулеметный эскадроны. В эскадроне 4 взвода, во взводе 4 отделения (одно из них с ручным пулеметом). Конницы всего 32 000 чел.

Подготовка артиллеристов.
Артиллерии в польской армии всего около 40 000 чел. Легкой артиллерии 30 полков. В каждом полку 24 пушки и 12 гаубиц. Тяжелой артиллерии 10 полков по 24–26 орудий в каждом. Конной артиллерии 13 дивизионов. Кроме, того есть артиллерия специального назначения: 1 полк большой мощности, 1 полк горной, 1 полк и 10 дивизионов зенитной и 4 роты крепостной.
В авиации служит около 6 000 человек, разделенных на 6 авиационных полков. Каждый полк делится на дивизионы, а дивизионы – на эскадрильи по 10 самолетов в каждой. Таким образом в строю сейчас 360 боевых самолетов, не считая большого мобилизационного запаса.
Из технических войск польская армия имеет 2 железнодорожных полка, 10 инженерно-саперных, 3 полка связи (в том числе 1 радиотелеграфный), 10 автодивизионов, 1 танковый полк в 60 танков и 10–15 бронепоездов. Кроме того, в состав технических войск входят 10 самокатных и 1 учебно-химическая рота.
Военный флот
Польша имеет очень небольшой военный морской и речной флот. В составе морского флота она имеет 1 купленный летом 1926 г. во Франции старый легкий крейсер, 5 миноносцев, 2 канонерки и 9 более мелких судов. Кроме того во Франции строятся 4 новейших больших миноносца и 3 подводных минных-заградителя.
Для нас наиболее интересен речной флот, который в последнее время переброшен целиком на нашу границу, на приток Днепра р. Припять. Русло реки расчищается для свободного прохода судов, изучается течение реки. В случае войны речной флот Припяти (пинская флотилия) будет прикрывать фланги наступающих польских армий или прорываться в Днепр.
В состав пинской флотилии входят 6 мониторов (два из них новые, спущены на воду только в 1926 г.), 6 вооруженных пароходов, 45 вооруженных моторных катеров и вспомогательные суда. Все речные боевые суда бронированы.
Мониторы имеют на борту по 2 десятисантиметровых орудия и по 5 пулеметов, вооруженные пароходы – по 2 трехдюймовки и по 4 пулемета. Катера имеют одну или две английских фунтовых пушки и по 2 пулемета.
Во флоте служит около 3 000 человек. Комплектуется флот в большинстве из добровольцев.
Общее соотношение родов войск в польской армии такое: на 100 человек военнослужащих насчитывается 42 пехотинца, 12 кавалеристов, 14 артиллеристов, 2 летчика, 1 моряк, 7 человек из технических войск и 22 из вспомогательных частей и учреждений военного ведомства.
Фашистские военные союзы
Кроме постоянной регулярной армии польская буржуазия имеет в своем распоряжении ряд фашистских военных союзов, основной целью которых официально считается военная подготовка населения. В эти союзы входит патриотически настроенная молодежь, кулацкие сынки, городские ремесленники, которые позажиточней, и мелкая городская буржуазия.
Самый крупный союз – «Стшелец» (стрелковый союз), созданный Пилсудским и целиком поддерживающий его. Так, в мае 1926 г. во время переворота Пилсудского стрелковый союз мобилизовал 122 000 бойцов, которые дрались за Пилсудского. Сейчас (в 1928 году) в этом союзе 541 430 членов, а вместе с более мелкими союзами («Легион Польской республики», «Сокол», «Гарцер», союз унтер-офиц. запаса, союз верхнесилезских повстанцев, союз военных колонистов и др.) численность фашистских военных организаций доходит до 750–800 тысяч человек.
Эти фашистские организации представляют собою серьезную боевую силу, хорошо подготовленную и гибкую. К примеру, в Ченстохове в мае 1926 г. через 15 минут после расклейки афиш о сборе стрелков на сборных пунктах было уже 400 вооруженных членов стрелкового союза, а через 2 часа – тысяча.

Буржуазные дамы-фашистки обучаются стрельбе.
Летом и осенью 1926 г. фашистские союзы участвовали в маневрах совместно с войсками и устраивали свои отдельные маневры. Так, в сентябре у Быдгоща (Бромберг) маневрировали местные фашистские военные союзы, составившие свыше полка пехоты. Бывший на маневрах армейский инспектор ген. Скерский так отозвался о работе маневрировавших организаций:
«Маневрировавшие военно-воспитательные организации (так называются официально фашистские военные союзы) показали полную исправность, дисциплину, выносливость, быстрое выполнение действий, хорошую стрелковую подготовку».
В мае 1926 г. отряды стрелкового союза сражались не хуже регулярных частей.
В течение 1927 г. при войсковых частях польских армий было проведено не менее 38 инструкторских курсов для «актива» фашистских военно-общественных организаций. Организованы фашистские союзы по-военному. Отдельные местные организации разных военных союзов сводятся в роты и взводы. Несколько ротных районов объединяются в полковой.
Однако, среди фашистских организаций идет грызня. Кроме стрелкового союза есть еще несколько организаций, которые резко враждебны Пилсудскому и поддерживают опальных генералов Галлера и Довбор-Мусницкого («галлерчики» и «довборчики»), которые особенно сильны в Познани. Пилсудский постепенно зажимает эти союзы, стараясь подчинить их влиянию «стрелков». Довборчикам и галлерчикам правительство не отпускает денег, запретило им вести военную подготовку своих членов, и, наконец, весной 1927 г. Пилсудский запретил военнослужащим вступать в эти союзы. Таким образом, фашистские организации постепенно объединяются вокруг стрелкового союза, а значит, и вокруг Пилсудского.
В случае войны с этими организациями придется серьезно считаться.
Боевая подготовка польского солдата
Боевая подготовка польского солдата довольно высока. Польские паны, опутав солдата тенетами дисциплины, ослепив его баснями о боге и родине, сумели хорошо поставить дело военного обучения.
Все обучение основано на наглядности и показе. Ошибки обучающихся тут же исправляются. Учеба идет очень напряженно. Это отмечается и польским командованием, и сеймом, и отзывами иностранных военных специалистов.

Занятия по стрелковой подготовке.
Все внимание обращено на то, чтобы сделать из солдата хорошего бойца. Самый распорядок дня составлен так, чтобы возможно больше времени дать на боевую подготовку.
Успешность обучения, в связи с денежными затруднениями, толкнула сейм летом 1926 года на мысль еще больше сократить срок службы. Против этого выступал сам Пилсудский и, между прочим, дал интересную характеристику польского солдата.
«Поляк, – сказал он, – изучает военное дело очень быстро, но недостаточно хорошо. Он несколько легкомыслен и скоро забывает свои обязанности. Белорусс и украинец усваивают медленно, но зато прочно. Сокращать более срок службы нельзя, надо нашего солдата путем повторения учений приучить к работе».

Занятия по тактической подготовке.
Надо сказать, что в обучении солдат польские офицеры добились больших успехов. Вот как писал после больших маневров в 1925 г. польский военный министр ген. Сикорский:
«Пехота удачно применяется к местности. Были случаи, когда она продвигалась вперед так скрытно, что поле боя казалось пустым. Она выдерживает боевую стрельбу через голову и идет за артиллерийской завесой так близко, как это возможно только в боевой обстановке. Кавалерия со времени 1920 г. многому научилась. Артиллерия быстро пристреливается, но у нее слабо взаимодействие с другими родами войск».
На этих маневрах была проведена боевая стрельба из пулеметов через головы своих частей, причем пехота показала очень хорошую стрелковую подготовку.
Технические войска действуют хуже, чем можно было бы от них ожидать. Так, танки на маневрах под Бродами в 1925 г. действовали плохо, что было отмечено на разборе этих маневров.
Боевой подготовке поляки уделяют много внимания и не стесняются брать хорошее в других армиях. К примеру, кавалерийские начальники очень внимательно изучают опыт войны 1920 г. и, в частности, боевую работу нашей кавалерии. Польские военные журналы часто печатают разборы действий конной армии Буденного, и очень многое из тактики нашей конницы уже перенято поляками.
Интересно проводится военно-химическая подготовка солдат. Солдата приучают дышать равномерно (16–18 вдохов в минуту). При окуривании в камере солдат заставляют маршировать, бегать, носить друг друга на спине, чтобы приучить работать в противогазах. При вторичном окуривании солдаты входят в камеру без противогазов и одевают их уже в самой камере. При занятиях в поле некоторые участки местности заражаются отравляющими веществами не условно, а всерьез, конечно, только при слабой концентрации: отравиться нельзя, но слезоточение вызывается обильное.
Каков же польский солдат?
Каков же польский солдат? Крепко связанный дисциплиной, уставами и инструкциями, которые предусматривают буквально каждый его шаг, польский солдат пока находится в руках своих офицеров. Его хорошо одевают, он хорошо вооружен; во время войны он не будет иметь недостатка в помощи со стороны английских и французских империалистов. В войну 1920 года польский солдат, например, носил французское обмундирование, ел американское сало и консервы, стрелял английскими патронами и снарядами. В боевом отношении польский солдат хорошо подготовлен, особенно пехотинец, стреляет хорошо и является серьезным противником.
Однако в польских частях нет внутренней спайки между солдатами разной национальности. Сказывалось это еще в 1920 году, когда познанцы дрались хорошо, а полки, где было много белоруссов, украинцев, польских рабочих, были слабы в боевом отношении. Сказывается это и сейчас, особенно после того нажима на национальные меньшинства, который был произведен за последнее время правительством Пилсудского, после разгрома революционной крестьянской «Белорусской громады», после судов над украинцами, когда украинцев сажали в тюрьмы сотнями.
Слаба и спайка между солдатом и офицером, нет взаимного доверия, все держится на палке.
Ухудшающееся хозяйственное положение Польши, ухудшающееся положение трудящегося населения оказывает влияние на польского солдата и понижает его боеспособность.
Зная о преследованиях его семьи, зная, что правительство не оказывает его семье никакой помощи, не дает никаких льгот, польский солдат вряд ли будет стойко защищать это правительство.
Революционная пропаганда тоже делает свое дело. Затуманенное офицерами и попами сознание польского солдата проясняется. Недаром же паны принимают строгие предупредительные меры перед праздником 1 мая, недаром же паны боятся посылать войска для разгона демонстраций. Польский рабочий и крестьянин начинают понимать, что с буржуазией им не по пути.








